Правила езды на снегоходе. Управление снегоходом

Общие рекомендации
Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода первых порах новичком, независимо от его опыта вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопасность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скорости движения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, загруженности трассы, технического состояния снегохода а также от навыков управления и самочувствия водителя.
Использование снегохода не по прямому назначению, а также рискованная манера езды, провоцирующая такие ситуации, в которых водитель не может полностью контролировать движение снегохода и оказывается не состоянии предотвратить опасных последствий, могут стать причиной травмирования водителя, пассажира или других находящихся поблизости людей.


Водитель должен в совершенстве изучить особенности эксплуатации и освоить правила вождения. Умение управлять снегоходом приходит со временем, в результате тренировок и упражнений.
Владелец или водитель отвечают также за предварительный инструктаж и безопасность пассажиров, и и равной степени за безопасность других людей, допущенных ими к самостоятельному управлению снегоходом.
Если у Вас есть дети, то Вас возлагается ответственность за их безопасность, так как именно Вы должны решать, достаточно ли они подготовлены, чтобы самостоятельно пользоваться снегоходом. Предостерегите их от превышения скорости, излишней самоуверенности и беспечности. Никогда не оставляйте маленьких детей без присмотра вблизи снегохода. Не садитесь за руль снегохода после употребления алкоголя или наркотических препаратов. Езда в нетрезвом состоянии свидетельствует о безответственном отношении не только к окружающим, но и к самому себе.
Водителю снегохода необходимо всегда надевать защитный шлем. Под шлем надевайте шапочку и маску для защиты лица. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эти рекомендации относятся и к пассажиру.
Снегоход - открытая машина, поэтому отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха.
Всегда следите за техническим состоянием снегохода. Не допускайте преждевременного изнашивания деталей. Для защитного эффекта и предотвращения окисления от реагентов и воды при транспортировке используйте чехол на снегоход , это предотвратит негативное воздействие на элементы подвески, а так же убережёт Ваш снегоход от грязи.

Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения на снегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха.
В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок, снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации.

Дальние поездки на снегоходе в одиночку представляют опасность. Вы можете израсходовать весь запас топлива, попасть в аварию или повредить свой снегоход. Помните о том, что снегоход за полчаса проходит большее расстояние, чем Вы способны покрыть за целый день, передвигаясь пешком. Дальние поездки следует совершать, как минимум, вдвоем. Даже в этом случае обязательно скажите кому-нибудь, куда Вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.


Начинающий водитель должен освоить приемы безопасного управления снегоходом, тренируясь на ровной снежной трассе и двигаясь на небольшой скорости.
Перед тем, как тронуться с места, Вы должны знать, как остановить снегоход. Для снижения скорости и полной остановки снегохода отпустите рычаг газа и плавно нажмите на рычаг тормоза, который расположен на руле слева. Затем поверните ключ зажигания в положение "1" (зажигание выключено).
В аварийной ситуации Вы можете быстро остановить снегоход, нажав на кнопку выключателя экстренного останова двигателя, который расположен на руле справа около рычага газа, и одновременно нажать на рычаг тормоза. Помните, что снегоход обладает инерцией и не может остановиться мгновенно. Тормозная эффективность снегохода зависит в большой степени от глубины и плотности снега и состояния ледяного покрова. При интенсивном торможении снегохода, которое сопровождается блокировкой гусеничной ленты тормозом, возможна потеря курсовой устойчивости и боковое скольжение снегохода.
Посадка водителя, а также продольное и поперечное распределение веса тела водителя сильно влияют на ходовые качества снегохода. Водителю и пассажиру запрещается во время движения снегохода снимать ноги с подножек и тормозить или опираться ногами на снег.
Как правило, лучшей посадкой для водителя с точки зрения удобства управления снегоходом и равновесия является посадка сидя. Тем не менее, в некоторых особых условиях движения используются и другие посадки: езда полусидя, с опорой на одно колено или стоя.
Не совершайте прыжки на снегоходе с естественных трамплинов. Оставьте эти трюки профессиональным каскадерам. Будьте всегда осмотрительны и ответственны.
Превышение безопасной скорости может представлять смертельную опасность. При движении на высокой скорости у Вас не остается достаточно времени, чтобы адекватно среагировать на изменившуюся ситуацию. Всегда выбирайте такую скорость, которая в конфетных условиях движения (состояние трассы, погодные условия) обеспечивает безопасность.

Управление снегоходом сидя
Для езды по знакомой ровной снежной трассе оптимальной для водителя является посадка сидя. При этой посадке водитель занимает среднее положение на сиденьи, а ступни ног расположены на подножках. Мышцы бедер и голеней ног помогают смягчать удары от неровностей трассы, которые передаются туловищу.

Управление снегоходом полусидя
При езде по неровным трассам удобно использовать посадку полусидя. При этой посадке туловище водителя приподнято на полусогнутых ногах. Ступни ног перенесены назад и опираются на подножки примерно под центром тяжести тела. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Управление снегоходом стоя с опорой на одно колено.
Одна нога опирается стопой на подножку снегохода, а другая согнута в колене и опирается на сиденье. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Управление снегоходом стоя
Поставьте ступни обеих ног на подножки. Ноги в коленных суставах должны быть согнуты, чтобы лучше амортизировать толчки и удары, передаваемые на туловище. Езда стоя улучшает обзор спереди снегохода и позволяет водителю быстро смещать центр тяжести тела в любую сторону в соответствии с условиями движения и предпринимаемым маневром снегохода. Используя эту посадку, следует остерегаться резких торможений снегохода.

Разновидности трасс и условий движения

Движение по подготовленным трассам
При езде по подготовленным трассам оптимальной для водителя и пассажира является посадка сидя. Не превышайте установленную допустимую скорость движения. Держитесь правой стороны, не виляйте по трассе, смещаясь от одного края к другому и обратно.

Движение по неподготовленным трассам
Неподготовленная трасса может пролегать по неровному снежному покрову. Движение по неподготовленным трассам на высокой скорости опасно. Снизьте скорость движения. Остерегайтесь камней и пней, частично покрытых свежевыпавшим снегом. Несмотря на наличие снежного покрова, глубина которого может достигать нескольких десятков сантиметров, на трассе иногда встречаются места с непокрытой сухой травой. Очищайте гусеничный движитель и полости моторного отсека от набившейся травы и мусора.

Движение по глубокому снегу
При движении по глубокому рассыпчатому снегу снегоход может начать увязать. В этом случае следует изменить направление движения и, двигаясь по кривой большого радиуса, постараться найти участок с более прочным снежным покровом. Если Ваш снегоход все же застрял, избегайте интенсивного буксования гусеничного движителя, так как это приводит к дальнейшему погружению машины в снег. Заглушите двигатель и вытяните снегоход на нетронутый участок снежного покрова. Затем протопчите колею перед снегоходом, уплотнив снег ногами. Обычно бывает достаточно подготовить колею длиной полтора-два метра. Снова пустите двигатель. Примите положение "стоя" и осторожно раскачивайте снегоход из стороны в сторону, одновременно плавно и медленно нажимая на рычаг газа. В зависимости от того, какая часть снегохода оказалась сильнее погружена в снег (передняя или задняя), переместите ступни ног на противоположный конец подножки (соответственно назад или вперед).
Не подкладывайте никакие подручные предметы под гусеничную ленту. Следите за тем, чтобы никто не находился спереди и сзади снегохода, когда двигатель работает. Во избежание травмирования держите ноги подальше от гусеничной ленты и вращающихся деталей гусеничного движителя.

Движение по ледяному покрову
Движение на снегоходе по льду замерзших озер и рек может представлять опасность для жизни. Остерегайтесь таких трасс. Находясь на незнакомой местности, перед тем как пересекать по льду реку или озеро, наведите справки у местных жителей относительно состояния ледяного покрова, убедитесь в наличии удобных съездов и выездов на берег.
Никогда не пытайтесь переправиться через водную преграду по тонкому льду, который может не выдержать вес груженого снегохода. Переправа по льду может быть очень опасной, если вы не соблюдаете определенные меры предосторожности. Снегоход обладает на льду плохой управляемостью. Необходимая для разгона, поворота или торможения снегохода сила сцепления гусеничной ленты со льдом значительно ниже, чем со снежным покровом. На льду снегоход обладает минимальной управляемостью, поэтому всегда существует реальная опасность неуправляемого заноса и разворота снегохода.
Двигаясь по льду, снизьте скорость и будьте внимательны. Не рискуйте и всегда оставляйте себе достаточно свободного места для безопасной остановки снегохода или совершения поворота. Особенно важно соблюдать эти меры предосторожности при движении на снегоходе в темное время суток.

Движение по плотному снегу
Ни в коем случае нельзя недооценивать опасность движения на снегоходе по уплотненному снежному покрову. В этих условиях сцепление гусеничной ленты и лыж с опорной поверхностью может оказаться недостаточным. Рекомендуется снизить скорость движения и избегать интенсивных разгонов, резких поворотов и экстренного торможения.

Преодоление подъемов
Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих склонах, потом переходите на более крутые.
При преодолении холма, где выбор маршрута ограничен, Вам следует выбрать для подъема наиболее доступный склон. Такой холм приходится преодолевать в конкретном месте. Примите положение "стоя" и предварительно разгоните снегоход на горизонтальном участке пути. При въезде на подъем уменьшите подачу топлива в двигатель, чтобы предотвратить буксование гусеничного движителя. Не выезжайте на вершину холма на большой скорости. Будьте готовы к тому, что там могут оказаться какие-либо препятствия, другие транспортные средства или люди.
Рациональная тактика преодоления открытого холма состоит в том, что снегоход въезжает на склон под углом и движется по зигзагообразной траектории. На каждом прямолинейном участке траектории (траверзе) машина движется вдоль склона и одновременно поднимается в гору. В конце прямолинейного участка снегоход разворачивается и движется в обратном направлении вдоль уклона, снова постепенно набирая высоту. Для преодоления склона холма примите положение "стоя с опорой на колено". Ваша нога, опирающаяся на бортовую площадку снегохода, должна всегда находиться со стороны вершины холма (со стороны верхнего борта машины). При разворотах снегохода в конце участков зигзагообразной траектории соответствующим образом изменяйте свою посадку на снегоходе. Преодолевая подъем, поддерживайте постоянную безопасную скорость.
При преодолении склонов любого типа, если движение вверх становится невозможным, не разворачивайте снегоход на ходу. Выключите двигатель и включите стояночный тормоз. Освободите лыжи, разверните снегоход носом в сторону подножия холма. Запустите двигатель и, плавно нажимая на рычаг газа, спуститесь к подножию холма.

Преодоление спусков
Безопасное движение под гору требует, чтобы Вы постоянно сохраняли возможность полностью контролировать движение снегохода. При спуске с крутых склонов займите такое положение, чтобы центр тяжести Вашего тела находился как можно ниже. Держитесь обеими руками за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг газа, поддерживайте устойчивую работу двигателя в процессе спуска с горы. Если снегоход стал разгоняться и скорость увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг. Никогда не допускайте блокировки гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона
При движении снегохода вдоль склона, а также при подъеме или спуске с холма по зигзагообразной траектории следует придерживаться следующих правил. Водитель и пассажир должны перераспределить вес тела на борт снегохода, который находится со стороны вершины холма. Это позволит более надежно удерживать снегоход в равновесии при поперечном крене. Предпочтительная посадка - "стоя с опорой на колено". Нога, которая опирается на ступню, должна располагаться со стороны вершины холма, а нога, опирающаяся коленом на сиденье, - со стороны подошвы холма. Можно использовать также посадку "полусидя".
Будьте наготове, чтобы быстро перенести вес тела в ту или иную сторону. Если Вы почувствовали, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в сторону скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс. Новичкам и малоопытным водителям снегоходов не рекомендуется двигаться вдоль склонов и преодолевать крутые склоны.

Движение по размокшему снегу
Перед переправой по льду через водную преграду разведайте наличие участков с размокшим снегом. Если колеи, которые оставляют лыжи, темнеют и на дне колей выступает вода, немедленно сверните со льда на берег. Всегда старайтесь избегать движения по размокшему снегу. Куски льда и брызги воды могут отбрасываться назад и попадать на снегоходы, движущиеся вслед за Вами. Вывести снегоход из размокшего снега бывает достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно.

Движение в тумане или во время снегопада
Иногда Вы можете попасть в туман или в плотный снегопад, когда видимость сильно ухудшается. Всегда лучше воздержаться от поездки на снегоходе в условиях плохой видимости. Если Вы вынуждены двигаться в тумане или во время сильного снегопада, снизьте скорость до безопасного значения. Внимательно следите за трассой, чтобы вовремя заметить неожиданное препятствие. Поддерживайте безопасную дистанцию до впереди идущего снегохода. Это позволит несколько улучшить условия наблюдения и иметь запас по времени для принятия решения и реализации управления.

Движение по незнакомой местности
Если Вы попали в незнакомую местность, двигайтесь с особым вниманием и осторожностью. Снизьте скорость так, чтобы иметь возможность надежно и своевременно распознать неожиданное препятствие на вашем пути, которое может представлять потенциальную опасность: забор или столбы изгороди, ручей, пересекающий трассу, крупные камни, неожиданная ложбина, проволочные растяжки и множество прочих препятствий. Любое из названных препятствий может прервать Вашу поездку и стать причиной серьезного травмирования. Даже двигаясь по наезженной трассе, будьте предельно осторожны и внимательны. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успевали оценивать обстановку за ближайшим поворотом трассы или за переломом продольного профиля трассы.

Слепящее действие солнца
В солнечный день могут возникнуть различные проблемы, связанные с "ослеплением" и усталостью глаз. Сверкающий на солнце снег иногда настолько затрудняет наблюдение за трассой, что Вы можете не заметить лощину, ров или другое опасное препятствие. При ярком солнце обязательно надевайте солнцезащитные очки с цветными светофильтрами.

Скрытые препятствия
На местности могут попадаться препятствия, скрытые под слоем снега. Свернув с подготовленной трассы или двигаясь по лесной дороге, снизьте скорость снегохода и будьте бдительны. Слишком высокая скорость движения может превратить в очень опасное даже весьма незначительное препятствие. Удар о небольшой камень или пенек чреват потерей контроля над снегоходом и возможным трав-мированием водителя и пассажира. Во избежание ненужного риска снизьте скорость и двигайтесь по наезженным трассам. Это обеспечит безопасность движения.

Провода
Всегда остерегайтесь лежащих на земле или низко расположенных проводов. Авария может быть вызвана наездом на провода, лежащие в поле, на проволочные растяжки столбов, стоящих вблизи трассы движения, на цепи и канаты ограждений на опасных участках дорог. В местах, где имеется вероятность встретить на трассе провода, необходимо снижать скорость.

Прохождение поворотов
В зависимости от состояния снежного покрова или трассы может применяться один из двух способов поворота снегохода. В большинстве случаев для уверенного прохождения криволинейных участков трассы необходимо отклонять тело в сторону центра поворота. Перераспределение веса тела в поперечном направлении и дополнительная нагрузка на внутренний борт снегохода создают нужный крен гусеничной ленты. Чтобы дополнительно нагрузить внутреннюю относительно центра поворота лыжу, нагнитесь и сместите тело максимально вперед. Иногда развернуть снегоход на глубоком снегу удается только вручную. Не перенапрягайтесь, воспользуйтесь посторонней помощью.

Пересечение дорог
В некоторых случаях Вам придется пересекать дорогу, проложенную по насыпи. Выберите такое место, где Вы сможете подняться по уклону насыпи земляного полотна наиболее безопасно. Привстаньте с сиденья и разгоните снегоход лишь до такой скорости, которая необходима для успешного преодоления уклона насыпи. Въехав на насыпь, полностью остановите снегоход на обочине и пропустите транспорт, следующий по дороге в обоих направлениях. Пересеките дорожное полотно в перпендикулярном направлении.
При съезде с дорожной насыпи вниз переместите центр тяжести тела и точки опоры ног максимально назад. Помните, что снегоход не рассчитан для движения по жестким дорожным покрытиям, и усилия на руле могут возрасти.

Пересечение железнодорожных путей
Запрещается двигаться на снегоходе вдоль железнодорожного полотна. При пересечении железнодорожных путей остановите снегоход и оглядитесь. В условиях недостаточной видимости прислушайтесь, не приближается ли поезд.

Движение в ночное время

Суточное изменение условий естественной освещенности влияет на способность водителя визуально оценивать обстановку на трассе движения и на видимость Вашего снегохода для других участников движения. Вождение снегохода в ночное время нежелательно. Перед поездкой проверьте исправность и функционирование приборов освещения и сигнализации. Рассеиватели фары и заднего фонаря должны быть чистыми. Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успели вовремя затормозить и остановиться при появлении перед снегоходом опасного предмета или препятствия. Двигайтесь ночью только по подготовленным трассам и никогда не съезжайте с них на незнакомую местность. Избегайте движения по замерзшим рекам и озерам. Помните, что проволочные растяжки, изгороди из колючей проволоки, канатное ограждение дорог, ветви деревьев и другие подобные препятствия трудно заметить ночью. Никогда не отправляйтесь в ночную поездку на снегоходе в одиночку. Имейте с собой исправный фонарь аварийной сигнализации. Держитесь подальше от жилых районов, чтобы не нарушать покой людей.

Движение снегоходов в группе
Перед тем как отправиться в путь, выберите лидера группы и замыкающего. Все участники поездки должны знать предложенный маршрут движения и конечный пункт назначения. Убедитесь в наличии всех необходимых инструментов, запасных частей и принадлежностей на борту снегохода. У Вас должно быть достаточно топлива и моторного масла, чтобы добраться до пункта назначения. Никогда не обгоняйте на трассе лидера группы, а также другие снегоходы, идущие впереди. Для визуальной сигнализации об опасности или изменении направления движения используйте установленные сигналы (например, отмашку рукой). При необходимости оказывайте помощь другим водителям снегоходов.
При движении снегоходов в группе особенно важно соблюдать безопасную дистанцию между машинами. Всегда поддерживайте такую дистанцию до впереди идущего снегохода, которая позволит Вам в случае необходимости остановить свой снегоход без неприятных последствий.
Сигналы
Перед остановкой снегохода подайте знак следующим за Вами водителям, подняв вверх над головой правую или левую руку. Поворот влево обозначают вытянутой левой рукой, которая поднята в горизонтальное положение. Для предупреждения о правом повороте поднимите согнутую в локте левую руку. При этом плечо руки должно располагаться горизонтально, а предплечье - вертикально. Каждый водитель снегохода должен предупреждать едущих сзади о предпринимаемых им маневрах.

Перевозка пассажира
Если Вы везете пассажира, то Вы должны предварительно объяснить ему основные правила безопасности при езде на снегоходе. Проинструктируйте пассажира о необходимости крепко держаться за рукоятки. Неожиданный ухаб на трассе движения может привести к падению пассажира со снегохода. Объясните пассажиру необходимость наклоняться вместе с Вами к центру поворота, чтобы удерживать снегоход от опрокидывания. Двигаясь на снегоходе с пассажиром, будьте особенно осторожны. Уменьшите привычную скорость движения и периодически проверяйте состояние Вашего пассажира.
Предпримите дополнительные меры предосторожности, если перевозите на снегоходе подростка или ребенка. В этом случае следует двигаться еще медленнее. Периодически контролируйте посадку ребенка: он должен крепко держаться за рукоятки, а ступни его ног должны находиться на подножках. Разгоняйтесь и тормозите плавно.

Компания "ЧЕХОЛ.РУ"

Чтобы ощущения от сафари на снегоходах носили только положительный характер, примите к сведению следующие , касательно безопасности управления снегоходом.

При управлении снегоходом КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:

Вождение снегохода в состоянии алкогольного опьянения;

Спускать ноги с подножек;

Движение стоя или сидя на коленях;

Езда по поверхности без снега (очень плотный снег, голый лед);

Обгон впереди идущего снегохода.

Выполнение данных правил сделает Вашу поездку

Прежде чем тронуться с места при управлении снегоходом. убедитесь, что путь в направлении движения свободен и плавно нажимайте на рычаг газа до момента начала движения снегохода. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя.

Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом следует, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях при управлении снегоходом достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость.

Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.

На поворотах и разворотах управляя снегоходом необходимо снижать скорость в зависимости от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег), перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота.

При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода.

Если снегоход застрял в снегу. следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально. Затем плавно начать движение снегохода.

Помните! Чем выше скорость, тем меньше у Вас времени для принятия решения в сложной ситуации.

Во время езды на снегоходе с пассажиром у Вас уменьшается возможность маневрировать, потому что у снегохода увеличивается вес и изменяется центр тяжести. Уменьшите скорость и оставляйте больше места для маневров.

Если вы попали в водяную яму (вода под снегом), добавьте газ и не останавливайтесь. Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.

Пересечение автомобильных дорог происходит согласно Правилам Дорожного Движения.

Движение в колонне (2-3 и более машин):

Необходимо соблюдать дистанцию не менее 50 метров.

Обязательно выполнение следующих условных знаков инструктора.

Левая рука вверх - остановка;

Левая рука влево - поворот налево;

Левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо.

Отправляясь в поездку на снегоходе, следует одеваться в теплую, удобную, не стесняющую движения одежду. Ведь с учетом приличной скорости снегохода и скорости ветра температура окружающего воздуха будет ощущаться значительно более низкой, чем на самом деле.

Права на квадроцикл и на снегоход - как получить

Для начала разберемся с тем, какие же права нужны на квадроцикл и снегоход:

4. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

I - внедорожные мототранспортные средства;

Все внедорожные мототранспортные средства относятся к категории А I, т.е. для управления квадроциклом или снегоходом на законных основаниях Вам потребуется удостоверение тракториста-машиниста категории A I (А один).

Как получить права на снегоход или квадроцикл?

Рассмотрим подробнее, как получить права на снегоход или квадроцикл:

11. К сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами допускаются лица:

а) достигшие возраста:

16 лет - для самоходных машин категории «А I»;

2. Для получения прав тракториста-машиниста необходимо пройти медицинскую комиссию и получить специальную медицинскую справку, в которой должно быть указано, что Вы годны к управлению самоходными машинами (а не обычными автомобилями) соответствующей категории.

3. Для подготовки на категорию A I не обязательно проходить обучение в автошколе. Подготовиться к экзамену можно и самостоятельно:

в) прошедшие профессиональную подготовку или получившие профессиональное образование по профессиям (специальностям), связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий. Допускается самостоятельная подготовка для получения права на управление самоходными машинами категорий «А I» и «В»;

Экзамен в гостехнадзоре

Рассмотрим особенности прохождения квалификационного экзамена в гостехнадзоре. По многим параметрам экзамен этот похож на квалификационный экзамен в ГИБДД, однако есть и некоторые отличия.

1. Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической.

2. Теоретическая часть принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ. Естественно, при самостоятельной подготовке к получению прав водителя квадроцикла или снегохода следует найти эти билеты и подробно их прорешать несколько раз.

3. Если Вы не сдадите теоретическую часть сразу, повторный экзамен будет назначен не ранее чем через неделю. То же самое нужно сказать и о практической части.

Обратите внимание! Если кандидат 3 раза подряд не сдает практический экзамен, он должен в обязательном порядке пройти дополнительное обучение. Причем на следующую пересдачу необходимо предоставить документ об этом.

Т.е. если плохо подготовиться самостоятельно, придется переучиваться уже на коммерческой основе.

Результаты теоретического экзамена действительны в течение 3х месяцев, после чего теорию также нужно пересдавать повторно.

4. Практический экзамен в свою очередь также состоит из двух частей: «автодрома» и «города».

4.1. Автодром включает следующие упражнения:

начало движения с места на подъеме (эстакада); разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи (разворот в ограниченном пространстве); постановка самоходной машины в бокс задним ходом (въезд в бокс задним ходом); агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной); торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

4.2. Что касается второго этапа, то на нем проверяются:

б) на втором этапе - соблюдение правил безопасной эксплуатации, Правил дорожного движения Российской Федерации, умение выполнять на самоходной машине маневры в реальных условиях (для колесных самоходных машин - в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать.

Думаю, на практике получить права на квадроцикл или снегоход не составит особого труда, т.к. эти транспортные средства пока что не столь популярны, как автомобили, и огромных очередей в гостехнадзоре ожидать не следует.

Как Вы уже поняли, к экзамену не сложно подготовиться и самостоятельно (особенно при наличии собственного квадроцикла). Однако если это вызывает трудности, можно пойти и в автошколу. В настоящее время многие организации предлагают пройти однодневный курс обучения, после чего получить права категории A I.

Ну и последнее. Если Вы получите права на квадроцикл, то их же можно будет использовать и для управления снегоходом. Ну и наоборот.

Казалось бы, все очень и очень просто: приехал в магазин, выбрал снегоход, дождался ближайших выходных, сел и поехал. Техника новая, надежная, безопасная, качество у нее отменное и технические характеристики тоже на высоте. Что же еще нужно?

Чтобы оправдать Ваши ожидания, машине требуется пройти процедуру ввода в эксплуатацию, только тогда она сможет продемонстрировать Вам пик своих возможностей и доставить Вам немало приятных впечатлений. У разных производителей снегоходов разработаны свои рекомендации, касающиеся выпускаемого ими модельного ряда.

Разработчики компании Polaris советуют перед первой поездкой на аппаратах такого класса, как 800 ASSAULT RMK 146, залить полный бак масла и топлива в пропорции 1:40. Оптимальным вариантом для этого случая они считают заливку полусинтетического масла Polaris Premium, поскольку именно он способствует ускорению процедуры первоначальной обкатки.

Во время первых выездов необходимо периодически проводить тщательный осмотр масляных шлангов и замерять уровень масла. Несложный процесс контроля поможет Вам удостовериться в том, что в моторном масле не образуются пузырьки воздуха, и оно течет абсолютно свободно.

Вводя новый снегоход в эксплуатацию, не следует удерживать его на высоких оборотах постоянно, а лучше всего изменять давление на рычаг управления дросселем. При варьировании скорости движения притирка деталей происходит гораздо быстрее и на деталях, установленных с плотной посадкой, уменьшается трение. После полного израсходования первого бака моторного масла, можно будет сменить его марку и залить в следующий раз, например Polaris VES Gold Plus.

Первые часы после запуска двигателя Вашего снегохода, он будет работать в специальном режиме, предусмотренном конструкторами в блоке управления для наиболее эффективного введения машины в эксплуатационный период. Помните, что не стоит долго держать Вашего «коня» на стенде на холостых оборотах. Выпускайте его как можно быстрее в реальные условия, на снежные трассы и бездорожье, туда, где Вы предполагаете использовать снегоход в дальнейшем.

Технические специалисты компании Yamaha напоминают Вам о необходимости первой замены моторного масла в новых снегоходах своего модельного ряда сразу после отметки в 500 миль первоначального пробега. Новые их яркие представители снегоходостроения такие, как Apex X-TX, оснащены опцией специального напоминания о том, что настал момент смены масла и затем на приборной доске Вы сможете видеть пройденный путь с момента появления этого напоминания.

Новаторская система выпуска EXUP нового 4-тактного двигателя на выходе дает в любых режимах стабильную полку крутящегося момента и точность реакции на газ. Инженеры Yamaha рекомендуют бережно обращаться с курком во избежание острых реакций двигателя и повышения плавности хода. Для полного укрощения и раскрытия всех «талантов» Вашего мощного «зверя» по кличке Apex, Вам придется заправиться несколько раз.

Консультация BRP

Купив снегоход марки BRP Ski-Doo с новой модификацией двигателя 800R E-TEC, например одну из моделей MXZ Renegade Backcountry X, MXZ X-RS или Summit X 163, необходимо учесть, что оптимальное рабочее состояние машины будет достигнуто после расходования первых 120 литров моторного топлива. В блоке управления отмечается каждый миллилитр проходящего через инжекторы топлива. Первые 80 литров уйдут на запуск нормального режима системы зажигания, а следующие 40 - потребуются для нормализации процесса подачи масла.

Когда этот выпуск журнала поступит в продажу, в Петербурге и в окрестностях, скорее всего, будет много снега, и счастливые обладатели снегоходов наконец-таки смогут начать сезон.

А вот когда мы готовили номер к печати, с погодой у любителей «оттянуться» по снежной трассе были проблемы: снег в ноябре выпал, но пролежал недолго, и начались типичные для питерской поздней осени сырость и слякоть.

Понятно, что в таких условиях на снегоходе не особо покатаешься: нужно ждать снега, но сколько его должно быть, чтобы можно было ездить, не рискуя - не дай бог! - угробить технику? С этим вопросом мы обратились к специалистам Группы компаний «ПЕТРОСЕТ» - официального диллера YAMAHA - и в результате узнали много интересного об особенностях эксплуатации снегоходов вообще…

Так сколько нужно снега?

Начнем с главного. То, что летом снегоход должен где-то храниться, а затем определенным образом готовиться к зимнему сезону, - более или менее очевидно. Как его расконсервировать? Ответ один: только в авторизованном сервисе у официального дилера, так как это довольно-таки сложная процедура (в частности, гусеницу необходимо ослаблять перед сезонным хранением и снова подтягивать к зиме), и доверять ее лучше квалифицированному механику.

Определяя же необходимую для начала активных «покатушек» толщину снежного покрова, необходимо учитывать следующее. Главная (после двигателя) деталь снегохода - гусеница - движется по специальным направляющим наподобие рельсов. На техническом жаргоне их именуют «склизами». «Рельсы» эти должны смазываться (охлаждаться) водой, которая образуется при подтаивании попадающего на них снега. Если снега мало, и такой смазки (охлаждения) нет, пластиковые склизы быстро изнашиваются, а от сильного нагрева могут и расплавиться. Гусеница к ним «прилипнет», и «реанимировать» такой снегоход в полевых условиях будет очень трудно.


Кроме того, радиаторы двигателей с жидкостным охлаждением расположены на подножках снегохода, и, опять-таки, туда в обязательном порядке должен попадать снег. Если же он попадает в недостаточном количестве, происходит перегрев мотора (это не относится к некоторым четырехтактным моторам, оснащенным дополнительным радиатором с электровентилятором). Соответственно, при езде по укатанным дорожкам или, скажем, по льду на снегоходе с жидкостным охлаждением двигателя необходимо периодически заезжать на участки со снегом, чтобы таким образом принудительно охлаждать и мотор, и склизы.

Температура же воздуха для современных снегоходов практически не играет роли: их можно эксплуатировать и при -30°, и при +5 °С. Если же меняется высота над уровнем моря, необходимо изменить настройки карбюратора. В инжекторных двигателях, напомним, подача топлива регулируется автоматически.

Если снега достаточно

…и друзья зовут вас куда-нибудь на природу и - тем более - на сафари (так называется длительное путешествие на дальние расстояния: десятки, а то и сотни километров), прежде чем согласиться, подумайте, предназначен ли ваш снегоход для таких поездок. Возможно, придется взять напрокат другую модель.

Так, например, следует остерегаться долгой езды в полный газ по озеру: на двухтактных моделях, предназначенных для перемещения тяжелых грузов, это может привести даже к прогоранию поршня. Существуют также модели (так называемые «кроссовые»), рассчитанные на кратковременное ускорение, и если на них долго ехать с ровным газом, двигатель «умрет» в течение нескольких минут… Так что, для сафари предпочтительнее туристические снегоходы.

Кстати, подобные путешествия все больше входят в моду, и специально для них производители конструируют особые модели: так называемые «туристы-эгоисты», рассчитанные только на одного человека. Они комфортны, проходимы (за счет удлиненной гусеницы), на них можно запросто отмахать около 200 км на одном баке горючего (и это - при весьма агрессивном стиле езды!), но и на них ни в коем случае нельзя отправляться в путешествие в одиночку, даже если вы полностью уверены в своей технике.

Очень часто возникает ситуация, когда оставленный на ночь на стоянке снегоход заводится, но никак не может тронуться с места. В большинстве случаев это означает, что аппарат всего-навсего примерз: снегоход, прогретый после дневной эксплуатации и оставленный с вечера, подтапливает снег, а за ночь его «прихватывает» ледяная корка. В этом случае нужно просто приподнять снегоход сзади и легонько встряхнуть его. Если же продолжать бездумно газовать в попытке выбраться из ледового плена, запросто можно сжечь ремень вариатора.

Участки трассы с песком, грязью, а также проталины необходимо, по возможности, преодолевать по кратчайшему пути, чтобы время движения по таким «проплешинам» было минимальным. Что происходит с важнейшими частями снегохода, когда на них долго не попадает снег - см. выше…

Прежде чем Вы сядете за руль снегохода, внимательно прочтите настоящую инструкцию. Она содержит важную информацию о безопасности и пользовании. Исходя из требований общей безопасности, Вы несете ответственность за безопасное управление транспортным средством. Невозможно предостеречь от всех допустимых повреждений связанных с вождением транспортного средства, поэтому Вы должны всегда руководствоваться здравым смыслом.

1. К управлению снегоходом допускаются лица старше 16 лет и весом менее 111 кг. Дети до 16 лет могут кататься только в качестве пассажиров.

2. Всегда следуйте указаниям инструктора!

3. При катании на снегоходе обязательно использовать защитную экипировку : шлем , перчатки, удобная влагозащитная (по сезону) обувь,защитный костюм.

(не рекомендуется ездить на снегоходе в шортах и/или в рубашках, майках с коротким рукавом).Запрещено управление снегоходом без защитного шлема соответствующего размера. Также необходимо надеть средство для защиты глаз (защитную маску или защитные очки).

4. Один из главных элементов безопасности – это Ваша правильная посадка на снегоходе :

  • Водитель сидит (не стоит и лежит или как-то иначе) на снегоходе крепко держась за руль обеими руками, ноги на подножках.
  • Пассажир сидит на снегоходе, крепко держась за специально предназначенные для этого ручки, а не за водителя, ноги на подножках.

5. Управление снегоходом :

Правая рука, большой палец – рычаг газа.

Левая рука, все пальцы, кроме большого – рычаг тормоза.

Правая рука – переключение передач. Последовательное переключение H-R-L (повышенная передача, задний ход и пониженная передача) при полной остановке снегохода.

6. Для запуска двигателя поверните ключ зажигания в положение «ON», нажмите рычаг тормоза, поверните ключ вправо и удерживайте до пуска двигателя, но не более 5 секунд.

7. Перед тем как тронуться с места убедитесь, что путь свободен от препятствий (людей, снегоходов, другой мототехники и т.д.):

  • Трогание с места : включите повышенную передачу (Н ), отпустите рычаг тормоза , плавно нажимайте на рычаг газа, до набора необходимой скорости. Помните, чем меньше скорость , тем больше у Вас времени для принятия решения в случае возникновения преграды.
  • Переключение передачи : необходимо ОСТАНОВИТЬСЯ, отпустить рычаг газа, нажать рычаг тормоза и передвинуть рычаг на нужную позицию, на панели приборов загорится индикатор передачи (H-R-L)
  • Остановка : отпустить рычаг газа (сбросить газ). затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость. Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.
  • На поворотах и разворотах необходимо снизить скорость и повернуть по максимально большому радиусу. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег) перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота. Если снегоход застрял в снегу необходимо - дождаться инструктора.
  • При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода.
  • Если снегоход накреняется на бок в процессе движения, необходимо перенести вес тела в противоположную от крена сторону с целью сбалансировать движущийся снегоход. Категорически запрещается восстанавливать равновесие снегохода с помощью ног, так как это может привести к травме.
  • Если снегоход застрял в снегу следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально, затем плавно начать движение снегохода. Или дождитесь инструктора.
  • Если снегоход попал в водяную яму (вода под снегом). Добавьте газ и не останавливайтесь . Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.
  • Ери движении с пассажиром маневренность снегохода падает, поэтому, заранее планируйте повороты и остановки.
  • Если снегоход стал неисправен , остановитесь и дождитесь инструктора.

8. Запомните основные сигналы рукой :

Сигналы подаются инструктором:

  • Певый поворот: вытянутая в сторону левая рука,
  • Правый поворот: вытянутая в сторону левая рука, согнутая в локте под углом 90 градусов,
  • Остановка, опасность: поднятая прямая левая рука вверх. Увидев данный сигнал, обязательно сбросьте скорость и усильте внимание.

Всегда дублируйте сигналы инструктора.

Если у Вас появилась необходимость в остановке (замерзло стекло шлема, руки и т.д.) не ждите остановки группы. Поднимите левую руку вверх и/или привлеките внимание звуковым сигналом (для остановки едущих за Вами и инструктора), и плавно остановитесь. После остановки дождитесь инструктора с целью проведения дополнительного инструктажа, продолжения путешествия в качестве пассажира с инструктором или более опытным туристом либо поиска иного выхода из сложившейся ситуации.

9. При пересечении дорог , полностью остановите снегоход и убедитесь, что дорога свободна от транспортных средств. Затем пересекайте дорогу под прямым углом к направлению движения по пересекаемой дороге.

10. Дистанция при движении по полю или озеру 80-100м , придвижении по лесу 40-50м .

  • При движении по лесу держитесь накатанного следа.
  • При движении по полю или озеру за впереди идущими снегоходами поднимается столб снежной пыли, сместитесь на несколько метров в сторону от него, это немного повысит для Вас видимость.
  • Двигаться следует только по подготовленной трассе за инструктором.

11. Максимальная скорость 40 км/ч .

  • Не допускайте резких нажатий на рычаг газа или тормоза.
  • Держите скорость, передвигаясь с которой Вы чувствуете себя комфортно и безопасно (не более 40 км/ч ). Нет необходимости догонять быстро идущий впереди снегоход. Не торопитесь, Вас подождут.
  • Внимательно следите за дорожной обстановкой и соблюдайте скорость, при которой сможете заблаговременно остановиться или замедлить движение при появлении на пути движения различных препятствий (обледенения, глубокие колеи, близко стоящие или поваленные деревья, выступающие корни деревьев, камни и т.п.).

!!!Внимание!!! Не совершайте действий, которые могут привести к повреждению снегохода и снижению Вашей безопасности.

Запрещается:

  • Употребление алкоголя и/или наркотических средств до и во время управления снегоходом!
  • Ехать по территории пансионата (клуба, дома отдыха) со скоростью более 5 км/ч.
  • Провоцирование окружающих на столкновения, участие в гонках.
  • Обгон инструктора и других участников поездки.
  • Трогаться с места с нажатой педалью тормоза.
  • Езда по поверхности без снега (очень плотный снег или голый лед).
  • Включать пониженную передачу (L) без разрешения инструктора.
  • Удаление от инструктора более чем на 100 метров.
  • Умышленно отставать от колонны и догонять колонну на повышенной скорости.
  • После труднопроходимого участка продолжать использовать пониженную передачу!
  • Умышленный наезд на препятствия вне маршрута.
  • Выезд за пределы специального маршрута.
  • Прикасаться к движущимся частям, такие как колеса, приводные валы, шкивы вариатора и т.д.
  • Выезд на дорогу, предназначенную для движения автотранспорта.
  • Игнорировать указания инструктора.
  • Ехать в одежде, не предусмотренной для передвижения на снегоходе (длинные, широкие полы штанов и куртки, шнурки, шарфы), которые могут попасть в движущиеся части и причинить травмы.
  • Прикасаться к элементам выхлопной системы, во избежание ожога.
  • Продолжать движение на снегоходе в случае внезапной поломки различных элементов конструкции.
  • Прыгать на снегоходе.
  • Движение сидя на коленях.
  • Спускать ноги с подножек.
  • Агрессивно разговаривать, использовать ненормативную лексику и делать все, что может помешать окружающим Вас людям.

Здесь вы можете узнать самые важные правила безопасности при езде на снегоходе. Соблюдения простых и незамысловатых правил и требований помогут вам в дальнейшем не получить травмы или сберечь жизнь. Вы должны помнить, что снегоход это не машина, трасса под ним может быть непредсказуема, а также отсутствие железного каркаса, который вас защитит. Мощности у снегоходов с каждым годом прибавляются, что требует более жесткое соблюдение требований по эксплуатации. Соблюдение правил не отразится, на получении удовольствия от катания и получению незабываемых ощущений.

Для того чтобы катание оставляло только положительные эмоции, в первую очередь следует серьезно подойти к выбору одежды. Вы должны защитить свою голову шлемом, он убережет вас не только от ударов во время падения, а также от ветра холодного ветра, снега, льда который летит в лицо. Также неоспорим плюсом шлема является защита от веток, когда вы проберетесь сквозь лес, не будет потребности ложиться на руль. Куртка, штаны и ботинки должны быть ветрозащитными и не промокаемыми, такую одежду можно приобрести в специальных магазинах. Такие траты будут оправданы, когда вы почувствуете, что не промокли насквозь, не заболели и смогли получить массу удовольствия.

Всегда будьте внимательны, когда вы за рулем, любой провод который низко висит, может стать смертельным для вас. Когда проезжаете линии электропередачи, лучше снизьте скорость, обращайте внимание на столбы, провода может быть не видно на фоне деревьев. Особенно опасны такие ситуации вечером, когда видимость уже плохая.

Если у вас появилась непреодолимая надобность пересечь дорогу или железнодорожные пути, это следует делать исключительно под прямым углом. Иначе вас может занести и придется доставать снегоход вручную. В случаи с железной дорогой все очень серьезно, так как может ехать поезд который не сможет остановиться или объехать.

Бытуют разные мнения о передвижении по льду, некоторые говорят, что следует ехать след в след, а некоторые наоборот. Но опасность ждет в любом случаи, так как лед может быть недостаточно прочным. Лучше не ехать след в след, так как сзади едущий может попасть в образовавшийся раскол. По возможности лучше не рисковать и не ездить по льду вовсе, но если уже решились, проверьте его вначале на прочность. Самому уж точно не стоит ехать, старайтесь ездить с товарищами, которые смогут оказать помощь, если вдруг лед провалится. Большенство смертельных случаев как раз и случаются на льду.

Существуют также определенные правила при езде на холмистой местности. Тут вам уже понадобится опыт и знание контроля баланса. В зависимости от ситуации надо правильно перемещаться, чтобы снегоход не опрокинуло назад. Если вы начали чувствовать, что снегоход не тянет подъем, то следует загнать гусеницу по максимуму в снег, это предотвратит откат назад. В случаи начала переворачивания снегохода, лучше быстро спрыгнуть в сторону горы, чтобы снегоход не поволок вас по всему склону.

Решив, поохотится на снегоходе, не стоит стрелять во время езды. Красуясь так перед друзьями, вы можете в момент выстрела попасть на кочку, навредив этим не только себе, но и в близь едущим людям. Также вам будет мешать шлем, который следует одевать во время езды.

Понятное дело каждому хочется почувствовать удовольствие от быстрой езды по белоснежному полю. Кататься на большой скорости лучше по знакомой местности, так как на поле можно легко не заметить яму или канаву. Как и любым транспортным средством управлять в нетрезвом состоянии не стоит это может повлечь неприятные последствия.

Не думайте, что задача этой статьи напугать вас или предостеречь от катания на снегоходах. Тут просто написаны элементарные советы, которые могут сберечь вам жизнь. Много людей в таких ситуациях не выжили из-за жажды скорости, своей сверх уверенности или просто глупости. Но вы, зная такие правила, легко сможете выйти из любой ситуации. Главное если упали раз, найти в себе силы не опустить руки и сесть снова. Мастерство к вам прейдет со временем, проведенным в не одно часовых поездках.