Подъёмников.
Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.
Самосвалы классифицируются:
- По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
- По направлению выгрузки (вбок, назад)
- По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)
Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки - задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ , УРАЛ , ГАЗ , Яровит .
Дорожные самосвалы
Самосвал ЗИЛ
Относительно низкая проходимость дорожных самосвалов ограничивает возможность их применения в строительных работах
Самосвалы, предназначенные для дорог общего пользования , выпускают практически все производители грузовой техники. Эти машины используются в строительстве, ремонте, коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве , а также при добыче полезных ископаемых. Обычно они имеют от 2 до 4 осей и грузоподъёмность в пределах 40 тонн. Однако встречается и более внушительная техника, так, например, европейские GINAF и Terberg, китайский Shacman выпускают 5-осные самосвалы, американские же производители (Freightliner, Kenworth, Western Star…) доводят их количество до 7. Конструкция этих «многоножек» позволяет поднимать (поджимать) до четырёх осей и передвигаться на сохранивших контакт с поверхностью.
Внедорожные (карьерные) самосвалы
Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.
В России разработкой карьерных самосвалов занимается компания «Тонар », в 2018 году выпустившая 60-тонную версию. [ ]
Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель | Мощность, л. с. | Максимальная скорость, км/ч | Год выпуска | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БЕЛАЗ | 450 | 810 | MTU / Siemens MMT 500 | 4600 | 64 | 2013 | (недоступная ссылка) | |
Caterpillar | 797F | 363 | 623 | Caterpillar | 4000 | 67 | 2009 | |
Unit Rig (Terex) | MT 6300AC | 363 | 598 | MTU | 3750 | 64 | 2008 | |
Liebherr | T 282 °C | 363 | 592 | MTU | 3755/4023 | 64 | 2010 | |
Liebherr | T 282 B | 363 | 592 | MTU | 3650 | 64 | 2004 | |
Komatsu | 980E | 363 | 625 | Komatsu | 3500 | 61 | 2016 | |
БЕЛАЗ | 360 | 610 | MTU | 2800/3807 | 64 | 2010 | ||
Caterpillar | 797В | 345 | 623 | Caterpillar | 3550 | 67 | 1998 | |
Komatsu | 960E | 327 | 576 | Komatsu | 3500 | 65 | 2008 | |
Unit Rig (Terex) | MT 5500 | 326 | 543 | MTU/Cummins | 2700 | 64 | 2006 | |
БЕЛАЗ | 320 | 560 | Cummins | 2610/3549 | 64 | 2006 | ||
Terex | 33-19 Titan | 317,5 | 550 | Electro-Motive | 3300 | 48 | 1974 | |
Caterpillar | 795F AC | 313 | 570 | Caterpillar | 3400 | 64 | 2009 | |
Euclid-Hitachi | EH 5000 | 286-315 | 528 | MTU | 2700 | 67 | ? | |
Liebherr | TI 274 | 290 | ? | MTU | 3000 | 64 | 2007 | |
Komatsu | 930E | 290 | 502 | Komatsu | 2700/3500 | 64 | 1996 | |
Euclid-Hitachi | EH 4500 | 282 | 435 | MTU/Cummins | 2700 | 67 | ? | |
Komatsu | 860E | 254 | ? | Komatsu | 2700 | 64 | 2008 | |
БЕЛАЗ | 75310 | 240 | 401 | Cummins | 1864/2535 | 64 | ? | |
Euclid | R260 | 238 | 387 | Detroit Diesel | 2500 | 49 | 1997 | |
Caterpillar | 793F | 226,8 | 390 | Caterpillar | 2650 | 60 | 2009 | |
Komatsu | 830E | 222 | 385 | Komatsu | 2500 | 49 | ? | |
БЕЛАЗ | 75307 | 220 | 376 | Cummins | 1715/2330 | 64 | ? | |
БЕЛАЗ | 75306 | 220 | 376 | Cummins | 1715/2330 | 43 | ? | |
БЕЛАЗ | 75302 | 220 | 376 | MTU | 1715/2330 | 43 | ? | |
Kress | 200C | 220 | 342 | Caterpillar | 1700 | 73 | ? | |
Unit Rig (Terex) | MT 4400AC | 218 | 392 | MTU/Cummins | 2700 | 64 | ? | |
Liebherr | T 262 | 218 | 390 | MTU | 2500 | 51 | ? | (недоступная ссылка) |
Caterpillar | 793В | 218 | 383 | Caterpillar | 2415 | 54 | ? | |
WABCO | 3200В | 214 | 383 | GM | 2475 | ? | 1978 |
Сочленённые самосвалы
Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper ), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.
Caterpillar применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) - подвижная стенка в кузове выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.
Bell может предложить самосвалы с гусеничным ходом.
Hydrema имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.
Сочленённые самосвалы выпускают компании - Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Liebherr, Moxy, Terex, Volvo, БЕЛАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)
Самые грузоподъёмные модели:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель - Мощность л. с./Крутящий момент Нм. | Максимальная скорость, км/ч | |
Moxy | MT51 | 46,2 | 77,6 | Cummins - 510лс / - | 54 | (недоступная ссылка) |
Bell | B50D | 45,4 | 79,9 | Mercedes - 523лс / 2147Нм | 48 | |
Hitachi | AH500-D | 45,4 | 81,5 | Mercedes - 523лс / 2147Нм | 48 | |
Caterpillar | 740 | 39,5 | 72,6 | Caterpillar - 469лс / 2412Нм | 54 | |
Volvo | A40E | 39 | 69,2 | Volvo - 476лс / 2525Нм | 57 | |
Caterpillar | 740 Ejector | 38 | 73,6 | Caterpillar - 469лс / 2412Нм | 54 | |
Terex | TA40 | 38 | 68,8 | Detroit Diesel - 450лс / 2100Нм | 60 | |
Moxy | MT41 | 37,2 | 64,3 | Scania - 450лс / - | 53 | (недоступная ссылка) |
Bell | B40D | 37 | 66,8 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
Hitachi | AH40-D | 37 | 66,9 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
John Deere | 400D | 37 | 66,9 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
Astra | ADT 40C | 37 | 66 | Iveco - 455лс / 2000Нм | 50 |
Самосвал - грузовой автомобиль с кузовом, механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза.
Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.
Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки - задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, ГАЗ.
Самый востребованный самосвал и лидер продаж самосвалов - это самосвал КАМАЗ-65115.
Дорожные самосвалы
Самосвал «Tata DAEWOO» 6x4, 15m3
Самосвалы предназначенные для дорог общего пользования, выпускают практически все производители грузовой техники. Эти машины используются в строительстве, ремонте, коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве , а так же, при добыче полезных ископаемых. Обычно, они имеют от 2-х до 4-х осей и грузоподёмность в пределах 40 тонн. Однако, встречается и более внушительная техника, так например европейские компании GINAF и Terberg, выпускают 5-ти осные самосвалы, американские же производители (Freightliner, Kenworth, Western Star…), доводят их количество до 7-ти. Конструкция этих «многоножек», позволяет поднимать (поджимать) до трёх осей, и передвигаться на сохранивших контакт с поверхностью.
Внедорожные (карьерные) самосвалы
Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из за их габаритов и веса эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и уже там собираются. Наиболее целесообразной, для тяжёлых самосвалов, признана схема с двумя осями, с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 70-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B , но такие схемы в карьерах не прижились. Компания Kress предлагает самосвалы с донной разгрузкой, но это требует использования специального разгрузочного комплекса.
На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка - дизельный двигатель приводит генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели , вращающие колёса. Тормозная система, так же совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно - General Atomics (Terex), General Electric (Komatsu), Siemens (Hitachi, Liebherr, БелАЗ). Особняком стоит Caterpillar 797B , который обходится без лишних элементов (генератора и электродвигателей). Этому способствует самый большой в мире двигатель, из тех, что устанавливаются на грузовики - CAT 3524B (два совмещённых CAT 3512B), 24 цилиндра, объёмом 117 литров, крутящий момент переваливает за 16000 Нм (запас 22 %). Машина имеет 7-ми ступенчатую гидромеханическую трансмиссию. Тормоза гидравлические. Однако, в настоящее время, компания готовит к производству новое поколение самосвалов, которые, будут иметь дизель-электрический привод, разработанный совместно с Mitsubishi Electric.
Наибольшая эффективность подобных гигантов, достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов. Учитывая, что уже есть экскаваторы, оборудованные ковшом, вмещающим более 76 кубометров породы (более 100 тонн), и всё возрастающий спрос на сырьё, вполне вероятно появление самосвалов, способных перевозить 400 тонн.
Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.
Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей представлены в таблице.
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель - Мощность, л.с. | Максимальная скорость, км/ч | Год выпуска | |
67 | 2009 | ||||||
363 | 598 | MTU - 3750лс | 64 | 2008 | |||
363 | 592 | MTU - 3650лс | 64 | 2004 | T 282 B | ||
67 | 1998 | ||||||
65 | |||||||
326 | 543 | MTU/Cummins - 2700лс | 64 | ? | |||
БелАЗ | 75600 | 320 | 560 | Cummins - 3546лс | 64 | 2006 | |
320 | ? | 3300лс | ? | 1974 | |||
313 | 570 | Caterpillar - 3400лс | 64 | 2009 | |||
290 | ? | MTU - 3000лс | 64 | 2007 | |||
64 | |||||||
Euclid-Hitachi | EH 5000 | 286 | 528 | MTU - 2700лс | 67 | ? | |
Euclid-Hitachi | EH 4500 | 254 | 480 | MTU - 2700лс | 67 | ? | |
64 | 2008 | ||||||
49 | ? | ||||||
БелАЗ | 75306 | 220 | 371 | Cummins - 2330лс | 40 | ? | |
Kress | 200C | 220 | 342 | Caterpillar - 1700лс | 73 | ? | |
218 | 392 | MTU/Cummins - 2700лс | 64 | ? | |||
218 | 390 | MTU - 2500лс | 51 | ? | |||
54 | ? | ||||||
WABCO | 3200В | 214 | 383 | GM - 2475лс | ? | 1978 |
Сочленённые самосвалы
Самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой (Articulated Trucks), используются на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.
Caterpillar , применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) - Подвижная стенка в кузове, выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.
Bell , может предложить самосвалы с гусеничным ходом.
Hydrema , имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.
Сочленённые самосвалы выпускают компании - Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Moxy, Terex, Volvo, БелАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель - Мощность л.с./Крутящий момент Нм. | Максимальная скорость, км/ч | |
Moxy | MT51 | 46,2 | 77,6 | Cummins - 510лс / - | 54 | |
Bell | B50D | 45,4 | 79,9 | Mercedes - 523лс / 2147Нм | 48 | |
Hitachi | AH500-D | 45,4 | 81,5 | Mercedes - 523лс / 2147Нм | 48 | |
54 | ||||||
Volvo | A40E | 39 | 69,2 | Volvo - 476лс / 2525Нм | 57 | |
38 | 73,6 | Caterpillar - 469лс / 2412Нм | 54 | |||
60 | ||||||
Moxy | MT41 | 37,2 | 64,3 | Scania - 450лс / - | 53 | |
Bell | B40D | 37 | 66,8 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
Hitachi | AH40-D | 37 | 66,9 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
John Deere | 400D | 37 | 66,9 | Mercedes - 422лс / 1974Нм | 52 | |
Astra | ADT 40C | 37 | 66 | Iveco - 455лс / 2000Нм | 50 | |
58 | ||||||
Case | 340B | 36 | 65 | Case - 456лс / 2000Нм | 50 |
Самосвалы для подземных работ
Предназначены для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхлённых механическим способом пород в стеснённых условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей. Конструкция позволяет использовать их и на открытых разработках, но не столь эффективно.
Подземные самосвалы выпускают компании - Atlas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, Sandvik, БелАЗ, МоАЗ
Самые грузоподъёмные модели представлены в таблице -
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Собственная масса, тонн | Двигатель - Мощность л.с. | Колесная формула | Максимальная скорость, км/ч | Ссылка |
Sandvik | Supra 0012H | 80 | 58 | Detroit Diesel - 425лс | 10x8 | - | |
Sandvik | TORO 60 | 60 | 48,5 | Cummins - 760лс | 6x4 | - |
Эти тяжеловесы являются самыми брутальными машинами в мире. Нет ничего круче них. Это карьерные грузовики. Все знают белорусский БелАЗ, который нашему человеку роднее остальных. Но что же производят в других частях света? Не «белазом» же единым.
Отметим, что производителей карьерных самосвалов не так много из-за низкого спроса - обычно эти машины выпускают крайне малым тиражом, а потом они служат десятилетиями. Все потому, что отремонтировать такого гиганта гораздо проще и дешевле, чем собрать новый.
БелАЗ 75710
Конечно, начнем с того самого БелАЗа, потому что это единоличный лидер рейтинга - его грузоподъемность достигает 450 тонн. При этом на испытательном полигоне он показал результата для Книги рекордов Гиннесса, перевезя на себе 503,5 тонны.
В его основе дизель-электрическая силовая установка - два дизельным мотора мощностью по 2 330 л. с. каждый, электрогенераторы и четыре мотор-колеса по 1 630 л. с. каждое. Все это необходимо, чтобы карьерный гигант весом 360 тонн разгонялся до максимальных 67 км/ч.
Liebherr T 284
Немецко-швейцарская корпорация Liebherr производит самый широкий спектр товаров: от бытовой техники и станков до собственно карьерных самосвалов и продукции для авиационной промышленности.
Их самый крутой самовал Т 284 является прямым конкурентом БелАЗу. Немецкая машина способна перевезти меньше - 363 тонны, но и весит всего 237 тонн. Общая мощность силовой установки достигает 4 080 л. с., а максимальная скорость - 64 км/ч.
Terex TR100
Американская корпорация Terex занимает лидирующие позиции в мире технологических гигантов, выпускающих широкий спектр оборудования и техники для горнодобывающей промышленности, дорожно-строительных работ, перерабатывающей промышленности и многих других сфер деятельности.
Самый крупный их самосвал - TR100, который гораздо более скромен в сравнении с огромными «белорусом» и «немцем». Его грузоподъемность составляет всего 91 тонну, а мощность силовой установки находится на уровне современных гиперкаров, лишь немного перекатываясь за отметку 1000 л. с.
Caterpillar 797 F
В США есть еще одна крупная компания, выпускающая строительную технику и - внезапно - обувь! Самым злым и брутальным в линейке Caterpillar является тяжелый самосвал 797 F, мощность силовой установки которого достигает 4 000 лошадиных сил. При этом эта мощность, благодаря эффективному турбонаддуву, не падает даже на высоте 2 000 м.
Так же, как и Liebherr T 284 этот Caterpillar способен увезти на себе 363 тонны груза.
Komatsu 980E-4
Японская компания Komatsu давно известна на рынке строительной техники. Она выпускает даже беспилотные транспортные средства, управляемые дистанционно. Самый крупный ее самосвал - это 980Е-4. Дизель-электрический гигант также способен увезти 363 тонны и обладает общей мощностью 6 000 лошадиных сил.
Hitachi EH5000AC-3
Другая японская корпорация, выпускающая все на свете - Hitachi. В портфолио действительно самый широкий спектр товаров: от компьютерных комплектующих и бытовой техники до медицинских препаратов.
Но нас интересует самый большой карьерный самосвал - Hitachi EH5000AC-3. Это действительно внушительная махина, которая может перевозить до 326 тонн груза, но при огромной собственной массе - 500 тонн. Отметим, что «под капотом» здесь установлен 2 850-сильный дизельный мотор Cummins.
Sany SRT95C
Китайская фирма, с конвейеров которой сходит всевозможная дорожно-строительная техника и даже энергетические устройства. Самый большой ее самосвал скромен по меркам других гигантов - всего 95 тонн.
Мощность силовой установки от той же Cummins составляет 1050 лошадиных сил. А перевезти на себе этот «небольшой» китайский грузовичок может 65 тонн.
Еще одна китайская фирма, выпускающая самый широкий спектр тяжелого оборудования и техники. В портфолио этой фирмы есть и весьма эффективный самосвал - XDE400. Как следует из названия он способен перевезти 400 тонн груза, но в метрических показателях это те же самые 363 тонны. При этом масса самого грузовика составляет 260 тонн. Мощность его силовой установки равняется 3 650 л. с.
Крупная добыча полезных ископаемых или же масштабное строительство различных объектов подразумевает использование современного оборудования и тяжелых технических средств, в частности мощных машин. Одним из видов такой техники считаются большие карьерные самосвалы, которые способны выполнять самую тяжелую и трудоемкую работу. Обладая внушительным видом, такие машины-гиганты демонстрируют не только огромные размеры и нестандартную конструкцию, но и максимальную выносливость, грузоподъемность и превосходные технические характеристики, которые необходимы для выполнения определенных задач.
Одним из отличительных преимуществ карьерного самосвала считается его гигантская грузоподъемность, которая находится в пределах от 100 до 400 тонн, поэтому такие машины запрещены для эксплуатации на дорогах общего пользования. Зато в трудных рабочих условиях карьеров, подобные автомобили не просто значительно облегчают технологический процесс, но и выступают основными «тружениками» производства.
Самосвалы-гиганты
Такой тяжелый вид техники, как карьерные самосвалы, так же, как и другая специализированная техника, насчитывает несколько типов, моделей и модификаций, предназначенных для определенных работ. Модификации, имеющие грузоподъемность от 10 до 50 тонн, представляя собой большие машины в основном для строительства, по сравнению с таким гигантом, как БелАЗ разных модификаций, способного принять на борт груз весом до 450 тонн, кажутся совсем небольшими грузовиками.
На территории России БелАЗ модели 75710 признан одной из самых мощных, тяжелых машин с огромными размерами. Но он не единственный в своем роде – среди модификаций есть модели импортного производства известных в мире производителей строительной и специализированной техники. Именно зарубежный гигант – самый большой карьерный самосвал в мире представлен моделью именитого концерна Komatsu 930 E-3 S E. Это не просто машина внушительных размеров, а техника, обладающая такими характеристиками, как:
- Рабочий объем силового агрегата в 4542 л и мощностью в 3014 л. с.;
- Его грузоподъемность составляет 290 тонн, тогда как принять на борт он может груз, весом до 500 тонн;
- Нагрузка на переднюю ось – 110 тонн, тогда как задняя выдерживает 103 тонны.
В числе его профессиональных и рабочих преимуществ высокая надежность и качество сборки, высокая грузоподъемность, выносливость и точность выполнения технического процесса работы, несмотря на огромные габариты.
Модификации карьерных самосвалов других производителей
Производители тяжелой техники для карьеров и масштабного строительства постоянно усовершенствуют выпускаемую продукцию, увеличивая и мощность, и грузоподъемность тяжелой машины. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что модель карьерного самосвала Komatsu единственная в мире техника, обладающая столь внушительными размерами и характеристиками. По мнению других, модель карьерного самосвала Kress, грузоподъемность которого составляет показатель до 330 тонн, также может быть приравнен к самым большим машинам для тяжелых работ.
Или же еще одна модификация – карьерный самосвал известного производителя строительной и специализированной техники Caterpillar, наиболее часто эксплуатируемый в добыче полезных ископаемых. Его мощность составляет около 4000 л. с. и он обладает такими же внушительными размерами и высокой грузоподъемностью – до 400 тонн. Но самый интересный и уникальный в своем роде карьерный самосвал, выпущенный в единственном экземпляре – это модель Titan 33-19, который после 13 лет тяжелого, но продуктивного труда, был списан в лом, но не уничтожен. Сегодня он выставлен под Спарвудом, как историческая достопримечательность 70-х годов.