Advanced Driver Assistance Systems (ADAS) системы помощи водителю. EDL: блокируем дифференциал

Научно-техническая революция начала свой забег в середине ХХ столетия, и до сих пор не может остановиться. Это особенно заметно, если заглянуть под капот современного автомобиля: транспортные средства сегодня превратились в настоящие крепости на колесах, которые могут защитить водителя от многих неприятностей. И не последнюю роль в этой всей истории с гарантией удачной поездки играют системы безопасности автомобиля.

Ситроеновская система AFIL, отслеживающая положение авто относительно разметки

Фото

Каждый день конструкторы автомобильных концернов усложняют чертежи автомобилей, делая их все заковыристее и непонятнее для рядового пользователя. Сегодня бал правят интеллектуальные системы безопасности, а также различные средства, обеспечивающие комфортное вождение. И если учесть, что обстановка на дорогах мира, мягко говоря, далека от идеала, то автомобилю, который не оснащен современными средствами пассивной и активной безопасности, все сложнее «пробиваться» к покупателю.

ABS - антиблокировочная система

Задача ABS (anti-lock braking system ) заключается в том, чтобы предотвратить блокировку колес притормаживающего автомобиля, а также сохранить его управляемость и курсовую устойчивость.

Когда колеса блокируются, и машина, кажется, вот-вот сорвется в занос, электроника начинает методично «отпускать» и «прижимать» тормозные колодки, что дает возможность колесам проворачиваться. Эффективность системы ABS зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она настроена. Если, например, она срабатывает слишком рано, то тормозной путь может существенно увеличиться.

Принцип действия

Механизм функционирования ABS довольно прост. Датчики вращения колес издают сигналы, которые попадают на анализирующий их компьютер. Происходит как бы имитация действий профессионального водителя, который использует метод прерывистого торможения.

Насколько же эффективна данная система? Следует сразу отметить, что с момента ее появления не умолкают споры по поводу того, больше от нее пользы или все же вреда. Но, как бы там ни было, даже противники ABS не могут игнорировать такие ее полезные качества, как значительное сокращение тормозного пути, а также сохранение контроля над многотонным авто во время экстренного торможения. Да, при срабатывании АБС очень сложно рассчитать длину тормозного пути, но лучше в полном неведении остановиться неизвестно за сколько метров до фонарного столба, чем «поцеловать» его, точно зная, сколько автомобиль протянет во время торможения. Два противоборствующих лагеря решили сойтись на том, что ABS придется как нельзя кстати неопытным водителям, а «шумахеры» всегда смогут переиграть систему. Но мы ведь говорим с вами о революционной научной мысли, потому сегодня уже смело можно утверждать, что в схватке «ABS - опытный водитель» безоговорочную победу одержит, конечно же, электроника.


Фото

Современные многоканальные ABS позволяют избавиться даже от вибрации тормозной педали при включенной системе. Когда-то причиной дорожно-транспортных происшествий становилось резкое срабатывание ABS: педаль начинала вибрировать, а машина - стонать, потому неопытные автомобилисты пугались и отпускали тормоз. Сегодня же нужно быть крайне чувствительным, чтобы почувствовать, как срабатывает ABS, входящая в стандартную комплектацию почти всех автомобилей. При этом она служит основой для других более сложных электронных систем безопасности.

ASR - антипробуксовочная система

У системы ASR (anti-slip regulation ) есть масса названий, самыми распространенными из которых являются TRC , или «трэкшн-контроль », STC , ASC+T и TRACS . Эта активная система безопасности автомобиля функционирует в тесной связке с ABS и EBD и предназначается для предотвращения пробуксовки колес, независимо от состояния дорожного полотна и усилия, применяемого для нажатия на педаль газа. Как мы уже сказали выше, многие системы безопасности работают на основе ABS. Вот и ASR использует датчики антиблокировочной системы, фиксируя пробуксовку ведущих колес, снижает обороты мотора и, если возникает такая необходимость, притормаживает колеса, обеспечивая эффективный набор скорости. Иными словами, даже если вы «утопите» педаль газа в пол, ASR не даст жечь резину и заниматься шлифовкой асфальта.


Сегодня автомобили оснащают даже приборами ночного видения

Фото

Главное назначение ASR - обеспечение устойчивости авто при резком старте или же при движении в гору по сколькой дороге. «Прокрутка» колес нивелируется благодаря перераспределению крутящего момента силовой установки на те колеса, который в данный момент имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Для ASR действуют определенные ограничения. К примеру, она работает исключительно на скоростях, не превышающих 40 км/ч.

Недостатки

Нельзя не сказать и о некоторых недостатках данной системы. Так, ASR будет очень мешать опытным водителям, пытающимся вытащить застрявшую машину «в раскачку». Система будет не к месту и не ко времени притормаживать и сбрасывать газ. Известны случаи, когда антипробуксовочная система настолько «душила» двигатель, что автомобиль вообще не мог двигаться.

Или вот, к примеру, активные драйверы. Им ASR вставляет палки в колеса при управляемом заносе, контролируя этот занос тягой. Но это не идет ни в какое сравнение с той пользой, которую приносит система: она блокирует дифференциал, притормаживает колесо, загруженное в повороте, и уравнивает скорость вращения колес, позволяя максимально эффективно использовать крутящий момент «сердечка» автомобиля.

Многие автопроизводители сегодня забывают о стрит-рейсерах и делают ASR неотключаемой. Но разве наших изобретательных водителей может что-то остановить? Они просто извлекают предохранитель и потакают своим амбициям гонщика. Однако тут есть и свое «но»: если вы уверены в том, что ASR помешает вам посадить на поводок скорость, мы напоминаем, что данную систему используют в болидах Формулы 1.

EBD - распределяем тормозное усилие

EBD (electronic brake distribution ), или EBV - это активная система безопасности авто, отвечающая за распределение тормозного усилия между всеми колесами. Снова-таки, EBD всегда работает параллельно с основополагающей ABS.

Примечательно, что EBD начинает действовать до реакции ABS, или же страхует последнюю в том случае, если она неисправна. Так как эти системы тесно связаны и всегда работают в паре, то в каталогах очень часто можно встретить обобщающую аббревиатуру ABS+EBD.

Благодаря EBD мы получаем оптимальное сцепление колес с дорогой, значительно повышенную курсовую устойчивость авто при экстренном торможении, а также гарантию того, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критической ситуации. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля относительно дороги и загрузка транспортного средства.

Brake assistant - безопасное торможение

Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS ) представляет собой активную систему безопасности автомобиля, которая работает в одной упряжке с ABS и EBD. Она включается в момент экстренного торможения, когда водитель недостаточно сильно, но довольно резко нажимает на педаль тормоза. Brake Assist самостоятельно измеряет усилие и скорость нажатия на педаль и, если необходимо, немедленно повышает уровень давления в тормозной магистрали. Это дает возможность торможению быть максимально эффективным и значительно сократить тормозной путь.


Brake Assist

Фото

Система умеет различать панические действия водителей или же те моменты, когда они довольно продолжительный отрезок времени давят на тормозную педаль. BAS не будет вступать в работу при резких торможениях, которые входят в разряд «прогнозируемых». Многие считают, что эта система является помощником в основном для представительниц слабого пола, ведь у милых дам иногда попросту не хватает сил для осуществления экстренного торможения. Потому в критической ситуации им на помощь приходит система Brake Assist, которая и «дожимает» тормоз до максимального замедления.

EDL: блокируем дифференциал

EDL (electronic differential lock ), которую еще называют EDS , - это система, отвечающая за блокировку дифференциала. Этот электронный помощник дает возможность повысить общую безопасность автомобиля, улучшить его характеристики тяги при неблагоприятных условиях, облегчить момент трогания, обеспечивает интенсивный разгон, а также движение на подъем.


Фото

Система блокировки дифференциала определяет угловую скорость каждого из ведущих колес и сопоставляет полученные результаты. Если угловые скорости не совпадают, например, при пробуксовке одного из колес, EDL подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока скорость его вращения не сравняется со скоростью другого ведущего. Если разность частот вращения достигает отметки в 110 оборотов в минуту, система включается автоматически и действует без каких-либо ограничений на скоростях до 80 км/ч.

HDC: контролируем тягу во время спуска

HDC (hill descent control ), а также DAC и DDS - электронная система контроля тяги для спуска со скольких и крутых уклонов. Функционирование системы осуществляется через подтормаживание колес и «удушение» силового агрегата, однако при этом действует фиксированное ограничение скорости в пределах 7 км/ч (при заднем ходе скорость не превышает 6,5 км/ч). Это пассивная система, которая как включается, так и выключается самим водителем. Регулируемая скорость при спуске в полной мере зависит от первоначальной скорости автомобиля, а также от включенной передачи.


Фото

Система, контролирующая скорость, позволяет отвлечься от тормозной педали и сосредоточиться исключительно на управлении. Этой системой комплектуются все полноприводные транспортные средства. HDC, в автоматическом режиме включающая стоп-сигналы, отключается сразу после того, как скорость автомобиля переваливает за отметку 60 км/ч.

HHC - облегченный подъем

В отличие от системы HDC, помогающей водителям спускаться с крутых склонов, HHC (hill hold control ) предотвращает откат машины при движении в гору. Альтернативными названиями данной системы безопасности являются USS и HAC .


Фото

В тот момент, когда водитель перестает взаимодействовать с педалью тормоза, HDC продолжает удерживать высокий уровень давления в тормозной системе. Лишь в тот момент, когда автомобилист достаточно сильно нажмет педаль газа, давление снижается, и автомобиль начинает движение с места.

ACC: в круиз на автомобиле

ACC (active cruise control ) является адаптивным круиз-контролем, используемым для поддержания заданного скоростного режима автомобиля и контроля безопасной дистанции. PBA (predictive brake assist ) является прогнозирующей системой торможения, которая работает совместно с адаптивным круиз-контролем.


Круиз-контроль

Фото

Если расстояние до впереди идущего авто сокращается, система начинает притормаживать до тех пор, пока дистанция не восстановится до заданного уровня. Если же впереди идущий автомобиль начинает отдаляться, ACC начинает прибавлять скорость.

PDC - парковка под контролем

PDC (parking distance control ), в простонародье Parktronik - система, использующая ультразвуковые сенсоры для определения расстояния до препятствия и позволяющая контролировать дистанцию при парковке.


Парктроник

Фото

О том, насколько велико расстояние до ближайшего препятствия, водителя информируют специальные сигналы, частота которых изменяется при сокращении дистанции - чем ближе автомобиль к опасному участку, тем короче паузы между отдельными сигналами. После того, как до препятствия остается 20 см, сигнал становится непрерывным.

ESP - гарантия курсовой устойчивости

У системы ESP (electronic stability program ), наверное, больше всего альтернативных названий, в которых и черт шейку бедра сломит: ESC, VDC, DSTC, VSC, DSC, VSA, ATTS или Stabilitrac . Данная активная система безопасности отвечает за курсовую устойчивость автомобиля и работает вместе с ABS и EBD.

В тот момент, когда возникает опасность заноса, на сцену выходит ESP. Проанализировав скорость вращения колес, давление в тормозной магистрали, положение руля, угловую скорость и поперечное ускорение, ESP за каких-то 20 миллисекунд вычисляет, какие колеса необходимо притормозить и насколько нужно снизить обороты двигателя для того, дабы стабилизировать авто.


Фото

Электронные системы безопасности вовсе не превращают наши автомобили в высокоинтеллектуальных роботов, которые смогут проделать всю работу за водителя. Краеугольным камнем в этом случае пока остается водитель, который должен уметь трезво оценивать дорожную ситуацию, свои возможности и возможности своего автомобиля. А, как известно, опасней иллюзии, чем иллюзия собственной неуязвимости, не существует.

В 2017 году почти все премиум-модели видеорегистраторов, особенно корейского производства , снабжены элементами системы ADAS. Хотя этот функционал начал появлятся в видеорегистраторах гораздо раньше, именно 2016-2017 год стал трендовым для расширенного функционала ADAS. Что скрывается под этой аббревиатурой и стоит ли переплачивать за эти возможности?

ADAS (advanced driver-assistance systems) — система помощи водителю. Это набор определенных алгоритмов, которые в разной степени помогают водителю в быстром принятии решений для безопасного и легкого управления транспортным средством.

Иномарки премиум-класса зачастую имеют встроенные средства системы ADAS в бортовых компьютерах, к примеру система от NVIDIA может различать и идентифицировать различные типы обьектов при движении. Или всем известная система безопасного торможения от VOLVO при быстром сближении с обьектом (пешеходом или автомобилем), по сути — тоже элемент системы ADAS.

Но что же делать, если у вашего автомобиля нет даже простейших систем ADAS? И вы вдруг услышали, что в видеорегистраторах они есть? Стоит ли покупать аппараты, в которых уже присутствуют какие-то элементы безопасности?

В автомобильных видеорегистраторах пока все гораздо проще, так как вычислительные мощности в целом ограничены, да и программисты не спешат писать скрипты для такого узкого рынка.

Самые продвинутые модели видеорегистраторов, как правило корейского производства Thinkware, Iroad, BlackVue, VicoVation и т.д. , имеют некий набор элементов системы ADAS, но они рассчитаны только на идентификацию обьектов с помощью видеокамеры. Давайте взглянем на наиболее распространенные из них:

  • FCWS (uFCWS) Forward Collision Warning System — элемент системы контроля опасного сближения. Если происходит быстрое сближение с обьектом на скорости до 30км в час, то видеорегистратор предупреждает о об опасности звуковым сигналом и картинкой на экране
  • LDWS Lane Departure Warning System — элемент системы контроля сьезда с полосы. Если на дороге есть разметка по полосам, то видеорегистратор отслеживает ее и предупреждает водителя звуковым эффектом и на экране в случае, если автомобиль начинает ее покидать. Включается это функция только при выставлении лимита по скорости, например более 60 или 100 км в час, чтобы отделить город от трассы
  • FVSA Forward Vehicle Stop Alarm — предупреждение о начале движения обьекта впереди. Если вы стоите в пробке, и авто впереди вас двинулось вперед, а вы в это время смотрите в ваш мобильный, то система выдаст предупреждение, что пора уже и двигаться
  • PDW Pedestrian Detection Warning System элемент системы обнаружение пешеходов на определенной скорости, предупреждает о появлении обьектов перед авто за секунды до столкновения. Требует установки специальной камеры с узкой оптикой
  • BSD Blind Spot Detection — элемент системы контроля слепых зон. Сигнализирует об обьекте в слепых зонах, требует дополнительных камер или датчиков, помимо стандартного видеорегистратора с 2-мя камерами.
  • Moving car detection — опасное начало движения автомобиля, отслеживается неконтролируемое движение авто и выдается предупреждение об этом. Имеется ввиду движение авто при наклоне поверности (в горку)
  • превышение скорости — при наличии GPS модуля и соответствующих настройках на экране и звуком водитель предупреждается о превышении установленного скоростного лимита
  • rear view camera — работает аналогично парковочной камере в 2-х канальных системах, при движении назад на экране видеорегистратора появляется картинка с задней камеры
  • Emergency call или кнопка SOS — тревожная кнопка или автоматический триггер, который при срабатывании G-сенсора определенной силы (как будто произошло ДТП) сообщает через интернет или через SMS вашего телефона о произошедшем событии в экстренные службы

Не понимаете, как все это работает? Посмотрите ролик от Thinkware, который вживую показывает различные элементы системы ADAS, и вам сразу все станет понятно.

И все же, стоит ли покупать видеорегистратор только из-за того, что там есть система помощи водителю? Однозначно сказать можно лишь, что этот параметр не должен быть основным при выборе модели. А вот удобство, которое принесет некоторые элементы — очевидно, что оно есть. Но все ли элементы нужны?

К примеру, элемент LDWS не будет работать в снежных условиях, где не видно разметку. То же касается и дорог без наличия разметки (что не диковинка в российских условиях даже в крупных городах).

Элемент PDW работает только с узкой оптикой и в стандартный комплект, как и система контроля слепых зон BSD , никогда не входит.

Предупреждения о превышении скорости часто выдает навигатор, которым пользуются многие. Да и разве кто-то у нас соблюдает скоростной режим до 60 в городе?

Тревожная кнопка с датчиком удара встраивается в новые автомобили с начала 2017 года по умолчанию, так что дополнительно вроде она не требуется.

Элемент начала движения картинка с задней камеры действительно может пригодится тем, у кого ее нет в комплектации. Также FCWS и FVSA могут пригодится при движении в пробках, где не редки случаи отвлечения водителя от управления ТС.

Выводы

В общем и целом смысл в ADAS есть, хоть он в видеорегистраторах и является по большей части маркетинговой составляющей для привлечения внимания, но и лишними некоторые элементы не будут.

Расслабьтесь и доверьте управление своему BMW. Система помощи при движении в пробке существенно снижает нагрузку на водителя в монотонных ситуациях на автомагистралях Европы и США. При движении в плотном потоке на скоростях до 60 км/ч она автоматически регулирует скорость в зависимости от ситуации, позволяя с комфортом преодолевать любые дорожные заторы. Система поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля, самостоятельно регулирует скорость (при необходимости замедляясь вплоть до полной остановки) и задействует рулевое управление. Таким образом для того, чтобы автомобиль самостоятельно двигался в своей полосе, Вам достаточно лишь держать хотя бы одну руку на рулевом колесе.


Подруливающая система удержания в полосе движения, включающая в себя систему помощи при движении в пробках, может быть использована для помощи водителю в монотонных условиях движения. На скоростях от 0 до 210 км/ч она автоматически корректирует направление движения автомобиля, удерживая его по центру полосы движения. Высокотехнологичная функция рулевого управления использует данные многочисленных радиолокационных датчиков и стереоскопической камеры. Система позиционирует автомобиль относительно границ разметки и впереди идущего автомобиля (если таковой присутствует). Она автоматически поддерживает дистанцию и активно контролирует направление и скорость движения автомобиля (при необходимости замедляясь вплоть до полной остановки). Подруливающая система удержания в полосе движения представляет собой очередной шаг на пути к полностью автоматизированному передвижению. Несмотря на то, что система фактически способна самостоятельно управлять автомобилем, согласно правовым нормам во время движения водителю все еще необходимо держать обе руки на рулевом колесе. Если водитель нарушает это требование, система зафиксирует это при помощи датчиков и спустя определенное время подаст звуковое предупреждение. После этого она перейдет в режим ожидания. Система также переключится в режим ожидания в случае, если будут включены указатели поворота для перестроения, или если требования, необходимые для работы системы, перестанут выполняться (например, полоса станет слишком узкой).


Точно реагирует на любую опасность: в критической ситуации системы активной безопасности принимают защитные меры - включается предварительное натяжение ремней безопасности, сиденья переводятся в вертикальное положение, закрываются окна и люк. После происшествия функция автоматического торможения тормозит автомобиль до полной остановки - это предотвращает или снижает вероятность повторных столкновений. Чтобы предотвратить развитие опасных ситуаций на самом раннем этапе, система контроля за вниманием оценивает поведение водителя на предмет наличия любых симптомов переутомления.


Сохраняйте выбранный курс. Система предупреждения о сходе с полосы движения, включая реализованную с помощью системы камер функцию предупреждения об опасности столкновения, отслеживает дорожную разметку на расстоянии 50 м и скорости приблизительно 70 км/ч. Как только Вы пересекаете дорожную разметку слева или справа от Вашего автомобиля, не включив при этом соответствующий указатель поворота, система, получив соответствующий сигнал от камеры, предупреждает Вас об этом посредством легкой вибрации рулевого колеса. С помощью видеокамеры функция предупреждения об опасности столкновения обнаруживает впереди идущие транспортные средства и предупреждает Вас об опасном сокращении дистанции или возникновении угрозы столкновения. Благодаря этому Вы можете вовремя отреагировать и избежать аварии.


Ваш BMW осматривается за Вас. В случаях, когда другой автомобиль приближается на большой скорости или находится в «мертвой зоне» и, следовательно, незаметен для Вас, зачастую сложно правильно оценить ситуацию и связанные с ней потенциальные риски. Если в соседней полосе находится транспортное средство, радиолокационные датчики предупредят Вас путем отображения специального символа на боковых зеркалах. Если в этот момент Вы включите указатель поворота, рулевое колесо начнет вибрировать, а символ замигает.

Системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем – только часть функционала, без которого покупатели новых автомобилей больше не хотят обходиться. Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. «Все больше и больше покупателей хотят автомобиль, который сам предвидит дальнейшее движение и помогает в маневрировании», – говорит д-р Дирк Хоайзель, член совета директоров Bosch. Примечательно, что чаще всего умной парковкой в качестве стандартной комплектации оснащаются автомобили вовсе не премиум-сегмента. Первенство здесь занимают компактные автомобили и модели среднего класса. Об этом свидетельствуют проанализированные компанией Bosch данные о регистрациях новых легковых автомобилей. Идет ли речь о парктронике, ассистенте при парковке или камере заднего вида, 55% недавно зарегистрированных в Германии компактных и среднеразмерных автомобилей оснащены по меньшей мере одной из этих систем в стандартной комплектации. В то же время для автомобилей премиум-класса этот показатель составляет всего около 25%. В целом 45% новых автомобилей всех классов оснащены каким-либо парковочным ассистентом в стандартной комплектации.

Анализ результатов исследования, проведенного в Германии, показывает, что системы помощи при парковке возглавляют список желаемого функционала. За ними следуют автоматические системы экстренного торможения , которые помогают предотвратить ДТП либо смягчить его последствия, если оно неизбежно. «Системы помощи водителю – не просто отличные устройства, которые делают вождение более удобным. Они могут спасти жизнь», – говорит Хоайзель. По этой причине Европейский Союз готовит законодательство, предписывающее обязательное оснащение автомобилей системами экстренного торможения. Ожидается, что благодаря этой инициативе все новые модели транспортных средств должны будут оснащаться системой автоматического торможения в обязательном порядке, начиная с 2022 года. Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств, который является частью Европейской экономической комиссии ООН, разработал рамочные правила для реализации этой инициативы. Форум рекомендует продавать в будущем в ЕС и других странах только легковые автомобили с системой экстренного торможения. По оценкам ЕЭК ООН, помощники по экстренному торможению могут спасать тысячи жизней в год в ЕС.

Из всех новых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2017 году, 54% были оснащены системой экстренного торможения, по сравнению с 38% в 2016 году. Оценка статистики по новым зарегистрированным автомобилям в 2017 году также показала, что в дополнение к системам помощи при парковке и торможении набирают популярность еще две системы: предупреждения засыпания водителя за рулем и слежения за полосой движения. Почти половина всех новых автомобилей может распознать усталость водителя, и более чем один из трех автомобилей имеет по крайней мере одну систему слежения за полосой движения. Кроме того, чуть менее четверти автомобилей оснащены адаптивным круиз-контролем (ACC), а в 9% недавно зарегистрированных автомобилей в Германии уже имеется частично автоматизированная система управления передвижением в пробках. Это помогает водителям расслабиться при попадании в затор, просто активизировав автоматическое следование за автомобилем впереди. Такая система также контролирует запуск и остановки двигателя, ускорение и торможение, движение в пределах полосы.

Япония и ЕС сделали обязательной систему автоматического торможения для новых автомобилей

В середине февраля 2019 года 40 стран, включая Японию и европейские государства, согласились принять разработанный ООН технический регламент об использовании систем автоматического торможения автомобилей. С 2020 года такими электронными помощниками начнут оснащаться все новые легковые и небольшие коммерческие автомобили.

Речь идет о системе, которая во время движения транспортного средства контролируют ситуацию вокруг него и останавливает автомобиль, если есть риск ДТП. В частности, технология предпринимает экстренное торможение в случае опасности наезда на пешехода, столкновения с другой машиной или каким-то объектом на дороге. Своевременное реагирование достигается за счет датчиков и камер, а также управляющего блока, в котором осуществляется обработка данных.

Система автоматического замедления и полной остановки автомобиля будет срабатывать на скоростях до 60 км/ч и должна быть установлена на всех новых машинах, продаваемых в странах, которые одобрили технический регламент ООН. Владельцам ранее купленных авто не придется дооснащать свой транспорт этим помощником.

Сначала нововведение вступит в силу в Японии (в 2018 году там было продано 4 млн автомобилей) - это произойдет в 2020 году. В Европейском Союзе , где в 2018 году продажи новых транспортных средств превысили 15 млн штук, требование начнет действовать в 2022-м. Китай и не подписали этот регламент к февралю 2019 года.

Как сообщили в Европейской экономической комиссии ООН (UNECE), страны, поддержавшие инициативу с системой автоторможения, подтвердили свои намерения снижать количество ДТП. В 2016 году на дорогах ЕС погибло более 9500 человек. В Еврокомиссии считают, что система экстренного торможения сможет спасать более 1 тыс. жизней ежегодно.

2018

Система помощи при парковке и система экстренного автоторможения на пике популярности

«Наметилась явная тенденция: в ближайшее время иметь автомобиль с электронными ассистентами будет так же естественно, как с радиоприемником и ESP», – прокомментировал весной 2018 года член правления Bosch д-р Дирк Хоайзель, ссылаясь на результаты аналитики Bosch, основанной на данных о регистрации новых автомобилей в 2016 году. Согласно статистике, системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и экстренного торможения становятся все более популярными. Системы помощи при парковке – от простых датчиков до полностью автоматического ассистента – входят в оснащение 62 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2016 году. Второе место по популярности занимают системы экстренного торможения, предупреждающие водителя об опасности столкновения и автоматически снижающие скорость вплоть до полной остановки. Так, каждый третий новый автомобиль, зарегистрированный в 2016 году (38 %), был оснащен системой автоматического торможения. При этом она входит в список стандартного оборудования более чем четверти этих автомобилей. На третьем месте рейтинга контроль состояния водителя. Это устройство вошло в оснащение 37 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в 2016 году. А наиболее интенсивно растет популярность систем слежения за полосой движения. Количество новых зарегистрированных автомобилей, оснащенных этой системой, в 2016 году выросло вдвое в сравнении с предыдущим годом. Еще один интересный всплеск роста связан с адаптивным круиз-контролем (ACC). В 2013 году автомобили, оснащенные этой системой, едва набирали 4 процента от всех вновь зарегистрированных в Германии, а в 2016 году адаптивный круиз-контроль появился почти в каждом пятом автомобиле (19 %).

Системы помощи водителю все чаще входят в состав стандартного оборудования

Системы помощи при парковке, экстренного торможения и слежения за полосой движения входят в число наиболее популярных электронных ассистентов в Германии, Нидерландах, Бельгии и Франции. Парковочные ассистенты во Франции даже более популярны, чем в Германии: 67 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в этой стране в 2016 году, оснащены такой системой. При этом в большинстве случаев – в 63 процентах зарегистрированных во Франции новых автомобилей – она входит в стандартное оснащение. В Бельгии и Нидерландах 39 процентов новых автомобилей оснащены автоматической системой аварийного экстренного торможения: это самый высокий процент по Европе. В аналитическое исследование Bosch впервые попали Италия и Россия . В этих странах популярность систем помощи водителю сравнительно невелика в сравнении с другими. Тем не менее системами помощи водителю оснащены 18 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Италии в 2016 году. В России доля таких автомобилей пока лишь 6 процентов. Автомобили, оснащенные системой экстренного торможения, составили те же 6 процентов.

Bosch развивается быстрее рынка систем помощи водителю

Электронные системы помогают водителям в сложных и критических дорожных ситуациях. Эти помощники – важный шаг на пути к безаварийной и лишенной стресса мобильности будущего. Если бы на все автомобили в Германии была установлена автоматическая система экстренного торможения, это позволило бы предотвратить до 72 процентов дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом сзади. Количество автомобилей, оснащенных системой аварийного торможения, непрерывно растет. Для компании Bosch, одного из крупнейших поставщиков компонентов, это означает рост рынка. «За прошедшее время рынок уже вырос примерно на 20 процентов, но Bosch растет еще быстрее», – говорит Герхард Стейгер, президент Bosch Chassis Systems Control. В 2019 году продажи компании в направлении систем помощи водителю превысят отметку в два миллиарда евро. Предыдущая отметка – один миллиард евро – была пройдена в 2016 году. В настоящее время технический прогресс находится на пути к автономному вождению. Результаты аналитических исследований Bosch говорят о том, что первая функция частично автоматизированного вождения, ассистент движения в пробке, уже представлена на рынке. Действие этого электронного помощника позволяет в автоматическом режиме повторять движение автомобиля, следующего впереди. Система самостоятельно приводит автомобиль в движение, разгоняет и останавливает его, а также осуществляет маневрирование в рамках полосы движения. Ассистент помощи при движении в пробке входит в список оборудования приблизительно половины новых автомобилей, зарегистрированных в Германии и оснащенных системой адаптивного круиз-контроля. В общей сложности количество таких автомобилей составляет 9 процентов от всех легковых автомобилей, впервые прошедших государственную регистрацию.

Аналитика Bosch основана на статистике по регистрации новых легковых автомобилей за 2016 год

В 2016 году в Германии было зарегистрировано 3,4 миллиона новых автомобилей. Основываясь на статистике регистрации новых транспортных средств, собранной Федеральным управлением автомобильного транспорта Германии (KBA) на 2016 год, а также данных (за 22.03.2017), предоставленных экспертами в области бизнеса IHS Markit, специалисты Bosch проанализировали все сегменты рынка легковых автомобилей. Результаты анализа демонстрируют оснащение серийных моделей системами помощи водителям – в качестве стандартного или дополнительного оборудования. Исследование также показывает, какие из систем в настоящее время доступны на рынке. Bosch проводит аналитику рынка электронных ассистентов с 2013 года.

2014-2016

Технические требования для большинства современных автомобилей

Повышение безопасности, обеспечиваемое системами помощи водителю, является одной из причин их растущей популярности. В частности, автоматическая система экстренного торможения оценивается в рейтингах европейской программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP . С 2016 года новые транспортные средства должны оснащаться системой предотвращения столкновения с пешеходом, если автопроизводитель стремится получить высшую оценку в 5 звезд. В связи с изменениями в нормативах испытаний и благодаря постоянному снижению стоимости, все больше современных легковых автомобилей оборудуются датчиками, которые отслеживают параметры окружающего пространства. Эта тенденция сказывается и на показателях продаж компании Bosch: количество продаж радарных систем и видео-датчиков в 2015 году увеличилось вдвое.

Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю

Компания Bosch является участником рынка радаров с частотой в 77 ГГц. В 2016 году ожидается производство 10-миллионного датчика радарной системы. Разработка MRR - радара среднего диапазона - позволила Bosch сделать эту технологию более доступной для рынка. Например, такой радар используется в моделях VW Polo и Golf, что свидетельствует о его доступности даже для сегмента небольших и компактных автомобилей. Один датчик может поддерживать работу нескольких систем помощи водителю. Помимо системы экстренного торможения, датчик MRR работает для адаптивного круиз-контроля (ACC). ACC автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и запрограммированное безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля. В комбинации с системой предупреждения столкновений, АСС может снизить количество экстренных торможений на автомагистралях до 67%. В 2014 году 8% новых автомобилей оснащались АСС, что в два раза больше по сравнению с данными Bosch годом ранее.

Каждый четвертый новый легковой автомобиль умеет определять, когда водитель устал

Количество новых автомобилей, оснащённых системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя растет – оба показателя выросли на 2% по сравнению с 2013 годом. Так, шесть процентов всех автомобилей, зарегистрированных в 2014 году, могут распознавать определенные дорожные знаки на дороге с помощью видеокамеры. Далее информация отображается в виде символов на приборной панели, что помогает водителям разобраться в сложностях навигации по дорожным знакам. В 2014 году система, которая определяет степень усталости водителя, была установлена в каждом четвертом новом автомобиле. С помощью датчика угла поворота рулевого колеса и электрического усилителя руля система Bosch проводит анализ поведения водителя для выявления первых признаков сонливости. Система сразу же регистрирует резкие маневры руля и, учитывая дополнительные параметры, такие как длительность поездки и время дня, определяет степень сонливости. Прежде чем водитель успевает заснуть, предупреждает его, чтобы он остановился для отдыха.

Системы помощи при парковке являются наиболее распространенными в новых автомобилях

Система управления фарами автоматически включает фары дальнего света при движении за пределами населенных пунктов, пока впереди или по встречной полосе не обнаружится какое-нибудь транспортное средство. Также она постоянно управляет работой передних фар. Системы, которые регулируют только ближний свет, не были включены в последнее исследование, в результате чего количество автомобилей со встроенными системами управления фарами уменьшилось. В 2014 году система была представлена только в 13% новых зарегистрированных автомобилей. Компания Bosch впервые включила в исследования систему помощи при парковке. Она задействует ультразвуковые датчики, подающие звуковые сигналы, которые сообщают водителю о расстоянии между транспортным средством и препятствиями при парковке, а также камеры заднего обзора и парковочные помощники. Эти помощники контролируют рулевое управление при парковке, в то время как водитель отвечает только за ускорение и торможение. По данным исследования Bosch, в 2014 году более половины новых зарегистрированных автомобилей (52%) в Германии были оснащены системами помощи при парковке, что свидетельствует о наибольшей популярности этих систем в новых автомобилях.

Разные страны с одинаковыми предпочтениями в системах помощи водителю

Системы помощи при парковке очень популярны и за пределами Германии . В 2014 году каждый второй новый автомобиль (50%) в Бельгии, Нидерландах, а также 19% новых легковых автомобилей в были оснащены такими системами. Автоматические системы экстренного торможения в Бельгии даже более популярны, чем в Германии: каждый четвертый вновь зарегистрированный легковой автомобиль поддерживает систему торможения при обнаружении препятствия. В Нидерландах 17% новых автомобилей обеспечены такой системой, в Испании – 11%, в Великобритании ‒ 5%. Системой поддержки движения по выбранной полосе в 2014 году были оснащены 14% автомобилей в Бельгии, 11% ‒ в Нидерландах, 20% ‒ в Испании, 6% ‒ в Англии.

Чем меньше факторов отвлекает вас от управления автомобилем, тем больше удовольствия вы получаете. Именно поэтому BMW 3 серии берет на себя самостоятельное выполнение множества задач. Ассистент вождения своевременно предупредит вас о потенциальных опасностях, навигационная система Professional гарантирует вам поездку без неприятных сюрпризов даже по незнакомой вам местности, а целый ряд бортовых помощников сделают процесс парковки максимально легким и комфортным.

Ассистент вождения.

Пакет «Ассистент вождения» включает в себя целый ряд систем на базе видеокамер, таких как система слежения за разметкой или система предупреждения о столкновении и наезде на пешеходов с функцией торможения на городских скоростях.
Система слежения за разметкой контролирует дорожную разметку и предупреждает водителя легкой вибрацией рулевого колеса в случае непреднамеренного выезда за пределы полосы движения на скоростях свыше около 70 км/ч. Предупреждение не подается в случае, если смена полосы движения происходит намеренно - то есть если был включен соответствующий указатель поворота.
Система предупреждения о столкновении и наезде на пешеходов с функцией торможения на городских скоростях реагирует на другие автомобили и отслеживает пеших участников дорожного движения. В случае если впереди идущий автомобиль резко тормозит, BMW 3 серии мгновенно реагирует на это активацией системы предупреждения о столкновении. Она действует в три этапа: сначала загорается предупреждающий индикатор, затем индикатор начинает мигать и система подает звуковой сигнал, и наконец система аккуратно задействует тормоза автомобиля (при движении на скоростях до 60 км/ч). Система предупреждения о наезде на пешеходов работает на скоростях от 10 до 60 км/ч и подает предупреждающий сигнал в случае критической опасности. В момент, когда подается предупреждающий сигнал, тормозная система автомобиля автоматически приводится в рабочую готовность, обеспечивая минимальное время реакции на нажатие педали. Эффективность данной функции может быть ограничена в темное время суток или во время тумана.

АКТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ С ФУНКЦИЕЙ STOP&GO.

Активный круиз-контроль с функцией Stop&Go, включающий в себя радарную систему предупреждения о столкновении с функцией торможения до полной остановки обеспечивает максимальный комфорт и безопасность при движении в пробках. Система автоматически поддерживает заданную водителем скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля. Автомобиль ускоряется и замедляется автоматически вплоть до полной остановки, контролируя дистанцию даже в плотном трафике и в пробках. Если автомобиль начинает приближаться к впереди идущим участникам дорожного движения, или если между ним и впереди идущим автомобилем перестраивается другой автомобиль, система точно корректирует скорость, подстраиваясь под изменения дорожной ситуации. Система может быть активирована на скоростях до 210 км/ч.
Функция Stop&Go не только обеспечивает автоматическое замедление вплоть до полной остановки, но и самостоятельно разгоняет автомобиль до заданной скорости, если в пределах определенного интервала времени дорожная ситуация снова это позволяет.
В случае если впереди идущий автомобиль резко тормозит, автомобиль BMW мгновенно реагирует на это активацией системы предупреждения о столкновении. Она действует в три этапа: сначала загорается предупреждающий индикатор, затем индикатор начинает мигать и система подает звуковой сигнал, и наконец система интенсивно задействует тормоза автомобиля.

ПРОЕКЦИОННЫЙ ДИСПЛЕЙ BMW.

Полноцветный проекционный дисплей BMW позволяет выводить всю важную информацию непосредственно в поле зрения водителя, позволяя ему полностью сконцентрироваться на управлении автомобилем. Эта информация включает в себя данные о текущей скорости, а также, в зависимости от комплектации, подсказки навигационной системы, индикатор ограничения скорости с указанием зон запрета на обгон, телефонную книгу, списки воспроизведения мультимедиа-системы, а также данные и предупреждения различных систем помощи водителю.
Символы на лобовом стекле отображаются в полноцветном режиме и высоком разрешении. Виртуальное изображение проекционного дисплея располагается на расстоянии приблизительно 2,3 м впереди автомобиля. В сочетании с оптимальным позиционированием относительно места водителя это обеспечивает максимально быстрое и удобное считывание информации без лишних отвлекающих факторов.
Яркость проекционного дисплея регулируется автоматически в зависимости от внешнего освещения. Кроме того, для дисплея предусмотрены два режима отображения: для светлого и для темного времени суток. Высота расположения изображения также может быть отрегулирована. И в довершение всего водитель также может настроить, какая информация, помимо текущей скорости и предупреждающих индикаторов систем помощи водителю, будет выводиться на проекционный дисплей.

Системы помощи при парковке.

BMW 3 серии Седан может быть оснащен целым рядом интеллектуальных систем, призванных упростить маневрирование в узких парковочных пространствах. Такие полезные помощники, как камера заднего вида, ассистент парковки или система кругового обзора существенно повышают комфорт в любых парковочных ситуациях - в особенности в ограниченном пространстве или в ситуации с ограниченной видимостью.

  • Камера заднего вида

    Камера заднего вида позволяет водителю при парковке или маневрировании вывести изображение пространства позади автомобиля на контрольный дисплей. Она позволяет существенно улучшить обзорность при движении задним ходом на скорости до 15 км/ч.
    На контрольном дисплее также будут отображены подсказки, габаритные линии и препятствия, окрашенные в различные цвета - это поможет водителю определить, достаточного ли размера парковочное место, чтобы поставить туда автомобиль. При повороте рулевого колеса в крайнее положение на дисплее появляются красные линии разворота и зеленые линии направления движения, подсказывающие траекторию движения автомобиля в зависимости от угла поворота колес.
    Камера заднего вида выключается автоматически при движении вперед на протяжении десяти метров или на скорости свыше 15 км/ч. В сочетании с тягово-сцепным устройством камера существенно упрощает процесс присоединения прицепа благодаря практичной функции масштабирования.

  • Ассистент парковки

    Ассистент парковки позволяет существенно упростить как параллельную, так и перпендикулярную парковку автомобиля. Вне зависимости от текущего статуса система автоматически измеряет потенциальные парковочные места - в том числе и узкие места для параллельной парковки - при движении автомобиля на небольшой скорости (до 35 км/ч) и на расстоянии не более 1,5 м от припаркованных автомобилей. При обнаружении достаточно большого пространства водителю достаточно просто включить указатель поворота, и ассистент парковки берет рулевое управление на себя - водителю достаточно только переключать передачи и нажимать педали акселератора и тормоза с учетом подсказок системы на контрольном дисплее и акустических сигналов.
    При приближении к препятствию на небольшой скорости ассистент парковки активируется автоматически благодаря режиму «Auto PDC». Расширенная функциональность системы обеспечивает помощь водителю также и при парковке перпендикулярно направлению движения. Сигнализация аварийного сближения при парковке подает звуковой сигнал, если автомобиль приближается к препятствию с любой стороны на слишком близкое расстояние. Благодаря этому процесс парковки становится для водителя еще более спокойным и безопасным.

  • Система кругового обзора

    Система кругового обзора включает в себя функции вида сверху и вида сбоку на базе камер, а также камеру заднего вида. Камеры, расположенные в наружных зеркалах и в задней части автомобиля, обеспечивают обзор с охватом 270° вокруг автомобиля.
    Вид сверху позволяет контролировать области по бокам автомобиля, облегчая маневрирование. Вид сбоку обеспечивает максимально безопасное преодоление таких сложных зон, как выезд с примыкающих дорог или проезд сложных перекрестков с затрудненной видимостью. Две цифровые камеры, расположенные в передней части автомобиля с левой и с правой стороны, отслеживают дорожную обстановку перед автомобилем. Они позволяют заблаговременно обнаружить приближающиеся автомобили и соответственно обеспечивают водителю больше времени на то, чтобы отреагировать. Функция бокового обзора отключается автоматически на скорости свыше 15 км/ч. Из трех возможных режимов обзора - камера заднего вида, вид сбоку или вид сверху - в каждый момент времени для отображения можно выбрать только один.
    Системы на базе камер активируются при включении заднего хода или при нажатии кнопки PDC или кнопки вида сбоку. Изображения с камер выводятся на контрольный дисплей.

Навигационная система Professional.

Навигационная система Professional отличается элегантным дизайном и впечатляющей функциональностью. Она обеспечивает удобные и простые в использовании возможности навигации, идеально интегрированные с такими функциями BMW, как концепция управления iDrive или сенсорный контроллер iDrive. Система включает в себя модуль громкой связи с интерфейсом USB и голосовым управлением, аудиосистему BMW Professional с DVD-проигрывателем, а также жесткий диск объемом 20 Гб для хранения аудиофайлов. Система существенно упрощает использование функции информирования о дорожной ситуации онлайн (RTTI). Встроенный цветной жидкокристаллический дисплей с диагональю 8,8 дюйма, разрешением 1280 x 480 пикселей и функцией многооконного режима (основной и вспомогательный экраны) обеспечивает оптимальную читаемость и максимальное удобство.