Scania 5 series с какого года выпускается. История Scania

Официальный сайт: www.
Штаб-квартира: Швеция


Шведский концерн Scania CV AB является одним из мировых лидеров в производстве тяжелых грузовиков и автобусов. Это международная корпорация, работающая в более чем ста странах мира. Девяносто семь процентов продукции продается за пределами Швеции. C момента создания компании было выпущено более 1 000 000 грузовиков и автобусов!

Компания была образована в 1901 г. на базе шведского филиала английской компании Humber, выпускавшего велосипеды. И, нужно сказать, велосипеды эти были отменного качества: за прочность, надежность и устойчивость они получили прозвище «табуретки на колесах». Предприятие располагалось в небольшом городе Мальмена на юге страны. И само название – Scania – отразило этот географический факт: оно обозначает принадлежность к южно-шведской области Скана.

В том же 1901 г. Scania выпустила свой первый легковой автомобиль, а в конце следующего года – и первый грузовик. Его «отцы» – инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же разместить двигатель. Один считал, что его нужно установить спереди, другой – сзади. В итоге была найдена «золотая середина» – и в переносном, и в прямом смысле слова: 2-цилиндровый 12-сильный мотор разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч. В последующие несколько лет 3-3,5-тонные грузовики cтроились в ограниченном количестве.

Интересно, что в 1902 г. одновременно с первенцем Scania свой первый грузовик выпустила другая шведская фирма – предприятие Vabis в г. Седерталье, строившая до тех пор железнодорожные вагоны.

В 1911 г. в резульате слияния этих предприятий, образовалась компания Scania-Vabis, которая сосредоточила основное внимание на производстве автомобилей. В первый же год она выпустила 40 легковых машин, 23 грузовика и один автобус, что по тем временам было немало.

Два года спустя на заводе в Седерталье возник сильный пожар, уничтоживший почти все технологическое оборудование. Взамен сгоревшего установили самое современное оснащение, полностью обновили станочный парк. И не в последнюю очередь благодаря этому Scania-Vabis во время Первой мировой войны успешно выполняла многочисленные заказы для армии.

В 1921 г. Scania-Vabis была объявлена банкротом и коренным образом реорганизована. В 1925 г. пришлось отказаться от выпуска легковых машин и направить все силы на более рентабельное производство грузовиков и автобусов.

Особенно хорошо пошла продажа автобусов, и в 30-е годы компания изготовила их уже вдвое больше, чем грузовых машин. Высокой популярностью пользовался запущенный в серию в 1932 г. автобус Bulldog. Он имел еще только входившую тогда в моду прогрессивную вагонную компоновку: выступающего спереди капота не было, а водитель располагался непосредственно в передней части кузова, справа от двигателя. (В те годы в Швеции еще существовало левостороннее движение). В результате при той же общей длине, что и у капотного автобуса, полезная вместимость машины стала больше. Вдохновленные успехом автобуса, конструкторы начали выпускать и грузовики подобной компоновки – с кабиной над двигателем.

На грузовиках стали активно применять дизельные двигатели, более экономичные, чем их бензиновые собратья. Не осталась в стороне от этого процесса и фирма Scania-Vabis. Уже в 1931 г. она приступила к выпуску машин, оснащенных 80-сильными моторами Hesselman, а в 1936 г. перешла на дизели собственного производства.

В годы Второй мировой войны в Европе было туговато с бензином, и во всех странах получили распространение газогенераторные автомобили, работавшие на... древесных чурках. Сгорая в специальной «печи» – газогенераторе при ограниченном доступе кислорода, они выделяли горючий газ, поступавший в цилиндры двигателя. Такие грузовики стала выпускать и Scania-Vabis. В этот период фирма пересмотрела приоритеты: основой производства стали не автобусы, а грузовые машины. Выполнялись и различные военные заказы, в частности, строились танки и бронетранспортеры. Компания успешно развивалась.

В 50-е гг. была принята новая стратегия фирмы. Началось активное продвижение на зарубежные рынки. Выпуск грузовиков увеличивался. В 1959 г. произвели 4500 машин – втрое больше, чем в предвоенном 1940-м.

В 1962 г. построили завод грузовиков и автобусов в далекой Бразилии, в г. Сан-Пауло. Два года спустя компания расширила свое присутствие и в Европе: начался выпуск грузовиков в Голландии, в г. Цвелле.

Полным ходом шло и техническое совершенствование автомобилей. Турбодизели появляются на машинах Scania-Vabis в 1959 г. Вскоре начинают применяться кабины, специально испытанные на прочность, что заметно повышало их безопасность в случае аварии. В 1969 г. было выпущен новый 14-литровый турбодизель DS 14, в котором воплотилась идея двигателя, работающего на низких оборотах. Это повышало долговечность и экономичность мотора, а также снижало его шумность.

В том же году компания объединяется с соотечественником – фирмой Saab, выпускающей легковые автомобили и самолеты. Так образовался концерн Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania. А совместное производство в дальнейшем распалось, и с 1995 г. Scania снова стала самостоятельной компанией.

В 70-е годы продолжалось успешное наступление на зарубежные рынки. В 1976 г. вступило в строй предприятие в Аргентине, в г. Тукумас. А за ним последовали и заводы в других странах, в том числе в США, Мексике, Австралии...

В следующем десятилетии компания стала лидером в производстве тяжелых грузовиков. Весь предшествующий опыт Scania сконцентрировался в автомобилях так называемой 2-й серии, выпуск которых был развернут в 1980 г. Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т. Они оснащались двигателями объемом 8, 11, 14 л. С 1982 г. на этих турбодизелях стали устанавливать интеркулеры, т. е. систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. Это увеличило мощность и снизило расход топлива.

Кроме всего прочего, машины 2-й серии имели новую, выразительную внешность, разработанную знаменитым итальянским автомобильным «кутюрье» – стилистом Джорджо Джуджаро.

В 1987 г. появились грузовики Scania 3-й серии. Их полная масса составляла 17–32 т. На них устанавливались турбодизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле впервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива – EDS. И не случайно машины этой серии были отмечены престижным званием лучшего европейского грузовика 1989 г. – «Truck of the Year"89». Однако конструкторы не почивали на лаврах и продолжали совершенствовать автомобиль. В 1990г. на нем появляется новаторский турбокомпаундный дизель, имеющий рекордный КПД – 46 %. В 1991 г. появились бескапотные и капотные модификации с улучшенной аэродинамикойф, и с соответствующим названием – «Streamline» («Обтекаемый»). Сниженное сопротивление воздуху уменьшило расход топлива на 4-5%.

В 1996 г. появились машины новой, 4-й серии, полной массой от 18 до 48 т., которые были отмечены почетным титулом – «Truck of the Year"96». И также продолжали совершенствоваться. Сегодня они имеют двигатели, соответствующие экологическим нормам Euro 3, дисковые тормоза, автоматизированные системы переключения передач Opticruise и многое другое. А недавно фирма выпустила машину Griffin – недорогую и прочную модификацию, специально разработанную для эксплуатации в условиях стран СНГ.

В 2003 Scania не ограничилась обычным рестайлингом и представила совершенно новую кабину с увеличенным пространством позади водителя - Longline. Новая кабина будет устанавливаться исключительно в комбинации с 580-сильным двигателем V8 и поступит в продажу в сентябре. Напомним, что в 2002 году на выставке коммерческого транспорта в Ганновере Scania представила концептуальную разработку - тягач с кабиной-квартирой. Это машина вызвала огромный интерес у клиентов и журналистов всей Европы и, спустя год, серийная модель поступает в продажу. Кабина Longline идеально приспособлена для многодневных поездок и позволит водителю избежать каких-либо бытовых неудобств. Это, в свою очередь, должно положительно отразиться на качестве перевозок. Производство кабин Longline будет осуществляться на заводе компании LaxЕ Special Vehicles.

Scania - история марки:

Scania AB является крупнейшим шведским производителем грузовых автомобилей и автобусов, выпускаемых с 1920 года. Компания располагается в Седертелье, акционерами которой являются фирмы MAN и Volkswagen AG. С первых дней работы компания успела завоевать отличную конкуренцию среди других представителей и авторитет. Отличалась качеством производства, при этом не располагая достаточными финансовыми возможностями.

Уже в октябре 1910 года руководство начало переговоры о слиянии со своими главными конкурентами и в марте были обледенены предприятия по изготовлению автомобилей. Scania-Vabis создала все производственные и технические предпосылки, которые стали лидирующими в данной сфере работы. Спустя 50 лет на рынке начало пробиваться прежнее название компании – Scania. Это произошло из-за удачного подписания компании договора со шведской автомобильной и авиационной компанией SAAB. В Швеции 1960 года появилась совершенно новая производственное объединение SAAB-Scania и все выпускаемые ранее автомобили получили название Scania.

В 1970 году компания начала расширять свои сборочные заводы и в результате этого появился один крупный филиал, начали открываться разнообразные предприятия в Монако, Марокко, Ираке и США. Объем производства автомобилей на то время вырос в несколько раз. На лидирующие позиции вышел авторитет компании и стремительно шел к победе на мировом рынке авто. В 1980 году начали производить грузовики Scania третьего поколения, масса которых составляла до 32 тонн. В это время компания полностью отказалась от 8-литровых двигателей, при этом отдавая предпочтение рабочим моторам в 9,11 литров.

Выпуск грузовиков четвертого поколения приходится на 1996 год, в то время когда была подключена итальянская система кузовной студии. Это были грузовики произведены в новом дизайне, полная масса которых составляла 48 тонн. Теперь предлагаются в 300 разнообразных видах. Кабины были наиболее комфортными в исполнении Топлайна вместе со спальными местами. К концу 1999 года положение компании было достаточно прочным и стабильным. Кроме того, что производились достаточно известные грузовики Scania изготовляет более усовершенствованную гамму автобусных шасси, промышленные и судовые установки. В 1901 году было создано более 800-ти видов автомобилей. Scania владеет шестью швейцарскими заводами и восьми крупными зарубежными предприятиями, где работаю около 23800 человек. Не смотря на это, конкурентная борьба привела к тому, что все акции оказались у главного конкурента швейцарской компании Volvo. Уже в апреле 1999 года доля производства превысила 70%. Поэтому, Scania составила дочернее предприятия и продолжала производство грузовиков до 2000 года.

В том же 1969 году произошло слияние Scania-Vabis со шведским производителем авиатехники и автомобилей Saab Automobile AB, что привело к созданию концерна Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania.

В 1972 году начинается производство новой бескапотной серии 140 , включавшей двухосные бортовые модели «LB140» (4×2), трехосные «LBS140» (6×2) и «LBT140» (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. Также были выпущены модели «L140» (4×2) и «LS140» (6×2) с характерным прямоугольным капотом, предназначенные для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. Расположенная над двигателем кабина впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Все автомобили получили механическую 10-ти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а младшая серия «LB80» по заказу оснащалась автоматической коробкой. Первой в истории фирмы серия грузовиков 140 прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий. В 1973 году появляется еще одна новая опция - омыватели фар головного света. Обогрев сидений становится стандартным решением.

В 1975 году появилась новая серия, которую впоследствии стали называть «первым поколением фирмы Scania». Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. Основной новинкой стала 111-я серия , включавшая унифицированные 3 капотные и 3 безкапотные модели с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн. Также выпускались армейские грузовики «SBA111» (4×4) и «SBAT111» (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 л.с. и 6-ти ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся утилитарным дизайном и простотой обслуживания.

С 1978 года на автомобилях Скания в качестве опции начинает устанавливаться кондиционер .
В 70-х годах Скания успешно реализует решения об активном расширении присутствия продукции компании на зарубежных рынках. В 1976 году началось производство на предприятии в Аргентине, за ним последовали заводы и в других странах - США, Мексике, Австралии, Марокко, Танзании, Ираке, Перу. В результате объем производства за 4 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы Scania становится 1980 год, обозначивший стремительный рост авторитета компании - Scania становится мировым лидером в производстве тяжелых грузовиков .

В 1980 году весь накопленный опыт Scania воплотился в грузовых автомобилях 2-й серии, состоявшей из трех базовых моделей «82», «112» и «142», оснащаемых двигателями объемом 8, 11 и 14 литров, полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда - до 120 тонн. С 1982 года на двигатели машин 2-й серии компания стала устанавливать интеркулер - систему промежуточного охлаждения воздуха наддува . Это дополнительно увеличило мощность двигателя и снизило расход топлива.
С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: «Р» - для местных перевозок и «R» - для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс «Т» (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы «М», «Н» или «Е», указывавшие на вариант исполнения шасси - для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации.

С 1982 года компания начала выпуск дизеля Scania DSC11 с турбонаддувом (333-354 л.с.), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува . В следующем году ею был оснащен и мотор Scania DSC14 V8, что повысило его мощность до 420 л.с., а вскоре на седельных тягачах Scania R142H мощность достигла 460 л.с. В 1983 году началось изготовление еще одного 6-ти цилиндрового 9-ти литрового двигателя DS9 с турбонаддувом (245 л.с.) и его варианта с промежуточным охлаждением DSC9 Intercooler (275 л.с.). Второй мотор несколько лет считался одним из наиболее экономичных в мире при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.

В 1983 году Scania стала первой компанией среди изготовителей грузовиков, которая внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), управляемую микропроцессором . Эта система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей по всему миру.
С этого же семейства берут начало прославившие марку «Scania» прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами.

В 1984 году компания принимает решение об изменении своей эмблемы, теперь она включает полное наименование Saab-Scania .

В 1987 году появились грузовики Scania 3-го поколения полной массой 17-32 тонн, а в составе автопоезда 36-44 тонны и более. На них устанавливались турбированные дизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле DSC14 V8 инженеры Scaniaвпервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива - EDS (Electronic Diesel Control) . В таком исполнении двигатель развивал мощность 420-460 л.с.

Начиная с 3-го поколения Scania начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая 5-ти ступенчатая, механическая 9-ти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная 9-ти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм. По желанию покупатель мог заказать 2-х ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров, а также систему АБС . Грузовики предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времениScania внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами - всего более 800 модификаций . Неслучайно, машины 3-й серии завоевали престижное звание лучшего европейского грузовика 1989 года .


История процветающей компании Scania началась в 1891 году с создания фабрики по производству железнодорожных вагонов в небольшом шведском городке Седертелье. Тогда будущий автопроизводительный гигант основывался под названием Vagnfabriksaktiebolaget i Södertälje, что в переводе с шведского означает ООО «Фабрика Вагонов в Седерталье» (или сокращенно Vabis). Вскоре производственные возможности компании расширяются на выпуск легковых автомобилей и грузовиков.

В 1900 году основывается Maskinfabriksaktiebolaget Scania (ООО «Машиностроительная фабрика в Сконе») в Мальме. В то время это был крупнейший город южной провинции Скона. На фабрике налаживается производство велосипедов. Вскоре здесь же осваивается производство легковых автомобилей и грузовиков.

В 1901 году с новой фабрики Scania выходит первый легковой автомобиль, а к концу 1902-го и первый грузовик. Первый грузовик Scania является творением инженеров Свенссона и Рейнгольда Торнссинов, которые долгое время никак не могли решить спор, где же лучше установить двигатель. Один считал оптимальное расположение спереди, а другой продолжал настаивать на расположении сзади. В итоге они нашли «золотую середину» в прямом смысле этого слова: двигатель поместили под сиденье водителя в средней части шасси. Движимой силой оказался слабенький двухцилиндровый движок, развивавший всего 12 л.с. Первый грузовой автомобиль Scania мог перевозить до 1 500 кг груза и развивать скорость 15 км/ч. Такие грузовики выпускались ограниченной серией в последующие 3 – 3,5 года.

Интересно, но в 1902 году одновременно с компанией Scania свой первый грузовой автомобиль выпускает предприятие Vabis из Седерталье, до тех пор специализировавшееся только на производстве железнодорожных вагонов.

Объединение компании Scania и Vabis. Первая и Вторая Мировые Войны

В 1911 году обе компании сливаются в одну под названием Scania-Vabis, которая и сосредотачивает все свои усилия на производстве легковых и грузовых автомобилей. К концу года они совместными усилиями выпускают 40 легковых автомобилей и 23 грузовика. Еще за этот период они собирают один автобус. Такой годовой объем производства на то время было неплохим достижением.

В 1913 году на фабрике Vabis в Седерталье возникает сильнейший пожар, который практически полностью уничтожает все технологическое оборудование. Это вынуждает руководство закупить самое современное оснащение и полностью обновить свой станочный парк. Кто мог подумать, что страшный пожар в результате станет подоплекой для успешной деятельности предприятия во время Первой Мировой Войны, когда Scania-Vabis получает крупнейшие правительственные заказы для армии.

С 1911 по 1925 гг. на предприятиях Scania-Vabis выпускается целая линейка грузовиков CLb и CLc грузоподъемностью от 1,5 до 2 тонн. Поначалу в движение их приводит четырехцилиндровый двигатель разработки Scania, мощностью от 24 до 30 л.с. Позже его заменили мотором Vabis мощностью 20 – 36 л.с. Всего таких грузовиков выпускается 360 единиц.

В 1921 году, несмотря на все успехи в конструировании и производстве, Scania-Vabis объявляет себя банкротом, что приводит к тотальной реорганизации. Дела идут плохо и в 1925 году на фоне ухудшения финансового положения, руководство Scania-Vabis решает закрыть завод в Мальме и перенести производство грузовиков на завод в Сердетелье. В это же время модельный ряд пополняется грузовиками 314 и 324, в которые уже ставят 3,5-литровые 36-сильные движки и 4,3-литровые, 50 сильные (ими оснащали грузовики Scania-Vabis 3251 и 3256). Был также 75-сильный вариант 6-цилиндрового движка с рабочим объемом почти 6,0-литра (для модели 3243).

К 1928 году семейство грузовиков пополняется новой моделью 3244, в которой уже трудится 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель объемом почти 6,5-литра и мощностью 85 л.с. В этом же году грузовики фирмы начинают комплектовать редкими для того времени приборами: спидометром, одометром, указателем температуры масла, часами и амперметром.

Также значительным потрясением для автомобильного мира становятся нововведения марки в 30-х годах XX века: выпускаются первые грузовики с дизельным мотором. Инженеры Scania всегда стремились расширить гамму двигателей, а появление моторов на тяжелом топливе позволило добиться новых высот в автомобилестроении и надолго обогнать своих конкурентов, например, такой известный автомобильный концерн, как Volvo.

В 30-х гг. XX века модельный ряд Scania-Vabis уже состоял из двух- и трехосных грузовиков серий 335, 345, 355, 365 и 400 с полной массой до 10 тонн. Роль основного силового агрегата достается рядному 6-цилиндровому 7-литровому двигателю, предложенного шведским инженером Йонасом Хессельманом. Эта конструкция позже стала прообразом для многотопливных двигателей, способных работать на разных смесях бензина, спирта, генераторного газа и низкосортного масла. В конструкции Хессельмана заменялась система питания, впускные патрубки и поршни.

Самый популярный 3,5-тонный грузовик Scania-Vabis 3352 комплектуется 80-сильным двигателем, работавшим на низкосортном топливе. В 1936 году компания Scania-Vabis выпускает первый опытный предкамерный дизельный 6-цилиндровый мотор с рабочим объемом 7,7-литра и мощностью 120 л.с., к разработкам которого прикладывает руку все тот же Йонас Хессельман. Этот двигатель становится основой для первого грузовика серии 345 с кабиной над двигателем. За характерный тупоносый профиль грузовик прозывают «Бульдогом».

В 1933 году Scania-Vabis выпускает первый трехосный грузовик 355 для магистральных перевозок с колесной формулой 6×2.

1940-й год. Осваивается выпуск грузовиков с газогенераторной установкой, в которой уже появляется собственный конденсатор, устанавливаемый перед радиатором. Но наибольшей известности добивается 5-тонный грузовик Scania-Vabis 33520, который оснащают восьмицилиндровым карбюраторным движком с рабочим объемом 10,3-литра (в базе он выдавал 180 л.с., а при переходе на газ его мощность снижалась до 120 л.с.).

Во время Второй Мировой Войны фирма начинает выпускать модульные дизельные моторы семейства D. В 44-ом году выпускаются двухосные грузовики Scania-Vabis L10 с полной массой 7,5 тонны, в которые устанавливаются первые серийные четырехцилиндровые предкамерные дизели D402 (рабочий объем 5,6-литра, мощность 90 л.с.). На базе L10 строятся двухосные модели L13, L20 и L21, а также трехосный грузовик LS20 и LS23 (колесная формула 6×2) с полной массой от 9 до 16 тонн.

История Scania в 1950 – 1970 годы

В 1949 году Scania-Vabis запускает в строй сразу две новые серии грузовиков, а грузовик L40 с полной массой 9,5 тонны получает новый 90-сильный дизельный мотор D422 с непосредственным впрыском топлива. В сравнении с системой предкамерного впрыска, так достигалась экономия 20 – 25% топлива.

Отличительной чертой новой продукции Scania-Vabis становится высокая прочность и долговечность – без капитального ремонта эти грузовики достаточно неплохо «бегают» до 400 000 км. Следующую 5,5-тонную модель Scania-Vabis L60 оснащают новым шестицилиндровым дизелем D622 с рабочим объемом 8,4-литра и мощностью 135 л.с. Грузовик комплектуют четырехступенчатой КПП, пятиступенчатый преемник которой выходит в июле 1951 года. Существовала также модификация Scania-Vabis L60 с полной массой 15,5 тонны и колесной формулой 6×2. Обе серии выпускаются в количестве 6 276 экземпляров.

Стремительный рост грузоперевозок в Швеции вынуждает компанию запустить в серию более тяжелые модели с грузоподъемностью от 6,5 тонн и полной массой 11 тонн. Весной 1953 года начинается серийное производство грузовика нового поколения L51 Drabant с дизельным двигателем D442, развивавшим 100 л.с. и комплектовавшегося пятиступенчатой МКПП. Усиленные варианты этого грузовика выпускаются под индексом L61 и L64.

В 1955 году их пополняет семейство Scania-Vabis L71 Regent с полной массой 16 – 17 тонн, приспособленных к тяжелым условиям эксплуатации и транспортировке грузов на дальние расстояния. L71 комплектуется шестицилиндровым дизелем D642 с рабочим объемом 9,3-литра и мощностью 150 л.с. Трехосная модификация модели выпускается под индексом LS71. До 1958 года компания выпускает всю серию в количестве 7 700 экземпляров. В 1955 году ежегодное производство грузовиков достигает 1 600 экземпляров, что превысило аналогичный показатель 1949 года в 5 раз.

Весной 1958 года осваивается выпуск капотных грузовиков Scania-Vabis L75 с полной массой 12,6 – 20,0 тонн. С этими грузовиками фирма прославляется на весь мир. В последствии конструкция L75 берется в основу для всех современных моделей Scania. Существовало три базовых варианта двухосного L75 и два трехосного LS75 с колесной формулой 6×2 и LT75 (формула 6×4). Эти грузовики комплектуют новым шестицилиндровым дизелем сD10 с непосредственным впрыском, рабочим объемом 10,3 литра и мощностью 165 л.с.

В 1961 году на этом двигателе проводятся испытания турбонагнетателя швейцарской марки Brown-Boveri, за счет чего его мощность подскочила до 205 л.с. Еще одно важное техническое новшество шведская компания внедрила в 1964 году: в единый блок заключается основная пятиступенчатая синхронизированная коробка и двухступенчатая дополнительная. Так закладываются задатки для принципиально новой десятиступенчатой коробки, вышедшей немногим позже.

Грузовики Scania-Vabis этих лет отличаются более округлыми крыльями с встроенными фарами и обтекаемым капотом. Шведская компания становится первой в Европе, начавшей устанавливать кабину грузовика на резиновые опоры. На базе L75 в 1963 году выпускается новая серия L76 с полной массой от 13,1 до 22,5 тонн. Грузовики оснащают новым рядным шестицилиндровым дизелем D11, выдававшим 190 л.с. (турбированная версия могла похвастать 220-силами). В них уже используется 10-ступенчатая коробка передач. Помимо того разрабатываются трехосные модификации LS76 и LT76 , а также усиленное исполнение Super. Наибольшего распространения получает бескапотный грузовик LB76, LBS76 и LBT76.

До этих пор компания предпочитает капотные грузовики, но введенные в Западной Европе ограничения на длину транспортных средств вынуждают ее плотнее заняться выпуском грузовиков с кабиной над двигателем. Такие грузовики сразу прозывают «Летними Сканиями», поскольку для улучшения охлаждения мотора в жаркий зной водителю приходилось открывать специальный лючок в передней панели. Здесь же впервые применяются водительские сидения с пружинной подвеской. Гидроусилитель руля становится обязательным даже для стандартной комплектации грузовиков.

В 1964 году выпускается дизельный мотор с турбонаддувом, выдававший уже 240 л.с., а еще через три года его мощность доводится до 260 л.с. Всего серия L75 и L76 выпускается в количестве 38 600 грузовиков. В дальнейшем на их основе строят более совершенную гамму L110, а затем и L111, продержавшейся в производстве вплоть до 1982 года. Для серии специально разрабатывается 11-литровый дизельный мотор, который с модернизациями выпускался вплоть до 1998 года.

История другого 8-литрового дизеля D8, развивавшего 180л.с., уходит корнями к капотной модели Scania-Vabis L56, выпущенной осенью 1962 года. Полная масса этого грузовика составляла 12,6 тонн. Шведская компания начинает выпускать более легкую капотную модель L36 с полной массой 10,5 тонн. Под капот грузовиков этих серий ставят четырехцилиндровый дизель D5, объемом 5,2-литра, который в разных модификациях развивал от 95 до 105 л.с. Он становится основой для модели L50 с полной массой 12 тонн, запущенной в строй осенью 1968 года.

Параллельно осваивается выпуск армейских машин. Наиболее успешным становится 8-тонный капотный грузовик с полным приводом Scania LA86 (6×6) с полной массой 16 тонн. Этот грузовик пополняет автопарк шведской армии с 1960 года и более известен под индексом Ltgb 957 (за ним закрепляется прозвище «Муравьед»).

Завоевав признание на внутреннем рынке, Scania-Vabis начинает развивать сеть во всем мире, открывая филиалы на ключевых рынках. Первым и крупнейшим филиалом шведской марки становится офис в Бразилии, основанный в 1953 году и запущенный в эксплуатацию в 1957 году (предприятие успешно функционирует по сегодняшний день).

С 1964 года грузовики серии L75 начинают собирать в Голландии, а затем и в Дании. Высокая активность Scania-Vabis привлекает к себе внимание крупного шведского промышленного игрока – SAAB (авиация и автомобилестроение). В то время предприятие Scania-Vabis находилось под контролем членов семейства Валленбергов, которые соглашаются объединиться с SAAB, в результате чего образуется SAAB-Scania Group. На этом история Scania-Vabis заканчивается и начинается новая веха в развитии марки Scania в качестве грузового отделения SAAB.

Одновременно выпускается несколько новых серий грузовиков – L50, L/LB80, L/LB85, L/LB110 с кабиной над двигателем, развивавшим до 190 л.с. Семейство грузовиков Scania Super комплектуют двигателями с турбонаддувом, мощность которых достигала 270 л.с. и они спокойно выдерживали серьезнейшие нагрузки.

История Scania в 1970-е годы

В 70-х годах XX века Scania запускает в строй новую бескапотную серию 140. Эти грузовики уже комплектуют кабиной с гидравлическим механизмом для откидывания. В Scania 140 существенно повышается звукоизоляция. В это же время выходят обновленные модели L145 (колесная формула 4×2) и LT145 (6×4) с прямоугольным капотом и двумя мостами. Вместе эти грузовики выходят в количестве 30 000 экземпляров. Существенно расширяются производственные предприятия и открываются новые филиалы за рубежом.

Среди прежних, так называемых «малых» моделей, в серии остаются только модернизированные Scania L81 и L86 с дизельными моторами D8 и DS8, выдававших от 163 до 205 л.с. мощности при рабочем объеме 7,7 литра. В комплектации этих движков использовалась 10-ступенчатая коробка. Но главной новинкой начала 70-х становится серия Scania 111, состоявшая из унифицированных капотных грузовиков L111, LS111, LT111 и соответствующих бескапотных моделей LB111, LBS111, LBT111. Колесная формула всех новых грузовиков – 4×2, 6×2, 6×4 при полной массе от 16,5 до 30 тонн. По заказам с 1978 по 1980 годы мелкосерийно выпускается четырехосный Scania LBFS111.

Все грузовики оснащают шестицилиндровым дизелем D11 мощностью 220 л.с. Существует также турбированный вариант движка DS11, который имеет уже 296 л.с. Экстерьер и интерьер новых серий автомобилей создается известным итальянским дизайнером Джорджио Джуджаро, который первым предлагает оснастить грузовой автомобиль функциональным щитком приборов и безопасным двухспицевым рулевым колесом.

Всего выходит около 30 000 таких грузовиков. Модернизированную серию 140 и 145 кладут в основу моделей L/LB141 и L146, в которых трудится тот же 14-литровый дизель мощностью 350 л.с.

Одновременно запускаются в строй армейские грузовики Scania SBA111 (4×4) и Scania SBAT111 (6×6). Их грузоподъемность составляет 4,5 – 6,0 тонн, а мощность колеблется от 220 до 300 л.с. В их комплектацию уже входит 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, отличающаяся простотой обслуживания.

В 70-х гг. XX века Scania увеличивает число заводов, а в 76-ом открывается один из крупнейших зарубежных филиалов в Аргентине. Затем открываются офисы в Австралии, США, Марокко, Перу, Ираке и Танзании. Годовой объем производства в 1976 – 1979 гг. вырос с 15 000 до 22 000 грузовиков.

История Scania в 1980-е годы

В 1980 году авторитет компании быстро растет и она стремительно завоевывает мировой рынок в области производства тяжелой грузовой техники, от чего наступает переломный момент. Весь инженерный и конструкторский опыт Scania ложится в основу нового поколение грузовиков трех серий – 82, 112 и 142. Их полная снаряженная масса составляет от 16,5 до 32 тонн, а в составе автопоездов они имеют до 120 тонн.

Первые цифры в индексе модели указывают округленный рабочий объем двигателя. Переход на модульную конструкцию кабин грузовиков приводит к изменению их индексации: грузовики P выпускаются для местных перевозок, а R – для магистральных. Грузовики с капотным исполнением кабины получают индексацию T. Модельный словарь Scania дополняется буквами M, H и E, которыми обозначается исполнение шасси и его приспособленность к обычным, тяжелым и особо тяжелым условиям эксплуатации.

В 1980 году модельный ряд Scania состоит уже из 24 базовых моделей, начиная сверхлегким грузовиком P82M (колесная формула 4×2), заканчивая сверхтяжелым Scania T142E (6×4). Грузовики этих лет оснащают модернизированными шестицилиндровыми дизелями D8 с рабочим объемом 7,8 литра и D11, с рабочим объемом 11,0-литра. Также в гамме был один дизельный двигатель V8 D14 с рабочим объемом 14,1-литра. Все движки в основном предлагаются в варианте DS, где турбонаддув доводит их мощность до 230 – 394 л.с.

В 1982 году появляется дизель DSC11 с турбонаддувом, выдающий от 333 до 354 л.с. Это первый двигатель, в котором применяется промежуточное охлаждение воздуха наддува. В следующем году эту систему охлаждения портируют на двигатель DSC14, что приводит к повышению мощности до 420 л.с. Вскоре седельные тягачи Scania R142H получают запас мощности в 460 л.с.

В 1983 году гамму двигателей пополняет еще один шестицилиндровый дизель DS9 с турбонаддувом, рабочим объемом 8,4-литра и системой промежуточного охлаждения. На его базе строится движок с интеркулером DSC9. Мощность новинок – 245 и 275 л.с. соответственно. Последний даже считался самым экономичным мотором своего времени.

Эти двигатели ложатся в основу новой серии грузовиков Scania 92, охватывающих самые разнообразные условия эксплуатации. Во все модели ставят 10-ступенчатые коробки передач, доработанную одноступенчатую главную передачу, подвеску и ведущие мосты. В 1983 году компания «Скания» первой среди производителей тяжелых грузовиков выпускает грузовик с механической коробкой передач, оборудованной системой автоматического переключения CAG (управляется микропроцессором). Этот эксперимент лежит у истоков эпохи широкой популяризации в трансмиссии грузовых автомобилей различных электронных устройств. В этом же семействе грузовиков марка Scania внедряет прочные и безопасные кабины, которые прославляют марку на весь мир, так как они соответствуют самым жестким нормативам.

В 1987 году выпускается новое поколение грузовиков Scania с полной массой от 17 до 32 тонн. Взяв курс на тяжелую технику, фирма отказывается от 8,0-литровых моторов. В гамме оставляются лишь 9,11- и 14-литровые двигатели с турбонаддувом. Рядные шестицилиндровые движки 059 и DS11 модернизируют до исполнения DSC9 и DSC11 (имеют промежуточное охлаждение). В результате гамма силовых агрегатов получает разброс мощностей от 210 до 363 л.с.

В 1988 году выпускается дизельный V8 DSC14 с интеркулером, который становится первым в Европе мотором с электронным управлением впрыска топлива EDC. Сначала этот двигатель развивал 420 – 460 л.с., а в 1991 году его мощность возросла до 500 л.с.

История Scania в 1990-е годы

В 90-ом году выходит турбокомпаундный дизельный мотор DCT11, который «научили» утилизировать до 20% энергии отработавших в турбонагнетателе газов. Эта идея привела к необходимости установить в выхлопном тракте вторую турбину. В результате КПД двигателя повышается на 46% и одновременно снижается расход топлива. В 90-х гг. Scania начинает выпускать семь вариаций коробки передач: простая МКПП с 5,8, 10 и 12-ступенями, пятиступенчатая АКПП, механические гидротрансформаторные 9-ступенчатые КПП, синхронизированные 10-ступенчатые КПП с программируемым механизмом переключения передач (это позволяло передавать на колеса крутящий момент свыше 2 000 Н м).

Также для желающих стали доступны двухступенчатые главные передачи, малолистовые параболические рессоры, колесные планетарные редукторы, передние дисковые тормоза, ABS, пневматическая подвеска с регулировкой уровня рамы в диапазоне 230 мм и т. д. Колесная формула грузовиков Scania в 90-х гг. расширяется до 4×2 — 8×4. Для них доступно несколько типов управляемых и ведущих мостов.

В эти же годы производственные мощности Scania переводятся на модульное массовое производство безопасных кабин: появляются модификации разной длины и высоты, с пневматической подвеской, одним спальным местом и двумя. Всего гамма кабин, установленных над двигателем, расширяется до 8 вариантов, плюс доступны две капотные модификации.

В 1991 году, к своему 100-летию Scania выпускает обтекаемую кабину Streamline, которая навсегда преобразила облик шведских грузовиков и позволила снизить коэффициент аэродинамического сопротивления на 12 – 15%, что довело его до 0,5. В результате расход топлива снижается на 4 – 5%. В целом же фирма предлагает покупателям свыше 800 вариантов машин. Недаром в 1989 году впервые в истории Scania ее грузовик признают «Грузовиком года».

Приложив колоссальные усилия для совершенствования своей техники, компания Scania быстро выбилась в мировые лидеры, добившись беспрецедентного технического уровня, качества и безопасности. Повышенный спрос на автомобили стал подоплекой для резкого роста производства: с 1993 по 1995 годы объемы ежегодного производства увеличились с 23 000 до 42 000 автомобилей. Немало помог этому открывшийся в 1992 году новый сборочный завод Scania во Франции.

1995 год ознаменовался распадом концерна SAAB-Scania, после чего последняя становится самостоятельным акционерным предприятием.

В 1996 году выпускаются грузовики нового поколения. Заложенный еще в 1988 году проект развивается при помощи дизайнеров итальянской кузовной студии Bertone, в недрах которой и рождаются кабины принципиально нового дизайна. Грузовики Scania массой от 18 до 48 тонн теперь предлагаются в более чем 300 модификациях шасси. С этих пор серия состоит из грузовиков 94, 114, 124 и 144 в двух-, трех-, и четырехосном исполнении с разными двигателями. Новые грузовики получают 11 разных вариантов исполнения кабины, самым комфортным среди которых становится Topline с двумя спальными местами.

Индекс L получают все грузовики для магистральных перевозок, индекс D – для местных, индекс C – весь строительный автопарк, индекс G – грузовики, приспособленные к эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.

Арсенал фирмы пополняются шестью семействами двигателей с промежуточным охлаждением и турбонаддувом. Особое место среди них занимает модернизированный шестицилиндровый двигатель DSC9, развивающий от 220 до 310 л.с. Также хороших отзывов среди дальнобойщиков заслуживает новый 24-клапанный дизель DC11 с рабочим объемом 10,6-литра и мощностью 340 – 380 л.с. Мощность шестицилиндрового двигателя DSC12 с рабочим объемом 11,7-литра доводится до 360 – 420 л.с., а мощность прежнего флагмана DSC14 V8 повышается до 460 – 530 л.с.

В 1996 году новое поколение грузовиков Scania в очередной раз отмечается наградой «Грузовик года» за высочайший технический уровень и совершенство. Другие новинки конца 90-х гг. – программируемый оптикруиз, позволивший дальнобойщикам добиться минимального расхода топлива в дальней поездке и свести токсичность отработавших газов до минимума.

История Scania в 2000-е годы – наше время

Осенью 2000 года Scania представляет новый 15,6-литровый дизельный двигатель DC16 V8 мощностью 580 л.с. К началу XXI века фирма сильно укрепляется на мировой арене. Кроме надежных грузовиков, модельный ряд Scania дополняет широкая гамма автобусов, судовых и промышленных силовых установок.

В начале века Scania отчиталась о выпуске за 100 лет более 800 000 единиц техники. В одной только Швеции у Scania 6 заводов и еще 8 крупных сборочных предприятий раскидано по всему миру. На них в начале 2000-х было занято более 23 800 человек.

В 2000-х ежегодный объем производства Scania доводится до 46 000 – 50 000 единиц техники (в основном это грузовики полной массой более 6 тонн). На европейском рынке тяжелых грузовиков Scania стабильно занимает не менее 15%. Однако в условиях жесткой конкуренции и борьбы, руководство Scania теряет контроль над ситуацией, в результате чего 15 января 1999 года 13,7% акций переходит в руки главного конкурента – шведского Volvo. К апрелю того же года доля Volvo увеличивается до 21%, а к августу уже превышает 70%. Все указывало на то, что в ближайшее время Scania станет дочерним предприятием Volvo, однако весной 2000 года случилось непредвиденное: Еврокомиссия наложила вето на это слияние.

На этом изменения не заканчиваются. В 2008 году мировой экономический кризис становится причиной банкротства Volvo, вследствие чего она утрачивает контрольный пакет акций Scania, который в 2009 году достается немецкому концерну VW Group (ему принадлежит 70,94% акций шведской марки). Эта же сделка спасает Scania от участи Volvo, оказавшейся под контролем китайцев.

Современный модельный ряд Scania состоит из следующих серий грузовиков:

Серия P

Это компактные грузовики, предназначенные для перевозки большинства видов грузов и обслуживания стройплощадок.

Серия G

Ее можно описать несколькими словами: простые, мощные и удобные. Серия G вывела уровень комфорта водителей на новый уровень, что особенно важно в магистральных перевозках, доставке объемных и легких грузов. Эти грузовики универсальны и могут служить надежным помощником на стройплощадке. Во всех моделях Scania серии G используются просторные кабины. Выпускаются как в виде седельных тягачей, так и в виде одиночных грузовых автомобилей без прицепа.

Для серии G доступно пять разных типов кабин: длинные кабины с двумя спальными местами, кабины без спальных мест и укороченные кабины. В сравнении с серией P, серия G – это большой скачок вперед в плане продуманности внутреннего пространства и технического совершенства. В кабине вы найдете не только дополнительные отсеки для хранения вещей, но и значительно более высокий уровень комфорта.

Серия R

Изюминка этой серии кроется в высочайшей мощности, простоте и комфорте. Серия R сочетает в себе оптимальный выбор кабин для дальних грузоперевозок и выполнения любых других задач по транспортировке с минимальными простоями в дороге. Это первоклассные машины, отличающиеся удобством и мощностью, которые специально были созданы для преодоления самых сложных маршрутов.

Также в модельной гамме Scania есть несколько серий автобусов.

Серия Century

Эти автобусы выпускаются в кооперации с испанским кузовным ателье Irizar. Автобусы серии Scania Century 3000 строятся на шасси K124 (4×2 или 6×2) и соответствуют самым строгим европейским и американским нормам. В дизайне этих автобусов сочетается аэродинамическая форма, созданная фирмой Irizar, и фирменный стиль «улыбка», созданный компанией Scania.

Этот автобус может иметь до 57 посадочных мест, а его длина варьируется от 10,7 до 15 метров, при габаритной ширине 2 550 мм и высоте 3 700 – 3 900 мм. Кузов автобусов Century имеет периферийный пояс безопасности, а самые уязвимые нижние элементы кузова изготавливают из нержавейки. Двигатели в автобусах Scania Century устанавливаются сзади вертикально, а их рабочий объем колеблется от 9 до 12 литров при максимальной мощности 300 – 420 л.с. Все моторы работают в паре с коробкой передач фирмы ZF.

Шасси имеет все дисковые тормоза, индивидуальную пневматическую подвеску всех колес, гидропривод для ведущих колес на третьей оси и прочее.

Серия Omni

Комплектные 12-метровые многофункциональные автобусы Omni появились в семействе Scania в конце 90-х. «Улыбающаяся» передняя облицовка вскоре вошла в моду. На базе серии Omni выпускаются городские низкорамные 3-дверные автобусы OmniCity CN94, с полностью алюминиевым кузовом: его усиливает продольная силовая банка, а каркас и поперечины держат П-образные профили. Крышу и боковую облицовку тоже делают из алюминия, а переднюю и заднюю панель из стеклопластика. Двигатели устанавливаются под наклоном 60° в «корме» кузова. Их рабочий объем колеблется от 9 до 11, а мощность от 220 до 260 л.с. Существуют также модификации, работающие на этаноле.

В комплектацию автобусов Scania Omni входят все дисковые тормоза, 3-контурная тормозная система с ABS, индикатор износа накладок, гидравлический тормоз-заземлитель, установка для поддержания микроклимата в кабине водителя.

На базе Omni выпускаются пригородные автобусы OmniLink, отличающиеся от городских моделей двигателями и посадочной формулой. Близки с ними в плане конструкции и пригородные двухдверные автобусы OmniLine IL94, впервые представленные на автосалоне во Франкфурте в 2000 году.

На основе серии Omni также выпускается сочлененный автобус OmniCity CN94UA (6×2) длиной кузова 18 метров. Техническая комплектация не сильно отличается от прообраза.

Другие интересные моменты из жизни компании Scania в деталях освещаются в соответствующей нашего сайта.

Свою родословную фирма “Scania”, ныне всемирно известный изготовитель высококачественных грузовиков, ведет с 1891 году, когда в городке Södertälje образовалась небольшая компания по производству вагонов “Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge” или просто “Vagn-fabriken”. Другим прародителем стала английская компания “Humber”, выпускавшая велосипеды. В 1896 года она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный “Svenska Aktiebolaget Humber”.

В 1901 году его преобразовали в компанию “Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania”, именовавшуюся просто “Scania”. Уже через год к велосипедам прибавились легковые автомобили “Scania А”, на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик модели “Ас” изготовили в 1902 в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженеры Anton Svensson и Reinhold Thorssin, имея прямо противоположные точки зрения о расположении двигателя – спереди или сзади, решили разместить двух цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 лошадиных сил под сиденьем водителя.

В 1906 году в программе фирмы появилась новая модель “EL” грузоподъемностью 3-3,5 тонны с четырех цилиндровым двигателем “Wentzel” типа “Е” (4,6 литров, мощностью 20 лошадиных сил). Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели “IL” с четырех цилиндровым мотором “Wentzel I” (4,2 литра, 24 лошадки). В 1907-08 годах выпустили еще несколько машин серии “BL” грузоподъемностью 1,0-1,5 тонн с двух цилиндровым 15-сильным двигателем “Wentzel В”.

Следующие три года на их шасси ставили четырех цилиндровый мотор “Wentzel Н” (объемом 2,8 ллитров, мощностью 18 лошадиных сил). Таких вариантов, получивших марку “HL”, изготовили 21 экземпляр. На пяти тонном автомобиле “DL” использовался наиболее мощный четырех цилиндровый “Wentzel D” (5,3 литров, З0 лошадей). В 1910 году первый грузовик был отправлен на экспорт – в Санкт-Петербург. Это была модель “IL” с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.

С первых лет существования фирма “Scania” завоевала авторитет высокой прочностью и качеством продукции, но в те времена не располагала достаточными финансовыми средствами. Поэтому в октябре 1910 года ее руководство начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом – компанией “Vagnfabriken”, сокращенно VABIS. В марте следующего года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма “Scania-Vabis”. Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании “Scania”.

Лишь через 50 с лишним лет на автомобильном рынке вновь появилось прежнее название фирмы – “Scania”. Это произошло в результате подписания 19 декабря 1968 года соглашения об объединении компании “Scania-Vabis” со шведской авиационной и автомобильной корпорацией SAAB. В начале 1969 года в Швеции появилась новая промышленная группа “SAAB-Scania”, и все грузовые автомобили, выпускавшиеся ранее как “Scania-Vabis”, получили торговую марку “Scania”. Вскоре после этого на фирме “Scania” была разработана программа перспективного развития.

Еще в феврале 1968 года “Scania-Vabis” начала производство семейства грузовиков, получившего затем название “Нулевого поколения” фирмы “Scania”. Его основой послужили модели, разработанные в 1962-64 годах. Новая гамма включала серии “L50”, “L/LB80”, “L/LB85” и “L/LB110” в многочисленных двух и трехосных исполнениях полной массой 12,5-22,5 тонн с капотной компоновкой (“L”) и кабиной над двигателем (“LB”). В новой индексации моделей первые одна или две цифры со ответствовали округленному рабочему объему применявшихся дизельных двигателей “D5”, “D8” и “D11” (соответственно 5, 8 и 11 литров) мощностью 95, 155 и 190 лошадиных сил.

На усиленных вариантах “Super”, рассчитанных на более высокие нагрузки, обычно применялись те же моторы с турбонадцувом мощностью соответственно 120, 190 и 260-270 лошадиных сил. Уже в начале 1969 года был освоен выпуск первого дизеля “Scania” V8 – модели “DS14” рабочим объемом 14 литров с турбонадцувом. В разных вариантах он развивал от 335 до 385 лошадиных сил и на тот момент был самым мощным в Европе. Фирма “Scania-Vabis” работала над системой турбонаддува еще с пятидесятых годов, но внедрила ее значительно позже. Только в начале 1969 года появился первый двигатель с турбонадцувом, предназначенный для новой бескапотной гаммы “140” полной массой до 24,5 тотт, а его производство началось в 1972 году.

Эта серия состояла из двухосных бортовых моделей “LB140” (4×2) и трехосных “LBS140” (6×2) и “LBT140” (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. На этой серии кабина над двигателем, получившая хорошо знакомые до сих пор очертания, впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Первой в истории фирмы она прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий.

Все автомобили по-пучили механическую десяти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а серия “LB80” по заказу оснащалась автоматической коробкой. Гамма 1972 г. включала также новые модели “L140” (4×2) и “LS140” (6×2) с характерным прямоугольным капотом, почти не изменившимся за многие годы. Они служили для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. В 1975 году эту серию пополнили варианты “L145” (4×2) и “LT145” (6×4) с передними и задними мостами, допускавшими повышенную нагрузку.

В том же году появилась наиболее известная в то время серия, которую впоследствии стали называть “Первым поколением”. Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. От прежних так называемых малых моделей осталась только модернизированная серия “80”, состоявшая из моделей “L81” и “L86” с моторами “D8” или “DS8” (7786 см 3 , 163-205 л.с.) и 10-ти ступенчатой коробкой. Главной же новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные капотные машины “L111”, “LS111”, “LT111” и соответствующие им бескапотные модели “LB111”, “LBS111” и “LBT111” с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн.

По заказам в 1978-80 годах выпускали первые четырехосные шасси “LBFS111”. Все автомобили получили шести цилиндровый дизель “D11” мощностью 220 лошадиных сил. Вариант “DS11” с турбонадцувом развивал 296 лошадиных сил. Внешние формы и интерьер машин разрабатывал известный итальянский дизайнер Giorgio Giugiaro, который впервые на грузовиках использовал функциональный щиток приборов и безопасное двухспицевое рулевое колесо.
Всего изготовили более 30 тысяч таких автомобилей. Модернизированные серии “140” и “145” превратились в модели “L/LB141” и “L146” с тем же 14-литровым дизелем мощностью 350 лошадиных сил.

Одновременно выпускались армейские грузовики “SBA111” (4×4) и “SBAT111” (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 лошадиных сил и шести ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся функциональными формами и простотой обслуживания. В 70-е года фирма расширяла сеть своих сборочных заводов. В 1976 году в Аргентине появился один из ее крупнейших зарубежных филиалов. Затем открылись предприятия в Марокко, Танзании, Ираке, США, Перу и Австралии.

Объем производства в период с 1976 по 79 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы “Scania” стал 1980 год, когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков. Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий “82”, “112” и “142” полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда – до 120 тонн. Как и раньше, первые цифры индекса модели сообщали округленный рабочий объем двигателя.

С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: “Р” – для местных перевозок и “R” – для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс “Т” (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы “М”, “Н” или “Е”, указывавшие на вариант исполнения шасси – для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации. В 1980 году весь ряд состоял из 24 базовых моделей от легкой “Р82М” (4×2) до сверхтяжелой “Т142Е” (6×4). На них использовались модернизированные дизели шести цилиндровые “D8” (7786 см 3) и “D11” (11021 см 3) и один V8 модели “D14” (14188 см 3), которые предлагались в основном в вариантах “DS” с турбонаддувом мощностью от 230 до 394 лошадиных сил.

С 1982 года начался выпуск дизеля “DSC11” с турбонаддувом (333-354 лошадиных сил), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. На следующий год она появилась и на моторе “DSC14”, повысив его мощность до 420 лошадиных сил, а вскоре на седельных тягачах “R142H” мощность достигла 460 лошадей. В 1983 году началось изготовление еще одного шести цилиндрового двигателя “DS9” (8476 см 3) с турбонаддувом и его варианта с промежуточным охлаждением “DSC9 Интеркулер” (Intercooler) мощностью 245 и 275 лошадиных сил соответственно. При этом последний вариант некоторое время считался одним из наиболее экономичных моторов при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.

Вместе с этими силовыми агрегатами появилась четвертая серия грузовиков “92”, рассчитанных на самые разнообразные условия эксплуатации. Все модели оснащались десяти ступенчатыми коробками передач, несколькими вариантами одноступенчатых главных передач, ведущих мостов и подвесок.
В1983 году фирма “Scania” первой среди изготовителей тяжелых грузовиков внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), которым управлял микропроцессор. Такая система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей.

С этого же семейства берут начало прославившие марку “Scania” прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами. В 1987 году началось производство грузовиков “Scania” третьего поколения полной массой 17-32 тонн (в составе автопоезда – 36-44 тонны и более). Взяв курс на тяжелые грузовые автомобили, фирма отказалась от применения восьми литрового двигателя, оставив в программе три базовых мотора рабочим объемом 9,11 и 14 литров с турбонаддувом.

Рядные шести цилиндровые модели “059”и “DS11” выпускались также в исполнениях “DSC9” и “DSC11″ с промежуточным охлаждением, что обеспечило гамму силовых агрегатов мощностью 210” 363 лошадиных силы. В 1988 году на двигателе “DSC14 Интеркулер” V8 фирма “Scania” первой в Европе внедрила электронное управление системой впрыска топлива EDC (Electronic Diesel Control). В таком исполнении мотор сначала развивал 420-460 лошадки, а в 1991 году достиг 500 лошадиных сил. В 1990 году появился так называемый турбо-компаундный дизель “DTC11”, в котором утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя.

Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и двух ступенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. Это позволило повысить КПД мотора до 46 процентов и снизить расход топлива. С этого поколения фирма начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая пяти ступенчатая, механическая девяти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная десяти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм.

По желанию покупатель мог заказать двух ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, АБС, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров. Автомобили предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времени фирма внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами.

Набор кабин над двигателем состоял из 8 вариантов плюс два капотных исполнения. В 1991 году, к столетию фирмы, было приурочено создание обтекаемой кабины “Streamline”, преобразившей облик грузовиков “Scania” и позволившей снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 12-15%, доведя его до предельно малого. В результате расход топлива снизился на 4-5%. В целом фирма могла предложить покупателю выбор из 800 вариантов машин. Недаром автомобиль “Scania” третьего поколения впервые в истории фирмы получил титул “Грузовик 1989 года”.

Огромные усилия по совершенствованию своей продукции выдвинули компанию “Scania” в мировые лидеры по техническому уровню, качеству и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства: только в период с 1993 по 95 года он увеличился с 23 до 42 тысяч автомобилей. В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 году нового сборочного завода в Анжере (Франция). В 1995 году концерн “SAAB-Scania” распался, и фирма “Scania” превратилась в самостоятельное акционерное предприятие. С 1996 году начался выпуск грузовиков четвертого поколения.

К реализации проекта, заложенного еще в 1988 году, была привлечена итальянская кузовная студия “Bertone”, разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Грузовики полной массой от 18 до 48 тонн предлагаются теперь более чем в 300 вариантах базовых шасси “94”, “114”, “124” и “144”, включая двух, трех или четырехосные исполнения с разными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин предлагается наиболее комфортное исполнение “Topline” со спальными местами. Машины с индексом “L” используются для работы на магистральных перевозках, “D” – на местных, “С” – для строительства, a “G” – для тяжелых дорожных условий.

В арсенале фирмы имеется 6 семейств двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них модернизированный шести цилиндровый мотор “DSC9” (220-310 лошадиных силы), а также выпущенный в 1998 году новый 24-клапанный “DC11” (10641 см 3), развивающий 340-380 лошадиных сил с шести цилиндровый двигатель “DSC12” (11705 см 3) предлагается в вариантах мощностью 360-420 лошадей, а прежний мотор “DSC14” V8 развивает теперь 460-530 лошадиных сил. Осенью 2000 года был представлен новый 15,6-литровый дизель “DC16” V8 мощностью до 580 лошадиных сил.

Среди других новинок конца девяностых годов – система программируемого управления стандартной механической коробкой “Оптикруиз” (Opti-cruise), обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокий технический уровень и качество автомобилей “Scania” четвертого поколения подтверждены присвоением им звания “Грузовик 1996 года”. К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, “Scania” изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 года было собрано свыше 800 тысяч штук. “Scania” владеет 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями.

На них занято 23800 человек. В последние годы XX века объем производства автомобилей “Scania” полной массой более шести тонн составлял 46-50 тысяч штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%. Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 года 13,7% акций фирмы “Scania” приобрел ее главный конкурент – шведская компания (Volvo). В апреле доля “Volvo” возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом “Scania” могла превратиться в дочернее предприятие “Volvo”, составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 года комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.