Как поменять резину на мотоцикле и правильная эксплуатация.

КАК ПРАВИЛЬНО БОРТОВАТЬ КОЛЕСА И МЕНЯТЬ КАМЕРУ

Замена камеры колеса мотоцикла. Лучше начать с подготовки рабочего места. Конечно, в пути придется довольствоваться и обочиной, но в гаражных условиях лучше всего «бортовать» на куске фанеры или картона. Желательно помыть колесо или хотя бы почистить от грязи боковины покрышки и обод. Из инструмента понадобятся только монтажные лопатки.

Первым делом вывернем золотник и отвернем гайку, фиксирующую его на ободе (если сосок металлический, как на «Яве», «Ч3» и наших старых камерах ). Теперь необходимо «оторвать» борт покрышки от обода с обеих сторон. Для этой работы как нельзя лучше подходят кирзовые сапоги. Сильно нажимая каблуком (не топтать!) на борт покрышки (фото 1), надо перемещаться по кругу до тех пор, пока борт не отойдет от обода.

Эту же операцию следует повторить, перевернув колесо. Запомните раз и навсегда правило: разбортовку начинают от соска (фото 2), а забортовку, наоборот, заканчивают у него. Утопив каблуками, борт покрышки, противоположный соску, в желоб обода, оттяните борт у соска первой лопаткой и наступите на нее ногой или прижмите к спицам коленкой. Второй лопаткой зацепитесь за борт в нескольких сантиметрах от первой (фото 3).

Особое внимание здесь нужно обратить на то, чтобы не «закусить» лопаткой камеру . Когда почувствуете, что борт «пошел», достаточно работать одной «монтажкой». Извлекать камеру следует с соска (фото 4). После этого можно (если нужно) снять покрышку с обода (фото 5). Прежде чем вкладывать новую или заклеенную камеру, обязательно осмотрите и ощупайте внутреннюю поверхность покрышки.

Необходимо проверить, нет ли там торчащего гвоздя, застрявшего острого камешка или куска стекла. Редко, но бывает, что причиной прокола является корд, который начал вылезать из покрышки. В этом случае на камере будут видны потертости. Такую покрышку лучше не использовать. Если же такое обнаружилось в дороге, в этом месте на камеру желательно поставить прокладку. Вкладывать камеру нужно тоже начиная с соска.

При забортовке монтажная лопатка понадобится только в самом начале (фото 6). Дальше в дело вступают опять каблуки сапог. Ими надо заправлять борт, вдавливая его в желоб обода и равномерно с обеих сторон приближаясь к соску (фото 7). Однако если вы работаете с «задубевшей» покрышкой, потерявшей от времени эластичность, то, возможно, весь процесс забортовки придется выполнять лопатками.

Накачав колесо, обратите внимание, насколько равномерно села покрышка на обод. У колес с хромированными обода ми тут проблем обычно не бывает. Крашеные обода, как правило, ржавеют в месте контакта с покрышкой - от этого возникают трудности с посадкой шины. В таких случаях выручает мыльная вода, которой смачивают обод в «трудных» местах или борт покрышки.

Здравствуйте.

Владельцы мотоциклов с дисками на колесах вынуждены обращаться в шиномонтаж, чтобы поставить новые шины на свой мотоцикл. При замене шин на таких мотоциклах своими руками диск может погнуться и потерять товарный вид. С другой стороны, если у вас эндуро или любой другой мотоцикл со спицованными колесами, замену резины вполне можно производить самостоятельно. Мало того, любой нормальный эндурист просто обязан уметь менять шины в поле с помощью пары монтировок, поскольку выезды на бездорожье зачастую бывают связаны с долгими перегонами по асфальту. В этом случае целесообразно ехать к месту утопания в грязи на дорожной резине, брать с собой комплект «злой» резины и ставить ее на мотоцикл в чистом поле непосредственно перед бездорожьем. Сегодня мы поговорим о самостоятельной замене шин мотоцикла со спицованными колесами.

О видах мотоциклетных шин и индексах в названиях моделей резины мы еще поговорим, так как эта тема достойна отдельной статьи, а может и не одной. Сегодня, в рамках этой статьи, я приведу лишь одну самую простую классификацию. Шины для мотоциклов бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины удобны, используются повсеместно на мотоциклах с дисковыми колесами. Диск внутри герметичен, поэтому достаточно поставить новую резину, промазав стыки специальным герметиком, накачать — и можно ездить. Спицованные колеса внутри негерметичны, поскольку спицы одним концом проходят обод колеса насквозь. На спицованных колесах используют шины с камерами внутри — понятно почему.

Можно ли поставить безкамерную резину на спицованное колесо мотоцикла, просто воткнув внутрь обычную камеру? Да запросто! Сейчас я как раз и буду ставить бескамерную резину с камерами на свой мотоцикл.

Чем же тогда различаются камерные и бескамерные шины? Все очень просто. Бескамерная резина имеет специальную бороздку изнутри, она действует вроде «зацепа» и увеличивает герметичность.

Камерная резина такого «зацепа» не имеет.

Также многие производители заявляют, что бескамерная резина имеет усиленный корд. Не вижу ничего плохого, если мы будем кататься на мотоцикле с камерами в шинах, да еще и с усиленным кордом 🙂 Тем более, что между установкой на мотоцикл камерной и бескамерной резины нет вообще никакой разницы 🙂

Что нужно для самостоятельной замены резины на мотоцикле.
Для замены резины на мотоцикле нам потребуются следующие материалы и инструменты:
1) Новые шины. В моем случае, мотоцикл BMW F650GS, это Metzeller Tourance. Официальный сайт Metzeller по дефолту выдает на мотоцикл BMW F650GS размеры резины, указанные в мануале. Переднее — 110/90 — R19, заднее — 130/80 R17. В принципе и спереди и сзади места в запасе остается очень много, поэтому я буду ставить на переднее колесо 120/90 с 19 радиусом, и сзади оставлю все как положено.
2) Монтировки (или монтажки, кто как называет). Я справляюсь и одной, но у меня опыт начиная с Явы. Лучше использовать две.
3) Мыльный раствор. Понадобится при надевании новой резины, да и при снятии старой тоже может пригодиться. Без него можно случайно порвать шину. Я знаю, что многие используют вазелин и другие нейтральные смазки. Я даже не в курсе, где сейчас купить вазелин, поэтому использую мыльный раствор. Мыло в воде должно в идеале раствориться не полностью и по консистенции быть похожим на сопли 🙂
4) Металлический колпачок на ниппель с зацепами для выкручивания ниппеля.
5) Набор инструментов крутить гайки-винтики.

На примере переднего колеса.
1) Ослабляем крепления оси колеса, пока мотоцикл твердо стоит на земле.

2) Вывешиваем мотоцикл на подкат или ставим его на центральную подставку и снимаем колесо.

3) Выкручиваем ниппель и спускаем из колеса воздух. Затем нам надо «отделить» резину от обода колеса. Для этого надо ее потопать ногами. Прыгать на ней не надо, есть шанс погнуть обод.

Здесь есть небольшая хитрость. Иногда резина к ободу «прикипает» намертво. У себя в гараже можно потанцевать шаманские пляски с бубном, попрыгать на колесе и отделить, но как быть, если резину приходится менять в чистом поле, в условиях ограниченного количества инструментов и времени?
Если вы путешествуете с компанией, проще всего использовать боковой упор второго мотоцикла. Просто кладете на землю колесо, откидываете боковую подножку второго мотоцикла и наживаете ей на камеру около обода колеса. Спрыгнет, как миленькая! 🙂

4) Поддеваем монтировкой шину с одной стороны. Аккуратно, не запихивая монтировку слишком глубоко, чтобы не порвать камеру.

5) Втыкаем вторую монтировку.

И так по кругу.

6) Вытаскиваем камеру.

И разбортируем колесо окончательно.

7) Проверяем состояние резинки, защищающей камеру от спиц. Если она протерлась или истрепалась, ее надо заменить.

8) Теперь внимательно смотрим на новую резину. Нас интересуют два маркера, которые указаны на любой резине. Это стрелка, указывающая направление вращения колеса.

И маркер, напротив которого в конечном итоге должен быть расположен ниппель. Либо две точки, либо одна жирная.

9) Затем жирно мажем новую шину мыльным раствором.

10) Запихиваем сначала один борт, затем просовываем внутрь камеру, выровняв маркер напротив ниппеля, затем забортируем второй борт шины. Камеру надо запихнуть так, чтобы она не была нигде перекручена, иначе есть возможность, что она сама собой перетрется через какое-то количество километров.

11) Готово. Ставим колесо обратно на мотоцикл.

С задним колесом по аналогии.
Сколько атмосфер загонять в шины, обычно указано на маятнике.

Балансировка колес на эндурах и чопперах не имеет такого значения, как на спортбайках и других высокоскоростных мотоциклах — эндуристы и чопперасты обычно ездят как старые бабки 🙂 Но я потом покажу, как делать балансировку колес в кустарных условиях своими руками. Процесс этот не сложен, и при должном терпении и опыте можно добиться таких же результатов, как и на профессиональном оборудовании.

Еще пара моментов!

1) Учтите, что, как и в любом ремонте, чистота — залог здоровья! Внутри покрышки должно быть чисто, поскольку в случае, если между покрышкой и камерой останутся какие-либо твердые частицы, у вас есть шанс повторить мою 🙂 Я обычно продуваю камеру изнутри компрессором и протираю влажной тряпочкой.

2) Чтобы не пережать монтировкой камеру при забортировании, можно ее немного подкачать. Мне помогает, а вы сами думайте.

Казалось бы, что может быть легче, чем поставить или снять моторезину на обод колеса. Однако такая задача была усугублена появлением мотоиномарок, в колесах которых применяются очень тонкие (для того, чтобы уменьшать неподрессоренные массы) камеры, а покрышки, зачастую, наоборот, достаточно жесткие. Наши рекомендации помогут вам все сделать быстрее и при этом не «наломать дров».

Успех компании во многом зависит от применяемого инструмента. Далеко не всегда монтажные лопатки, лежащие в штатном наборе, являются годными для разбортовки покрышки, мало того, для колес очень часто они являются опасными.

С помощью лучших монтажков были укомплектованы «Явы» и «Уралы». Такие монтажки даже имеют специальные прорези для фиксации на спицах, что является очень удобным во время монтажа жестких покрышек. Однако, даже самым лучшим, на первый взгляд инструментам, необходима обязательная доработка. Возьмите напильник, и, уберите заусенцы, скруглив все острые грани. Мелкой наждачкой или на войлочном круге заполируйте все рабочие поверхности лопаток, чтобы было легче работать.

  • При демонтаже самым сложным является оторвать от обода борт покрышки. Для этого, обычно, достаточно по боковине покрышки пристукнуть ботинками. Сделайте это с одной и с другой стороны колеса.
  • Нередкими бывают случаи, когда покрышка прикипает к ободу намертво, и тогда, можно долгое время плясать без толку на колесе, но полезным это будет разве что для здоровья. В таком случае выручить может проверенный водителями способ - молоток и уголок. Благодаря этим простейшим штучкам «оторвать» можно даже наиболее сильный прикипевший борт.
  • Если вы плохо запоминаете, возьмите кирпич и на стене своего гаража напишите следующие слова: разбортировку покрышки необходимо начинать от отверстия с вентилем камеры (объясним позже почему).
  • Пускайте в дело вторую монтажку. При этом цепляйтесь за борт вблизи первой монтажки - где-то в десяти сантиметрах. При этом для того, чтобы облегчить работу утопите борт ногой в углубление обода со стороны колеса, противоположной от монтажек.
  • После полного разбортирования покрышки, вытаскивайте камеру. Как правило, это выполняется, начиная от соска. При этом никаких премудростей здесь не требуется.
  • Если вам нужно снять покрышку с колеса, в таком случае понадобится молоток, одна монтажка и сильные руки. Используя лопатку, подденьте изнутри обода покрышку и, помогая ей руками, выдерните обод из покрышки или покрышку с обода, как вам удобней. Если резина от старости уже задубела, используйте молоток, которым бейте по боковине покрышки. Однако, при этом следите, чтобы она не попала между ободом и молотком.
  • Обычно для того, чтобы на колесо надеть покрышку, требуется только сила рук. Если имеется направление, по которому происходит вращение покрышки, не перепутайте его. Вставьте в отверстие камеру соском и наверните гаечку, чтобы вентиль не смог юркнуть обратно. После этого без спешки и суеты, спокойно заправьте в покрышку камеру, не допуская при этом перекручиваний и складок.
  • Следует обратить внимание и на такую цитату-правило: бортировать покрышку необходимо со стороны обода, противоположной соску, а заканчивать точно у соска. Вот поэтому только когда в углублении обода находятся борта покрышки (то есть на его наименьшем диаметре), в завершающей фазе можно «перекинуть» на полку обода борт покрышки. Если это условие упустить из виду и его не выполнить, сосок только будет мешать бортам «садиться» в углубление обода.
  • В том случае если мотошина мягкая, то вообще можно обойтись без монтажных лопаток, бортировав ее ногами. Выглядит это со стороны достаточно эффектно, и после такой бортировки вы будете иметь хорошую репутацию. Кстати, нужно отметить, что спортсмены-шестидневники могут поменять покрышку менее, чем за три минуты. Ботинки зашнуровывают некоторые и то дольше! Так что учитесь.

мотоциклов и мототехники , так и к автомобильным колесам.

Все ниже описано применимо, как к колесам мотоциклов и мототехники , так и к автомобильным колесам. Однажды выходя из гаража, я бросил последний взгляд, чтобы все осмотреть перед закрытием двери, и благодаря лучам заходящего солнца, струившимся из-за верхушек соседних гаражей осветив в последний момент перед закрытием створки ворот блеснуло, что-то на самой покрышке заднего колеса. Я закрыл дверь и тут же е открыл. Зашел в гараж подошел ближе, так и есть шуруп в колесе.

Уже имея опыт по починке колес , я вытащил рем. Комплект, шуруп был выкручен припомощи плюсовой отвертки, колесо моментально спустило. Взял в руку инструмент похожий на отвертку, но имеющий вдоль всего жала зазубрены и оканчивающийся острым концом и ручкой с другой стороны, я начал простые движенья.

Таким макаром зачищаем отверстие и выравниваем его, далее берем жгутики для починки мотоциклетных и автомобильных БЕЗКАМЕРНЫХ колес и инструмент по типу все той же отвертки, но уже с раздвоенным оконечником. жгутик продевается между этими оконечниками и ровняется по средине. Далее довольно жестким усилием вталкиваем жгутик спец инструментом в отверстие. Если отверстие настолько малое, что вдавить не представляется возможным, просто используйте доску или еще что-то твердое и плоское, чтобы ручка спец инструмента не давила в ладонь и постарайтесь теперь вдавить жгут в отверстие проколотого колеса. После успешного осуществления предыдущих шагов поворачиваем ручку спец. Инструмента по часовой стрелке раза 3-5 следим, чтобы жгутик сузился и склеился между собой, далее вынимаем, спец инструмент, попутно придерживая жгут, чтобы он никоем случае не вылез вместе с инструментом. После успешного извлечения инструмента, срезаем окончания жгутика «заподлицо» т.е. максимально под покрышку.

Накачиваем покрышку. Если прокол случился на дороге то с последней рекомендацией все плохо т.к. часть мотоциклистов никогда не задумывалась даже о насосе, а другая часть хотела бы иметь, но не имела возможность этого сделать. Аналоги автомобильных насосов для мотоцикла слишком громоздки, хотя есть варианты конечно, у меня был и электронасос для мото и механический. Впрочем, можно попробовать остановить авто и попросить насос, хотя многие автомобилисты так же никогда не задумывались не о тросе буксировочном, не о насосе, а порой не имеют даже домкрата с балонником.

Надо отметить, что останавливаются очень редко, если вы с товарищами стоите, пускай они лучше едут метров на 200 от вас и встанут вовсе на другой обочине, просто чисто естественно, что автомобилист не остановится помочь вам, когда вокруг вас еще 10 здоровых хлопцев, малоли может это очередной развод.
И так, допустим, накачали, колесо спускать теперь не должно, помочите место прокола водой слюной не важно, если пузыри идут значит, спустит, процедуру по установке жгута лучше повторить, если не спускает или совсем мало, постараетесь побыстрее доехать до шиномонтажки. Если плохо срезать жгут, его окончания, но буквально через 50 метров после начала движения жгут вырвется, если обрезан жгут хорошо, то он просто примнется, и будет держать не хуже чем цельное колесо до прокола.

По возвращению снимайте и несите колесо в шиномонтажки, хотя я ездил на отремонтированных таким образом колесах по пол года, а зимой нес в шиномонтажку, когда мотоцикл собственно не эксплуатировался.
С комплектами для ремонта автомобильных и мотоциклетных покрышек обычно продается еще и клей активатор, его следует наносить на жгутик с обоих сторон, а лучше со всех. Иногда в рем комплектах такого клея нет. Рекомендуется еще перед установкой жгутика обтереть место прокола бензином или растворителем тогда жгутик лучше приклеится, однако после протирки лучше обождать 2-3 минуты.

Причины замены колеса могут быть самыми разными – от частого пробоя гвоздём или «змеиного укуса» краем обода до обновления колеса и переноса старой проверенной камеры в него. В том, как поменять камеру на велосипеде, нет никаких сложностей. Рассмотрим, как это делать, и что может понадобиться в процессе.

Подготовка

Если мы меняем камеру в «идеальных» условиях, у нас уже есть готовый гараж, набор инструментов, ремонтный набор и новая камера. К сожалению, не всегда всё так «удачно». Может оказаться, что камера лопнула на улице во время длительного заезда или даже на соревнованиях.

Всегда иметь с собой

Самый простой вариант – это возить с собой камеру и насос. Не всякое повреждение может быть заклеено, и проще всего менять камеру целиком. Единственный минус этого комплекта – вес и объём. Набор для заклейки - это небольшая коробка, а вот «запаска» – уже серьёзный кусок резины, который может мешать в небольшой сумке, если она вообще есть с собой.

К сожалению, состояние дорог и общая чувствительность современных байков к повреждениям приводит к тому, что выезжать дальше центра города без запасной велосипедной камеры или ремонтного комплекта нельзя. Что понадобится для замены в минимальном варианте?

  1. «Запаска» или ремонтный набор.
  2. Ключ или мультитул, если заднее колесо крепится не на эксцентрике.
  3. Насос, чтобы накачать поставленную или отремонтированную камеру.

С помощью этих инструментов можно без проблем размонтировать заднее колесо, вынуть камеру и установить новую на её место.

Ремкомплект

Отдельно стоит рассмотреть ремонтный комплект. Многие так и не открывают его с момента покупки, а на деле его можно собрать и самостоятельно. Самодельный ремкомплект выходит в несколько раз дешевле.

Что в ремонтном комплекте содержится?

  1. Заплаты – обычно несколько штук 2-3 разных видов. В современных промышленных комплектах заплаты делаются из синтетической резины, гладкой с одной стороны и шершавой с другой. С гладкой стороны они заклеены фольгой или полимерной плёнкой, чтобы оставаться чистыми.
  2. Инструмент для зачистки камеры – для лучшего склеивания, поверхность должна быть чистой и немного шершавой, для этого применяется небольшая металлическая «тёрка».
  3. Клей – клей для резины, «расплавляющий» её и заставляющий заплату образовать с камерой единое целое.
  4. Обезжириватель – редко, но появляется в наборах. Одна из главных проблем при проклейке – это остатки жира или смазки на поверхности, которые не дают заплатке приклеиться, до проклейки камеру можно обработать обезжиривателем.

Собственно, все части ремонтного набора можно собрать самостоятельно. На заплатки идут старые камеры, зачистку делают обычной наждачной бумагой, клей продаётся в любом магазине, а обезжиривателем является обычный спирт.

Последнее время некоторые используют антипрокольные гели, и в новую камеру достаточно перед накачиванием залить герметик и тщательно его «разогнать» по внутренней полости камеры.


Ремонтный набор с разбортовками, но без клея

Те, кто своими руками менял камеру, знают, пожалуй, основную проблему – это отгибание борта покрышки. Современные покрышки настолько хорошо прилегают к ободу и настолько жестки, что руками это сделать не всегда возможно.

Поэтому в состав многих мультитулов или комплектов добавляют разбортовку. Это небольшие пластиковые или металлические «ложечки», которые вставляются между покрышкой и ободом, позволяя поддеть и отогнуть шину, а затем одеть её обратно.

Процедура замены

Итак, какие же действия нужно выполнить, чтобы сменить камеру. Всё несложно, главное, аккуратность и небольшая доля физической силы.

  1. Перевернуть велосипед.
  2. Если тормоза V-Brake – снять (разомкнуть) их.
  3. Ослабить винт или с помощью эксцентрика освободить колесо.
  4. Поднять цепь, снять колесо.
  5. Выпустить воздух из камеры (если он есть).
  6. Поддеть разбортовкой или любым другим продолговатым предметом (ключами, отвёрткой, мультитулом) камеру в двух точках, на расстоянии 10-20 см друг от друга.
  7. Понемногу развести точки, освобождая одну сторону камеры.
  8. Вытащить ниппель из обода.
  9. Достать камеру.

Итак, камера снята, можно её ремонтировать или распечатывать новую. Устанавливаем всё обратно:

  1. Проложить камеру внутрь обода.
  2. Проверить ниппель и пространство под покрышкой на предмет отсутствия закусываний и складок.
  3. Немного подкачать камеру, чтобы она приняла форму.
  4. Вставить покрышку обратно за обод.
  5. Поставить колесо на место (следует быть осторожными с цепью, легко перепутать её положение).
  6. Закрепить колесо с помощью винта или эксцентрика.
  7. Установить на место тормоза.
  8. Накачать камеру.
  9. Перевернуть велосипед.

Всё, замена выполнена! Как видите, ничего сложного в данном процессе нет.

Заключение

Замена камеры – простой процесс, к которому каждому велосипедисту следует быть готовым. Прокол на дороге, повреждение камеры в лесу или просто обновление велосипедного колеса – всегда приятно самому и быстро разобраться с проблемой, а не нести байк на себе в мастерскую.

Каждый серьёзный велосипедист уже возит с собой ремкомплект и насос, будучи готовым к любым неожиданностям.