Автомобили-амфибии ссср. В воде не тонет: автомобили-амфибии ссср Авто амфибия

Во времена СССР было сконструировано немало автомобилей-амфибий. Некоторые их них были отправлены в серийное производство, а некоторые так и остались всего лишь прототипами. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку водоплавающих машин, которые были построены в советские времена.



Этот автомобиль-амфибия ВАЗ-Э2122 разрабатывался по специальному заказу Министерства Обороны СССР. Он был сконструирован в 1976 году тольяттинцами с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». С первого взгляда и не скажешь что это водоплавающий автомобиль!



ВАЗ-Э2122 оснащался 1,6-литровым двигателем, постоянным полным приводом и двумя баками для бензина. Вазовская амфибия могла двигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. В 1977 году был представлен второй вариант вазовской амфибии, но ни один из них так и не был отправлен в серию.

ЗИС-485 «БАВ»



ЗиС-485 БАВ (БАВ - большой автомобиль водоплавающий) - автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. Машина БАВ могла перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза.



ЗиС-485 БАВ оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем мощностью 110 л.с. Максимальная скорость на суше составляла 60 км/ч, а на воде - 10 км/ч. Движение машины на плаву осуществлялось за счёт вращения трёхлопастного гребного винта, приводимого от трансмиссии. Руль был установлен за винтом.

УАЗ-3907 «Ягуар»



Этому водоплавающему автомобилю, построенному на базе УАЗ-469, также не удалось попасть на конвейер. Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость.



Оснащался УАЗ-3907 «Ягуар» 2,4-литровым бензиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 78 л.с. Максимальная скорость по суше: 105 км/ч, по воде: 9 км/ч. Коробка передач - механическая четырехступенчатая трансмиссия. К 1989 году было изготовлено всего 14 таких машин-амфибий, которые были приняты на вооружение. Но в 1991 году руководство компании отказалось от серийного выпуска УАЗ-3907 «Ягуар».

ГАЗ-46 «МАВ»



ГАЗ-46 «МАВ» - малый автомобиль водоплавающий. Его выпуск начался в 1953 году на Горьковском автомобильном заводе. Корпус МАВ ГАЗ-46 - стальной, моторно-трансмисионное отделение - впереди, отсек экипажа и пассажиров - в центре.



ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа». Трансмиссия и подвеска были заимствованы от ГАЗ-69. Максимальная скорость на суше - 90 км/ч, по воде - 9 км/ч. Двигатель был соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. По воде машина передвигалась с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года



Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ. Он имел маленькие габариты: 3682x1712x1580 мм и двигатель объёмом менее 1 литра мощностью всего 37 л.с.



По воде ЛуАЗ 967 передвигался благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч.Особенностью конструкции такого автомобиля-амфибии была откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом в полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя.

Производство гражданских автомобилей-амфибий началось ещё в 1960-х годах, но тогда они не получили массового распространения. Тем не менее, многие изобретатели до сих пор берутся создать необычный и стильный автомобиль, покоряющий две стихии сразу. Представляем 10 самых интересных машин-амфибий последних лет!

10. Gibbs Quadski.

Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.


9. Amphicar Amphicar.

Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надёжности как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.


8. Gibbs Aquada.

Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians, скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.


7. Rinspeed Splash.

Шведская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде — 50 км/ч, на суше — 200 км/ч. Уникальная особенность — двухцилиндровый силовой двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.


6. SeaRoader Lamborghini Countach.

Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию — затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.


5. Gibbs Humdinga.

Это концепт пятиместной амфибии с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше — 160 км/ч, в воде — 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.


4. Hydra Spyder.

Ультра-современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде — 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.


3. Dobbertin HydroCar.

Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде — опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали марки 304, двигатель — от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы на 5.800 оборотах.

В 1940-х руководство Вермахта мечтало о создании автомобиля-амфибии для мотопехотных частей. Предполагалось, что это будет полноприводная машина, которая заменит мотоциклы с коляской. Именно они были популярны в германской армии и широко применялись в мотоциклетных и разведывательных батальонах. Особенно эффективны мотоциклы были на бездорожье.

Фердинанд Порше и Эрвиа Коменд – немецкие конструкторы – создали VW Typ 166 Schwimmwagen, название которого с немецкого переводится как «плавающий автомобиль». Порше даже стал активно пользоваться своей новинкой и ездил на амфибии на работу.

Основой для VW Typ 166 стал « Beetle». Перед новинкой ставились вполне определённые цели: транспортировка личного состава армии и грузов в труднодоступные районы, в том числе и через водные преграды.

Армейская амфибия, созданная Порше, была оснащена двигателем объёмом 1,1 литр мощностью 25 «лошадей» с 4 цилиндрами. На водной глади автомобиль мог развивать скорость до 10 км/ч.

Когда автомобиль выбирался на сушу, если 3-лопастной винт на корме корпуса, при помощи которого машина двигалась по воде, откидывался наверх и закреплялся ремнями.

На шоссе автомобиль-амфибия мог разгоняться до 80 км\ч. В него, кроме водителя, помещались трое вооружённых солдат и пулемёт «MG 42». Schwimmwagen открашивали в жёлтые цвета (если автомобиль предназначался для африканских подразделений) или в зеленовато-серый цвет «panzergrau».

Были у автомобиля и свои недостатки: низкие борта, тесный и неудобный салон, большая осадка кузова и слабый мотор. К тому же при высокой волне использование автомобиля становилось невозможным.

VW Typ 166 Schwimmwagen выпускался в Германии с 1942 года до лета 1944. Всего с конвейера сошло 14 000 экземпляров, что стало максимальным количеством выпущенных в этом классе машин.

С другой стороны и толку в таком трансформере меньше – водоем, в отличие от неба, далеко не всегда есть под рукой. Да и погода в наших краях такая, что плавать порой совсем не хочется.

Однако в пляжный сезон прокатиться по волнам было бы неплохо. Правда, яхты – удовольствие дорогие. Хорошо, если бы собственный автомобиль мог парить по водной глади, как парусник.

И такие машины давно существуют. Причем речь идет вовсе не о каких-то военных, или охотничьих вездеходах. Амфибии встречаются среди весьма комфортабельных кабриолетов. И даже внедорожников.

Фердинанд Порше, создатель миниатюрного Volkswagen Beetle, стал автором и полноприводного автомобиля Kübelwagen, предназначенного для немецкой армии во время Второй мировой войны. В 1941 году он выпустил земноводную версию автомобиля, а затем и уменьшенный вариант амфибии под названием Schwimmwagen.

В движение плавающий автомобиль, а именно так и переводится его название с немецкого языка, приводил 1,2-литровый двигатель с четырьмя горизонтально расположенными цилиндрами, он же управлял и винтом.

При спуске на воду автомобиль-амфибия использовал свои передние колеса для маневрирования. На суше пропеллер поднимался вверх, разъединяясь с мотором. Schwimmwagen был тяжелым и медленным, однако имел хорошее сцепление на бездорожье.

Amphicar – заднеприводный автомобиль-амфибия немецкого производства, выпускаемый в 1960-1967 годах. Он стал первым гражданским транспортным средством подобного типа, запущенным в серийное производство.

И хотя «земноводных» автомобилей Amphicar было выпущено не более 4000 экземпляров, вы все еще можете с ними встретиться. Большинство автомобилей прибыло в Америку и многие из них до сих пор «в строю».

Amphicar способен развивать скорость до 112 км/ч на «колесах» и до 8 узлов на воде. А его поведение на дороге вполне соответствовало добротному европейскому седану образца 1960 года или «американцу» из 1980-х.

Его кузов изготавливался из стали и был абсолютно водонепронецаем.

Кстати, Amphicar имел кое-что общее и с немецкими автомобильными гигантами. К примеру, большая часть тормозной системы и подвески – от Mercedes, а «внутренности» трансмиссии и некоторые детали топливной системы – от Porsche 356.

Двигатель был установлен в задней части плавучего автомобиля. Для передвижения на воде, этот же двигатель запускал пару реверсивных винтов.

В 1996 году Алан Гиббс, успешный предприниматель и инвестор из Новой Зеландии, поручил британскому автопроизводителю спорткаров Lotus провести инженерное исследование жизнеспособности автомобиля-амфибии. С этого, пожалуй, и началась история компании Gibbs Technologies Inc.

Свое первое детище – скоростной плавающий автомобиль Aquada – компания выпустила спустя 7 лет. В 2003 году жители Лондона изумленно наблюдали за плавсредством, рассекающим водную гладь Темзы на небывалой скорости.

Под капотом амфибии расположился двигатель Rover V6 объемом 2,5 литра мощностью 175 л.с., который разгоняет земноводную Aquada до 160 км/ч на суше и 50 км/ч на воде. Одним нажатием кнопки сухопутный автомобиль трансформируется в плавучее средство, убирая колеса.

В 2004 году владелец компании Virgin Group Ричард Брэнсон установил новый рекорд, переплыв на «лодкомобиле» Aquada пролив Ла-Манш. Брэнсон улучшил время на целых 4 часа 20 минут по сравнению с предыдущим результатом в 6 часов, установленным еще в 1960 году.

Официально зафиксированное время, за которое миллиардер переплыл канал – 1 час 40 минут 6 секунд.

Еще одно творение Алана Гиббса – Quadski. Легким движением руки, или точнее нажатием кнопки, квадроцикл превращается в гидроцикл всего лишь за 4 секунды.

В движение этот водный вездеход приводит 140-сильный мотор BMW. Водную стихию ему помогает покорять запатентованный компаний Gibbs водный двигатель. Quadski способен развивать скорость 72 км/ч, как на суше, так и на воде.

Стоит отметить, что цена за такой амфибийный квадроцикл – около $40 000.

Высокая стоимость транспортного средства – не преграда для полиции Дубая, в автопарке которой не один люксовый суперкар — Bugatti Veyron, McLaren MP4-12C и Lamborghini Aventador. Компанию полицейским суперкарам для преследования плохих парней не только по суше, но и на воде, недавно составил и водный вездеход Quadski.

И в этом есть смысл, поскольку с каждым годом в Персидском заливе в окружении Дубая появляются все новые и новые искусственные острова. Так что же может быть удобнее, чем передвигаться между ними на таком универсальном транспорте?

Кстати, Quadski засветился и в одном из последних сезонов популярного проекта Top Gear, где Джереми Кларксон на своем квадроцикле Gibbs пустился в гонку с Ричардом Хаммондом, в распоряжении которого был проворный Alfa Romeo 4C.


В XX столетии автомобильная промышленность развивалась очень динамично. Не остались без внимания и так называемые автомобили-амфибии, которые считались самыми прогрессивными транспортными средствами. Но за пределами военной отрасли амфибии в то время так и не нашли широкого применения. В этом обзоре самые яркие примеры советских «плавучих автомобилей», созданных для выполнения военных задач и так и не попавших в массовое производство.

1. ГАЗ-46 «МАВ»


Название этой машины расшифровывается, как «Малый Автомобиль Водоплавающий». Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем от небезызвестной «Победы», а также трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69. Выпуск амфибии начался в 1953 году. Двигаться по воде машина могла при помощи стандартного гребного винта. Что касается назначения, машина служила для перевозки десантников и выполнения инженерных работ на воде. Модель была скопирована с американского аналога Ford GPA и использовалась до 1958 года.

2. ЗИС-485 «БАВ»


Прочитав о предыдущем, представители уже можно догадаться, что название этой машины звучит, как «Большой Автомобиль Водоплавающий». Название как нельзя лучше передает и всю вытекающую специфику машины. На борт амфибия могла брать 25 тонн груза или 25 человек. Машина была в состоянии поднять другие автомобили и даже артиллерийские орудия. Копировали ЗИС-485 «БАВ» с американской модели GMC DUKW-353. Выпущен «БАВ» был в 1950 году и использовался почти 12 лет.

3. ЛуАЗ-967


ЛуАЗ-967 - это скорее моторизированная лодка, чем автомобиль. И на суше, и в воде машина приводилась в движение при помощи колес. Управлять ей можно была в лежачем положении. Создавалась специально по заказу ВДВ для вывоза раненных с поля боя. Габариты, грузоподъемность и запас хода у машины были очень малыми.


Объем двигателя не превышал одного литра. Куда важнее и интереснее, что эта машина стала предшественником куда более известной модели ЛуАЗ-969 «Волынь».

4. НАМИ-055




Автомобиль-амфибия НАМИ-055 стал продолжением НАМИ-011 и ГАЗ-46, на создание которых оказал большое влияние американский Ford GPA. В отличие от всех предшественников машина имела куда более обтекаемый цельнометаллический корпус. Она также получила 41-сильный двигатель от «Москвича» и новейший задний гребной винт. Все это позволило разгоняться на воде даже при полной загрузке до 12 км\ч.

5. ВАЗ-Э2122


Данная модель автомобиля-амфибии была сконструирована в 1976 году на базе «Нивы» по заказу Министерства обороны СССР. Отличалась от других подобных транспортных средств новая амфибия в первую очередь тем, что на амфибию как раз почти не походила. Но внешность в этом случае обманчива, как никогда. Благодаря мощному 1.6-литровому двигателю машина могла двигаться по воде со скоростью в 5 км\ч. Вот только есть одно «но», до конвейера модель добраться так и не смогла.

6. УАЗ-3907 «Ягуар»



УАЗ-3907 «Ягуар» - ещё один автомобиль-амфибия, который был создан в СССР, но так и не попал в серийное производство. Водоплавающий автомобиль был изготовлен на базе узлов УАЗ-469, а его отличительными особенностями были герметичные двери и водоизмещающий кузов. Функцию рулей инженеры закрепили за передними колёсами, а перед задним мостом установили два гребных винта.


К 1989 году было произведено 14 советских «Ягуаров». Машину приняли на вооружение. На ходовых испытаниях машина проплыла по Волге по маршруту Ульяновск – Астрахань – Ульяновск. Но после распада СССР в 1991 году военный заказ был закрыт и руководство завода приняло решение прекратить подготовку автомобиля-амфибии к серийному производству.

Современные автопроизводители тоже интересуются нишей плавающих автомобилей. Благодаря их стараниям появились .