Каким током качественнее зарядить аккумулятор. Аккумуляторы: каким напряжением заряжать и как это делать

Автомобильные аккумуляторы, независимо от их емкости, типа и размеров, в обязательном порядке должны быть хотя бы изредка заряжены в условиях, близких к идеальным. Это продлит жизнь аккумулятору и . Только заражать АКБ нужно правильно, иначе в один прекрасный день аккумулятор без видимых на то причин, прикажет долго жить, не отходив и половину срока службы.

Как правильно заражать аккумулятор автомобиля

В принципе, существует только два метода зарядки аккумуляторной батареи. Первый метод предполагает зарядку постоянной силой тока, второй же проводится при постоянном значении напряжения на клеммах. Выбор способа зарядки зависит от типа аккумулятора, а они могут быть:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • литий-ионные;
  • гелевые;
  • гибридные.

Тем не менее, зарядка производится от источника постоянного тока, напряжение на выходе которого должно быть выше, чем номинальное напряжение АКБ. В случае с автомобильными аккумуляторами для легковушек с бортовым напряжением 12 вольт, напряжение зарядки должно составлять 14-16 вольт.

Ток заряда свинцового аккумулятора

Для зарядки аккумуляторных батарей со свинцовыми пластинами применяют разные зарядные устройства, но основной задачей при зарядке АКБ станет как рассчитать ток зарядки аккумулятора и как ограничить ток зарядки, чтобы не допустить осыпания пластин и закипания электролита. Именно для этого применяются импульсные зарядные устройства, которые делают всю работу автоматически.

Зарядные устройства с ручной регулировкой параметров, в частности тока зарядки, требуют постоянного контроля процесса, чтобы вовремя изменить характеристики зарядного тока. Ток, время заряда и напряжение - это основные параметры, которые придется контролировать при зарядке вручную или же их будет регулировать импульсное зарядное устройство. Рассчитать номинальный ток заряда довольно просто. Для этого необходимо знать емкость АКБ, а зарядный ток должен составлять одну десятую от номинальной емкости батареи.

Технологии зарядки АКБ

Для батареи емкостью 60 а/ч ток зарядки составит, соответственно, 6 А и при достижении этого параметра можно считать зарядку завершенной. В процессе зарядки напряжение постоянно растет, а ток падает. Постоянный показатель силы тока для нашего аккумулятора в 6 ампер на протяжение 2 часов будет говорить о том, что зарядка прошла успешно.

Очень важно при этом контролировать силу тока во время зарядки, потому что после 20-26 часов работы при слишком высоком токе, электролит закипит и банки аккумулятора попросту замкнут накоротко. Спасти такой аккумулятор практически невозможно. Здоровый аккумулятор должен заряжаться не более 15-17 часов при соблюдении оптимальных параметров зарядки.

В некоторых случаях можно проводить заряд аккумулятора малым током. Это нужно для того, чтобы выровнять показатель плотности в каждой из банок. Особенно это касается батарей необслуживаемого типа. Если показатель плотности низкий и составляет около 1,2 - 1,3, причем в разных банках, то установив малый ток в пределах 2 ампер, после 40-часового цикла зарядки плотность электролита в банках восстановится. Таким методом заряжают аккумуляторы, которые разряжены полностью. К примеру, после многократных попытках пуска двигателя в холодное время года, рекомендуют именно такой метод зарядки, причем нельзя пропустить момент, когда пластины начнут сульфатироваться. Ток заряда для гелевых аккумуляторов и ток заряда для литий-ионных батарей определено строго в соответствии с их характеристиками и они заряжаются только специальными ЗУ.

Особенности зарядки постоянным и переменным током

При работе с электролитом следует помнить, что ни в коем случае нельзя при зарядке доливать в банки электролит. Для долива используется только дистиллированная вода. Необслуживаемые АКБ, которых сегодня подавляющее большинство, заряжаются автоматическими импульсными зарядными устройствами.

Технология зарядки АКБ по двум методам не представляет собой ничего сверхъестественного. Если заряжать АКБ постоянным напряжением, достаточно выставить уровень силы тока на величину одной десятой от емкости и запустить процесс зарядки. По мере зарядки ток будет падать, когда он упадет полностью, а это может занять до 10-15 часов, АКБ полностью восстановил свой заряд.

Зарядка переменным током несколько сложнее, но тоже в ней нет ничего архисложного. Вся сложность состоит в том, чтобы следить за напряжением на клеммах аккумулятора. Точно так же, как и в первом случае, показатель силы тока устанавливается на отметку 10% от емкости, после чего заряд проводится до тех пор, пока напряжение на клеммах не вырастет до 14 вольт. Как только это параметр достигнут, ток уменьшается вдвое, батарея заряжается до показателя 15 В.

После этого в третий раз ток уменьшается вдвое, а после стабилизации напряжения на клеммах в течение нескольких часов, зарядку можно считать завершенной. Не разряжайте аккумуляторы до предела и удачных всем дорог!

Большинство автолюбителей не обращают внимания на аккумулятор и его обслуживание, пока он нормально работает. Однако со временем все меняется и появляются перебои с его работой, когда он не может запустить двигатель с утра, поскольку стартер не крутится. Это очень неприятная ситуация, особенно если необходимо срочно куда-то ехать, а машина не заводится. Как правило, периодическая подзарядка позволяет существенно увеличить срок службы АКБ, но мало кто этим занимается, пока не наступит крайняя необходимость. Сегодня мы поговорим о том, как восстановить работоспособность батареи и каким током заряжать автомобильный аккумулятор. Это, казалось бы, простые вопросы, но довольно часто неопытные водители сталкиваются с серьезными трудностями при зарядке.

Итак, начнем с того, что большинство аккумуляторов в заряженном состоянии имеют плотность электролита на уровне 1.28 г/куб. см. Батареи с такими параметрами подходят для установки на автомобили в большинстве регионов нашей страны. Исключение составляют районы, где в зимнее время года температура падает ниже -40. В таком случае плотность лучше поддерживать на уровне 1.30 г/куб. см. Помните, что если батарея сильно разрядиться, то электролит может замерзнуть даже при -15. Именно поэтому контроль состояния и своевременная зарядка АКБ являются крайне важными. К слову, измерить плотность электролита можно с помощью специального прибора – ареометра.

Когда нужно заряжать АКБ?

Когда аккумулятор теряет плотность электролита на 0.01 г/куб. см, это означает его разряд на 6%. Путем несложных исчислений можно прийти к выводу, что если плотность электролита достигнет 1.24 г/куб.см, то батарея разрядиться уже на 25%, чего лучше не допускать. При таком состоянии в зимнее время надеется на стабильную работу не стоит, хотя летом этого будет вполне достаточно. Именно поэтому существуют конкретные случаи, когда нужно ставить аккумулятор на зарядку:

  • Плотность в разных банках отличается на 0.02 г/куб. см и больше.
  • АКБ не использовался долгое время более 3 месяцев, но хранился по всем правилам.
  • Уменьшение плотности до уровня 1.25 г/куб.см и меньше.

Помимо этого, рекомендуется периодически заряжать аккумулятор небольшим током для снятия неглубокой сульфатации пластин. Помните, что перед началом процедуры необходимо детально очистить аккумулятор от грязи. Также иногда может потребоваться долить немного электролита, точнее, дистиллированной воды, чтобы АКБ работал лучше.

Как правильно заряжать АКБ

Процесс восстановления заряд аккумулятора можно проводить различными способами, и какой из них лучше, выбирать только вам. Основными из них являются:

Если вы используете первый способ, то необходимо подавать ток постоянной величины. Для того чтобы определить конкретное значение для вашей модели АКБ, необходимо следовать такому правилу: ток должен составлять 10% от общей емкости устройства. К примеру, если емкость батареи 50 Ач, то нужно установить ток на уровне 4 А. Весь процесс он должен оставаться неизменным, регулируя только напряжение. Если ток будет слишком большим, то это может стать причиной разрушения пластин.

Когда батарея полностью зарядится, то напряжение не будет меняться на протяжении 2 часов (его уровень будет около 16.3 В). Когда в аккумуляторе начнется процесс газовыделения, то стоит придерживаться определенных правил. Категорически запрещено курить или допускать другие источники открытого огня в непосредственной близости от устройства, поскольку это может привести к воспламенению.

Второй способ – зарядка при постоянном напряжении, имеет свои особенности. Дело в том, что уровень тока необходимо изменять на протяжении всего процесса. На первом этапе необходимо использовать ток 10 А, а по мере зарядки его уменьшать. Для такого метода лучше купить зарядное устройство, которое имеет возможность регулировки уровня тока. Сегодня существуют зарядные устройства, которые способны автоматически регулировать необходимые параметры. Что касается напряжения, то от его уровня будет зависеть степень зарядки. Если установить напряжение 14.4 В, то АКБ восстановиться на 75%, 15 В – 90% и 16 В – 95%. Для того чтобы зарядить аккумулятор до максимума, то нужно подавать напряжение 16.3 В.

Наконец, последний способ – импульсный ток, суть которого заключается в периодической смене его величины. В таком случае ток также может быть разным: пульсирующим или асимметричным. В первом случае ток будет изменять величину от 0 до заданного уровня при неизменной полярности.

Не секрет, что одним из наиболее важных и незаменимых узлов каждого автомобиля является аккумулятор. Неправильная эксплуатация АКБ сопровождается разными сбоями в ее работе, которые часто приводят к повреждению других важных систем. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно заранее поинтересоваться, как осуществить зарядку аккумулятора в домашних условиях.

Общая информация

Пытаясь понять, как зарядить аккумулятор, нужно внимательно ознакомиться с его устройством, принципом работы и существующими типами. Это позволит найти подходящий способ зарядки, а также безошибочно восстановить заряд АКБ автомобиля.

Итак, многие модели автомобилей оснащены аккумуляторами кислотно-свинцового типа. Они представляют собой конструкцию из шести баночек, помещенных в пластиковый корпус с надежной изоляцией от окружающих воздействий. Материал корпуса характеризуется специфическими свойствами, которые делают его неуязвимым к воздействиям кислоты.

Емкости соединяются между собой последовательным образом, так как в каждой из них расположены электроды с противоположными зарядами (отрицательным и положительным).

Такие элементы спрятаны в жидком электролите, но по мере эксплуатации АКБ они становятся неисправными, что снижает показатели емкости узла. В дальнейшем это вызывает быструю потерю заряда и другие неполадки в работе аккумулятора.

Существующие типы

На рынке доступно две разновидности аккумуляторных батарей. К ним относятся:

  1. Модели, которые подлежат обслуживанию.
  2. Необслуживаемые конструкции.

Представители первого типа оснащены баночками с откручивающими крышечками. Это означает, что владелец транспортного средства может самостоятельно восстановить уровень электролита или заменить некачественный состав более качественным. Однако приступать к такой процедуре без опыта и навыков категорически запрещено, ведь это может привести к выходу из строя батареи.

Чтобы предотвратить это, достаточно связаться со специалистом и доверить задачу в его руки. Услуга стоит недорого, но в большинстве случаев полностью восстанавливает АКБ. Необслуживаемые модели выполнены другим образом - в них отсутствуют съемные крышечки. Это значит, что возможность ремонта и реанимации полностью исключается.

Некоторые владельцы автомобилей добавляют в батарею очищенную воду, пытаясь увеличить уровень электролита. Делать такое не рекомендуется, за исключением особых случаев, например, при остановке автомобиля в отдаленной от города местности. Чтобы проверить текущий объем жидкости, нужно снять крышечки и посмотреть на внешнее состояние баночек. Если электролит находится ниже электродов, повторная заливка является обязательным условием . Восстанавливая уровень жидкости, нужно убедиться, что он одинаковый во всех баночках.

Специалисты советуют отказаться от залития воды или электролита без нужного опыта и навыков. Перед тем как начать такую работу, нужно оценить качество и уровень жидкости с помощью специального прибора. Если же рассматривается вариант использования воды, то нужно применять только дистиллированную и заливать ее маленькими порциями.

Разновидности зарядных устройств

В зависимости от принципа работы, выделяют несколько разновидностей зарядных устройств. Интересуясь, как заряжать аккумулятор, важно знать, чем они отличаются и как устроены. По типу заряда приборы разделяются на:


Проверка состояния АКБ

Перед тем как начать зарядку аккумулятора авто, необходимо провести оценку его состояния. Для проверки используются разные способы и приборы:


Не секрет, что автомобильные генераторы не способны вернуть полный уровень заряда, а делают это только на 60%. В результате, полная зарядка батареи является обязательным условием и ее нужно проводить как минимум один раз в сезон, перед началом холодов.

При наличии гидрометрического индикатора нужно регулярно смотреть на его показания. О необходимости срочной зарядки АКБ может говорить медленное вращение стартера во время пуска.

Процесс зарядки

Разобравшись, как зарядить автомобильный аккумулятор, остается подробно изучить технику безопасности и ознакомиться с пошаговой инструкцией. Учитывая тот факт, что в аккумуляторах присутствует серная кислота, работу по зарядке лучше проводить в безопасном помещении с хорошей вентиляцией и температурным режимом от +10 градусов Цельсия.

Можно провести восстановление уровня заряда без снятия аккумулятора, но при условии, что окружающая температура держится на плюсовой отметке. Если заряжать АКБ при морозе, это снизит КПД всего процесса, а также приведет к замерзанию жидкости в банках. Поэтому для успешной зарядки аккумулятора зимой важно занести его в теплый гараж.

Перед началом зарядки необходимо провести небольшую подготовку, протерев устройство содовым раствором. Такой процесс позволит избавиться от остатков кислоты, которая часто скапливается на корпусе АКБ. Для приготовления состава необходимо взять одну столовую ложку соды и развести ее в стакане жидкости. Во время очистки раствор будет шипеть, что укажет на наличие кислотных остатков.

Завершив изъятие аккумулятора с транспортного средства, можно приступить к откручиванию крышечек на баночках, а затем положить их сверху, чтобы начался процесс испарения электролита без выплескивания. К тому же необходимо провести визуальную оценку уровня жидкости. Если он в норме, пластины будут погружены примерно на полсантиметра.

Также важно ознакомиться с состоянием баночек по соседству. Важно, чтобы они обладали одинаковым объемом электролита. Если это не так, придется долить в резервуар дистиллированную воду. При работе с необслуживаемым АКБ такое действие выполнять не нужно.

Подключение прибора

Подключая устройство для зарядки аккумулятора, важно следить за полярностью. На клемму со значением плюс (+) подсоединяется соответствующая клемма зарядного прибора. Если не учесть этот факт и неправильно выбрать полярность, это повлечет за собой разные неприятности, в том числе и короткое замыкание и полное повреждение АКБ. Поэтому, перед тем как начать процесс зарядки, следует убедиться, что клеммы подключены правильно. Для различения полярности используют цветочную маркировку. К примеру, элемент со значением плюс может окрашиваться красным цветом, а минусовой - черным.

Для равномерного распределения электрического заряда по пластинам необходимо заряжать батарею малыми токами. Это предотвратит возможный перегрев жидкости в баночках, а также сделает зарядку максимально продуктивной. При выполнении такой задачи необходимо использовать силу тока на уровне 1/10 емкости.

Если устройство зарядки не оснащено какими-либо рычагами и является автоматическим, поменять режим и внести свои изменения, к сожалению, не удастся. Зачастую такие модели обладают специальными световыми индикаторами, указывающими на текущий этап зарядки. При полном заряде должно произойти загорание зеленой лампочки.

Если в зарядном устройстве установлен амперметр, то зарядку можно будет считать выполненной после опускания стрелки до нулевого уровня. Продолжительность определяется подаваемой силой тока. При необходимости срочной зарядки рекомендуется использовать высокие токи, однако это снизит запас работы АКБ. Если спешить не нужно, лучше заряжать систему малыми токами. В таком режиме весь процесс займет около 8 часов.

По завершении остается выполнить отсоединение зарядных клемм, закрутить крышечки и провести повторное протирание поверхности устройства раствором соды. Во время зарядки капельки жидкого электролита будут оседать на корпусе, и, если не убрать их, это повысит риск утечки тока, что повлечет за собой быструю разрядку. К сожалению, 80 процентов водителей даже не догадываются о таком, а потом интересуются причинами быстрой потери емкости АКБ.

Альтернативные способы

Если аккумулятор был разряжен, но возможности зарядить его специальным устройством нет, можно подыскать альтернативные выходы из ситуации. К ним можно отнести следующие способы зарядки:


Разбираясь, как заряжать автомобильный аккумулятор, важно придерживаться всех советов и следовать инструкции. Также нельзя забывать о технике безопасности, иначе это может привести к непоправимым последствиям.

В первую очередь необходимо позаботиться о безопасности глаз и слизистых оболочек, которые боятся воздействия серной кислоты. Важно помнить, что вещество из баночек аккумулятора характеризуется токсичным составом и любое взаимодействие с открытыми частями тела может закончиться плачевно. Чтобы не допустить этого, следует соблюдать осторожность.

После завершения монтажа и демонтажа батареи, важно тщательно промыть руки. Также процесс зарядки лучше осуществлять в пространстве с хорошей вентиляцией. Выбирая зарядку, следует отдавать предпочтение проверенным моделям от известных брендов, учитывая рекомендации производителя АКБ. В таком случае устройство верно и долго прослужит своему владельцу, а любые сбои в его работе будут практически исключены.

Аккумуляторная батарея – неотъемлемая часть любого автомобиля. Она служит источником энергии для него, он нее запускается двигатель, именно АКБ питает энергией всю электронику вашего автомобиля до момента запуска двигателя, и наконец-то, именно она снимает излишнюю нагрузку с генератора вашего авто.

Производство автомобильных аккумуляторов не стоит на месте, оно идет в ногу со временем. За последние годы технологии производства аккумуляторных батарей усовершенствовались, и это позволило увеличить их емкость, что существенно сокращает количество циклов зарядки за время использования.

С момента покупки автомобиля, ну или нового аккумулятора пройдет немало времени, прежде чем вам . Однако этот момент все же наступит, и возникнет закономерный вопрос: ?

На приборной панели каждого автомобиля имеется индикатор, срабатывание которого говорит владельцу автомобиля о низко уровне заряда АКБ. Аккумулятор может подавать и другие сигналы, в частности перебои в его работе во время старта двигателя и есть причиной для проведения диагностических работ.

Если вы заметили, что ваш аккумулятор нуждается в подзарядке, то вам необходимо сделать следующие:

  1. Необходимо измерить плотность электролита. Для этого можно использовать специальный прибор под названием аремометр. Полученные с его помощью данные нужно сопоставить с данными в специальной таблице и на их основе сделать вывод о степени разрежённости АКБ. Стоит также отметить, что величина заряда, которую вы найдете по таблице, для единичной ячейки в летний сезон не должна быть больше 25% и для зимнего периода – 50%.
  2. Необходимо определить уровень напряжения аккумулятора. Для этого можно использовать нагрузочную вилку, которая поможет получить данные о напряжении в каждой банке АКБ. Аккумулятор считается разряженным, если величина напряжения для каждой банки не превышает 1,7В.

Предварительную диагностику можно проводить, не вынимая аккумулятор с автомобиля. Однако если метод предварительной диагностики все же говорит о необходимости подзарядки, то придется. Но прежде чем это делать, нужно найти подходящее зарядное устройство.

Как выбрать зарядное устройство для АКБ?

При выборе зарядного устройства для аккумулятора стоит учитывать ёмкость вашего аккумулятора, от этого же параметра будет зависеть и стоимость устройства. Если аккумулятор не большой емкости, то для него вполне подойдет относительно недорогой вариант зарядного. Ну а если большая, то вам понадобится зарядное устройство намного мощнее.

Кроме мощности зарядные устройства могут отличаться набором функций. Есть варианты с плавной регулировкой напряжения, устройства. Которые выключаются после полной зарядки АКБ.

Цена устройства тесно связана с каждым из параметров, и если вы хотите приобрести «умное» зарядно устройство, то придется потратиться.

Однако если вы не планируете использовать устройство ежедневно, то смысла в столь дорогой покупке нет. Здесь вполне сгодится обычный механический прибор для зарядки.

Важно! Будьте осторожны! Не пытайтесь изготовить зарядное устройство самостоятельно. Без необходимых знаний и опыта вы можете нанести непоправимый вред не только АКБ, но и своему здоровью.

Порядок зарядки АКБ

Диагностика и выбор зарядного устройства уже позади, и теперь самое время перейти к не менее ответственному шагу – непосредственно к процессу зарядки.

  1. Прежде чем подключить АКБ к зарядному устройству его необходимо снять с автомобиля. На самом деле зарядить аккумулятор можно, и не вынимая его из посадочного гнезда. Но это крайне не желательно. Дело в том. Что, вынимая аккумулятор мы, так или иначе, осматриваем его на предмет утечки электролита, появления трещин и других дефектов. Кроме того АКБ нуждается в уходе. Перед зарядкой аккумулятор нужно очистить от загрязнений. Таким образом, мы предотвращаем образование налета между клеммами АКБ, а значит, увеличиваем без дополнительной зарядки.

После полной очистки АКБ, в том числе и клемм, можно переходить к следующему шагу.

  1. Необходимо снять пробки на банках АКБ и удостовериться в том, что уровень электролита в них находится в пределах нормы. Также следует очистить и сами пробки.
  2. Теперь можно подключить аккумулятор к зарядному устройству. Здесь все просто, главное, . Для этого достаточно подсоединить «плюс» и «минус» зарядного устройства к «плюсу» и «минусу» АКБ соответственно.
  3. Теперь можно включить зарядное устройство и начать сам процесс разрядки. Если у вас самое простое механическое устройство для зарядки АКБ, то необходимо выставить максимальный ток (исходя из емкости АКБ), а после снижения напряжения его добавить. Если же ваше зарядное устройство имеет функцию электронного контроля за процессом зарядки, то вам остается только включить его и ждать, пока аккумулятор зарядится.

Зарядка АКБ. Что нужно знать?

Эти советы будут необходимы тем, кто использует механическое зарядное устройство.

Поскольку обычное зарядное устройство не имеет функции контроля тока и уровня заряда АКБ, то вам придется контролировать эти параметры вручную. Опытные автомобилисты считают, что заряжать аккумулятор нужно небольшими токами. И ни в коем случае зарядка аккумулятора не должна происходить бесконтрольно.

Если аккумулятор полностью зарядится, а вы в этот момент не отключите его зарядного устройства, то начнется перезаряда. Это может негативно сказаться на дальнейшем сроке службы аккумулятора и частоте его подзарядок.

Когда следует отключить АКБ от зарядного устройства?

Отключать зарядное устройство следует после полной зарядки АКБ, не раньше и не позже. Для этого нужно вовремя понять, что АКБ уже полностью заряжена.

О полном заряде может свидетельствовать постоянное выходное напряжение, которое держится в течение часа (не превращая процесс зарядки).

Для измерения этой величины можно использовать любой тип вольтметра, точность его показаний и класс значения не имеют, главное, зафиксировать постоянное напряжение.

Нужно ли отключать аккумулятор от бортовой сети?

Даже если вы хотите зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, не вынимая его из посадочного гнезда автомобиля, вам все равно придется отключить АКБ от бортовой сети.

Это в первую очередь обусловлено тем, что даже выключенное зажигание не может гарантировать, что к бортовой сети не подключено какое-либо электронное устройство. Особенно это актуально для современных автомобилей. Такие нюансы должны быть подробно расписаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, но лучше не испытывать судьбу и все же отключить АКБ от бортовой сети.

В противном случае такая зарядка аккумулятора может привести к поломке электронного устройства, которое было включено в этот момент.

Как часто нужно заряжать аккумулятор. Если он не эксплуатируется?

Аккумуляторная батарея некоторое время может не эксплуатироваться, в первую очередь это обусловлено тем, что некоторые автомобилисты не пользуются авто в зимний период.

Если вы не планируете эксплуатировать автомобиль долгое время, то вам обязательно требуется снять АКБ. Хранить аккумулятор нужно в теплом помещении, чтобы избежать промерзания электролита.

Даже если вы сняли с автомобиля хорошо заряженный аккумулятор, это не значит, что он больше не нуждается в подзарядке. Такой аккумулятор все равно саморазряжается, следовательно, его тоже нужно заряжать. Точно определить период зарядки аккумулятора сложно. В среднем это нужно делать каждые 3 месяца.

Если же вы не снимали АКБ с машины, однако она не эксплуатируется, то зарядку следует проводить чаще. Примерно 1 раз в 1,5 месяца.

Какой ток во время зарядки поставить и сколько заряжать?

Существуют определенные стандарты, по которым следует выставлять величину тока во время зарядки. Согласно этим стандартам, зарядный ток должен составлять 10% от емкости АКБ. Однако величина тока зависит не только от емкости АКБ, а и от степени ее разреженности.

То есть если аккумулятор еще не полностью разрядился, то нужно ставить ток приблизительно в 2 раза ниже того, который необходим по стандарту. Такой режим зарядки называется щадящим. При этом время зарядки увеличивается. Если же сделать наоборот и поставить высокий ток, чтобы зарядить АКБ максимально быстро. То такие действия обязательно скажутся на сроке службы аккумулятора.

Если использовать все приведенные в статье советы, то срок службы вашего аккумулятора будет намного больше обещанных 5 гарантийных лет. Главное, следить за всеми параметрами аккумулятора, вовремя его обслуживать и правильно заряжать.

Метод заряда током постоянной силы.

Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом - 1/10Ср (где Ср - номинальная емкость АКБ).

Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность - при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.

К недостаткам данного метода относятся:

  • необходимость стабилизации силы тока,
  • обильное газовыделение,
  • возможность повышения температуры.

Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.

Метод заряда при постоянном напряжении.

Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода - значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным.

В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14,6-15 В.

Есть и неклассические способы .

Метод подзаряда малым током.

Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.

Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.

Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.

При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд А=E.

ВНИМАНИЕ!

  • Производить заряд АКБ разрешается только в помещениях с подходящей приточно-вытяжной вентиляцией!
  • Во время заряда выделяется взрывчатая смесь водорода и кислорода, вредная для жизни и взрывоопасная!
  • Не подходите к аккумулятору, особенно во время заряда, с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не производите никаких действий, способствующих образованию искры!
  • При выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии отсоедините как описано выше и выньте аккумулятор из автомобиля (при зарядке батареи на автомобиле обязательно отсоедините электрические кабели и следуйте инструкции автомобиля)!
  • Аккумулятор заряжается только постоянным током!
  • Запрещено осуществлять заряд аккумулятора высокими зарядными токами!