Пять долларов генри форда, изменившие мир. Генри форд - биография, информация, личная жизнь Кадры решают все…

В поселке Спрингфилд, недалеко от Дирборна (штат Мичиган). Он был старшим из шести детей эмигрантов из Ирландии Уильяма (William Ford) и Мэри Форд (Mary Ford), которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал сельскую школу.

Интерес к технике Форд проявил еще в юном возрасте. В 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет Форд сконструировал свой первый паровой двигатель.

В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, там он устроился на работу помощником машиниста. Через три года переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте.

В 1887 году на конгрессе электротехников в Атлантик-Сити Генри Форд встретился с изобретателем и миллионером Томасом Эдисоном (Thomas Edison) и рассказал ему, над чем работает. Форд спросил, имеют ли, по его мнению, будущность двигатели внутреннего сгорания и ожидал, что ученый разразится панегириком во славу всемогущего электричества, однако услышал: "Продолжайте работу над вашей машиной. Если вы достигнете цели, которую себе поставили, то я вам предсказываю большую будущность". Форд был окрылен, сам Эдисон поверил в него .
В конце 1980-х годов Генри Форд занял должность управляющего на лесопильном заводе.
В 1891 году — был инженером компании Edison Illuminating, с 1893 года — главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили Форду больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.
В 1899 году, уволившись из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей.

В 1903 году двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом основали компанию Ford Motor. Форд держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании.
Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании.

В 1905 году финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, так как спросом пользовались дорогие модели. Держатель основного пакета акций Александр Малколмсон (Alexander Malcolmson) продал свою долю Форду, и он стал президентом и основным владельцем компании.

В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель "T" — надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам, став средством передвижения, а не игрушкой для богатых.

Часть 4: Пять долларов Генри Форда, изменившие мир
ПЯТЬ ДОЛЛАРОВ ГЕНРИ ФОРДА, ИЗМЕНИВШИЕ МИР
Дешевле... дешевле... еще дешевле

ПЯТЬ ДОЛЛАРОВ ГЕНРИ ФОРДА, ИЗМЕНИВШИЕ МИР

Дешевле… дешевле… еще дешевле

В 1914 году Генри Форд неожиданно для всех стал платить рабочим невиданную по тем временам зарплату - 5$ в день. Последовала мощная волна выступлений профсоюзов буквально всех отраслей промышленности с требованиями аналогичного повышения. Когда же разъяренные коллеги-капиталисты выплеснули ему свое негодование тем, что он ввергает в опасный хаос устоявшийся рыночный порядок, последовал ответ: «А кто будет покупать мои автомобили?»

Генри Форд не был ни этаким добряком, филантропом или уж тем более социалистом. Стремясь к максимальной прибыли, он пришел к пониманию того, что его растущей компании как воздух требуется широкий социальный слой людей, чей труд достаточно хорошо оплачивается. Иначе «Ford Motor Co” начнет «задыхаться» от невозможности сбыта продукции.

Генри Форд сразу очертил круг своих потенциальных покупателей — миллионы рабочих, мелких фермеров, конторских клерков. Вряд ли он, поднимая вдвое зарплату, мог «просчитать» дальнейшее — спровоцированные этим профсоюзы, начав стачки, «выбьют» пятидолларовую ставку по всей Америке и простые люди вскоре станут покупать «фордики»? Он доверился своей интуиции и все сложилось как нельзя лучше как бы само собой.

Как показала жизнь, Генри Форд «шестым чувством» пришел к формуле «народного автомобиля»: рабочий должен иметь возможность купить машину за год работы.

«Вопрос о заработной плате еще более важен для предпринимателя, чем для рабочего. Низкая заработная плата погубит предприятие гораздо скорее, чем она погубит рабочего»

Общепринятым был выпуск сразу нескольких моделей автомобилей. Чтобы это «потянуть» приходилось нескольким фирмам объединять усилия. Делать ставку на одну модель и уж тем более расширять ее производство считалось глупым. Велик риск смены вкуса покупателей и тогда компания мгновенно рухнет.

А Генри Форд нутром чувствовал — надо свои небольшие ресурсы сосредоточить на выпуске одной базовой модели. Непременно простой, прочной, надежной и вместе с тем способной многие годы удерживать любовь покупателя. А дальше наращивай производство, снижай издержки и цены…

Благодаря конвейеру прерывистый процесс создания автомобиля превратился в непрерывный плавный поток. Постепенно, обрастая все новыми деталями, со сборочной линии непрерывно сходили все новые машины.

При главном конвейере были запущены и несколько малых, «боковых» для сбора отдельных блоков. Максимальная специализация, когда рабочий выполнял только свою операцию, улучшала качество и существенно сокращала время на обучение. Ведь одно дело — обучить собирать двигатель целиком и другое — всего лишь устанавливать подшипники в коленвал.

Увеличение вдвое благодаря конвейеру производительности труда и послужило трамплином успеха Великого Генри Форда. Появилась возможность параллельно удвоить заработную плату рабочим, снизить отпускную цену на Ford Т и тем самым расширить сбыт (с «закатыванием в асфальт» конкурентов).

Наращивая производство и уменьшая издержки, опять снижается цена и вновь ширится рынок сбыта, в конечном счете растет прибыль компании.

В компании немедля меняли даже неизношенное оборудование на более совершенное, если это сулило хотя бы небольшую экономию

Серии большинства фирм насчитывали сотни, редко тысячи машин, а уже в 1915 году был выпущен миллион «Жестяных Лиззи», в 1921 году каждый второй (!) автомобиль в мире был выпущен его корпорацией. К моменту снятия с производства с конвейеров каждые 10 секунд(!) сходил новый «форд».

В те годы автомобили в США стоили 1100 до 1700 долларов, а модели супер класса тянули на 2,5 тысячи. Вначале выпуска «Форд Т» цена была 950 $, а по мере роста объема производства постепенно и непрерывно падала до 230 $. Модель «Форд Т» в конце производства стоила меньше бытового холодильника! Причем это был автомобиль на уровне техники тех лет, собранный из самых добротных материалов. Верится с трудом, но это факт.

Генри Форд избегал брать займы у банков (хотя те ему их всячески пытались навязать), поскольку проценты по кредитам, обогащая финансистов, привели бы к удорожанию автомобилей и спаду сбыта.

Кадры решают все…

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.

Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих

Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.

Фордовских изделий в 20-е годы бегало по дорогам Америки больше, чем других фирм вместе взятых

На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.

В кустарном производстве работник прямо руководствуется инструкциями и указаниями хозяина, а как добиться слаженной работы разнородного многотысячного коллектива, где за каждым нужен «глаз да глаз»?

И Форд в который раз делает удивительный ход — объявляет об участии рабочих с января 1914 года в прибыли «Ford Motor Co». Тем самым в производственном процессе участвуют уже тысячи «хозяев» и каждый на рабочем месте проявляет инициативу, руководствуясь интересами компании. Рационализаторы, нашедшие как увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии. Растущая производительность труда с лихвой окупает выплачиваемые дивиденты.

«У нас каждый рабочий — партнер по бизнесу. Неудивительно, что я делаю деньги, имея 20 тысяч партнеров, которые мне помогают, а не 20 тысяч таких работничков, которые к концу дня то и дело посматривают на часы».

Одновременно он объявляет акционеров «трутнями и нахлебниками, которым не стоит давать ни единого цента», и направляет сэкономленные на этом деньги на развитие компании.

Постоянный рост производства и уменьшение издержек наряду с гениальной простотой и невероятной надежностью «Жестяной Лиззи» - ключ к успеху Форда

Для обеспечения непрерывности конвейера, запрещалось на рабочем месте разговаривать на отвлеченные темы, курить, смеяться, принимать пищу. Был предусмотрен один 15 минутный перерыв на ланч и туалет. За соблюдением порядка следили патрулировавшие цеха «шпики».

Генри Форд собрал вокруг себя не просто едва ли не самых талантливых специалистов в самых разных областях. Они были еще и из той редкой породы людей, для которых не существовало слово «невозможно».

Платя в два раза больше, чем на любых других предприятиях, Форд смог привлечь лучших работников в свою фирму, собрать вокруг себя наиболее талантливых специалистов в самых разных областях и создать у них чувство преданности к компании. Это были люди, знающие сотни материалов, идущих на изготовление автомобилей; люди, которые умели строить, руководить, рекламировать.

Одним из них был Джон Р. Ли, занимавшийся в кампании проблемой кадров. Он обнаружил заметное негативное влияние плохих бытовых условий и личных проблем на эффективность труда работников. Сделанный им анализ и подтолкнул Форда к открытию прямой зависимости успеха компании от тех, кто в ней работает.

Рабочим компании покупка машины обходилась существенно дешевле без дилеpcких «накpуток», полагались рассрочка и разные льготы.

Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе

«Лиззи» выглядели и передвигались значительно бодрее, чем можно было бы ожидать в их то годы

Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.

Форд хорошо понимал зависимость успеха компании от ее работников

Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.

Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.

Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям — вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить — никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.

Созданная новая система трудовых отношений на фордовских заводах воспроизводила образ семьи. Ты для своей семьи всячески стараешься, ограничивая свои свободы, но зато и она тебя защитит, в беде никогда не оставит. Генри Форд видел себя в естественной роли «отца» семьи, у которого есть право воспитывать, наказывать и поощрять работников.

Оборотная сторона медали

Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Массовое производство неизбежно нивелирует людей, развивая у них схожее поведение. И это характерно для любой социальной общности, объединенных единой целью, будь то армия, политическая партия или университет.

В компании имелся «социальный отдел» для посещения жилищ рабочих и выявления проблемных семей и своя полиция, контролировавшая поведение работника завода за его стенами. Основанием для внесения в «черный» список могло быть донесение, что некто на досуге слушает джаз. Если рабочий был неспособен тратить зарплату разумно - на содержание семьи и пропивал деньги, то в конце его концов увольняли. Как правило. что этот человек уже не мог найти себе работы в этом городе.

Все работники солидарно несли материальную ответственность и даже за незначительный брак могла быть наказана не только бригада, но и весь цех в целом. Форд мог по своей прихоти простить работника, совершившего серьезный проступок, и уволить любого за незначительный.

100-летний юбилей «Ford T» в Индиане (США)

За великие победы и достижения всегда приходится платить дорогую цену — по другому никогда не бывает

Монотонные, бессодержательные, строго хронометрированные операции по «закручиванию гаек» — то, что В.И.Ленин назвал «научной системой выжимания пота», доводили до полного изнеможения, сводили с ума. «Фордовские покойники» — так называли рабочих его заводов за соответствующий вид. Конвейер репортеры окрестили «бесчеловечной потовыжималкой». Форд не отвечал, хотя любой рабочий на его предприятиях мог сменить профиль работы и едва ли не половина менеджеров его заводов начинали с рабочих должностей.

И все-таки. Благодаря Генри Форду великое множество людей смогли не только без труда преодолевать расстояния, но и ощутить ни с чем не сравнимое чувство скорости, власти над временем и пространством.

Леонид Титов

Генри Форд - 1914 год

Биография

Родился в семье эмигрантов из Ирландии , проживающей на ферме в окрестностях Детройта . Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт. В -1899 годах исполнял обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Форд Мотор Компани , которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A.

«Форд мотор компани» столкнулась с конкуренцией синдиката автомобилестроителей, претендовавшего на монополию в этой сфере. В 1879 г. Дж. Б. Селден запатентовал проект автомобиля, который не был построен; он содержал лишь описание основных принципов. Первый же выигранный им судебный процесс о нарушении патентного права побудил владельцев ряда автомобилестроительных компаний приобрести соответствующие лицензии и создать «ассоциацию законных фабрикантов». Судебный процесс против «Форд мотор компани», инициированный Селденом, длился с 1903 по г. «Законные фабриканты» угрожали вызовом в суд покупателям автомобилей Форда. Но тот действовал мужественно, публично обещая своим покупателям «помощь и защиту», хотя финансовые возможности «законных фабрикантов» намного превышали его собственные. В 1909 г. Форд проиграл процесс, но после пересмотра дела суд решил, что ни один из автомобилестроителей не нарушал права Селдена, так как ими использовался двигатель другой конструкции. Монопольное объединение тут же распалось, а Генри приобрел репутацию борца за интересы потребителей .

Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 году . В 1910 году Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности - хорошо освещённый и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На нём в апреле 1913 года начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера. Первой сборочной единицей, собранной на конвейере, стал генератор. Принципы, опробованные при сборке генератора, применили ко всему двигателю в целом. Один рабочий изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты. Когда сборка была поделена на 84 операции, производимых 84 рабочими, то время сборки двигателя сократилось больше, чем на 40 минут. При старом способе производства, когда автомобиль, собирался на одном месте, на сборку шасси уходили 12 часов 28 минут рабочего времени. Была установлена движущаяся платформа и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Срок изготовления шасси сократился более чем вдвое. Через год (в 1914 году) компания подняла высоту сборочной линии до пояса. После этого не замедлили появиться два конвейера - один для высоких и один для низких ростом. Эксперименты распространились на весь производственный процесс в целом. Через несколько месяцев работы сборочного конвейера время, необходимое для выпуска модели Т сократилось с 12 часов до двух и менее .

Сборочный конвейер на заводе Форда в Детройте, 1923 год.

С целью осуществления жёсткого контроля Форд создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 году ввёл самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий посёлок, но вплоть до 1941 года не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 году заводы корпорации начали работать круглосуточно в три смены по 8 часов, вместо двух смен по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. «Повышенная зарплата» в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии .

Однако весной 1917 года, когда Америка вступила в войну на стороне Антанты, Форд изменил свои взгляды. Заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей развернулось производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти» , а в самом конце войны - лёгких танков и даже подводных лодок. При этом Форд заявил, что не собирается наживаться на военных заказах и возвратит государству полученную им прибыль. И хотя нет подтверждения, что это обещание было Фордом выполнено, оно было одобрено американским обществом .

В 1925 году Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Кроме этого Форд начал субсидировать фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её и сам занялся производством авиалайнеров. Первым продуктом его предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Наиболее успешной оказалась модель Ford Trimotor (Форд Тримотор) по прозвищу «Жестяной Гусь» (англ. Tin Goose ), пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный моноплан, производившийся серийно в 1927-1933 компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor находился в эксплуатации до 1989 года .

В 1914 году Форд реализовал довольно радикальное для того времени решение, установив размер жалования рабочих на уровне в 5 долларов за рабочий день (что в пересчёте на современность эквивалентно приблизительно 118 долларам США); это увеличило ставки большинства его сотрудников более чем вдвое . Решение оказалось прибыльным: текучесть кадров была преодолена, и лучшие рабочие Детройта начали концентрироваться на предприятии Форда, за счёт чего повысилась производительность труда и сократились расходы на обучение кадров . Кроме того, тем же решением была установлена сокращённая рабочая неделя , вначале 48-часовая (6 дней по 8 часов) , а затем 40-часовая (5 дней по 8 часов) .

На тот момент в Детройте ставки заработных плат уже были довольно высоки, однако действия Форда вынудили его конкурентов ещё более увеличить их, дабы не лишиться лучших сотрудников . В понимании самого Форда, компания таким образом делилась прибылью с работниками , что позволяло им, например, приобретать выпускаемые фирмой автомобили. В конечном счёте упомянутая политика оказала положительное влияние и на экономику в целом.

На участие в прибыли могли рассчитывать сотрудники, проработавшие в компании более 6 месяцев и не отступавшие от определённых правил поведения, установленных «общественным департаментом» компании. В частности, под понятие неподобающего поведения попадали злоупотребление алкоголем , азартные игры , невыплата алиментов и т. п. В штате департамента насчитывалось 50 специалистов, следивших за соблюдением указанных корпоративных стандартов. Позднее, в 1922 году , Форд отстранился от наиболее навязчивых форм контроля над сотрудниками, признав, что вторжение в личную жизнь людей, пусть даже и с целью повышения их благосостояния, уже не соответствует требованиям времени .

Отношение к профсоюзам

16 января 1921 года 119 видных американцев, включая 3 президентов, 9 госсекретарей, 1 кардинала и множество других государственных и общественных деятелей США, опубликовала открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда.

В 1927 году Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок .

Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершённые мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения.

Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП , его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера . Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба » . Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом. «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», - отозвался Гитлер об американском автомобильном магнате .

С 1940 года завод Форда, расположенный в Пуасси на оккупированной немцами территории Франции , начал производить авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта . На допросе в 1946 году нацистский деятель Карл Краух , работавший в годы войны в руководстве филиала одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом, «его предприятия не были конфискованы» .

Тема влияния Форда и его книги на немецких национал-социалистов исследована Нейлом Болдуином в книге «Генри Форд и евреи: конвейер ненависти». Болдуин указывает, что публикации Форда были важнейшим источником воздействия на молодых нацистов в Германии . Аналогичного мнения придерживается автор книги «Генри Форд и евреи» Алберт Ли .

Сотрудничество с СССР

Первый серийный советский трактор - «Фордзон-Путиловец » (1923 г.) - переработанный для производства на Путиловском заводе и эксплуатации в СССР фордовский трактор марки «Фордзон» (Fordson); строительство Горьковского автозавода (1929-1932 гг.), реконструкция Московского завода АМО в годы первой пятилетки, подготовка персонала для обоих заводов были осуществлены при поддержке специалистов «Форд моторс» на основании соглашения заключенного между Правительством СССР и фирмой Форда.

Семья

Повышение заработной платы получается путём увеличения производства, а увеличить производство возможно только путём понижения взимаемых с покупателя цен. …Производите вещи так, чтобы малообеспеченные люди легко могли покупать их.

  • Nevins and Hill (1957) 2:508-40
  • , с. 11.
  • Nevins, Ford 1:528-41
  • Watts, People’s Tycoon, pp. 178-94
  • , p. 126 .
  • Samuel Crowther Henry Ford: «Why I Favor Five Days" Work With Six Days" Pay» (недоступная ссылка с 14-05-2013 - история ) , World’s Work, October 1926 pp. 613-616
  • Генри Форд (Henry Ford). Родился 30 июля 1863 года - умер 7 апреля 1947 года. Американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.

    Лозунг Форда - «автомобиль для всех». Его завод выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.

    Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную, то есть нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации, продукцию - автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

    В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм.

    Родился в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях Детройта. Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт.

    В 1891-1899 годах исполнял обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль.

    С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Форд Мотор Компани, которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A.

    «Форд мотор компани» столкнулась с конкуренцией синдиката автомобилестроителей, претендовавшего на монополию в этой сфере.

    В 1879 г. Дж. Б. Селден запатентовал проект автомобиля, который не был построен; он содержал лишь описание основных принципов. Первый же выигранный им судебный процесс о нарушении патентного права побудил владельцев ряда автомобилестроительных компаний приобрести соответствующие лицензии и создать «ассоциацию законных фабрикантов».

    Судебный процесс против «Форд мотор компани», инициированный Селденом, длился с 1903 по 1911 г. «Законные фабриканты» угрожали вызовом в суд покупателям автомобилей Форда. Но тот действовал мужественно, публично обещая своим покупателям «помощь и защиту», хотя финансовые возможности «законных фабрикантов» намного превышали его собственные. В 1909 г. Форд проиграл процесс, но после пересмотра дела суд решил, что ни один из автомобилестроителей не нарушал права Селдена, так как ими использовался двигатель другой конструкции. Монопольное объединение тут же распалось, а Генри приобрел репутацию борца за интересы потребителей.

    Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 году.


    В 1910 году Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности - хорошо освещённый и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На нём в апреле 1913 года начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера. Первой сборочной единицей, собранной на конвейере, стал генератор. Принципы, опробованные при сборке генератора, применили ко всему двигателю в целом. Один рабочий изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты. Когда сборка была поделена на 84 операции, производимых 84 рабочими, то время сборки двигателя сократилось больше, чем на 40 минут. При старом способе производства, когда автомобиль, собирался на одном месте, на сборку шасси уходили 12 часов 28 минут рабочего времени. Была установлена движущаяся платформа и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Срок изготовления шасси сократился более чем вдвое.

    Через год (в 1914-м) компания подняла высоту сборочной линии до пояса. После этого не замедлили появиться два конвейера - один для высоких и один для низких ростом. Эксперименты распространились на весь производственный процесс в целом. Через несколько месяцев работы сборочного конвейера время, необходимое для выпуска модели Т сократилось с 12 часов до двух и менее.

    С целью осуществления жёсткого контроля Форд создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 году ввёл самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий посёлок, но вплоть до 1941 года не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах.

    В 1914 году заводы корпорации начали работать круглосуточно в три смены по 8 часов, вместо двух смен по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. «Повышенная зарплата» в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.

    В начале Первой мировой войны Форд с группой пацифистов по своей инициативе приплыл в Европу на корабле «Оскар-2» как посланник мира, убеждая всех как можно скорее прекратить войну. Он был жестоко высмеян европейскими газетами и вернулся в США.

    Однако весной 1917 года, когда Америка вступила в войну на стороне Антанты, Форд изменил свои взгляды. Заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей развернулось производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти», а в самом конце войны - лёгких танков и даже подводных лодок. При этом Форд заявил, что не собирается наживаться на военных заказах и возвратит государству полученную им прибыль. И хотя нет подтверждения, что это обещание было Фордом выполнено, оно было одобрено американским обществом.

    В 1925 году Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Кроме этого Форд начал субсидировать фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её и сам занялся производством авиалайнеров. Первым продуктом его предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Наиболее успешной оказалась модель Ford Trimotor (Форд Тримотор) по прозвищу «Жестяной Гусь» (англ. Tin Goose), пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный моноплан, производившийся серийно в 1927-1933 компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor находился в эксплуатации до 1989 года.

    В 1928 году Форду вручена Медаль Эллиотта Крессона института Бенджамина Франклина за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство.

    Он оставался руководителем компании до 1930-х годов, когда из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами он передал дела своему сыну Эдселу, но после его смерти в 1943 году вновь вернулся на пост главы фирмы.

    В 1945 году Генри Форд окончательно передал управление компанией своему внуку Генри Форду II.

    Семья Генри Форда:

    Отец - Уильям Форд (1826-1905)

    Мать - Мари Литогот (O’Hern) Ford (~1839-1876)

    Джон Форд (~1865-1927)
    Вильям Форд (1871-1917)
    Роберт Форд (1873-1934)

    Маргарет Форд (1867-1868)
    Джейн Форд (~1868-1945)

    Жена - Клара Джейн Форд (в девичестве Брайант), (1866-1950).

    Единственный сын - Эдсел Брайант Форд, президент Ford Motor Company с 1919 по 1943.

    Внук тоже имел имя Генри Форд. Для различия со своим дедом его называют Генри Форд II.

    В настоящее время председателем совета директоров компании «Форд Мотор Компани» является правнук Генри Форда - Уильям Клэй Форд Младший (William Clay «Bill» Ford Jr.) (1957 г.р.)

    Антисемитизм Генри Форда и поддержка нацистов:

    В 1918 году Форд приобрёл газету «Дирборн индепендент» (The Dearborn Independent), в которой с 22 мая 1920 года публиковались антисемитские статьи, а также по частям полный текст Протоколов сионских мудрецов. В ноябре 1920 года подборка статей из «Дирборн индепендент» была опубликована отдельной книгой под названием «Международное еврейство», которую позднее активно использовала нацистская пропаганда.

    16 января 1921 года 119 видных американцев, включая 3 президентов, 9 госсекретарей, 1 кардинала и множество других государственных и общественных деятелей США, опубликовала открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда.

    В 1927 году Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок.

    Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП, его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера. Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба». Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом. «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», - отозвался Гитлер об американском автомобильном магнате.

    С 1940 года завод Форда, расположенный в Пуасси на оккупированной немцами территории Франции, начал производить авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. На допросе в 1946 году нацистский деятель Карл Краух, работавший в годы войны в руководстве филиала одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом, «его предприятия не были конфискованы».

    Тема влияния Форда и его книги на немецких национал-социалистов исследована Нейлом Болдуином в книге «Генри Форд и евреи: конвейер ненависти». Болдуин указывает, что публикации Форда были важнейшим источником воздействия на молодых нацистов в Германии. Аналогичного мнения придерживается автор книги «Генри Форд и евреи» Алберт Ли.

    Сотрудничество Форда с СССР:

    Первый серийный советский трактор - «Фордзон-Путиловец» (1923 г.) - переработанный для производства на Путиловском заводе и эксплуатации в СССР фордовский трактор марки «Фордзон» (Fordson); строительство Горьковского автозавода (1929-1932 гг.), реконструкция Московского завода АМО в годы первой пятилетки, подготовка персонала для обоих заводов были осуществлены при поддержке специалистов «Форд моторс» на основании соглашения заключенного между Правительством СССР и фирмой Форда.

    Гражданство:

    США

    Дата смерти: Отец:

    Уильям Форд

    Мать:

    Мари Форд

    Супруга:

    Клара Джейн Форд

    Дети: Награды и премии: Разное:

    Генри Форд - 1914 год

    Биография

    Родился в семье эмигрантов из Ирландии , проживавшей на ферме в окрестностях Детройта . Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт. В -1899 годах исполнял обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Форд Мотор Компани , которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A. Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 году . В 1910 году Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности - хорошо освещенный и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На нём в апреле 1913 года начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера. Первой сборочной единицей, собранной на конвейере, стал генератор. Принципы, опробованные при сборке генератора, применили ко всему двигателю в целом. Один рабочий изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты. Когда сборка была поделена на 84 операции, производимых 84 рабочими, то время сборки двигателя сократилось больше, чем на 40 минут. При старом способе производства, когда автомобиль, собирался на одном месте, на сборку шасси уходили 12 часов 28 минут рабочего времени. Была установлена движущаяся платформа и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Срок изготовления шасси сократился более чем вдвое. Через год (в 1914 году) компания подняла высоту сборочной линии до пояса. После этого не замедлили появиться два конвейера - один для высоких и один для низких ростом. Эксперименты распространились на весь производственный процесс в целом. Через несколько месяцев работы сборочного конвейера время, необходимое для выпуска модели Т сократилось с 12 часов до двух и менее .

    Сборочный конвейер на заводе Форда в Детройте, 1923 год.

    С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 году ввел самую высокую в США минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 года не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 году заводы корпорации начали работать круглосуточно в три смены по 8 часов, вместо двух смен по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. «Повышенная зарплата» в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии .

    16 января 1921 года 119 видных американцев, включая 3 президентов, 9 госсекретарей, 1 кардинала и множество других государственных и общественных деятелей США, опубликовала открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда.

    В 1927 году Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок.

    Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершённые мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения.

    Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП , его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера . Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба» .Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом. «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», - отозвался Гитлер об американском автомобильном магнате.

    С 1940 года завод Форда, расположенный в Пуасси на оккупированной немцами территории Франции , начал производить авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта . На допросе в 1946 году нацистский деятель Карл Краух, работавший в годы войны в руководстве филиалом одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом «его предприятия не были конфискованы»

    Тема влияния Форда и его книги на немецких национал-социалистов исследована Нейлом Болдуином (англ. Neil Baldwin ) в книге «Henry Ford and the Jews: the Mass Production of Hate». Болдуин указывает, что публикации Форда были важнейшим источником воздействия на молодых нацистов в Германии. Аналогичного мнения придерживается автор книги «Генри Форд и евреи» Алберт Ли .

    Сотрудничество с СССР

    Первый серийный советский трактор - «Фордзон-Путиловец » (1923 г.) - переработанный для производства на Путиловском заводе и эксплуатации в СССР фордовский трактор марки «Фордзон» (Fordson); строительство Горьковского автозавода (1929-1932 гг.), реконструкция Московского завода АМО в годы первой пятилетки, подготовка персонала для обоих заводов были осуществлены при поддержке специалистов «Форд моторс» на основании соглашения заключенного между Правительством СССР и фирмой Форда.

    Семья

    Родители

    • Отец - Уильям Форд (1826-1905)
    • Мать - Мари Литогот (O’Hern) Ford (~1839-1876)

    Братья

    • Джон Форд (~1865-1927)
    • Вильям Форд (1871-1917)
    • Роберт Форд (1873-1934)

    Сёстры

    • Маргарет Форд (1867-1868)
    • Джейн Форд (~1868-1945)

    Жена и дети

    • Жена - Клара Джейн Форд (в девичестве Брайант), ( -).
    • Единственный сын - Эдсел Брайант Форд , президент Ford Motor Company с по .

    Потомки

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Родившиеся 30 июля
    • Родившиеся в 1863 году
    • Умершие 7 апреля
    • Умершие в 1947 году
    • Награждённые орденом германского орла
    • Автомобилестроение
    • Предприниматели США
    • Промышленники США
    • Автомобильные конструкторы
    • Самоучки
    • Антисемитизм в США
    • Персоналии:Антисемитизм
    • Генри Форд
    • Машиностроители
    • Авторы экстремистской литературы
    • Протоколы сионских мудрецов

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Форд, Генри" в других словарях:

      - (Ford) (1863 1947), американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. В 1892 1893 создал первый автомобиль с 4 тактным двигателем (марка «Форд»), в 1903 основал автомобильную компанию «Форд мотор», ставшую одной из… … Энциклопедический словарь

      Henry Ford. Форд Генри (Ford, Henry) (старший) (1863 1947) Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США. Афоризмы, цитаты Форд Генри. Henry Ford. Биография. Подавать легко, гораздо… … Сводная энциклопедия афоризмов

      Форд Генри - (Ford, Henry) (1863 1947), амер. промышленник, пионер автомобилестроения. В 1903 г. в Детройте основал Форд мотор компани, к рая в 1908 г. начала произ во классической модели Форд Т. Применив технологию поточного производства конвейер и… … Всемирная история