Модификации. История создания Газ 24 первая серия отличия

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-24 и его модификаций

Автомобиль ГАЗ-24 – легковой, среднего класса, с цельнометаллическим закрытым кузовом седан с количеством мест 5-6. Шестое место образуется с помощью откидного подлокотника и мягкого вкладыша между передними сидениями и рассчитано на кратковременные поездки. Предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль такси ГАЗ-24-01 отличается от ГАЗ-24 установкой двигателя модели ЗМЗ-24-01 с пониженной степенью сжатия для работы на бензине А-76.

Автомобиль ГАЗ-24-02 с кузовом «универсал». Предназначен для перевозки людей и мелких грузов. Кузов автомобиля может быть оборудован тремя рядами сидений. В связи с увеличенной нагрузкой автомобиль имеет усиленные шины и задние рессоры.

Автомобиль ГАЗ-24-03 с кузовом «универсал» специально оборудован для перевозки больных и выезда бригады для оказания срочной медицинской помощи. Автомобиль оборудован дополнительным отопителем салона, спецсигналом , и фонарем с обозначением красного креста.

Автомобиль ГАЗ-24-04 с кузовом «универсал» аналогичен автомобилю ГАЗ-24-02, но оборудован в качестве автомобиля такси.

Автомобиль ГАЗ-24-07 отличается от ГАЗ-24 наличием газобаллонного оборудования для использования в качестве топлива сжиженной бутано-пропановой смеси и предназначен для использования в качестве автомобиля-такси для крупных городов.

Параметры

Автомобиль «Волга»

ГАЗ-24 ГАЗ-2401 ГАЗ-2402 ГАЗ-2403 ГАЗ-2404 ГАЗ-2407
Кузов

Цельнометаллический, несущий

Тип кузова

универсал

5 чел. + 50 кг багажа

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

4 чел. + 1 чел на носилках

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

Масса снаряженного автомобиля, кг
Полная масса автомобиля, кг
Распределение полной массы по осям, кгс
- передняя ось
- задняя ось
Колея передних колес, мм
Колея задних колес, мм
Дорожний просвет под нагрузкой,мм
- под поперечиной передней подвески
- под картером заднего моста
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м
Максимальная скорость, км/ч
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/10км
Средний расход, л/100 км
Модели двигателя
Тип двигателя

Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный

Диаметр цилиндра и ход поршня
Рабочий объем, см.куб.
Степень сжатия
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин
Топливо
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч)

Трансмиссия

Сцепление

Однодисковое, сухое

Привод сцепления

Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации

Коробка передач

Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа передч

1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51

Карданная передача

Открытая, одним валом

Главная передача

Гипоидная, передаточное число 4,1

Масса заднего моста, кг

Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами

Масса передней подвески, кг
Задняя подвеска

Рессорная

Амортизаторы

Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия

Колеса

Штампованные дисковые

Шины

Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14)

Рулевое управление

Рулевой механизм

Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1

Рулевой вал

С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой

Тормозная система

Рабочая тормозная система

Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров

Стояночная тормозная система

С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес

Электрооборудование

Напряжение в сети, В

12. «-» соединен с массой

Генератор

Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем

Прерыватель распределитель зажигания
Свечи зажигания

Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС)

Аккумуляторная батарея
Регулятор напряжения

РР350, бесконтактный, транзисторный

Стартер
Катушка зажигания
Звуковые сигналы
Стеклоочиститель
Стеклоомыватель

С электрическим приводом

Радиоприемник

Заправочные емкости

Емкость

Оббьем, л

Топливный бак
Газовый баллон (для ГАЗ-24-07)
- полезная вместимость
- полная вместимость
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
Воздушный фильтр карбюратора
Картер коробки передач
Картер заднего моста (сухой)
Картер рулевого механизма
Передние амортизаторы (каждый)
Задние амортизаторы (каждый)
Система гидравлического привода тормозов
Система гидравлического привода выключения сцепления
Бачок стеклоомывателя

Регулировочные данные

Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе при 15-20ºС, кроме первого и восьмого клапанов

0,35- 0,40 мм

Зазор у первого и восьмого клапанов

0,30- 0,35 мм

Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит) при скорости 50 км/ч

4 кгс/кв.см

Прогиб каждого ремня вентилятора при нажатии с усилием 4 кгс
Зазор между электродами свечей
Зазор в прерывателе

0,35- 0,45 мм

Нормальная температура воды в системе охлаждения двигателя
Частота вращения холостого хода
Свободный ход педали сцепления
Уровень жидкости в главном цилиндре тормозов от верхней кромки резервуара
Уровень жидкости в главном цилиндре сцепления от верхней кромки резервуара
Давление в шинах передних и задних колес автомобилей ГАЗ-24, ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-03:
Нормальное

1,7-1,8 кгс/кв.см

При эксплуатации на повышенной скорости (на загородных шоссе)

1,9-2,0 кгс/кв.см

Давление в шинах передних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ 24-04

1,8-1,9 кгс/кв.см

Давление в шинах задних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-04:
При эксплуатации с неполной нагрузкой (2-5 человек)

2 кгс/кв.см

При полной нагрузке

2,5 кгс/кв.см

Масса агрегатов, кг

Двигатель с оборудованием и сцеплением
Коробка передач
Карданная передача
Передняя подвеска
Задний мост (без рессор)
Кузов в сборе (с оборудованием, сиденьями и обивкой)
Колесо с шиной
Радиатор

Пока парни из «Экспедиции Восход» отправились в свое новое путешествие, мы расскажем об их боевых колесницах. В данном материале вы узнаете немного о советском автомобиле Горьковского завода ГАЗ-24, на которых парни добрались из .

История разработки

К «Волгам» всегда были особые требования, они должны быть современны в течение долгого времени, красивы, комфортабельны и вместе с тем проходимы, ремонтопригодны и выносливы. Они стояли на «вооружении» многих государственных службы страны, были основной моделью в таксопарках, а в кузове «универсал» служили в качестве карет скорой помощи.

Газ-24 является вторым поколением «Волги» и пятым в легковой линейке Горьковского автомобильного завода.

Работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21 были начаты в 1958 году под руководством Александра Михайловича Невзорова. Над внешним обликом автомобиля параллельно работали две команды дизайнеров - под руководством Льва Еремеева и Ления Циколенко, ими с 1959 по 1964 годы было построено не менее шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. Наибольшее американское отражение получил как раз дизайн. Многие конструкторы и дизайнеры черпали свое вдохновения с заокеанских машин, чему способствовала выставка американской промышлености, проходившая в 1959 году. Первые макеты совершенно точно напоминали американца тех лет.

Невзоров с командой конструкторов проектировал Волгу под 4 типа двигателя. Первым был модернизированный движок от ГАЗ-21, 2.5 литровая «четверка». Возможно, разрабатывался для таксомоторных станций. II тип — вновь разрабатывавшийся 3-литровый V6 (базовая комплектация). III тип – V8 от ГАЗ-23 (спецверсия для силовых структур). Последний тип был четырёхцилиндровый дизельный силовой агрегат (проектировался для Европейского рынка).

Помимо разработки новой модели автомобиля произошла и модернизация технологического оснащения завода, что требовало производство новых авто.

С 1965 года на улицах Горького и дорогах Горьковской области стали попадаться необычные автомобили с «заграничной» внешностью и шильдиками Super на передних крыльях - это были закамуфлированные под неопознанные иномарки ходовые прототипы новой «Волги», проходящие испытания. Между собой они отличались вариантами двигателей, коробок передач и деталями внешнего оформления.

Акт о приемке машины в промышленное производство был подписан осенью 1966 года. В середине 67 года был завершен процесс патентования, но из-за нестабильной обстановки на Ближнем востоке завод резко увеличил выпуск военной техники. Работы по новой легковой модели в результате оказались значительно задержаны.

Сборка первых постановочных серий ГАЗ-24 началась с осени 1967 года. В начале 1968 года была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, а к концу года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили. Единственной моделью стал ГАЗ-24.

Технические характеристики

От идеи шестицилиндрового двигателя, который конструировался, как основой, пришлось отказаться, как и от установки АКП. В серию запустили автомобиль с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым V4 с четырёхступенчатой механической коробкой передач и 5,5-литровым V8 с трехступенчатой автоматической коробкой. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились единичные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

Технически автомобиль соответствовал своему времени и кардинально отличался от предшественника. Основными нововведениями являлись:

  • четырёхступенчатая МКПП с синхронизированными передачами,
  • гидровакуумный усилитель тормозов,
  • раздельные контру тормозной системы.

Плюсы и минусы

Преимущества и недостатки обычно познаются в сравнении с предыдущей моделью. Если сопоставлять 24 с 21, то значительно улучшилось лакокрасочное покрытие благодаря применению синтетической эмали вместо нитро.

Важнейшим отличием и плюсом 24-ки стал новый кузов, благодаря которому повысилось качество управления, несмотря на старую шкворневую подвеску и заднюю рессорную.

Сохранение старой подвески связано с тем, что большую часть машин поставляли в госаппарат и другие структуры. «Волга» должна была проходить ТО на действующих автобазах со старым оборудованием, специализирующимся на предыдущей конструкции.

Минусы были в конструкции кузова:

  • слишком низкие двери, затрудняющие посадку;
  • неудобный плоский багажник, хоть и обладающий огромным объемом в 700литров; задняя стенка его находится настолько далеко впереди, так что при достаточно высоком бортике погрузка тяжелых предметов дело достаточно затруднительное.

  1. На черной Волге ГАЗ-24 уезжают в конце фильма герои «Служебного романа» Эльдара Рязанова — Новосельцев и Калугина.
  2. ГАЗ-24 сыграла заметную роль в клипе группы Depeche Mode на композицию “Stripped”. В съемках участвовала Волга 1973 года.
  3. ГАЗ-24 «Догонялка» — так называют версию Волги с двигателем V8, на которой в советское время выезжали на оперативные задания сотрудники КГБ.
  4. Является рекордсменом по количеству ролей в фильмах – 928.

Заключение

ГАЗ-24 стал самым массовым автомобилем в истории . Всего до 93 года было выпущено 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10; это была самая массовая легковая модель в истории завода (ГАЗ-24 выпущено в 2,3 раза больше, чем ГАЗ-21; в 6 раз больше, чем ГАЗ-М20, и в 23,5 раза больше, чем М-1). Имела 22 модификации.

К сожалению, даже самая славная история подходит к концу, так и легенда одной из самых престижных автомобильных марок Советского союза подошла к закату после распада государства. Как не пытались на ГАЗе реанимировать идею и выпустить новую машину, которая будет не менее популярна, ничего не вышло.

Сразу после запуска производства ГАЗ-21 «горьковцы» предприняли попытку создать автомобиль, который бы смог заменить стремительно устаревающую (в первую очередь по части дизайна) модель оригинального воплощения – так в 1958 году началась разработка ГАЗ-24 – очередного поколения «Волги».

Машина, которая с технической точки зрения стала настоящим прорывом (по сравнению с предшественником), официально была презентована в 1966 году, а на конвейер встала в 1969-м (непродолжительное время она выпускалась параллельно с «21-ой»).

В период с 1972 по 1978 года последовало плановое обновление автомобиля (что положило начало так называемой «второй серии»), в результате которого доработкам подверглись внешность, интерьер и механическая «начинка».

В 1985-м на свет появилось «третье воплощение» модели, получившее название ГАЗ-24-10 – оно изменилось существенным образом, особенно в плане техники. В производственной программе «ГАЗа» седан продержался до 1992 года, когда и был заменен на ГАЗ-31029.

Снаружи ГАЗ-24 демонстрирует простые, канонические формы, в которых отсутствуют яркие детали – назвать красивым автомобиль нельзя, но при этом он обладает элегантным, стильным, в меру солидным и даже классическим видом. Ну а в свое время автомобиль вообще внешне превосходил многих иностранных конкурентов, правда, технически уступал им.

«24-я Волга» является представителем D-класса по европейской классификации: 4735 мм в длину, 1490 мм в высоту и 1800 мм в ширину. Колесная база у автомобиля вытянута на 2800 мм, а его дорожный просвет насчитывает вполне солидные 174 мм. В «боевом» виде четырехдверка весит от 1420 до 1820 кг в зависимости от версии.

По нынешним меркам интерьер седана ГАЗ-24 смотрится примитивно, но притягательности ему не занимать – двухспицевый руль с тонким ободом и большим диаметром, простецкий «инструментарий», предоставляющий лишь самую необходимую информацию, и лаконичная передняя панель, увенчанная в центральной части радиоприемником и «ползунками» отопителя.

У модернизированного ГАЗ-24-10 оформление «передней части салона» – не так «аскетично» – тут заметно удобнее и современнее, но «излишествами» так же «не балует».

Внутри четырехдверка может похвастать добротными отделочными материалами и приличным качеством сборки.

ГАЗ-24 «Волга» имеет просторный салон – на обоих рядах седокам предоставляется большой запас свободного пространства. Вот только сами сиденья, несмотря на мягкий наполнитель, удобством не блещут: широкие передние кресла полностью лишены любого намека на боковую поддержку, а задний диван наделен плоским профилем (пусть и с подлокотником посередине).

С практичностью у трехобъемника проблем нет – «трюм» автомобиля вмещает 500 литров багажа. Правда, внушительный объем не подкрепляется правильностью формы грузового отделения, да и полноценная «запаска» (при ее наличии) занимает немало места.

Технические характеристики. Подкапотный отсек ГАЗ-24 «Волга» занят бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2.4 литра (2445 кубических сантиметров), оснащенным алюминиевым блоком, 8-клапанным ГРМ, системой карбюраторного «питания» и жидкостным охлаждением. В зависимости от модификации двигатель производит 90-100 лошадиных сил при 4500 об/минуту и 173-182 Нм предельного момента при 2600 об/минуту.
Весь запас мощности с двигателя уходит на колеса заднего моста посредством механической коробки на четыре передачи.

Первая «сотня» покоряется этому автомобилю спустя 20-22 секунды, пик его возможностей приходится на 140-150 км/ч, а топливный «аппетит» вписывается в 12.5 литров в смешанном режиме на 100 км.

В основе ГАЗ-24 «Волга» простирается заднеприводная платформа, подразумевающая наличие цельнометаллического кузова несущего типа и продольно размещенного во фронтальной части силового агрегата.

Передняя подвеска у трехобъемника – независимая (шкворневая) на двух кованых рычагах с винтовыми пружинами и торсионным стабилизатором, а задняя – зависимая с жестким мостом на полуэллиптических рессорах.
На обеих осях автомобиля установлены барабанные тормозные механизмы диаметром 280 мм. Рулевая система седана – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом.

«24-я», помимо базовой четырехдверной версии, выпускалась и в других исполнениях:

  • ГАЗ-24-01 – машина, которая предназначалась для работы в такси. Ее отличительными признаками являются дефорсированный двигатель, специальная маркировка кузова, зеленый фонарь «свободен», а также отделанный кожзаменителем салон.
  • ГАЗ-24-02 (ГАЗ-24-12 ) – пятидверный универсал (выпускался с 1972 по 1992 года), который «щеголяет» пяти- или семиместным трансформируемым салоном (за исключением типа кузова он полностью идентичен седану).

  • ГАЗ-24-95 – полноприводная модификация седана, созданная с применением узлов ГАЗ-69, которая использовалась «высшей элитой страны» для охоты и другого активного отдыха (всего свет увидело пять подобных «24-ок»).

  • ГАЗ-24-24 (ГАЗ-24-34 ) – это версия для спецслужб, которая выполняла роль «догонялки» или «машины сопровождения». Особенности такой четырехдверки – 5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» под капотом, развивающий 195 «жеребцов», 3-диапазонный «автомат», более выносливая техника и наличие гидроусилителя рулевого управления.

По сути своей «вторая Волга», это – крепкий и надежный автомобиль с классической внешностью, качественным и просторным салоном, большим багажником, отменной плавностью хода, энергоемкой подвеской, высокой ремонтопригодностью и кучей иных достоинств.
Хотя имеются в его активе и недостатки: слабая динамика, сложное управление, непродуманная эргономика, большой расход топлива низкий уровень безопасности.

Цены. ГАЗ-24 «Волга» на вторичном рынке России в 2017 году можно купить по цене от 40-50 тысяч рублей, но наиболее «свежие» автомобили стоят значительно больше полумиллиона рублей.

С крытая обида на государство, которое что-то недодало своим «простым гражданам», порой выплескивалась в досужих беседах на кухнях и в курилках. Волга как машина «не для всех» бывала объектом таких обсуждений. Дескать, хотели сделать много моторов на выбор, а потом оставили людям один – мол, хватит с них и этого! И правда ведь, еще в 1960-х годах новая Волга конструировалась с расчетом на целое семейство 4-, 6- и 8-цилиндровых силовых агрегатов. Моторный отсек просторный – сами можете убедиться на наших фото. Капот открывается против хода и поднимается высоко, в верхнем положении удерживается пружинно-рычажным механизмом, а не какими-либо упорами – одним словом, ничто не мешает обслужить любой двигатель с любой стороны.

Базовым мотором был выбран четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,445 литра и мощностью 95 л. с. Ему и суждено было стать самым массовым и распространенным мотором «24-ки». Он не отличался передовыми конструктивными идеями, но к концу 1960-х – началу 1970-х считался волне современным. Так, рекламные проспекты за рубежом по динамике сравнивали Волгу с одноклассником Mercedes-Benz W111 в версии 220 S с меньшим рабочим объемом (2,2 л), но равной мощностью.

1 / 2

2 / 2

Ввиду отсутствия доведенной до ума «шестерки» и желания сделать машину как можно более массовой и простой в эксплуатации, а также из-за дефицита в глубинке высококвалифицированных ремонтников, от шестицилиндрового двигателя отказались. Так что построенный в 1966 году прототип ГАЗ-24-16 с 2,6-литровым V-образным шестицилиндровым двигателем так и остался опытным образцом.

Была еще Волга ГАЗ-24-24 – модификация с восьмицилиндровым мотором от Чайки ЗМЗ-2424 объемом 5,53 л и мощностью 195 л. с., который работал в паре с трехступенчатым «автоматом». Седан использовался спецслужбами как «машина сопровождения» или «догонялка». Применялась преимущественно для негласного наблюдения за дипломатами (которые ездили на «своих» мощных иномарках) и сопровождения кортежей первых лиц государства.

Ограниченный тираж и утилизация «догонялок» после списания сделали ее одной из самых желанных машин среди коллекционеров.

Она должна была быть шестиместной!

Вопрос вместимости салона был актуальным для страны, где одна легковушка приходилась на восемь–десять семей. И в случае с шестиместной Волгой дыма без огня не было. Действительно, ГАЗ-24 до первого серьезного рестайлинга, который состоялся в 1977 году, оснащался передним сиденьем диванного типа, которое состоит из трех частей – широких мест для водителя и пассажира и пухлого откидного подлокотника между ними. Подлокотник поднимался и образовывал ровную спинку третьего места по центру, причем ось подлокотника прикреплялась к правому переднему сиденью.

Мы тестировали автомобиль 1982 года выпуска – на нем передние кресла уже однозначно раздельные. Отказаться от идеи широкого переднего дивана заставила обязательная установка ремней безопасности. Конечно, можно спорить об удобстве езды спереди втроем – ведь рычаг КПП устанавливался на широченном трансмиссионном тоннеле, так что места для ног «центровому» оставалось совсем мало.

Интересно, что и сегодня некоторые производители возвращаются к идее подлокотника, который помогает трансформировать два кресла в общий диван (к примеру, ).


На экспорт идет Волга с дизелем!

Подозрения советских людей о том, что из СССР на экспорт идет все лучшее, часто были оправданными. Вообще-то, проблема топливной экономичности для советских частников в период «молодости» ГАЗ-24 не стояла: литр бензина в зависимости от марки стоил 6–10 копеек. Многие покупали его еще дешевле – у водителей «казенных» машин, которые получали излишки за счет экономии или приписок пробега. Поэтому дизельные легковушки могли быть интересны только тем водителям-профессионалам, кто имел личную машину (или соседа с личной машиной), но работал на дизельной технике – самосвале, тракторе, тепловозе. Однако же советские автомобили, ввиду дешевизны бензина и сложности обслуживания автолюбителями-«частниками», не оснащались дизельными моторами. Тем более, что у «волговского» мотора ЗМЗ-24Д (индекс Д не означал «дизель»!) отчасти дизельные повадки: высокий крутящий момент (186 Нм), хорошая тяга на низах и в целом тяготение к низким и средним оборотам. Мы как следует распробовали это качество в городских пробках и при разгонах от светофоров.

1 / 2

2 / 2

Однако зарубежные рынки требовали дизеля, а ведь немалая часть наших машин продавалась за рубежом, в капиталистических странах. Началось все с Москвича-407, затем традиция перешла и на «24-ку». Заказом авто с моторами на тяжелом топливе занималась бельгийская фирма Scaldia-Volga, которая была импортером отечественных авто. Двигатели Peugeot XDP 4.90 объемом 2,1 литра (62 л. с.) устанавливались серийно на ГАЗе, на обычном автосборочном конвейере. Для лучшего понимания дела группа советских инженеров прошла обучение на заводе Peugeot. С 1979 года в качестве опции также появился и 2,3-литровый дизель мощностью 70 лошадиных сил. Всего ГАЗом выпущено около 8 000 дизельных Волг. Официально они в СССР не продавались, но реэкспортные экземпляры встречались в Союзе в 1980–1990-е годы.

Был и еще один вариант: не все знают, что польские инженеры пытались приспособить на ГАЗ-24 дизельный мотор Andoria 4C90. Такой двигатель мелкосерийно для установки на легкую коммерческую технику – микроавтобусы Żuk, Nysa и пикап Tarpan.

Для министров выпускается версия с полным приводом!

Этот интересный для рыбаков, охотников и жителей глубинки слух также имел под собой основания. Конечно, все Волги были заднеприводными (Сайбер не в счет), но…

Партия сказала «надо», Горький ответил – «есть». Так кратко можно описать историю появления полноприводной ГАЗ-24.

В 1973 году горьковский обком заказал ГАЗу легковой комфортабельный автомобиль с внедорожными возможностями не хуже, чем у УАЗа. Всего было выпущено пять единиц комфортабельного седана с колесной формулой 4х4.


Автомобиль получил УАЗовскую КПП и «раздатку», на роль переднего ведущего моста взяли перевернутый задний, снабдив его «чулками» от «козлика». Передний лонжерон существенно усилили, а также добавили траверсу для передней точки крепления рессоры. Существенно изменились рулевые тяги, вал стал длиннее. В ходе испытаний ввиду отсутствия подходящей внедорожной резины на машину «обули» зимние колеса от Чайки ГАЗ-13. О серьезности и масштабности проекта говорит тот факт, что машина получила свой индекс ГАЗ-24-95 и даже отдельное руководство по эксплуатации в виде вкладыша в стандартную книжечку.




Наша машина – самая обыкновенная по комплектации, несмотря на почти тридцатипятилетний возраст, она неплохо сохранилась и потребовала лишь частичной реставрации. Так, в ателье «Винтаж-моторс» ей перетянули интерьер, но все материалы соответствуют аутентичным. Серийная заднеприводная трансмиссия пребывает в хорошем состоянии, кардан не лязгает, и масло не течет.

Версию с кузовом кабриолет запретил Брежнев!

Вряд ли Леонид Ильич озадачивался подобными проблемами, и все же, в принципе, слух небезосновательный – кроме седана и универсала, существовали как таковые и Волги-кабриолеты. Их производили штучными экземплярами различные авторемонтные заводы, переделывая базовый седан. Но не для увеселительных прогулок и даже не для катания туристов, а для принятия парадов в «столицах» военных округов. К примеру, достоверно известно, что Бронницкий «авторем» по заказу Министерства обороны в 1970-х годах выпускал по нескольку экземпляров ГАЗ-24 без крыши в год. Они вообще не имели тента, а кузов был укреплен Х-образным усилителем на днище. В связи с размещением оборудования связи и специального поручня в салоне правая задняя дверь была заварена. Изначально машины окрашивались в классический для парадных авто СССР темно-серый (шаровый) цвет, позже силами местных автобаз такие кабриолеты перекрашивались в черный.

Волга никогда не будет продаваться простым гражданам!

Пока существовал СССР, так оно и было. Просто насобирать необходимую сумму (в разные годы ГАЗ-24 стоил от 9 000 до 14 000 рублей) было мало. Чтобы купить Волгу, нужно было выстоять многолетнюю очередь, записаться в которую можно было, только получив одобрение чиновников на уровне обкома. Вполне открыто Волгу было возможно приобрести в магазинах типа «Березка» и «Каштан» – но не за рубли, а за заработанные во время загранкомандировок чеки.




Существовал особый вид поощрения для награжденных различными государственными премиями, высокими правительственными наградами, а также для ударников труда, спортсменов, отличившихся по службе военных, артистов и других выдающихся граждан.

Их – как правило, людей с определенными сбережениями – могли дополнительно наградить так называемой открыткой на право приобретения заветной Волги, чем большинство с радостью и пользовалось.

Но некоторые из счастливчиков, равнодушные к технике, перепродавали новоприобретенный автомобиль или передавали свое право на покупку иным страждущим гражданам, которые официального права на владение ГАЗ-24 от государства не получали.

Наша «двадцатьчетверка» – обычный массовый вариант – судя по комплектации, он предназначался как раз для продажи в частные руки. В прошлой жизни им владел полковник Советской Армии, купивший ее официально – очевидно, благодаря своему достаточно высокому социальному статусу. Именно в его семье несколько лет назад реставраторы нашли эту близкую к «идеалу» машину и выкупили ее.

На Кавказе Волга стоит целых двадцать пять «тыщ»!

Подержанные Волги на вторичном рынке попадались редко, ценность представлял каждый списанный из таксопарка или обкомовского гаража экземпляр, не говоря уже о машинах «частников». Как правило, на черном рынке стоили подержанные Волги не меньше новой в магазине, а то и в пару–тройку раз дороже. К примеру, в Грузии за новый черный ГАЗ-24 с ярким красным салоном и другими «наворотами» могли «отвесить» до 30 000 рублей.




Особо удачным случаем считался выигрыш «24-ки» в лотерею. Дело в том, что ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР) мог спросить у любого гражданина, где он взял Волгу, если он не ударник соцтруда, не писатель, не артист и не партийный чиновник. А фартовый билетик, перекупленный за огромные деньги у выигравшего его счастливчика, снимал многие вопросы со стороны ОБХСС по адресу незаконно обогатившегося гражданина. Самые состоятельные товарищи даже заказывали перегон Волги к себе на родину, часто из другой республики. Стоила такая услуга от 1 до 4–5 тысяч рублей, в зависимости от дальности пробега и наглости водителя-перегонщика.

Живучие легенды

Как видим, в социалистическом обществе с его нерыночными отношениями и определенной закрытостью, автомобиль мог оказаться не только средством передвижения, но и субъектом внутренней политики. Как только государство «отпустило гайки», открыв рынок и границы, Волга моментально стала тем, чем к тому времени уже была на самом деле: архаичным автомобилем с большим запасом прочности и сомнительной престижностью. Но легенды остались…

Уже в какой-то мере устоявшимся, хотя и не официальным, термином «первая серия» в этом тексте называются ма шины, выпущенные до модернизации 1977-78 годов; после неё, но до перехода к ГАЗ-24-10 — «второй серией» .

Если у Вас есть уточнения и дополнения - просьба отписать в комментариях!

Прототипы

  • С зимы 1962 по осень 1964 - ходовые образцы I и II опытных серий (шасси № 1...6), внешне не имели общего с серийными машинами.

Ходовой макет III опытной серии с шасси №12, построен весной 1965 года.

  • С осени 1964 по середину 1966 - ходовые образцы III опытной серии (шасси № 7...18).
  • 1966-69 - экспериментальные образцы и постановочные серии. В целом соответствовали последовавшим за ними серийным машинам, но в мелочах имели существенные отличия. На ранних встречалась как двух- , так и четырёхфарная система головного освещения. Различные варианты двигателей (4-цил. и V6) и трансмиссий (МКПП и АКПП).


Базовый седан - модификации

  • 1969-77 ГАЗ-24 - базовый седан первой серии. Двигатель 24Д (95 л.с., АИ-93) либо 24-01 (85 л.с., А-76); комбинированная обивка сидений, спереди - раскладной диван с откидным подлокотником и выемным третьим местом; приемник и антенна с электроприводом в стандартной комплектации; на протяжении первых лет выпуска многократно модернизировался как по внешности, так и технически.
  • 1971-77 ГАЗ-24-01 - седан-такси первой серии. Двигатель только 24-01 (85 л.с., А-76), обивка сидений легкомоющимся кожзаменителем, спереди - два раздельных сидения без подлокотника и третьего места, сзади - нет подлокотника в спинке дивана, нет приемника и антенны, таксометр под панелью приборов, задняя левая дверь не открывается, окраска как правило желто-зеленым фисташковым цветом (другие цвета по заказу автокомбинатов), с черными «шашечками» на бортах и зелёным опознавательным огнём за лобовым стеклом.
  • 1973-? ГАЗ-24-54 - экспортный праворульный седан. Правый руль, двигатель 24Д.
  • 1973-88 ГАЗ-24-24 - малосерийная быстроходная версия ГАЗ-24 I и II серий. Двигатель ЗМЗ-2424 - V8, 5,53 литра, 195 л.с., АКПП-3, спецоборудование, в остальном как базовый седан. Внеконвейерной сборки.
  • 1981 (?) -88 (?) ГАЗ-24-25 - быстроходный седан с экранированным электрооборудованием.
  • 1983 (?) -88 (?) ГАЗ-24-26 - быстроходный седан со спецоборудованием.
  • 1985-90 ГАЗ-24-27 - газобалонный. Больше информации нет. Видимо, к предыдущим трём модификациям отношения не имел. Выпущено по имеющейся информации около 1000 штук.
  • 1976-77 ГАЗ-24-76 - экспортный седан с дизельным двигателем Peugeot для поставок в Бельгию. Поставлялся из СССР в виде машинокомплекта и оборудовался дизелями уже в Бельгии. По информации из достаточно надежного источника, вся партия 1976-77 годов была цвета «морская волна».

Имел уникальную с тандемным гидроцилиндром и двумя гидровакуумными усилителями в соответствиями с требованиями целевого рынка.

Вместе с аналогичными универсалами ГАЗ-24-77 было выпущено около 8 000 таких автомобилей.

  • 1977-85 ГАЗ-24 - базовый седан второй серии. Как у базового седана первой серии, но спереди раздельные сидения без третьего места и подлокотника, другая обивка сидений (верх тканевый, боковины виниловые).
  • 1977-85 ГАЗ-24-01 - седан-такси второй серии. Особенности те же, что у такси первой серии. Ближе к восьмидесятым годам окраска такси стала, как правило, жёлто-лимонной. Тогда же введён опознавательный фонарь ФП-147 на крыше.
  • 1977-85 ГАЗ-24-07 - газобалонный седан-такси II серии. С газовым оборудованием. Двигатель конвертирован для работы на газовом топливе, установлены баллон для газа, испаритель и редуктор.
  • 197?-? ГАЗ-24-50 - экспортный седан для стран с тропическим климатом. По словам владельца - другой термостат в двигателе, обивка только кожзамом, другие шины и с завода другое масло, в остальном обычный экспортный седан.
  • 1978 ГАЗ-24-56 - экспортный праворульный седан второй серии с дизельным двигателем Indenor XDP 4.90 . То же, что и обычный седан, но с дизелем и правым рулем (выпущено менее 1000 шт.)
  • 1985 ГАЗ-24М - переходный вариант от ГАЗ-24 к 24-10. Неофициальное наименование, официально машины шли либо как 24, либо как 24-10. Тем не менее, упорно продолжает поступать информация о наличии машин с обозначением именно 24М на табличке, в том числе и от представляющихся владельцами. Представители завода наличие их по-прежнему отрицают.
  • 1985/86-92 ГАЗ-24-10 - базовый седан ГАЗ-24-10. Двигатель ЗМЗ-402.10 (100 л.с., АИ-93) или 4021.10 (90 л.с., А-76).
  • 1985/86-92 ГАЗ-24-11 - седан-такси на базе 24-10. Двигатель ЗМЗ-4021 (90 л.с., А-76).
  • 1985/86-92 ГАЗ-24-17 - газобалонный седан-такси. Газобалонное такси на базе ГАЗ-24-10. Двигатель конвертирован для работы на газовом топливе, установлены баллон для газа, испаритель и редуктор.

ГАЗ-24-34 в Московском музее транспорта.


Двигатель V8 ЗМЗ-503 (505 ?).

  • 1987-93 ГАЗ-24-34 - малосерийная быстроходная версия ГАЗ-24-10 (см. ГАЗ-24-24). Двигатель ЗМЗ-503 (в целом аналогичен ЗМЗ-24-24), либо модернизированный аналогично двигателю ГАЗ-14 двигатель модели ЗМЗ-505. Внеконвейерной сборки.


Универсал - модификации

  • 1972-77 ГАЗ-24-02 - базовый универсал первой серии. См. базовый седан. Три ряда сидений, два задних складные, при складывании образуют ровную площадку для груза.
  • 1973-77 ГАЗ-24-04 - грузопассажирское такси первой серии. См. седан-такси.
  • 1975-77 ГАЗ-24-03 - медицинский универсал первой серии. Перегородка в кузове, места для носилок сзади, матовые задние стекла со знаком Красного Креста, опознавательный огонь с красным крестом на крыше, фара-искатель на правом крыле (вместо антенны), спецокраска. Двигатель 24Д (АИ-93) - 95 л.с.
  • 1976-77 ГАЗ-24-77 - экспортный универсал с дизельным двигателем Peugeot для поставок в Бельгию. Поставлялся из СССР в виде машинокомплекта и оборудовался дизелями уже в Бельгии. По информации из достаточно надежного источника, вся партия 1976-77 годов была цвета «морская волна». Система тормозов аналогична дизельному седану. Вместе с аналогичными седанами ГАЗ-24-76 было выпущено около 8 000 таких автомобилей.
  • 197?-? ГАЗ-24-52 - экспортный универсал для стран с тропическим климатом. Из отличий, резинотехнические изделия, стойкие к тропическому климату, другой термостат в двигателе, обивка только кожзамом, другие шины и с завода другое масло, в остальном обычный экспортный универсал.
  • 1977-87 ГАЗ-24-02 - базовый универсал второй серии. См. универсал первой серии.
  • 1977-87 ГАЗ-24-03 - медицинский универсал второй серии. См. медицинский универсал первой серии.
  • 1977-87 ГАЗ-24-04 - грузопассажирское такси второй серии. См. грузопассажирское такси первой серии.
  • 1987-92 ГАЗ-24-12 - базовый универсал на базе ГАЗ-24-10. См. базовый ГАЗ-24-10.
  • 1987-92 ГАЗ-24-13 - медицинский универсал на базе ГАЗ-24-12. См. медицинский универсал первой-второй серии. Двигатель 402.10, 100 л.с. (АИ-93)

Несерийные и опытные

Один из прототипов ГАЗ-24-14 (V6)

  • 1964...1966 (прототипы): ГАЗ-24-14 - прототип с V6 модели 24-14
  • ? (прототипы): ГАЗ-24-18 - прототип с V6 модели 24-18

  • ок. 1972...73 ГАЗ-24-Fiat - попытка создания люксового варианта «Волги» для экспортирования при участии иностранного партнёра, с установкой двигателя V6 и салона от Fiat 130 . Оказалась не востребована ввиду бензинового кризиса 1970-х годов; даже сам Fiat 130 по той же самой причине оказался в сущности провальной моделью — за 8 лет выпуска удалось продать лишь порядка 15 тыс. штук. Что уж говорить о «Волге» с тем же двигателем.

ГАЗ-24-95 в Московском музее транспорта.

  • 1973...74 ГАЗ-24-95 - опытный седан с колесной формулой 4×4, построенный в основном на агрегатах УАЗ и ГАЗ-69, но с целым рядом индивидуальных решений (по большинству сообщений, выпущено 5 экземпляров, два из которых эксплуатировались лично Л. И. Брежневым в качестве транспорта для охоты в охотничьем хозяйстве Завидово).
  • 1973 ГАЗ-24-BMW - опытный седан с рядным шестицилиндровым двигателем BMW
  • 1975 ГАЗ-24-91 - модификация с рядным шестицилиндровым двигателем Mercedes-Benz. В серию не пошла.
  • ГАЗ-24-29 - также упоминается в качестве модификации с двигателем Mercedes-Benz.
  • 1978 ГАЗ-24-78 - фургон на базе универсала. В серию не пошел.
  • 1978 ГАЗ-24-P.R.V. - опытный ГАЗ-24 с двигателем V6 P.R.V. (Пежо-Рено-Вольво)
  • 1984 ГАЗ-24-Ford - опытный ГАЗ-24 с двигателем V6 от европейского Ford Granada (2,8 литра), выпускался малой серией.
  • 1991 ГАЗ-24-1301 - заводская разработка пикапа, два места, 500 кг в кузове.

Незаводские разработки

  • 1971 . Опытный переднеприводный вариант, созданный в НАМИ для изучения возможностей переднего привода на автомобиле среднего класса. Двигатель от «Москвича-412», расположен продольно; коробка передач в поддоне картера двигателя, оригинальная, широко унифицированная с «Волговской»; передняя подвеска оригинальная, задняя — неведущая балка на штатных рессорах.
  • Таксомотры АРЗ . Авторемонтные заводы по всей стране проводили капремонт автомобилей ГАЗ.

Капремонт проводился в соответствии с технологическими возможностями конкретного предприятия. Например, Второй московский авторемонтный (ВАРЗ) фактически был полноценным автосборочным заводом, который выпускал автомобили под своей маркой, ВАРЗ-2401 и −2402, для московского такси. ВАРЗ самостоятельно изготавливал кузовные панели на копиях оригинальных штампов, собирал двигатели из комплектов, поступавших с ЗМЗ. Его продукция поставлялась в таксопарки взамен списанной, но фактически это были новые автомобили, а не продукт капитального ремонта старых — это было удобнее для местных таксопарков, так как не надо было перевозить машины из Горького, да и проблем с оформлением полученных автомобилей было меньше, так как по документам это обычно оформлялось именно как капремонт с заменой кузова и двигателя, номер шасси оставляли прежним.

Внешне машины производства ВАРЗ отличались отсутствием молдингов на порогах и боковых зеркал, а также другими мелкими деталями. Ну, и качество этих автомобилей было всё же ощутимо ниже, чем на ГАЗ-е — ездить на «Варзухе» среди водителей такси считалось чем-то сродни каторжным работам.

Кабриолет производства Бронницкого АРЗа.

  • ?-? Четырёхдверный кабриолет. Несерийная продукция Бронницкого авторемонтного завода (для Министерста обороны), не имел подъемного верха и использовался исключительно для парадов, на днище - Х-образный усилитель, правая задняя дверь заварена, в салоне - поручни, красился обычно в шаровый (темно-серый) цвет.
  • ?-? Пикап и фургон . Серийная продукция различных авторемонтных заводов, переделывались полукустарными методами из универсалов или седанов при их капремонте. Единой схемы переделки не существовало, поэтому внешний вид и конструктивные особенности сильно варьировались в зависимости от завода-изготовителя. Например, Воронежский ремзавод изготавливал пикапы под обозначением А-948, Чебоксарский - ЧАРЗ-274.