Луиджи Колани. Пожалуй, самый удивительный автодизайнер

В автомобильном мире у конструктора и дизайнера Луиджи Колани (Luigi Colani ) репутация неоднозначная. С одной стороны, мастер создает автомобили, которые не понравятся широкой массе водителей. С другой стороны, его творения уже не раз доказывали свою высокую эффективность на треке и абсолютное превосходство, по параметрам аэродинамики.

Colani Stingray

В Париже есть выставочный Центр Помпиду. В нем может быть найден вот этот любопытный автомобиль, созданный Колани — Colani Stingray. Машина является постоянным гостем экспозиции. Примечательна она полным отсутствием антикрыльев. Только своим кузовом автомобиль генерирует прижимную силу в две тонны на максимальной скорости. Теоретически, этого достаточно, чтобы езди по потолку. Впервые показана машина была в 1991 году.

Colani Castrol New RS

Автомобиль появился на свет в 1978 году, хотя работу над ним мастер аэродинамики начал еще в 1967. Стоит ли говорить, что машина дважды опередила свое время? Прототип совмещал в себе высокую прижимную силу и невероятно малый коэффициент лобового сопротивления Сх – 0.24.

Colani Street-Ray

В этой машине все усилия конструктора были направлены на всяческое улучшение управляемости. Интересно то, что у Colani Street-Ray передняя ось в два раза шире задней. У машины продвинутая аэродинамика, предельно низкий центр масс и высокая управляемость. Все это способствует максимально быстрому прохождению поворотов.

Colani Mega-Roadster Horch

Колани был выходцем из Германии и очень тяжело переживал утрату некоторых знаменитых немецких марок авто, например Horch. Именно так, по мнению конструктора, могла бы выглядеть машина этой компании, если бы она вернулась на рынок в конце прошлого столетия. Сконструирован прототип был в 1996 году.

Colani L’Aiglon

В данном прототипе Колани в очередной раз смог совместить ретро и биодизайн. Длинный белый родстер был показан публике в 1976 году на Женевском автосалоне. Очень много компонентов образца было позаимствовано у Rolls-Royce Silver Cloud, в том числе двигатель и передняя ось.

Colani Ferrari Testa d’Oro

В этом автомобиле была совмещена огромная мощность и обтекаемые формы. Основой для модели послужила Ferrari Testarossa, на чей двигатель была поставлена парочка турбин, в результате чего возросла до 750 «лошадок». В 1991 году разогнавшись до 351 км\ч, автомобиль стал самым быстрым на тот момент.

Colani Corvette Charisma

Как и предыдущий автомобиль в этом списке, данный образец создавался для взятия нового скоростного рекорда. К сожалению, добиться успеха он так и не смог. В свое время о машине много писали в прессе, хотя надежд создателей она не оправдала.

Colani C112

Именно в таком виде, мастер видел дальнейшее развитие идей, которые были заложены в весьма спорный автомобиль Mercedes C111. Впрочем, ребята из Mercedes работу Колани в серьёз не восприняли, а зря. Создан образец был в 1970 году.

Colani Le Mans

Другой автомобиль мастера от 1970 года. Машина состояла из двух частей. В передней части располагалась кабина, а в задней – двигатель. Прототип оказался не ходовым, несмотря на то, что у автора на него были большие планы.

Colani Mazda Le Mans

Как и следует из названия, еще один прототип Колани для Ле Мана. Не такой радикальный, как его ранние . Создан образец был в 1983 году, за много лет до того момента, когда японский автомобильный производитель все-таки решился отправиться на самую известную гонку в мире. Приземистая машина должна была быть оборудована двигателем с мощностью 1400 л.с, который позволил бы ей достигать скорости в 380 км\ч.

Colani Volkswagen Prototype

Машина появилась в результате «творческого полета» мыслей Колани. Именно так он представлял себе духовного наследника Volkswagen Beetle. Машина была показана в 1977 году, но именитый производитель ей не заинтересовался.

Colani BMW 320i Turbo

Время от времени мастер брался за доработку кузовов уже готовых авто на заказ. Вот один из образцов его работы. Эта машина была улучшена к гоночному сезону DRM 1977. Вот только сколь-нибудь значимого результата пилот этой красоты показать не смог.

Colani Utah 8

Машина Colani Utah 8 также известна под именем BMW 007, во многом благодаря тому, что получила двигатель объемом 1 литр и мощностью 160 л.с. Привод авто был задним, а ось для него позаимствовали у Lotus 7. Высота образца не превышает 90 см, а его снаряженная масса не переваливает за 550 кг.

Colani BMW M2

Приземистый Colani BMW M2 был сконструирован Колани для гонщика и инженера Жана Рондо. От Рондо требовалось поставить в автомобиль двигатель помощнее, но мастеру замысел показался слишком смелым для того, чтобы быть реализованным.

Colani Lada Gorbi

В этом диком багги достаточно сложно узнать отечественную «Ниву», однако это именно она. Машина была создана в 1987 году и посвящена Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Кстати, без проблем разгонялась до 200 км\ч.

Colani Spitzer-Silo

Автоцистерна Колани с отличной обтекаемостью и высокими аэродинамическими показателями. Создана была в 2002 году. Кроме странного дизайна, машина выделялась рекордной для своего класса экономичностью. Реальный расход топлива в смешанном цикле составил 20.9 литров на 100 километров пути.

Colani SuperTruck

Необычный аэродинамический грузовик, спроектированный Колани еще в 2006 году. Машина была разработана при поддержке компании Siemens. Доступ в салон осуществлялся через носовую часть авто, а передняя грузовая тележка поворачивала отдельно.

Луиджи Колани – концептуальный дизайнер, которого называют гением промышленного дизайна, живой легендой дизайна и родоначальником биодизайна. За свою долгую жизнь он успел поработать среди прочего над дизайном автомобилей "Fiat", "Alfa Romeo", "Lancia", "Volkswagen" и "BMW". Известен он и своими весьма необычными так называемыми концепт-карами, а среди прочих достижений Колани – фотокамера "Canon HY-PRO", очки "Colani", самолет "Alekto-TT62" и даже форма для полицейских.


Родился Луиджи Колани (Luigi Colani) под именем Лютц Колани (Lutz Colani) в 1928 году в Берлине (Berlin). В семье его были курдские и польские корни. Он с детства увлеченно рисовал, а позднее стал студентом Берлинской академии изящных искусств (Akademie der Künste), где изучал живопись и скульптуру. Позднее, увлекшись аэродинамикой, Луиджи изучал ее в парижской Сорбонне (Sorbonne in Paris, France).

В 1950-х он жил уже в Калифорнии (California), и именно в 1950-х его работы в области дизайна начали получать признание. Так, за дизайн автомобиля "Fiat" он получил на автосалоне в Женеве (Geneva, Switzerland) премию "Golden Rose".



В 1960-х Луиджи Колани все еще увлеченно работал над автомобильным дизайном, и к его услугам прибегали изготовители "Alfa Romeo" и "Lancia", "Volkswagen" и "BMW".

Одновременно Колани мог отвлекаться и на менее значительные проекты, словно бы между делом разрабатывая приятные мелочи вроде сувениров и брелков для всевозможных корпораций.

В 1972-м о Колани заговорил весь гоночный мир – именно он разрабатывал дизайн для болида "Eifelland" Формулы-1.

В 1973-м в Японии (Japan) он открыл собственный Центр дизайна, а в 1976-м представил миру свою новую разработку – самолет "RFB Fanliner", выполненный из пластика.

Вообще, главной страстью Луиджи Колани всегда была и оставалась аэродинамика. Он построил собственную модель автомобиля "Colani 2CV" на базе французского "Citroën 2CV", который поставил мировой рекорд по расходу топлива. А на разработку аэродинамических грузовиков Колани потратил не менее трех десятилетий, среди них – "Colani-LKW", выполненный на базе "Mercedes".


В целом же Луиджи Колани разработал не менее 35 концептуальных автомобилей, которые сегодня известны как концепт-кары, среди них есть также модели для "Porsche", "Mazda", "Ferrari", "Ford" и др.


Известно, что Колани не слишком уважительно отзывался о современной автомобильной индустрии – как изобретатель, он знал наверняка, что есть гораздо более лучший, более экологичный и намного более экономичный путь производства все тех же грузовиков. Увы, "тупая индустрия" продолжала быть глухой к его одинокому голосу.


А вообще спектр деятельности этого человека по-настоящему поражает – так, разработанные им пианино на базе "Schimmel" приобрели Ленни Кравиц , Принс и Эдди Мерфи; это его дизайн фотокамеры "Canon" в свое время определил лицо марки; в Японии и Таиланде он много поработал над разработкой архитектурных проектов; а среди его небольших разработок есть бутылки для напитков, наушники для плееров и даже мебель. Известно, что Колани даже поработал над формой для гамбургских полицейских.


Лиуджи Колани называют основоположником так называемого биодизайна – одного из направлений в промышленном дизайне. Вообще, главными характеристиками всех разработок Колани являются округлые формы. "Земля круглая, все небесные тела круглые; все они движутся по кругу или эллиптическим орбитам", - говорит Колани.

"… Так зачем же я должен пополнять ряды тех, кто пытается сделать мир угловатым? Я собираюсь продолжать философию Галилео Галилея: мой мир тоже круглый".

Известно, что в настоящее время великий дизайнер живет в Германии, а его сын Солон Луиджи Лютц (Solon Luigi Lutz) пошел по стопам отца и также стал дизайнером.

Найдя контакты мастерской Колани, мы связались с секретарем маэстро. Оказалось, родоначальник промышленного биодизайна ныне проживает в Китае, что нисколько не нарушило наших интервьюшных планов. К тому же наш телефонный звонок застал Луиджи Колани не в Поднебесной, а в номере одного из миланских отелей

Господин профессор, где вы сейчас работаете?

Я основал штаб-квартиру Colani Design в Милане и сейчас веду подготовку к огромной выставке, которая состоится через три месяца здесь же. Кстати, не так давно - в октябре - я летал в Москву, на Moscow Design Week. Во время пребывания в вашей стране я прочел лекции в университете им. Баумана. А сейчас планирую открывать Think Tank (аналитический центр, с англ. - «мозговой центр» или «фабрика мысли» - прим. Автоюг.ру) в Южной Америке. Такой же центр я хотел бы открыть в Москве, чтобы на Всемирной выставке в Милане в 2015 году Россия смогла произвести настоящую сенсацию. Переговоры о создании моего Think Tank в российской столице уже ведутся.

Я всегда был настоящим фанатом вашей страны. Моя сестра училась в университете им. Ломоносова, она изучала математику. Но я, к сожалению, не смог получить российское образование, потому что мой русский был недостаточно хорош. Зато я владею французским, и это позволило мне получить диплом в Сорбонне.


Раньше в Карлсруэ, городе-побратиме Краснодара, находился ваш музей. Он еще функционирует?

Больше нет. Я уехал из Германии. Меня пригласили преподавать в университете Китая. Я перебрался в Шанхай и, собственно говоря, живу теперь там. А здесь, в Милане, провожу своего рода эксперимент: меня интересует, возможно ли еще спасти Европу. Китай значительно обгоняет нас в плане развития. И я подумал, раз так, то моя помощь этой стране не так уж и необходима. А вот Европе и, в особенности, некоторым ее городам она как раз очень даже нужна.

Вы все так же каждое утро встаете в пять и на вашем тридцатилетнем «Роллс-Ройсе» ездите в мастерскую?
Так было, когда я жил в Германии. Теперь мой старенький «Роллс-Ройс» стоит на ремонте. А я нахожусь в Милане (Здесь телефонная связь с профессором прерывается. Спустя минуту мы дозвонились вновь. Господин Колани, смеясь, говорит: «Вот уж по-настоящему особенное интервью»).

А русские студенты у вас были?

Да, и очень много. Большинство из них осталась в Европе, многие осели в Швейцарии.

Как они отличались от студентов из других стран?

Скажу одно: русский менталитет совершенно особенный. И Россия неспроста является передовой страной в мире в области технологий. Поэтому студенты, которые приезжали из России, всегда были настоящим обогащением для моей команды. В России находятся потрясающие головы, многие из которых в данный момент просто разгуливают по улицам, без всякого занятия. Я уже разговаривал с университетом им. Баумана по поводу Всемирной выставки в Милане, до нее еще пять лет: я хотел бы вместе с русскими студентами поставить на этой выставке мировой рекорд на земле, воде и в воздухе. Пусть это придаст мужество вашей молодежи, чтобы она смелее боролась за вашу великолепную страну.

Практически на всех фотографиях, доступных в Сети, вы в белой одежде. Это ведь неспроста, верно?

(смеется) Я дам этому очень простое объяснение. Это - моя рабочая одежда. Потому что я на бегу работаю с такими материалами, как cтиропор (вид пенопласта - прим. Автоюг.ру) и гипс, а они белые. Я создаю что-то ежедневно! Подчеркиваю - каждый день. И будучи в белой одежде, мне нужно всего лишь себя отряхнуть, чтобы снова принять чистый вид и идти прямиком на интервью, к примеру. В черном костюме или в любой темной одежде я выглядел бы всегда грязно. Белая одежда является уже на протяжении многих-многих лет моей излюбленной униформой.

Где-то читала, что вы носите разные шарфы и что у вас их якобы около 3000 штук.

Это не правда. У меня один белый шарф из шелка. Я ношу его постоянно. Купил очень дешево в Китае, он отлично подходит к моей одежде (смеется).

Ваши разработки всегда были «не от мира сего». Машины, самолеты, поезда — все это казалось пришедшим из будущего или спустившимся из космоса. Да и вы сами старше себя самого: Вам уже за 80, а выглядите вы на 60 с небольшим. Складывается ощущение, что вы живете завтрашним днем. Или это не так?

Что касается моего возраста, должен сказать, что я человек, который ведет очень спортивный образ жизни. Я ныряю и плаваю, словно рыба. Треть моей жизни я провел под водой (смеется). А знаете почему? Потому что под водой ко мне приходит вдохновение. Всегда просыпаюсь очень рано и живу очень аскетично. Я все еще ношу костюмы, которые надевал в свои семнадцать. Я хочу сказать, что с тех пор не изменился. В моей голове я раз и навсегда остался молодым и во всем своем великолепии, а это, как известно, имеет большое влияние не только на состояние духа, но и тела. Что касается первой части вопроса, скажу вам так: я не живу завтрашним днем. Вещи, которые я создаю, которые выглядят, по мнению многих, пришедшими из будущего, на самом деле в полной мере соответствуют настоящему времени. И они должны были бы существовать на сегодняшний день уже в течение длительного времени, если, конечно, мир не стал бы постоянно захлебываться экономическими и политическими кризисами. Мы живем в ультраконсервативном времени, которое совершенно не признает продвижение вперед. Где мы ультрасовременны, так это в вооружении. К сожалению.

Porsche 911 невероятно красив во многом из-за того, что дизайн в нем подчинен функции. В то же время есть немало примеров красивых автомобилей, которые неважно ведут себя на дороге. От чего вы отталкиваетесь в работе — от дизайна или все же от функции?

Невозможно отделить одно от другого. Хороший дизайн, который создает природа, имеет всегда стопроцентную функциональность. Дизайн, который делает человек, имеет, может быть, пятнадцати-, двадцати- или, максимум, традцатипроцентную функциональность. В своей работе над дизайном я прилагаю все усилия, чтобы следовать природе, которая для нас является наиболее экспертным преподавателем и мастером дизайна и останется таковой еще на сотни лет.

Вам никогда не предлагали сделать автомобиль для Бэтмена?

Нет-нет-нет… Я бы даже не взялся за такую глупость. Знаете ли, американскую болезнь, которая поселилась в этом мире, нужно постепенно вытеснять. Мы должны понимать, что Америка за все свое короткое существование обошлась без единой цивилизации. За последнюю пару сотен лет американцы скатились в бездну из-вра-ще-ни-я. Едва ли они в своем уме. Поэтому и пытаются господствовать в этом мире.


Вы уже видели первый российский суперкар Marussia? Недавно мы общались с Паоло Пининфарина, которому не очень-то понравились островатые углы «Маруси».

Я слышал о ней, но, к сожалению, еще не успел посмотреть, хотя очень хотел бы. Мне интересно, действительно интересно, что сделали разработчики Marussia. Если мне удастся открыть Think Tank в Москве, то первым делом я вместе с русскими студентами возьмусь за строительство самого быстрого и обалденного автомобиля в мире. Это будет для России и вместе с ней. Это будет непременно лучший автомобиль. На нем мы отправимся на юг России, чтобы там поставить мировой рекорд. В честь России! Это было бы моим подарком вашей стране. Второй рекорд, который я хочу поставить у вас - велосипедный. На большой трассе. И для этого я создам новый сенсационный велосипед, который заткнет за пояс все остальные двухколесники (смеется).



Господин профессор, позвольте поблагодарить вас от лица редакции и читателей за это интервью. Для меня лично было честью и удовольствием пообщаться с вами.

Благодарю от всего сердца и поздравляю лично вас с тем, что вы так хорошо владеете немецким. Сообщите вашим читателям, что профессор Колани рад возможности заключить в свои объятия русских. Я обожаю вашу страну, которая обладает высочайшей, глубочайшей и великолепнейшей культурой. Под впечатлением от выступлений ваших балерин я создавал модели танцовщиц из гипса. Нужно будет как-нибудь показать вам их фотографии… Я - огромный фанат России. Передавайте от меня привет вашим читателям и всей редакции. Спа-си-бо! (говорит по-русски).

Досье

Луиджи Колани

Немецкий дизайнер-концептуалист, родоначальник промышленного био-дизайна. Создал десятки эксперементальных концептов для ThyssenKrupp, Boeing, RosenThal, Rockwell International, Villeroy&Boch и прочих промышленных гигантов. В 1954 году Колани был награжден «Золотой розой» на Женевском автосалоне за дизайн экстерьера Fiat 1100, в 1972-м разработал дизайн болида «Формулы-1» Eifelland Type 21. До и после этого создавал концепт-кары для Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford, а также собственные модели под брендом Colani, некоторые из которых были выпущены небольшими сериями.

Собравшимся был продемонстрирован в действии уникальный рекламный грузовик-трансформер, дизайн которого разработан всемирно известным автодизайнером Луиджи Колани. Организовала показ Рекламная Группа "Drive Advertising", официальный представитель компании "mm Promotion", одного из крупнейших производителей грузовиков-трансформеров. Настоящий фурор произвел на окружающих футуристический дизайн кабины грузовика, не имеющий аналогов в мире. На протяжении всей акции сотни людей изъявили желание запечатлеть себя на фоне этого технического новшества. По окончании официальной части мероприятия представители прессы и приглашенные гости ознакомились с многочисленными преимуществами нового маркетингового инструмента. К их числу относятся технические возможности для проведения развлекательных и информационных мероприятий, обеспечивающих массовый охват аудитории. Для этого используются оборудованная концертной акустикой площадка перед грузовиком, и сцена, размещенная на крыше трансформера, обеспечивающая большую видимость с прилегающей территории. Гибкая планировка внутренних помещений грузовика позволяет создать все условия для индивидуальной работы с каждым потребителем, сохраняя при этом высокую пропускную способность всего офиса. Яркий дизайн грузовика создает у зрителей праздничное настроение, что усиливает качество контакта с аудиторией, делает его эмоционально насыщенней, чего очень сложно добиться с помощью традиционных СМИ. Грузовик-трансформер - это мобильный павильон, офис, сцена. Размер выставочной площади, т.е. пространства, где грузовик может быть использован как настоящий рекламный носитель - от 35 до 100 кв./м, в зависимости от модели. Высота прицепа в рабочем состоянии может достигать 7 м, обеспечивая хорошую видимость с большого расстояния. В конструкцию трансформера могут быть включены специальные призматроны, на которых может размещаться реклама. Призматроны располагаются по 2-м или 4м - сторонам грузовика (до 180 кв.м. в зависимости от модели). Грузовик автономно обеспечен системой электропитания с напряжением 220V и 380V. В инфраструктуру трансформера входят климат контроль, генераторы питания, аудио, в некоторых конструкциях имеются кухни, просторные офисные помещения, террасы на крыше, туалеты, душ, стеклянные двери с нескольких сторон. Есть возможность установки плазменных экранов, иллюминации, бегущей строки, и иных средств медийной рекламы. "Подобные грузовики уже широко используются в Европе, причем компаниями самых разных отраслей бизнеса: от финансовых организаций до производителей товаров массового потребления", - сообщил приглашенным журналистам генеральный директор РГ "Drive Advertising "Виталий Чуканов. - Мы надеемся, что представители российского бизнеса по достоинству оценят новый рекламный продукт, способный сделать любую маркетинговую кампанию более эффективной".