Для чего нужен салонный фильтр в машине. Салонные фильтры

Фильтр салона, которым оснащен каждый легковой автомобиль, предназначен для очистки воздуха, попадающего в салон вашей машины через отопительную систему. Если ваш автомобиль оборудован угольным фильтром, то он будет защищать водителя и от неприятных сторонних запахов. Так как данный компонент собирает в себе пыль и грязь, поступающую в машину с улицы, замена фильтра салона является неотъемлемой частью технических работ.

[ Скрыть ]

Расположение

На сегодняшний день в большинстве своем данные компоненты устанавливаются на внутренней стенке бардачка или под панелью приборов на стороне водителя - все зависит от производителя. Что касается автомобилей отечественной сборки и производства, то в них установка салонного фильтра производится под лобовым стеклом либо под капотом в специальную кассету. Чтобы узнать, где находится фильтр салона в вашем авто, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации к автомобилю.

Расположение фильтра

Какие бывают фильтры?

Первые воздушные элементы очистительной системы начали ставиться на автомобили в начале 90-х годов. Тогда они были практически идентичны стандартным воздушным фильтрам двигателей. Немногим позже структура была усовершенствована и они стали двухслойными. Первый слой предназначался для предотвращения попадания внутрь салона пыли, а второй – для ликвидации последствий проникновения вредных микроскопических частиц в очистительную систему авто. Спустя еще несколько лет появились компоненты, в структуре которых имеется активированный уголь.

Условно данные компоненты разделяются между собой по способу очистки воздуха. Они могут быть:

  1. Механическими. В этом случае воздух проходит через сетку из специальных тонких волокон.
  2. Адсорбционными. Функциональность таких компонентов основана на способности активированного угля поглощать в себе разные вредные вещества и неприятные запахи.

Новый фильтр салона

Устройство компонентов

На примере самого сложного по своей структуре – многослойного воздушного компонента – рассмотрим его устройство. Верхний бумажный слой элемента очистительной системы предназначен для задержания крупных вредных частиц. Под бумажной основой находится электростатический слой, который нужен для того, чтобы задерживать более мелкие частицы. После него следует слой, в основе которого лежит активированный уголь, который предотвращает попадание в салон выхлопных газов извне. Последний, четвертый слой компонента является страховым слоем, который задерживает в себе все другие оставшиеся вредные частицы.

Сколько стоит?

Каждый автомобилист задавался вопросом «как заменить салонный фильтр?» и «сколько это будет стоить?». Что касается стоимости элементов, то все зависит от бренда. Если являетесь владельцем микроавтобуса или внедорожника, то, во-первых, фильтр будет больший по габаритам, во-вторых - стоить он будет дороже. Если решили купить или заменить его у официального дилера.


Расположение фильтра в Audi

Если сравнивать с ценами на рынке, то у официального поставщика они могут стоить в два, а то и в три раза дороже. Отметим, что покупка оригинальной продукции в этом случае необязательна, поскольку срок эксплуатации и китайского, и оригинального воздухоочистительного продукта одинаковый. Компоненты, произведенные в Китае, могут не только не уступать, но и быть лучше по качеству, чем оригиналы.

Когда менять?

Периодичность сроков замены таких элементов различается в зависимости от производителя и условий эксплуатации автомобиля. Производители советуют менять компонент очистительной системы не реже чем каждые 20-25 тысяч км пробега. Чтобы узнать точные сроки, нужно ознакомится с рекомендациями по использованию авто. Если машина используется в городской черте или, к примеру, в пустыне, то и сроки эксплуатации элемента будут ниже (около 10 тысяч км).


Запотевшее стекло

Как понять, что пора менять?

Первым признаком, что подошло время поменять фильтр салона, является уменьшение воздушного потока через систему отопительную. К примеру, выставив максимальный уровень вентиляции, воздуха будет меньше, чем должно. Признаки по которым можно определить, нуждается ли он в замене:

  1. Неприятный запах является причиной, что компонент нужноо заменить.
  2. Если летом в авто еле-еле , а зимой слабо дует печка, то очистительный элемент пора менять.
  3. В салоне держится влажность, а окна запотевают, то это является признаком неисправности компонента. Влажность в салоне появляется в результате попадания воды на компонент, поэтому отечественные и китайские автомобили подвержены риску такой «болячки», чем иномарки.

Если автомобиль с долго используется с забитым компонентом (или без него), то готовьтесь выложить кругленькую сумму на СТО. Ухудшение работы воздушной системы в результате поломки очистительного элемента в 98% случаев провоцирует обмерзание радиатора-испарителя. Замороженная грязь, попавшая в изморозь, как оттает, будет способствовать образованию благоприятной среды для микробов и отвратительного запаха.


Старый фильтр

Здесь уже не получится решить проблему одной только заменой компонента. Пыль и грязь, которую «пропустил» очистительный элемент, уже, по всей видимости, добралась до печки или кондиционера, поэтому нужно демонтировать испаритель и очистить его самому. Можно поехать на СТО, где это будет стоить дороже.

Замена компонента

Если не знаете, как снять салонный фильтр, то не обязательно ехать на станцию техобслуживания авто. Не знаете, как поменять салонный фильтр? Это можно сделать с легкостью, не используя специальные инструменты. Какой бы ни был автомобиль, и где бы этот компонент не был расположен, понадобится универсальный набор инструментов: гаечные ключи и отвертки. Правильная замена фильтра салона возможна в дома, поэтому предлагаем ознакомиться со статьями по замене фильтра на нашем сайте.

Видео «Замена элемента очистительной системы в автомобиле Daewoo Lanos»

Если речь идёт про установку дополнительного оборудования для салона автомобиля, многие представляют себе замену чехлов сидений, покупку всевозможных кармашков из ткани и многие другие приспособления, благодаря которым езда на машине становится еще более комфортабельной. Среди массы таких вещей следует выделить устройство, которое повышает уровень экологической безопасности водителя и его пассажиров. Это салонный фильтр. ВАЗ 2110, 2114 и многие другие отечественные автомобили в последнее время начали еще на заводе укомплектовываться таким приспособлением.

Это не элемент тюнинга и не деталь роскоши, это необходимая вещь, которая должна присутствовать в каждой современной машине. Сегодня мы расскажем о том, что такое салонный фильтр и каким он бывает.

Почему он нужен?

При движении в салон транспортного средства время от времени попадают различные вещества, которые уж никак не повышают иммунитет организма. Это могут быть дорожная пыль, грязь, вредные и много другого, что сильно влияет на усталость человека, а также на его настроение. Как утверждают эксперты, салонный фильтр позволяет снизить концентрацию формальдегидов и в воздухе до нормы. По результатам исследований, каждый автовладелец вдыхает в 2 раза больше вредных газов, нежели пешеход. Именно поэтому салонный фильтр должен быть установлен в каждом автомобиле. За весь свой период эксплуатации он на сто процентов устраняет вредные выхлопы и пыль, которые должны были попасть внутрь. Помимо этого, с таким приспособлением вам не будет страшна пыль и грязь, со временем появляющаяся на каждого автомобиля, на котором не установлен фильтр салона. «Ланос», «Приора», «ВАЗ Калина» - это далеко не полный список автомобилей, на которые можно установить данное устройство.

Также стоит отметить тот факт, что с установкой систем очищения воздуха на лобовом стекле машины (со стороны водителя) не появляются мутные разводы, которые снижают видимость.

Типы устройств

Сегодня в продаже имеется несколько типов таких приборов. Среди них следует выделить противопыльные, а также угольные виды. В первом случае в состав фильтра входит синтетический материал с антибактериальными веществами, которые отлично справляются с пылью и мелкой пыльцой растений. Второй тип имеет такую же конструкцию, но уже с активированным углем, благодаря которому в салоне не образуется

Ресурс замены

Зачастую точный срок производители указывают на упаковке. Обычно этот показатель равен отметке в 5-10 тысяч километров пробега или же 6 месяцев эксплуатации машины. Но здесь следует помнить, что ресурс замены на 50 процентов зависит от экологической ситуации конкретного города.

Заключение

Исходя из этого, можно смело сказать, что салонный фильтр - это прибор, который приносит реальную пользу водителю. И не стоит экономить на данном устройстве, так как некачественная покупка будет негативно влиять на ваше здоровье, которое, как известно, ни за какие деньги не купишь.

Салонный фильтр не влияет на работу машины – клапаны двигателя или тормозная система не станут работать хуже из-за его засорения. Но он очищает воздух, поступающий в салон автомобиля, от пыли и других вредных загрязнений, поднимающихся с дорожного полотна. Этот узел особенно важен, если у автовладельца или его пассажиров возможны аллергические реакции на какие-либо вещества. Он поможет сделать воздух в салоне автомобиля чистым, без опасных примесей. Однако для лучшего результата этот элемент необходимо регулярно менять.

1 Где находится салонный фильтр?

Элемент может иметь различное расположение:

  • у большинства автомобилей этот элемент располагается за «бардачком» – отсеком для перчаток либо сразу под или над ним – таковы Рено (Логан, Дастер, Сандеро и другие модели);
  • некоторые машины имеют особую конструкцию приборной панели, и у них салонный фильтр находится непосредственно под ней, причем достаточно глубоко;
  • существуют авто, в которых эта деталь помещена в специальную кассету и расположена под капотом (яркие примеры – Форд Фокус 1, Дэу Нексия, а также модели ВАЗ –Лада Калина, Приора, Гранта).

Сложности с самостоятельной заменой салонного фильтра могут испытывать лишь владельцы машин, у которых он расположен очень глубоко под панелью приборов. В других случаях сменить его своими руками не составит большого труда.

Но существует одно общее правило: периодичность замены салонного фильтра зависит от интенсивности и климатических условий эксплуатации машины. Если автомобиль «работает» в южном регионе с повышенным содержанием в уличном воздухе песка и других подобных веществ, его салонный фильтр будет загрязняться гораздо быстрее, чем в машине, эксплуатируемой в широтах с более чистым воздухом.

Влияет на периодичность смены узла и соотношение времени езды в городской черте и за городом.

Если значительное количество времени машина эксплуатируется в черте города, находится в плотном потоке автомобилей и часами стоит в многокилометровых пробках, ее салонный фильтр загрязнится намного быстрее, чем у транспортного средства, которое чаще ездит по загородным дорогам.

Но независимо от условий службы машины и рекомендаций производителя замену фильтра нужно проводить не реже, чем один раз в год, даже если автомобиль имеет маленький пробег.

Однако и на уловки недобросовестных мастеров мастерской или автомойки не стоит поддаваться. Если при техническом обслуживании или чистке машины вас склоняют к тому, что нужна замена узла, сначала изучите его внешний вид. Возможно, необходимость в его смене пока еще отсутствует.

Элемент пришел в негодность, если его пластины очень грязные, между ними присутствует мусор – листья, мелкие ветки, копоть, сажа, насекомые. В этом случае действительно нужен новый фильтр.

3 Признаки необходимости замены элемента

Есть несколько косвенных признаков, по которым можно самостоятельно определить тот момент, когда наступает пора менять фильтр в салоне:

  • на улице воздух чист и свеж, но в салоне свежести и чистоты не ощущается, при движении авто ситуация ухудшается, а кондиционер или ароматизаторы не помогают исправить ситуацию;
  • при включении на максимальную мощность системы салонной вентиляции сильного обдува воздуха не наблюдается, зато появляется пыль в заметном количестве;
  • салон имеет неприятный «пылевой» запах.

Также нужно начинать бить тревогу, если в машине начали излишне запотевать изнутри стекла.

4 Типы фильтров для салона

При выборе нового элемента главными критериями станут его размеры и совместимость с конкретной маркой машины. А тип его по основному работающему материалу выбирает сам автовладелец исходя из личных предпочтений. На выбор следующие виды:

  • Обычный бумажный, изготовленный из пористой бумаги и обеспечивающий фильтрацию исключительно на механическом уровне.
  • Угольный, производимый из бумажного материала со специальным напылением, способным устранять неприятные ароматы и абсорбировать некоторые токсичные газы.
  • Угольно-полифенольный, идеальный для людей с проявлениями аллергии на разнообразные частицы, витающие в воздухе. Это тоже бумага, на которую нанесен активированный уголь и полифенольный состав.
  • Электретный, очень дорогой, но максимально эффективный, содержащий в своей конструкции особый слой из тонких волокон с электрическим зарядом.

Салонный воздушный фильтрующий элемент любого типа – это одноразовый расходный материал, подлежащий замене при своем загрязнении. Попытки их очистки пылесосом либо другими средствами не только не удалит уже задержанные элементом микрочастицы, но и сделает узел еще опаснее для водителя и его пассажиров.

5 Как выполнить смену своими руками

Эта операция весьма легко и быстро выполняется своими руками. Нужно определить месторасположение фильтра в автомобиле, добраться до него и аккуратно извлечь, стараясь не повредить фиксирующие защелки.

Отсек, в котором находилась деталь, нужно пропылесосить или очистить с помощью влажной ткани. После этого устанавливается новый фильтр.

Двигатели ненавидят пыль всеми частями своего организма. Чтобы у них не возникла аллергия (от которой, кстати говоря, можно и помереть), конструкторы оснащают их фильтрами: масляными, воздушными и топливными. Их необходимость всегда была очевидна - в отличие от салонных фильтров, которые появились на свет гораздо позже.

Чем дышат водитель и пассажиры? А чем придется. Особенно если откроют окно: в этом случае фильтром работает разве что нос. Но даже при закрытых окнах через решетки приточной вентиляции так и норовит пролезть в салон пыльца, тополиный пух и просто пыль всех мастей. Оседает всё в наших легких. Когда это дошло до всех, спорить о необходимости салонных фильтров перестали. Теперь практически на любую машину продается с десяток разномастных изделий, готовых глотать пыль по мере своих возможностей. Понятно, что возможности у них при этом разные.

Сравнить таланты различных салонных фильтров мы решили на примере популярных Hyundai Solaris и Kia Rio. Приобретенные изделия показаны на фотографиях. Разброс цен почти десятикратный: от 175 до 1100 рублей. Тем интереснее узнать, обнаружится ли взаимосвязь цены с качеством.

Испытания проходили в НАМИ, на аттестованном стенде ЦЛИ. В качестве искусственного загрязнителя применяли кварцевую пыль с удельной поверхностью 5600 см²/г. Расход воздуха - 20 м³/ч, длительность испытания каждого образца - 20 минут. Измеряли средний коэффициент пропуска пыли: чем ниже измеренная величина, тем лучше фильтр задерживает загрязнения. Определяли аэродинамическое сопротивление фильтров в чистом и загрязненном состояниях: чем ниже сопротивление, тем легче фильтр пропускает через себя воздух в салон. Кроме того, оценили площадь фильтрующей поверхности у каждого изделия. Все полученные результаты относятся только к конкретной выборке изделий и не могут быть применены для оценки качества продукции в целом.

В качестве условного порога для каждого параметра эксперты рекомендуют следующие величины. Максимально допустимый коэффициент пропуска пыли не должен превышать 10%. Аэродинамическое сопротивление чистого фильтра не должно быть выше 50 мм вод. ст. Для загрязненного фильтра максимально допустимый показатель - 150 мм вод. ст. Результаты испытаний сведены в таблицу. Наше мнение о каждом изделии приведено в подписях под фото, которые мы расположили в алфавитном порядке.

А вывод таков: цена не всегда говорит о качестве изделия: из понравившихся нам изделий лишь одно достаточно дорогое. Счастливого пути и чистого воздуха!

Многие автомобилисты несправедливо считают салонный фильтр второстепенной деталью, которая не требует к себе такого внимания, как, например, фильтрующий элемент для масла или . Однако он играет важную роль – очищает от загрязнений поступающий в салон воздух. Поэтому от него напрямую зависит здоровье и самочувствие водителя.

Остановимся более подробно на том, что из себя представляет салонный фильтр, какие бывают разновидности фильтров и когда нужно выполнять замену этой детали.

Назначение воздушного фильтра для салона

Основная задача салонного фильтра – удаление из воздуха, поступающего в салон машины, частиц, пыли, мусора и вредных веществ. Если пыль и мусор не оказывают большого влияния на самочувствие водителя, то загрязняющие вещества, которые выделяют выхлопные трубы едущих в транспортном потоке автомобилей, могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Исследования показывают, что при езде в городских условиях в плотном потоке (например, в пробке или «тянучке»), концентрация несущих вред для организма продуктов сгорания топлива повышается в 12-15 раз.

Выхлопные газы содержат несколько очень опасных для человеческого организма веществ:

1. Угарный газ.
2. Оксиды азота.
3. Формальдегиды.

Использование фильтра помогает очистить поступающий воздух от вредных примесей, защитить здоровье водителя и уменьшить загрязнение салона транспортного средства.

Разновидности салонных фильтров

С точки зрения конструкции воздушный внутренний фильтр представляет собой блок определенных размеров обычно прямоугольной с выполняющим функции фильтра материалом в виде гофрированной пластины. Каркас по периметру обычно делается из пластика и служит для защиты гофры от сминания и удержания элемента в его гнезде.

В зависимости от материала, который используется для фильтрации, изделия разделяют на две большие группы:

1. Обычные пылевые фильтры. Они удаляют из поступающего внутрь авто воздуха частички пыли и сажи, а также цветочную пыльцу и прочие аллергические раздражители. Фильтроэлемент изготавливается из особой синтетической бумаги либо волокна, которое не пропускает посторонние включения, превышающие по размеру 1 мкм. Волокно более эффективно очищает воздух, так как во время эксплуатации электризуется и приобретает свойство притягивать пыль.

2. В отличие от воздушных фильтров, которые очищают воздух для двигателя внутреннего сгорания, салонные фильтрующие элементы отличаются меньшей плотностью и большей пропускающей способностью. Связано это с тем, что салонная вентиляционная система не в состоянии создать насколько мощный поток воздуха. Фильтры этой разновидности не способны задерживать токсичные газы и опасные химические соединения, что могут присутствовать в забортном воздухе.

3. Угольные фильтры. В их основе стоит фильтроэлемент, содержащий в своем составе активированный уголь. Это пористое вещество с большой площадью поверхности, которое способно адсорбировать большое количество вредных соединений. Происходит это за счет наличия на поверхности вещества множества нанопор, которые втягивают молекулы других веществ.

Белый — обычный фильтр, а темный — угольный.

Для автомобильных угольных фильтров используется активированный уголь в гранулах величиной примерно 0,5 мм. Они закрепляются на особой подложке из текстиля. Этот вид фильтрующего элемента обычно имеет несколько слоев – угольных и обычных, благодаря чему достигается высокое качество очищения поступающего воздуха.

Минусов у угольного фильтра только два – невозможность улавливать угарный газ и высокая стоимость изделия. Однако его цена целиком оправдана высоким качеством очистки воздуха.

Место расположения салонного фильтра и порядок его замены

Несмотря на конструктивные отличия автомобилей различных производителей, внешний вид фильтра обычно сильно не отличается. Однако место его установки может быть разным в разных автомобилях.

Встречаются следующие варианты:

Под передней панелью в районе пассажирского сиденья за бардачком.

На фото — замена салонного фильтра Volkswagen Golf MK6. У большинства современных авто — фильтр расположен под бардачком и заменить его своими руками не составляет особого труда.

В подкапотном пространстве со стороны водителя.

Рядом с рулевой колонкой над педалями.

Порядок замены фильтра может быть разным в зависимости от модели транспортного средства. Поэтому при необходимости его замены рекомендуется обращаться за помощью к специалистам СТО. В противном случае существует риск помять кромку или погнуть рамку фильтра, неплотно посадить фильтр в гнездо или испортить посадочное место фильтровального элемента.

Периодичность замены и признаки засорения

В результате эксплуатации гофра фильтра засоряется мусором, что требует замены этой детали. Конкретный срок замены указан в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно он приурочивается к плановому техническому обслуживанию транспортного средства.

Однако в некоторых случаях эта процедура может понадобиться чаще. Например, если машина постоянно эксплуатируется в условиях сильной загазованности или запыленности. Уменьшение сроков эксплуатации фильтра рекомендовано в случаях:

Постоянной езды на машине в сельской местности и по дорогам с грунтовым покрытием.

Езды во время цветения цветов и деревьев, которые сбрасывают много лепестков, пуха и др.

Передвижения в крупных мегаполисах, где часто на дорогах образуются пробки.

Кроме того, на периодичность замены влияет и качество купленного изделия. Если хороший фильтр от надежного производителя служит от 15 до 30 тыс. километров пробега, то некачественная подделка может не прослужить и 50% от положенного по регламенту.

Грязный фильтр — немедленно заменить. Опасно для жизни.

Симптомами, которые свидетельствуют о необходимости замены фильтроэлемента для воздуха в салоне, являются:

1. Ухудшение эффективности функционирования системы вентиляции. Например, если по субъективным ощущениям поток воздуха из вентиляционных отверстий при включенном вентиляторе стал меньшим.

2. Появление неприятного запаха в салоне в то время, как внешних причин его появления нет.

3. Накопление водяного конденсата на внутренних поверхностях стекло в салоне автомобиля.

Некоторые владельцы транспортных средств не меняют фильтры на новые, а самостоятельно очищают салонный фильтр. Этого делать не рекомендуется, но никакими средствами нельзя восстановить его первоначальные свойства на 100%. Особенно в том случае, если используется угольный фильтр, который работает на молекулярном уровне.