Что показывает спидометр. Одометр в автомобиле, его типы, назначение и принцип работы Что можно определить по спидометру

Наверное многие любят следить за пробегом своего железного коня — сколько километров туда, сколько сюда. Также через определенный пробег нам нужно производить необходимое техническое обслуживание — например менять масло, ремень ГРМ и т.д. ЗА этим всем следит не сложное, но очень «умное» устройство — одометр. Название незнакомое, наверное, многие слышали, но не знают что это такое. Постараюсь объяснить как обычно просто и на «пальцах»…


Для начала как обычно начнем с определения.

Одометр – это устройство, которое фиксирует пробег (километраж) автомобиля. Принцип прост, он считает количество оборотов колеса таким образом выводит проходимое расстояние, которое отображается в километрах для российских и многих европейских авто, и в милях для многих американских машин.

Как вы видите, это просто отображение километража на спидометрах. Раньше устройство было механическое, сейчас все больше электронное или гибридное (электроника + механика).

Как работает?

Важно понять как работает этот узел, и из каких частей он состоит. Если не лезть в дебри — условно устройство можно разложить на три составляющих:

1) Это датчик который устанавливается рядом с колесом (есть варианты чуть ли не в самом колесе), также есть варианты которые установлены в трансмиссии (коробке передач) — они определенным образом учитывает обороты.

2) Счетчик или привод который считает эти обороты, после передает их в головное устройство

3) Отображение, это спидометр (для простых механических типов), или ЭБУ которое получает данные и после выводит их на цифровой дисплей.

Хочется отметить что сейчас практически не осталось механических одометров, все переходит на цифру.

Типы устройств

Предлагаю более подробно остановится на типах устройств одометров, так сказать пройтись по истории.

1) Механические одометры — самые простые и самые легко исправляемые.

Обычно на коробку передач вешался датчик который механически, через тросик, передавал информацию на специальный узел, который в свою очередь выводил информация на монитор спидометра. Если честно надежность и достоверность данных была на низком уровне. Народные умельцы могли залезть под авто, открутить тросик от коробки передач, и пробег просто не учитывался. Также легко было снять сам спидометр, в котором одометр находился внизу, и в ручную его скрутить. Так что пробег легко корректировался в нужную сторону.

2) Гибридные одометры — Здесь уже появляются первые электронные блоки управления и электронная индикация на дисплей.

Конструкция осталась механическая на уровне привода и трансмиссии, то есть информация получается механическим путем, после чего она преобразовывается в электронные импульсы которые преобразуются в километры на одометре.

3) Электронные или цифровые одометры — это полностью электронная система, начиная от снятия данных с приводов или колес, заканчивая обработкой (зачастую она ) до вывода на дисплей.

Такие системы самые стойкие на скрутку пробега, их не так то легко скорректировать, потому как везде электроника. Но народные умельцы научились корректировать и их. Обычно это прошивка ЭБУ.

Электронный вариант фиксирует, не только полный пробег автомобиля, но и суточный, что очень удобно. Допустим с суточным пробегом, можно замерить расстояние до того или иного пункта, а затем рассчитать расход бензина. Одометр в автомобиле, это один из показателей состояния. Да-да вы не ослышались именно состояния. Все потому что чем больше пробег (километраж) автомобиля который зафиксировал этот прибор — тем больше автомобиль изношен и должен обслуживаться. Нужно ездить на станции менять части механизмов, ведь по регламенту многие части автомобиля меняются именно по этому показанию. Например масла в трансмиссии, ремни или цепи ГРМ и т.д.

Точность показаний

Одометр нельзя назвать сверхточным приспособлением, погрешность у него приличная, даже у цифровых она может составлять 2 — 10 % от общего пробега. В этом нет ничего страшного — ведь одометр считает не миллиметрами и сантиметрами, а десятками или даже сотнями метров и километрами. Также хочется отметить что погрешность может расти в зависимости от износа автомобиля.

Если разложить погрешность по группам одометров, то становится понятно:

Механические обладают самой высокой степенью, потому как у них есть механические части в каждом из звеньев привода. Даже новые обладают погрешностью в 3 — 5 %, а вот уже изношенные имеют показатель около 10%.

Гибридные за счет своей цифровой составляющей отсекают большое количество погрешностей, они считают импульсы, а поэтому погрешность, даже при высоком износе редко выходит за рамки в 5%.

Цифровые практически вообще лишены недостатков, у них нет механических частей, а поэтому они учитывают всегда относительно ровные показания, погрешность даже при больших пробегах не более 2%.

Но стоит заметить что при пробуксовки автомобиля скажем на льду или снегу, колесо крутится ведется учет, но машина по сути стоит! Вот вам и погрешность, даже у электронных вариантов.

Скрутка — корректировка одометра

Для начала отвечу зачем его корректируют! Все очень просто, чем больше пробег — тем выше износ машины в целом, а также важных узлов, двигатель трансмиссия, подвеска — вылезает куча «болячек». Так например многие немецкие авто уже через 90 — 100 000 километров потребуют серьезных финансовых вливаний, хотя бы на замену турбины и ремонт роботизированной трансмиссии (если скажем ).

Поэтому многие нечестные продавцы, особенно перекупщики (лица которые занимаются куплей – продажей автомобилей), корректируют показания одометров. Если он механический — то тут все просто, его просто отматывают назад, при помощи механического воздействия. А вот если одометр электронный — то его откорректировать гораздо сложнее, потому как механических частей в нем нет. Нужны специальные устройства, которые могут подсоединиться к микросхемам автомобиля. Поэтому автомобили с электронными одометрами более защищены от корректировки. Хотя народные умельцы сматывают и их. Иногда понять реальный пробег очень сложно, особенно если стоит новая резина, кузов отполирован, салон после химчистки и т.д. Вам могут сказать что пробег всего 20 000 км, а он по сути может быть уже за 120 000 км. Так что нужно быть осторожным при покупке б/у машины. Обращайтесь к профессионалам, пусть вы ему отдадите пару тысяч рублей, зато он сэкономит вам на последующих ремонтах просто кучу денег.

Спроси первого попавшего за рулём водителя, что такое одометр, и он недоумённо пожмёт плечами, а если поинтересоваться, сколько проехал сегодня километров, то он, уверенно глядя на приборную доску, точно ответит на этот вопрос. Итак, теперь всем понятно, что одометр - это прибор, измеряющий и показывающий километраж, то есть пробег автомобиля. Счётчик расположен на самом видном месте под спидометром.

Фото одометра — прибора, показывающего пробег автомобиля

Одометр, что это за оборудование?

Название устройства происходит от греческих слов «одос» - дорога и «метрон» - мера. Таким образом, одометр нужно понимать, как измеритель пути. В применении к колёсному транспорту это счётчик числа оборотов колеса, посредством которого определяется пройденный путь. Первый такой прибор был изобретён ещё древнегреческим механиком Героном из Александрии.

Принцип измерения пройденного расстояния, исходя из количества оборотов колеса, основан на прямо пропорциональной зависимости этих величин. Она справедлива при отсутствии проскальзывания (буксования) колеса и постоянной длине внешней окружности шины. В настоящее время в автомобилях можно встретить механические, электромеханические и электронные модели одометров.

Наиболее «древние» механические одометры имеют гибкий трос, вращающийся со скоростью вращения колеса. Это вращение передаётся тросу с выходного вала коробки передач. Трос, в свою очередь, передаёт его на механический барабанный счётчик, расположенный в приборной доске. Счётчик имеет 5 барабанов, соответствующих единичным, десятым, сотенным, тысячным и десяти тысячным разрядам измеряемой величины.

Слово «одометр» буквально означает «мерять дорогу»

На торцевой стороне барабанов нанесены равномерно цифры от 0 до 9, по которым производится отсчёт показаний пройденного пути. Барабаны связаны червячной передачей с коэффициентом передачи 1:10, а трос связан с первым барабаном через редуктор с коэффициентом передачи 1:1690. Таким образом, механический счётчик расстояния будет обнуляться через каждые 100 тысяч километров пробега.

Разница в типах одометров

Электронно-механические одометры отличаются от механических тем, что имеют более надёжный электронный счётчик и индикатор. Обороты механического датчика преобразуются в электрические импульсы, которые подсчитываются счётчиком и выдаются на цифровой индикатор в виде пройденных километров. На авто современных поколений устанавливаются только электронные одометры. В них применяются как электронные индикаторы, так и электронные датчики оборотов.

Магнитные датчики, работающие на эффекте Холла, не имеют механического соприкосновения с выходным валом дифференциала, поэтому более надёжны и долговечны. Хотя погрешность электронных типов одометров и отличается в лучшую сторону по сравнению с другими типами, но это не так и важно, так как учёт пробега идёт как минимум на километры. Принципиальная разница заключается в том, что показания электронных одометров гораздо сложнее корректировать. Для этого нужно специальное оборудование.

Оборудование для корректировки одометров

При вождении автомобиля нередко возникает необходимость корректировки показаний одометра. Особенно это касается служебного автотранспорта или использования личного транспорта в коммерческих целях, там, где показатели работы и оплата ставится в зависимость от пробега транспорта. И дело здесь не только в стремлении фальсифицировать показания с целью получения выгоды, но и в необходимости ведения правильного учёта и отчётности. Ведь нередко реальные эксплуатационные характеристики автомобиля не соответствуют паспортным данным, на основании которых ведутся все бухгалтерские расчёты.

Видеоурок о том, как корректировать цифровой одометр на ВАЗ 2114

В зависимости от типа одометра скрутить его показания можно различными способами. Легче всего корректировать старые механические и электромеханические счётчики. Для этого следует извлечь трос из коробки передач, зажать его конец в электрическую дрель и вращать в нужную сторону, пока на счётчике не установятся необходимые значения. Изменить данные счётчика можно также, разобрав спидометр и устанавливая вручную с помощью инструментов нужные положения барабанов. Эти работы каждый водитель может сделатьсвоими руками.

Гораздо сложнее выполнить корректировку показаний электронных одометров, которые на современных типах авто являются частью единого бортового компьютерного комплекса. Сигналы электронного датчика скорости подаются не только на электронный счётчик пробега, но и в другие бортовые системы управления. Поэтому в зависимости от комплектации автомобиля может понадобиться не только генератор импульсов, но и перепрограммирование бортовых контроллеров.

Промышленность выпускает различное оборудование для корректировки спидометров и одометров:

  • CAN-намотчик спидометра, который использует подключение программатора к диагностической шине CAN автомобиля. При этом происходит перезапись ячеек памяти всех бортовых устройств, связанных с датчиком скорости. Работа с этим оборудованием требует знания протокола обмена, принятого в данной модели машины, и может производиться только подготовленным специалистом.
  • Импульсный OBDII-намотчик спидометра, который подключает генератор импульсов, имитирующий сигналы датчика скорости, к диагностическому разъёму OBDII автомобиля и корректирует показания электронного счётчика одометра. Этот прибор предназначен для списания показаний счётчика пути на машинах, не оборудованных шинами CAN.
  • Импульсный генератор скорости, имитирующий сигнал датчика скорости. Используется для подмотки счётчиков электромеханических спидометров отечественных автомашин до 2006 года выпуска.
  • Крутилка для ABS использует для корректировки данных бортовой компьютер. Она задаёт данные на входе бортового контроллера, имитирующие определенную скорость вращения колёс, и компьютер начинает отрабатывать показания одометра в соответствии с заданными данными.
  • ПО 5 pro, представляющее собой новое программирующее устройство для электронных счётчиков отечественного производства, а также зарубежных одометров на базе микрочипов EEPROM.

Некоторые устройства для подмотки можно изготовить самостоятельно. Однако всё же лучше купить готовые изделия заводского производства с подробной инструкцией по применению, так как неправильное применение этих устройств может привести к выходу из строя всей бортовой электроники.

Как быть, если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час

Вроде бы небольшая проблема, заключающаяся в том, что показания спидометра и одометра отражаются в милях, и к ней можно было бы привыкнуть, однако, на самом деле она создаёт большие неудобства отечественному водителю, привыкшему с малолетства всё измерять в метрах и километрах в час. Особенно в условиях, когда существуют ограничения по скорости. Можно конечно ничего не делать, постепенно привыкая к новой системе отсчёта, но можно и перепрограммировать бортовое оборудование с помощью программы коррекции одометров.

Сейчас производители устройств для прошивки автомобильной электроники выпускают и совершенствуют различное программное обеспечение, предназначенное для обслуживания различных моделей автомобилей и установленного бортового оборудования.

Для корректировки различных видов одометров наиболее известными программами являются:

  • калькулятор скорости от оборотов, позволяющий определять скорость в зависимости от передачи КПП, размера колеса, оборотов коленвала;
  • программа STool, предназначенная для изменения показаний одометра через диагностический порт типа M-BUS и ELM327 на автомобилях марки ВАЗ, «Мазда», «Форд», «Тойота», «Киа», «Хундай»;
  • VDO Corrector - программа исправления путевых измерителей автомобилей марки «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Сэнг Йонг», «Тойота», «Киа», «Хундай», ВАЗ.

Коррекция показаний одометров производится также при предпродажной подготовке автомобиля. Узнать, было ли выполнено списание показаний счётчика, непосвящённомучеловеку практически невозможно. Тем более, что на этой услуге делают бизнес многие работники СТО.

В то же время, эта операция не позволяет выполнять правильное техническое обслуживание автомобиля, периодичность которого определяется реальным пробегом машины. Поэтому, в определённой мере чрезмерное списание или накрутка показаний одометра является негативным действием, плохо отражающимся на техническом состоянии автомобиля.

  • Новости
  • Практикум

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Российскому автопрому снова выделили миллиарды рублей

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое предусматривает выделение 3,3 млрд рублей бюджетных средств для российских производителей автомобилей. Соответствующий документ размещен на сайте правительства. Отмечается, что бюджетные ассигнования были изначально предусмотрены федеральным бюджетом на 2016 год. В свою очередь, подписанное премьером постановление утверждает правила предоставления...

Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)

Новый бортовой магистральный грузовик - из флагманской серии 6520. Ноинка укомплектована кабиной от Mercedes-Benz Axor первого поколения, двигателем Daimler, автоматической коробкой передач ZF, и ведущим мостом Daimler. При этом последняя ось - подъемная (так называемый «ленивец»), что позволяет «значительно сократить затраты энергоресурсов и в конечном счёте...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

В Москве появится стеклянная разметка

В частности, в разметке появятся специальные микроскопические стеклянные шарики, которые будут усиливать светоотражающий эффект краски. Об этом со ссылкой на Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы сообщает ТАСС. Как пояснили в ГБУ «Автомобильные дороги», уже сейчас разметку начали обновлять на пешеходных переходах, стоп-линиях, линиях, разделяющих встречные потоки транспорта, а также дублирующих...

В ГИБДД Москвы возникла давка из желающих обжаловать штраф

Такая ситуация возникла из-за большого количества штрафов, выписанных в отношении водителей в автоматическом режиме, и малого времени на обжалование квитанций. Об этом на своей странице в Facebook рассказал координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. Как пояснил Шкуматов в разговоре с корреспондентом «Авто Mail.Ru», ситуация могла возникнуть из-за того, что власти продолжили штрафовать...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

В Германии улитки стали причиной аварии

Улитки во время массовой миграции ночью пересекали автобан неподалёку от немецкого города Падерборн. К раннему утру дорога не успела высохнуть от слизи моллюсков, что стало причиной аварии: автомобиль Trabant занесло на мокром асфальте, и он перевернулся. Как сообщает The Local, машина, которую немецкая пресса иронично именует «бриллиантом в короне немецкой...

Четверо бездомных и священник поехали на тракторах из Польши во Францию

Путешественники планируют проехать на своих мини-тракторах, скорость которых не превышает 15 км/ч, весь путь из польского города Явожно до Базилики Святой Терезы во французском городе Лизьё, сообщает «Рейтер». По задумке участников необычного пробега, путь в 1700 км должен стать аллюзией на знаменитый фильм Дэвида Линча «Простая история», ...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

Самые быстрые машины в мире 2018-2019 модельного года

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...

Рейтинг 2018-2019: видеорегистраторы с радар детектором

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какие машины угоняют чаще всего

К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как каждая страховая компания или статистическое бюро имеют свою информацию. Точные данные ГИБДД о том, какие...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Который отображается на одометре? Знаете ли вы, что на самом деле у большинства автомобилей показания одометра не совсем точные, так же, как и показание текущей скорости на спидометре? Причем все эти неточности сознательно заложены автопроизводителями в процессе производства автомобилей. Зачем это нужно и насколько врет одометр во многих автомобилях мы и предлагаем узнать в нашей сегодняшней теме.

Сегодня многие автолюбители пользуются в машине навигационными системами, которые помогают нам ориентироваться на незнакомой местности, прокладывать оптимальные маршруты и объезжать пробки. . Все современные навигационные системы умеют определять скорость автомобиля. Вы замечали, что почти всегда скорость вашего автомобиля по данным GPS/ГЛОНАСС навигатора ниже чем на спидометре машины?

Наверняка многие из вас считают, что это погрешность навигационной системы. Но на самом деле спутниковые системы намного точнее , чем спидометр в автомобиле. Вот как раз из-за неточности спидометров во многих автомобилях мы и видим разницу в скорости. Но разница в скорости также неточна поскольку любые спутниковые навигационные системы также имеют допустимые погрешности. Но факт остается фактом. Почти все автомобили сегодня оснащены . Причем всегда эта скорость завышена, и никогда не занижается.

То есть каждый автопроизводитель устанавливает спидометр, который завышает показания скорости. И сделано это сознательно, в соответствии с различными мировыми стандартами. В нашей стране этот стандарт регулируется ГОСТом Р 41.39- 99 (Правила ЕЭК ООН № 39).

Согласно этому стандарту и техническим требованиям не могут занижать реальную скорость. Также согласно ГОСТу Р 41.39- 99 спидометр не может завышать скорость более чем на 6 км/час (или более чем на 10%).

На практике и по информации с многочисленных автофорумов в сети можно с уверенностью сказать, что большинство автопроизводителей оснащают автомобили спидометрами, которые завышают скорость на спидометре в среднем на 5- 10%.

Но вы скажете при чем здесь спидометр? Ведь речь сегодня идет об одометре. Да сегодня мы с вами рассматриваем тему о погрешности одометра в автомобиле. Но дело в том, что все одометры в современных автомобилях неразрывно конструктивно связаны с показаниями спидометров. Поэтому логично, что если есть погрешность спидометра в большую сторону, то, конечно, есть и неточность в отображении километража на одометре.


Что же получается пробег на одометре, например, 100 тыс. км. на самом деле неправдивый? Да, это действительно так. Это неточный километраж, поскольку он рассчитывался по определенному алгоритму в сторону завышения из-за того, что производители завышают, как правило, показания спидометра и одометра до 10 процентов.

В итоге , вполне возможно, если вы видите, что ваша машина проехала 100 000 км, то на самом деле пробег составляет в реальности 95 000 - 98 000 км. Все зависит от того насколько за этот пробег спидометр превышал реальную скорость автомобиля.

Почему спидометры и одометры завышают показания?


Зачем же установлены такие технические требования к спидометрам, которые, в свою очередь, влияют на показания одометра? На самом деле это сделано с целью безопасности дорожного движения. Например, если бы спидометр занижал показатели скорости, то водители считали бы тогда, что едут слишком медленно и естественно при определенных условиях увеличили бы скорость движения.

А также занижение показателей скорости повлияло бы на количество выписываемых , которые следят за соблюдением скоростного режима. Ведь согласитесь, что в случае если спидометр машины показывал ее скорость меньше чем реальности, то мы частополучали бы штрафы за превышение скорости. В этом случае массовые иски автопроизводителям от владельцев автомобилей были бы обеспечены.

Но это не единственная причина почему автопроизводители в среднем завышают показания спидометров в сторону увеличения скорости на 5- 10%. Так как показания спидометра напрямую связаны с километражем на одометре, получается, что из-за погрешности спидометра одометр неправильно отсчитывает километраж автомобиля. В итоге в зависимости от условий эксплуатации автомобиля (например, от средней скорости движения машины) при пробеге 100 000 км, погрешность километража на одометре может составить в среднем 2000-5000 км. Знаете, какой плюс дает производителю эта погрешность на одометре? Конечно, это фактически уменьшает .


Все мы знаем, что при покупке нового авто любой автопроизводитель дает , в пределах 100 000 - 150 000 км пробега автомобиля. В итоге в случае погрешности спидометра и одометра фактически получается, что заводская гарантия заканчивается раньше, чем 100 тыс. - 150 тыс . км пробега, так как в реальности машина проехала немного меньше.


В настоящий момент в большинстве автомобилей применяется электронный одометр, который пришел на смену классическому механическому одометру, долгое время используемый в мировой автопромышленности. Но несмотря на более точную электронику принцип съема показаний остался прежним.

Так что несмотря на электронный одометр, который отображает пройденный на ЖК-дисплеи, показания километража снимаются с датчика, который считает обороты колес .

Соответственно погрешность показания одометра может не только зависеть естественных погрешностей прибора, но и напрямую зависит от состояния резины и исправности ходовой части машины.

Например, если на машине будет установлена нештатные колесные диски и резина, то погрешность показания одометра может существенно как увеличиться, так и снизится. Например, на различных автофорумах есть немало примеров, когда владельцы автомобилей, поменяв штатные колеса на другой размер, не только уменьшили погрешность показания спидометра, но и снизили погрешность показаний одометра.

Что еще влияет на точность показаний одометра


На самом деле правдивость пробега на одометре зависит от многих факторов. Например, на точность пройденного пути может повлиять даже высота протектора резины. Все дело в том, что в современных автомобилях как мы уже сказали считается по количеству оборотов колеса .

Сами понимаете, что от высоты протекторы резины будет зависеть общий внешний диаметр колеса , который, естественно, повлияет на количество оборотов колеса во время движения на определенном отрезке пути. Например, чем меньше протектор резины, тем больше будет зафиксировано количество полных оборотов колеса . И наоборот, чем больше протектор покрышек, тем меньше датчик зафиксирует оборотов на определенном отрезке пути машины.

В том числе на показания одометра влияет давление в колесах , а также температура окружающего воздуха и даже длительность пути. Например, если вы привыкли редко проверять давление в колесах , и часто ездите на колесах , в которых не хватает давление, то это приводит к тому, что колеса сильно проминаются, что способствует уменьшению внешнего диаметра колес .


В результате датчик, определяющий количество полных оборотов колес при спущенных шинах, посчитает больше оборотов колес , чем при нормальном давлении, которое рекомендует автопроизводитель.

В том числе во время нашего движения давление в колесах постоянно меняется. Например, из-за изменения температуры на улице. Также при длительной поездке колеса нагреваются, что способствует изменению давления в колесах . В итоге все это сильно влияет на погрешность одометра.

Как проверить в своей машине погрешность спидометра и одометра


Есть множество способов вычислить в своем автомобиле погрешность спидометра и одометра. Правда, опять же так как эти приборы не являются точными в соответствии с различными техническими стандартами, точно вы не сможете вычислить погрешность. Но тем не менее средние результаты вы сможете узнать. И так как же нам вычислить насколько спидометр и одометр вашего автомобиля врет ?

Для начала сравните показания спидометра с показаниями навигационной системы. Запомните это значение. Затем сделайте следующее:

Разгонитесь, например, на трассе до 70 км/час и включите , обнулив на бортовом компьютере текущий расход топлива и данные о средней скорости. Далее, проехав немного с той же скоростью на круизе, посмотрите в компьютере показания средней скорости, по которой обычно во всех автомобилях вычисляется средний расход топлива за последнее время.


Там вы увидите далеко не 70 км/час, а более правдивый результат, хотя также неточный. Хотя в большинстве случае в результате такого эксперимента вы увидите примерно ту же скорость что видели при замере скорости с помощью .

Теперь пришло время проверить насколько врет одометр вашего автомобиля. Есть несколько способов точно проверить пройденный путь. Например, замерить километраж на определенном маршруте вам также может помочь навигационная система, которая более точно умеет мерить расстояния из пункта А в пункт В.

Поэтому перед тем как тронуться с места проложите маршрут на навигаторе. Далее, запомните пробег на одометре и отправляйтесь в путь. В конце пути вы увидите разницу. Обратите внимание чтобы более точно вычислить погрешность одометра вам необходимо проехать как можно больше , так как на коротких расстояниях погрешность будет едва заметна.


Также желательно чтобы ваш маршрут был проложен по свободному шоссе, где вы сможете разогнаться как минимум до 100 км/час. Дело в том, что на более низких скоростях погрешность как одометра, так и спидометра будет небольшая.

Второй способ замера пройденного пути для сравнения с показанием одометра это поездка по трассе с установленными на ней километровыми столбами, которые указывают на определенное расстояние от какого-либо населенного пункта откуда ведется отсчет .

Ваша задача выбрать длинный маршрут на такой трассе с километровыми столбами и проехать по определенному участку сверив пройденное расстояние со своим одометром.

Так вы получите примерную погрешность показания одометра в вашем автомобиле.

Вне зависимости от того, как именно спидометр показывает скорость, он считается одним из наиболее важнейших устройств современного автомобиля. Мы вынуждены смотреть на его показания, иначе не получится избежать наказания за нарушения скоростных ограничений, действующих на территории страны.

Что собою представляет комбинация спидометр/одометр

Комбинированный прибор обозначает ведомую скорость в машине, измеряет пройденный пробег, показывает километраж одной поездки и мгновенную скорость движения.

Внимание! Значение шкалы спидометра помогает водителю определить срок замены моторной жидкости и фильтров и рассчитать топливный расход.

Спидометр бывает оснащён одометром - механизмом, замеряющим количество оборотов колеса машины. Таким образом, выявляется километраж, пройденный машиной. Удаётся рассчитать суточный и общий пробег.

Состоит одометр из:

  • счётчика количества оборотов автомобиля;
  • индикатора, демонстрирующего пройденный путь в км или милях;
  • устройства, фиксирующего обороты.

Одометр классифицируются на следующие типы.

  1. Механический прибор считается прародителем современных устройств. Он был придуман ещё в Древней Греции.
    Скручивать такой одометр проще простого, достаточно воздействовать на механизм кручения. Счётчик механического одометра реагирует на обороты и преобразовывает их в километры. Однако недостатком такого устройства является самопроизвольное обнуление данных при достижении определённого значения.
  2. Комбинированный одометр - усовершенствованная модель, дающая возможность корректировать данные посредством CAN-крутилки.
  3. Цифровой прибор, действующий на основе микроконтроллёра. Всё в таком одометре происходит в цифре, а воздействовать на показания устройства можно только с помощью высокопрофессионального оборудования. Электронные одометры входят в систему бортового компьютера автомобиля.

Принцип функционирования спидометра хорошо виден на примере механического устройства. Изменение скорости осуществляется за счёт механической связи между редукторным валом и стрелкой. Оба элемента соединяются тросом достаточной длины, поскольку вал расположен далеко от трансмиссии. Скорость его обусловлена конечной амплитудой вращения колёс.

Особая шестерёнка в главной передаче вращается вместе с выходным шкивом и тоже напрямую связана с тросиком, заключённым в специальный защитный кожух.

Ещё один обязательный элемент - дискообразный магнит, поставленный рядом со стальным барабаном. Последний закреплён на игле, а полученные показатели выводятся на шкалу.

Даже электронный одометр имеет неточности. Их невозможно исключить, поэтому принято учитывать определённые стандарты, допускающие предел этого значения. К примеру, на механическом приборе погрешность не должна превышать 5%-15%.

Ошибки устройства объясняется наличием различных зазоров, слабостью троса, плохим сцеплением и слабыми пружинами. Больше погрешностей выдаёт механический одометр, цифровой - гораздо меньше, ведь имеется возможность считывать показания микроконтроллёра, датчика.

Погрешность бывает и на спидометре, рассчитывающим скорость автомобиля. Идеально точную информацию прибор вывести просто неспособен, так как скорость зависит от нескольких составляющих: вращения колеса, его диаметра и т. д.

Интересно будет проследить за погрешностями прибора на разных скоростных режимах.

  1. 60 км/ч - погрешностей почти не бывает.
  2. 110 км/ч - погрешность составляет 5-10 км/ч.
  3. 200 км/ч - среднее значение доходит до 10%.

Ещё погрешность варьируется согласно следующим моментам.

  1. На автомобилях с передним приводом погрешность проявляется, чуть ли, не на каждом повороте. Причина - спидометр интегрирован с одним колесом. Из-за этого поворот влево снижает показания, вправо - увеличивает их.
  2. На погрешность влияет нестандартный размер колёс. Разница в 1 см увеличивает погрешность до 2,5%.
  3. Немаловажное значение имеет диаметр резины. При малейшем несоответствии со стандартом показания спидометра занижаются или завышаются.
  4. Влиять на погрешность может давление в шинах и износ протектора. К примеру, если колесо плохо накачено, это приводит к занижению показателей максимальной скорости.

Наиболее точные показания даёт, как и говорилось, только цифровой девайс или устройство, подключённое к GPS-навигатору. Преимущества спутникового позиционирования трудно недооценить. Современные системы демонстрируют точную скорость транспортного средства без каких-либо погрешностей.

Стандартный спидометр помечен шкалой в 10 км/ч, а его стрелка дёргается на ухабах. Он может лишь завышать показания, но не занижать. В противном случае дорожная обстановка будет ложно оценена, и возникнет аварийная ситуация. Например, если будет показываться 100 км/ч вместо реальных 120 км/ч.

Несколько слов о погрешностях, связанных с размерами шин. Тут вступает в силу сама конструкция спидометра. Он состоит из двух приборов, объединённых в едином корпусе. Один прибор измеряет скорость, другой - показывает пробег автомобиля. Так они и называются: скоростным и счётным узлами.

Теперь конкретно: если автомобиль обут в резину, порядком поношенную, спидометр будет завышать показания, так как вступает в силу система градации через каждые 10 км/ч и закон округления чисел, используемый в одометрах.

Отличия: спидометр и одометр

Счётчик показаний пробега монтируется непосредственно в сам спидометр. По этой причине многим кажется, что устройство является единым прибором. На самом деле это не так:

  • спидометр показывает только скорость движения автомобиля;
  • одометр - указывает пройденный путь в км.

Функционал обоих приборов не взаимосвязан, а комбинирование обеих шкал сказывается всего лишь на удобстве водителя.

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших , поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа.