Автозаз модельный ряд. Автомобиль «Запорожец»: характеристики, модели, история и отзывы

(ПАО «ЗАЗ») - единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На предприятии создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство. Приоритетами ПАО «ЗАЗ» является постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над внедрением новых идей и расширение модельного ряда автомобилей.

Высокий уровень технического обеспечения производства стал основой для плодотворного сотрудничества ПАО «ЗАЗ» с лидерами мирового автомобилестроения: Adam Opel, Daimler AG, GM DAT, ВАЗ, ТАТА, Сhery, КІА. Производство ориентировано в основном на потребителей автомобилей класса С (самого быстрорастущего сегмента рынка).

ПАО «ЗАЗ» входит в группу компаний «УкрАВТО». Украинская Автомобильная Корпорация - лидер автомобильного рынка Украины; крупнейший производитель и дистрибьютор автомобилей, поставщик высококачественных услуг автосервиса.

Динамика развития автозавода, приоритетами которой являются постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над претворением новых идей в жизнь и расширение модельного ряда автомобилей, говорит о прогрессе создания отечественного автомобиля.

СИСТЕМА И ПОЛИТИКА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Политика качества предприятия направлена на удовлетворение требований и ожиданий потребителей, совершенствование системы менеджмента качества. Производство соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и требованиям, выдвинутым партнерами ПАО «ЗАЗ»:

  • обеспечивает выпуск высококачественной продукции и постоянное ее совершенствование;
  • увеличивает степень удовлетворенности потребителей;
  • определяет функции, полномочия и ответственность всего персонала, улучшает взаимодействие и взаимопонимание персонала;
  • повышает результативность принимаемых решений;
  • постоянно совершенствует процессы проектирования, производства, контроля и управления;
  • повышает результативность функционирования предприятия в целом за счет приоритета методов предотвращения над методами устранения недостатков;
  • увеличивает конкурентоспособность предприятия.

СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Автоматизация производства, практически полностью исключившая людской ресурс, особенно на этапе сварки кузова, улучшила скорость и качество производимых операций. Сварка кузовов ведется на линиях, которые оснащены уникальным, не имеющим аналогов в Украине, оборудованием. Операции производятся робототехнологическими комплексами. Максимальная механизация и автоматизация сварочного производства позволяет при небольших трудозатратах не только обеспечивать качество согласно самым жестким требованиям, но и контролировать его современными средствами диагностики.

В состав сварочного производства входят гибкие автоматические линии «FANUC», «СОМАU», «КUKA», системы управления «Texas-500», «Alen-Bredley», «Simatik-110».

Уровень качества сваренных кузовов определяется в лаборатории геометрии кузова с применением современного оборудования, отвечающего мировым стандартам. Координатно-измерительная машина PRO Compact, установленная в лаборатории, - многопрофильная, выполняет измерительные функции, сканирует поверхности, и с помощью программного обеспечения преобразовывает их в поверхности трехмерного изображения. Качество сварных соединений контролируется разрушающим и неразрушающим методом. Качество лицевой поверхности и соответствие зазоров навесных узлов контролируется на 100% изготавливаемых кузовов.

Производительность составляет 22 узла в час.

ОКРАСОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс окраски имеет две составляющие: окраска кузова и окраска пластмассовых деталей.
До подачи деталей в камеры окраски производится обезжиривание, промывка, обдув и сушка в агрегате подготовки поверхности. После газопламенной обработки и обдува ионизированным воздухом детали поступают в камеры грунтования и окраски. Все процессы производятся с использованием роботов.

Подготовка поверхности кузова на стадии обезжиривания и фосфатирования выполняется методом погружения в катафорезную ванну и разбрызгивания с применением состава фосфатирования и катодного электрофореза. Использование окрасочных материалов производства фирм BASF и KCC и современная технология окраски предоставляют гарантию против сквозной коррозии кузова на 5 лет.

За этапом нанесения герметиков следует трицикл окраски. Головка распылителя каждого робота «SAMES» вращается со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, окраска одного кузова занимает 1 минуту 25 секунд.

На линиях предусмотрена возможность использования эмалей типа «пастель» и «металлик». В цехе окраски установлены девять современных роботов, пять из них предназначены для нанесения краски, четыре - лака. Возможности цеха окраски - конвейер со скоростью 3,75 м/мин, где кузова окрашиваются в 12 цветов: 8 - металлик, 4- пастель.

Новое роботизированное оборудование легко поддается перепрограммированию, выполняя окраску быстро и качественно. В производстве действуют две автоматические линии общей длиной грузового конвейера 4 100 м.

Окрасочные конвейеры обеспечивают мощность 32 кузова в час.

МОТОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Мелитопольский моторный завод является хозрасчетным предприятием ПАО «ЗАЗ» и ведет свою историю с 1908 г., когда И. Заферман основал завод по производству нефтяных двигателей.

История предприятия неразрывно связана со специализацией на выпуске силовых агрегатов и постоянным развитием. Именно в Мелитополе были произведены первые двигатели к легендарному автомобилю "Запорожец". Автомобили Запорожского автозавода «Таврия», «Славута» и «Sеns» также оснащаются мелитопольскими двигателями.

Мелитопольский моторный стал первым заводом в Украине, который разработал конструкцию двигателя с системой развернутого впрыска топлива и электронной системой управления двигателем (МеМЗ-307 мощностью 70 л.с.).

В 2004 году заводу вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества Международному стандарту ISO 9001:2000, выданный транснациональным Международным техническим обществом БЮРО ВЕРИТАС.

Несмотря на то, что основным заказчиком Мелитопольского завода остается Запорожский автозавод, часть продукции (запасные части) отправляются и на экспорт. Сегодня на предприятии работают более трех тысяч человек. Его работу обеспечивают 256 поставщиков (в Украине - 203, в России - 45, дальнее зарубежье - 8). Кроме производства двигателей МеМЗ выпускает новые виды продукции: полуприцеп-автовоз, эвакуатор, грузовая платформа, автофургон на базе ТАТА.

Мелитопольский моторный завод производит силовые агрегаты, отвечающие стандарту Евро - 2: двигатели объемом до 1,4 л и трансмиссии.

СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В производстве используется принцип поточных линий с использованием системы подвесных и напольных тротуарных конвейеров. Сборка, например, автомобилей «Ланос» производится одновременно темпом 32 автомобиля в час. Каждые две минуты в течение 8 часов здесь сходит с конвейера готовый автомобиль, то есть 240 авто за смену.

Новая конвейерная линия и оборудование, применяемое для сборки, являются универсальными, что позволяет легко адаптировать цех под сборку новых моделей автомобилей.

Запорожский автозавод производит методом полномасштабного производства 5 моделей легковых автомобилей под брендом ЗАЗ. Часть комплектующих - силовые агрегаты, арматура, сиденья, пластмассовые изделия - производятся на предприятии. Остальное обеспечивают предприятия-поставщики, более 80% которых локализовано в Украине.

ИСПЫТАНИЯ

Параметры автомобиля проверяются на установленных в сборочном цехе стендах обкатки, испытаний тормозов, регулировки углов установки управляемых колес и регулировки света фар.

После стендовых испытаний автомобиль отправляется на дорожные испытания. Трек состоит из разных типов покрытий - "Лежачий полицейский", пластин для проверки ассиметричных нагрузок, канатов для проверки симметричных нагрузок, различных видов дорожного покрытия. Эксперты-испытатели проверяют автомобиль на соответствие требованиям по шуму, вибрации и жесткости, проводят дополнительный визуальный осмотр всех узлов и агрегатов тестируемой машины на эстакаде для подъема/спуска.Каждый автомобиль проходит окончательную обработку, которая включает следующие этапы:

  • мойка после дорожной обкатки;
  • инспекционный контроль на герметичность;
  • устранение дефектов, выявленных после дорожной обкатки;
  • контроль лицевых поверхностей;
  • установка дополнительных опций.

ЛОГИСТИКА



После проведенных испытаний и окончательной обработки сформированная партия автомобилей перемещается на склад готовой продукции, в отдел логистики автомобилей. Модернизированная система логистики на ЗАЗе постоянно развивается, обеспечивая оперативность, эффективность и качество комплекса работ, связанных как со своевременными доставками комплектующих изделий на заводские конвейеры, так и с оперативными доставками готового авто в сеть продажи под заказ его будущего владельца. Центр логистики (площадь 12 тыс. кв.м.), расположенный на территории завода, позволяет в непрерывном режиме получать сотни тысяч грузов, необходимых для производства, эффективно их обрабатывать и оперативно доставлять к месту назначения на производство. Сегодня в систему логистики также включены две секции для накопления и отгрузки готовой продукции общей площадью 51 289 кв.м., где могут находиться свыше 1300 новых автомобилей, которые ежедневно готовы к отправлению в разные уголки Украины.

ПАО «ЗАЗ» активно реализовывает экспортную политику, закрепляя достигнутые позиции на экспортных рынках и развивая новые направления. Предприятие осуществляет экспорт автомобилей, машинокомплектов и комплектующих в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Беларусь, Сирию, Иорданию, Ирак, Египет.

Датой создания завода принято считать 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.

В 1908 году был основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».

В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн Коммунар.

В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965 , вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец» .

В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ.

В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.

В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.

В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.

В 1994 году 1 июля, закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.

ЗАЗ после распада СССР

В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе.

В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем, создается ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией АвтоЗАЗ-Daewoo», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа» . Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников
На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.

Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменённая на ЗАЗ-1103 «Славута».

На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа.
В 2003 году завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод».

В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».
Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4».

В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».

В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.

Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.

В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше): ЗАЗ Lanos Hatchback, ЗАЗ Sens и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20 и ВАЗ-210994-20). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d, трёхдверный спортивный хэтчбек) и Kia Sportage но в серийное производство модели KIA не пошли.

В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции.

В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия.

С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13.
С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года.
В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество.

В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учетом нерентабельности в связи с сокращением спроса.

13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России.

ЗАЗ (Запорожский Автомобильный Завод) - украинское предприятие, специализирующееся на выпуске легковых машин шести известных марок: Chevrolet, Opel, Mercedes-Benz, Chery, ВАЗ и ZAZ. Все модели производятся по одной из двух технологий: сборка из машинокомплектов — крупных сборочных комплексов, либо методом полноценного автомобильного производства, включающего сварку и окраску кузова, его сборку, а затем сборку комплектного автомобиля.

История Запорожского Aвтомобильного Завода началась в далеком 1863 году, когда голландец Абрагам Кооп открыл четыре небольших мастерских, выпускающих сельскохозяйственные машины и оборудование. В 1908 году был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ) по выпуску стационарных двигателей внутреннего сгорания. В настоящее время МеМЗ представляет собой структурное подразделение ЗАО "ЗАЗ". В 1923 году завод был переименован в «Коммунар» и до конца 1950-х годов специализировался на производстве сельскохозяйственной техники. В 1959 году вышел первый опытный автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965, который одно время был культовым у автолюбителей Советского Союза.

В 1960 году, с началом выпуска малолитражных машин 965-й модели, завод был переименован в Запорожский автомобильный завод. Форму и некоторые особенности конструкции 965-ый получил от итальянского автомобиля FIAT-600. «Запорожец» был оснащен двухдверным четырехместным кузовом несущего типа. V-образный мотор, расположенный сзади, охлаждался при помощи воздуха. Подвеску на всех колесах выполнили независимой. Коробка передач, как и картеры двигателя, была отлита из магниевого сплава. «Запорожец» считался самой доступной моделью в годы застоя и практически без изменений производился в течение восьми лет.

На нашем сайте Auto.dmir.ru в каталоге марок Вы найдете актуальные объявления о продаже легендарного «Запорожца» с подробным описанием технических характеристик и фото.

В 1970 году с конвейера сошёл обновленный «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. В последующие годы было выпущено еще несколько модификаций, которые стали развитием именно этой модели. Всего за период с 1960 по 1994 гг. было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец».

Именно на основе автомобилей ЗАЗ начали производство специализированных машин для инвалидов с ограниченными возможностями. Выпуск таких авто составил треть всего производства запорожского завода. Причем эти автомобили также различались своим предназначением, в зависимости от возможностей человека: управлять только руками или одной ногой и одной рукой - варианты машин для инвалидов были разные.

В начале 1970-х годов стало очевидно, что конструкция с задним расположением двигателя устарела. В результате были начаты разработки автомобилей с передним расположением мотора. Так в 1973 году сконструировали первые экземпляры автомобиля с индексом 1102 - «Таврия». Однако серийное производство модели было начато лишь в 1988 году. Одновременно в Мелитополе было организовано производство двигателей внутреннего сгорания с охлаждением блока цилиндров жидкостью.

Модель «Таврия» - малолитражный автомобиль с новым двигателем жидкостного охлаждения, который расположен поперечно спереди кузова, выпускался с 1988 года по 2008 гг. С 1995 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель 1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году.

В мае 1998 года было образовано совместное украино-корейское предприятие под названием «АвтоЗАЗ-Daewoo». В 1999 году ЗАЗ-1102 на конвейере начала сменять «Таврия Нова» — модификация, созданная совместно с Daewoo и направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей. Кроме того, стартовала крупноузловая сборка автомобилей Daewoo Lanos, Nubira, Leganza на Ильичевском заводе автоагрегатов (ХРП «ИЗАА»).

В 2004 году на Запорожском автомобильном заводе начинается выпуск российских ВАЗ-21093, 21099 и зарубежных марок - Lanos (Т-150) и Opel Astra G.

В 2005 году были разработаны модели Lanos-фургон, а на заводе ХРП "ИЗАА" начинается выпуск на базе "TATA" автобусов марки "I-VAN".

В мае 2006 года ЗАЗ купил в Польше автозавод FSO Motor S.A., поставлявший на Украину компоненты для сборки модели ZAZ Lanos. В этом же году была освоена гамма легковых китайских автомобилей Chery.

В 2009 году завод изготавливал модели ZAZ-Sens (на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих), Таврия-Славута; собирает автомобили Opel, Chevrolet, Chery и ВАЗ. Начато сотрудничество с Kia Motors.

Одна из последних новинок в модельном ряду производителя - легковой автомобиль C-класса под названием Forza. Серийное производство модели стартовало 15 января 2011 года. Автомобиль выпускается в кузовах лифтбэк и хэтчбек. Продажа новой модели осуществляется с 1,5-литровым мотором мощностью 109 л.с. В паре с двигателем работает пятиступенчатая механика. Максимальная скорость автомобиля составляет 160км/час, расход топлива в городском цикле - 9,7л/100км, в загородном цикле - 5,8л/100км, в смешанном - 7,2л/100км. По нормам токсичности Forza отвечает стандартам EURO-4.

ЗАЗ - легендарный с советского времени Запорожский автомобилестроительный завод, предприятие по производству легковых автомобилей и фургонов, а также автобусов. Располагается в г. Запорожье (Украина), на сегодняшний день входит в состав корпорации УкрАвто.

Актуальные обзоры автомобилей, отзывы владельцев, новинки ЗАЗ :
,
.
Отзывы владельца Шевроле Ланос (ЗАЗ Шанс):
, и год эксплуатации.


История ЗАЗа уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин.
В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ.
С 1923 года «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускает комбайны и сельхозтехнику.
Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965).
В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.

В 1970 году увидел свет автомобиль ЗАЗ 966, затем последовали ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968М.
Обзоры автомобилей ЗАЗ того времени подчеркивали заднее расположение двигателя с воздушным охлаждением, авто отличались простотой конструкции и отменной проходимостью, которой могут только позавидовать многие современные кроссоверы. За время выпуска с 1960 по 1994 году с конвейера сошло 3 422 444 «Запорожцев».
С 1987 года завод выпускает новинку ЗАЗ 1102 Таврия, переднеприводный компактный хэтчбек с жидкостным охлаждением двигателя.
В 1998 году создается совместное предприятие АвтоЗАЗ-Daewoo, начинается крупноузловая сборка бестселлера продаж украинского авторынка Daewoo Lanos.
В 1999 году появляются модели на базе Таврии - ЗАЗ 1103 Славута и ЗАЗ 1105 Дана.
2000 год - модернизация и выпуск обновленного ЗАЗ 1102 Таврия-Нова, модели Сенс (кузов Ланос с Мелитопольским мотором 1,3 литра).
В 2004 году, после периода масштабной модернизации история компании ЗАЗ продолжается - предприятие приступает к выпуску Дэу Ланос, ВАЗ 21093, ВАЗ 21099, Opel Astra G с высокой долей использования украинских комплектующих.
2006 год начало сотрудничества с китайским Chery, двигатели модельного ряда компании ЗАЗ соответствуют Евро 2.
2007 год - Daewoo Lanos переименовывается в ZAZ Lanos, для российского рынка ЗАЗ Шанс (ZAZ Chance), начато производство пикапа ZAZ Lanos pick-up.
2009 год - завод изготавливает ZAZ Lanos, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens (ZAZ Chance), ZAZ Lanos pick-up, модели Chevrolet, Chery, ВАЗ-210934-20 и ВАЗ-210994-20.
В конце 2010 года начат выпуск новинки ZAZ Forza (седан и хэтчбек) - аналог Chery A13.
В 2012 году на конвейер поставлена новая для ЗАЗа модель ZAZ Vida (седан и хэтчбек), по сути предыдущее поколение Chevrolet Aveo.
На российском рынке новинки ЗАЗ представлены двумя моделями: ЗАЗ Шанс седан и ЗАЗ Шанс хэтчбек (комплектуются двигателями 1,3 литра 70 л.с. или 1,5 литра 86 л.с.).
Украинским покупателям доступны: ZAZ Lanos pick-up, ZAZ Lanos, ZAZ Sens, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens Hatchback, ZAZ Vida, ZAZ Forza, ZAZ Forza Hatchback.
С момента выпуска в 1998 году ZAZ Lanos (Daewoo Lanos) является одной из самых продаваемых и популярных моделей на рынке Украины. С выходом на российский рынок его аналог ZAZ Chance завоевывает все более уверенные позиции в своем классе.

Ровно десять лет назад ЗАЗ произвел больше 280 тысяч новых автомобилей. И это только за один 2007-й год! В те времена у руководства Запорожского автомобилестроительного завода была одна проблема – хватило бы мощностей…

Сегодня же у украинского автогиганта остро стоит другой вопрос – как выжить. Более того, недавно по Сети распространялась информация про и визиты иностранных гостей на ЗАЗ.

Действительно ли Запорожский автозавод находится на грани закрытия, чем он «дышит» и есть ли у него перспективы – выяснял Автоцентр.ua

Наши журналисты неоднократно посещали АвтоЗАЗ, правда, зачастую поводы были хорошими – расширение модельной линейки, появление нового оборудования и пр. На сей раз поводом для визита стали непроверенные слухи о катастрофическом положении завода и убытках. Достаточно знать, что в 2016 году ЗАЗ получил 602,81 млн. грн. чистого убытка.

Из хорошего – годом ранее они были еще больше. А это значит, что пациент все же скорее жив, нежели мертв.

По прибытию в Запорожье первое, что настроило на оптимизм – встреча журналистов на новом автобусе ЗАЗ А10, который уже нашел место под солнцем в Старом Свете.

Денег нет, но вы держитесь

По пути на предприятие журналисты тотчас засыпали вопросами первых лиц автозавода. Сколько еще будет выпускаться Ланос, почему нет новых моделей, когда наконец-то снизятся цены и пр. Признаюсь – топ-менеджеры весьма болезненно отнеслись к ним, но, как мне показалось, отвечали искренне и с надеждой. Но что больше всего запомнилось – что мешает Украине выпускать «нормальные» автомобили.

Оказывается, достаточно спроецировать опыт соседней Словакии, точнее, ее законодательство – государство компенсирует до 70% инвестиций в автопромышленность и премирует за каждое новое рабочее место. В Украине же отношение государства к автомобилестроительной отрасли, мягко говоря, равнодушное, поэтому говорить о создании привлекательных условий для инвесторов не приходится. То же самое в отношении налоговой политики, когда, к примеру, при ввозе оборудования и пр. для производства, нужно еще и уплатить НДС.

Также в качестве примера в Запорожье указывают на Беларусь и Узбекистан. Последний еще недавно ассоциировался с хлопком и дынями, а теперь полным ходом выпускает и продает автомобили по всей восточной Европе. Что касается Беларуси, подвижки тоже есть, что подтверждает и недавнее заявление Лукашенко о необходимости создания белорусского электромобиля.

К слову, ЗАЗ также пытается следовать мировым тенденциям. По словам руководства, ЗАЗ планирует выпустить крупную для «Новой Почты» и готовит , который, скорее всего, будут экспортировать в Польшу. В перспективе на Запорожском автозаводе вполне можно было бы выпускать электрические автомобили и автобусы для продажи внутри страны, но на данный момент это маловероятно – нет стимулирования к покупке такого транспорта от государства, а стоимость аккумуляторных батарей пока что не позволяет производить доступные для украинцев электромобили ЗАЗ.

На данный момент завод выпускает преимущественно Ланосы и Сенсы. ZAZ Vida на конвейере встречается куда реже. А линия по производству ЗАЗ Forza и вовсе законсервирована. Надо сказать, что и людей стало меньше – в былые годы пика продаж машин в Украине здесь всё «бурлило», а роботы трудились по 20 часов в сутки. Ну а сегодня простаивает и часть оборудования, и персонал оптимизирован соответственно – многие, кому пришлось покинуть предприятие, по словам руководства завода, уезжают из города. Среди них – ценные кадры, на подготовку которых ушли годы.

За 9 месяцев с конвейера сошло 6 с половиной сотен новых машин. Это на самом деле ничтожно мало и, возможно, даже не окупает расходы на энергоносители. Кстати, в целях экономии инженерам пришлось «переосмыслить» и оптимизировать расходы. Поэтому часть работ переложили на плечи людей – чтобы и кадры сохранить, и сэкономить на электроэнергии.

Дабы конвейер не остановился раз и навсегда, как говорит директор предприятия Николай Евдокименко, пришлось ужаться и ограничиться выпуском 25 авто в сутки.

Не Ланосом единым

Сейчас именно Сенс и Ланос помогают ЗАЗу выжить. И речь не только об украинском рынке, но и о Египте, куда украинское предприятие экспортирует штамповку для Lanos и Aveo.

Руководство соглашается, что без «нового дыхания» некогда могучий автогигант ждет последний вздох. И у ЗАЗа есть решение проблемы – кроссовер и новая Славута.

В Запорожье готовы выпускать кроссовер ЗАЗ, коим может быть уже знакомый украинцам Chery Tiggo2. Снова Чери, снова «нашемарка»? К этому можно относиться по-разному, но не стоит забывать, что ЗАЗ является одним из малочисленных заводов полного цикла с высоким уровнем локализации. То есть, большинство деталей и компонентов делаются в Украине и украинцами.

А это рабочие места, экономика области и т.д. Что касается Славуты, многие наверняка помнят, как в 2016-м году , созданная на базе концептуального Chery Riich G2, наделала на удивление много шума и вызвала бурные обсуждения в Сети. Это значит, что народ всё же ждет и верит, что АвтоЗАЗ наконец-то выпустит нечто новое и доступное. А главное – своё…

На заводе говорят, что и рады бы наладить выпуск новой модели. Утверждают, что идеи есть и техническая возможность есть. Чего не хватает? Инвестиций, экономической политики государства, ориентированной на развитие отрасли, или, хотя бы, определения приоритетов со стороны правительства. Ведь когда-когда, а именно сейчас ЗАЗу трудно конкурировать с нерастаможенными авто из Европы и, будем откровенны, с новыми бюджетниками узбекского Равона.

«Так пусть сделают свои авто дешевле», – скажете вы. Да, наверное, это могло бы помочь выбраться из «финансовой ямы», но печально известные события на Донбассе привели к тому, что иностранные инвесторы не только бояться вкладывать средства, а и остерегаются даже визитов на завод, объясняя это близостью линии фронта, до которой всего 200 км.

Более того – с недавних пор ЗАЗ покупает металл в… Словакии. Парадокс: одна из мощнейших стран на рынке металлургии покупает металл за границей. Зачем? В Украине не производят металл, пригодный для кузовов авто. Ранее же Запорожский автозавод закупал его в России, но по понятным причинам сменил поставщика, и теперь расплачивается за этот товар валютой. А это, конечно, отражается на себестоимости машин.

Закрыть и забыть?

Чего греха таить – многие украинцы считают, что ЗАЗ надо закрыть и забыть о нем. Судя по бездействию правительства, государственные мужи солидарны с народом. Конечно, это вариант, ведь общественное мнение гласит, мол, лучше взять б/у иномарку, чем новый ЗАЗ. Но если рассуждать так и далее, всё может закончиться тем, что в Украине останутся только торгово-развлекательные центры, а некогда мощнейшие предприятия переделают в пабы и лофт-пространства для фрилансеров. Не исключаю, что это будет даже более прибыльным, но вот правильным ли?

Несмотря на тяжелую ситуацию, топ-менеджеры ЗАЗа говорят, что не ждут финпомощи и преференций, а просто хотят получить от государства четкую позицию по вектору развития страны на обозримое будущее, что может помочь потенциальным инвесторам понять «правила игры» и, возможно, привлечет их внимание. Тем более, что с нуля ничего создавать не нужно, так как есть огромный потенциал.

То есть, если Украина определяет себя аграрной страной – завод переквалифицируют на выпуск сельхозтехники. Если авиационной – это тоже решаемо. Украинцев хотят пересадить на электромобили – и это возможно. Но пока что руководство Запорожского автозавода и его персонал, как и мы с вами, пребывают в состоянии «ежик в тумане», а само предприятие пусть и пытается просветить туманное будущее своими «противотуманками», но видимость все равно почти на нуле…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .