Какая категория нужна на квадроцикл в белоруссии. «Казуистика какая-то: де-факто квадроциклы есть, а де-юре — нет? Заявление о «крутяках» и реакция милиции

Квадроциклы с каждым годом становятся все более популярными, ну а количество владельцев и поклонников данного вида транспорта с каждым днем все увеличивается. И действительно, езда по полнейшему бездорожью может быть весьма увлекательным занятием, а именно для таких целей, в основном, и служат квадроциклы. Ведь по причине своих относительно небольших размеров, а также благодаря некоторым особенностям конструкции, повышенной устойчивости и большой мощности на квадроцикле можно проехать там, где невозможно передвигаться на чем-нибудь другом. Этот транспорт изначально предназначен для экстремальной езды. Грязь, болото, песчаная почва, непроходимая чаща леса – для всех этих труднопроходимых мест и предназначено такое транспортное средство как .

Однако всем любителям и новичкам в деле увлечения ездой на квадроциклах стоит знать, что, несмотря на всю кажущуюся безопасность и замечательную простоту такого транспорта, для того чтобы спокойно разъезжать на нем, необходимы определенные навыки, ну и также обязательно наличие прав на вождение квадроцикла.

1. Какие права нужны на квадроцикл

Передвигаться на квадроцикле, не имея при себе водительского удостоверения, чревато всеми теми же проблемами, что и езда без прав на автомобиле – инспектор патрульной службы может наложить в случае выявления подобного нарушения немаленький штраф или, что еще хуже, вообще конфисковать транспортное средство. Ну а вернуть его со можно будет только после предъявления прав.

Все-таки мода на квадроциклы в нашей стране пошла не так уж и давно, так что с вопросом о том, какого же вида права необходимы для возможности управления этим транспортом, разобрались еще далеко не все. А разобраться с этим просто необходимо!

Для успешной эксплуатации квадроцикла потребуется не только официальная регистрация этого ТС в соответствии с действующим на данный момент законодательством, но и водительские права с открытой категорией «А1». То есть, по закону и правилам дорожного движения, квадроцикл приравнивается к трактору, и его водителю понадобится именно удостоверение тракториста-машиниста (а это как раз права упомянутой категории).

Открыв эту категорию в правах, можно кататься на автоматизированных мототранспортных средствах передвижения, не предназначенных для езды по трассам общего пользования, а к ним как раз и относятся квадроциклы.

2. Квадроцикл – не квадрицикл

Если же имеющееся средство передвижения нельзя полностью отнести к описанному выше транспорту, то категория прав потребуется уже совсем другая. Дело в том, что большинство не слишком компетентных в данном вопросе обывателей зачастую путают два таких похожих транспортных средств как квадроцикл и квадрицикл. А это все же очень разные вещи: квадроциклы позиционируются как четырехколесные внедорожники-экстремалы, а на квадрициклах можно ездить и по обычным дорогам и трассам. Условия эксплуатации и даже сам процесс управления также весьма заметно отличается.

Помимо основных технических различий, у квадроциклов и квадрициклов имеются еще и различия, так сказать, правовые – регистрировать квадрицикл, как и автомобиль, следует в ГИБДД, тогда как оформление квадроциклов осуществляется в отделениях Гостехнадзора. Соответственно, и права на управление этими двумя видами транспортных средств нужны разные: для езды на квадрицикле необходима открытая категория «В1» или «В».

3. Порядок сдачи на права

Разобравшись с вопросом о том, какой вид прав требуется для того, чтобы водить квадроцикл, целесообразным будет рассказать и о том, где и как именно можно их оформить. Для начала надо запомнить, что оформлять водительское удостоверение с категорией «А1» следует в органах Государственного технического надзора, а не в отделениях ГИБДД. Именно это ведомство и занимается подобными вопросами, и именно там придется сдавать госэкзамен для получения прав.

Вот только перед этим соискателям необходимо будет собрать определенный пакет документов и пройти соответствующее обучение. Кстати, сдать экзамен экстерном, увы, не получится – в соответствии с не так давно произошедшими изменениями в законодательстве, все, кто захочет открыть категорию «А1», должны вначале отучиться в специализированных и прошедших аттестацию автошколах.

3.1. Требования к соискателям

Каких-либо особенных требований к желающим пройти обучение и получить права на вождение квадроциклов нет. Однако некоторые моменты все-таки нужно отметить: во-первых, соискатель должен на момент получения прав достигнуть 16-летнего возраста, а во-вторых, необходимо пройти медицинскую комиссию. Обычно обучение вождению квадроциклов длится около полутора-двух месяцев. В программу должны быть включены теоретические занятия и практическая езда. За время прохождения обучения в соответствующей обязательным является изучение правил дорожного движения.

3.2. Документы для прохождения экзамена

Завершительным этапом получения прав на вождение квадроцикла является прохождение экзамена, но для допуска к нему потребуется предоставить в органы Гостехнадзора определенный пакет документов. Это, прежде всего заявление на получение удостоверения, паспорт гражданина страны, а также его копия. Понадобятся также соответствующего образца с пометкой о категории транспортного средства, три фотографии на права формата 3х4, ну и квитанции об оплате всех требуемых платежей (госпошлин). Нужен будет и документ об успешном окончании обучения, выдаваемый . После сдачи и последующего рассмотрения всех указанных документов будет назначено время и место проведения госэкзамена.

3.3. Экзамен в Гостехнадзоре

Сам экзамен в органах Государственного технического надзора состоит из нескольких частей, во время которых будут проверяться знания правил безопасной эксплуатации транспортных средств соответствующей категории (в данном случае квадроциклов), теоретические знания действующих правил дорожного движения в общем, а также практические навыки вождения.

К практическому экзамену по вождению квадроцикла допускаются только те соискатели, которые успешно сдали теоретическую часть. Проводятся такие экзамены в два этапа – на закрытом автодроме и в обычных условиях использования этого ТС (на пересеченной местности).

Стоит помнить, что количество попыток успешной сдачи госэкзамена ограничено, и после трех неудач придется проходить курс дополнительного обучения езде и правилам, а после предоставить в Гостехнадзор документальное подтверждение этого.

Завершающим этапом становится получение прав категории «А1» на руки под расписку в том же отделе Гостехнадзора, где и был сдан экзамен. Такой документ в соответствии с законом действует на протяжении 10 лет.

Подписывайтесь на наши ленты в

25.02.2011 - 17:32

Мотоциклы, мопеды, скутеры давно стали привычными обитателями наших улиц. А вот их «собратья» - квадроциклы - пока еще не нашли широкого признания среди белорусов. Одновременно с появлением нового для наших широт вида транспорта стали возникать вопросы, касающиеся его управления.

Андрей Лысый:
Два года назад я купил квадроцикл для отдыха. В основном, ездим в лес отдыхать, на речку, за грибами. Когда я покупал его, мне на фирме сказали, что не требуется прав ни категории А, ни категории В. Два года не было проблем. Ходят слухи, что для управления квадроциклом сейчас нужны будут права. Я хотел бы узнать, к какой категории прав они будут относиться.

Прежде чем ответить на вопрос Андрея, давайте выясним, владельцем какого транспортного средства является Андрей. В техпаспорте указано - квадро цикл. И относится он к мотовездеходам, а не к транспорту автомобильного типа.

Александр Коноплицкий, независимый автоэксперт:
Обратимся к органам управления квадроциклом. Под ногами никаких педалей нет - что под правой ногой, что под левой, то есть педалями не управляется. Руль мотоциклетного, или как его называют по-другому, велосипедного типа. Задний тормоз находится под левой рукой - рычаг заднего тормоза, под правой рукой находится рычаг переднего тормоза. Газ на нем управляется курком. Никаких органов управления автомобильного типа на данном транспортном средстве нет. Следовательно, данное транспортное средство - квадроцикл - не приравнивается к автомобилям.

А это означает, что Андрей, как и прежде, может ездить на своем водительском друге без водительского удостоверения. Однако есть небольшое «но».

Станислав Соловей, старший инспектор УГАИ МВД Республики Беларусь:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а кататься на них только на закрытых площадках.

Скорее всего, нашего героя запутал появившийся в новых Правилах дорожного движения термин «квадри цикл».

Станислав Соловей:
Всем участникам дорожного движения нужно внимательно читать Правила дорожного движения и ни в коем случае не вводить в заблуждение других людей.
Что касается квадри циклов, то, согласно изменениям в Правилах дорожного движения, которые вступили в силу с Указом Президента №611, к автомобилям приравниваются квадри циклы, мотоколяски. Это маленькие автомобили, в которых есть руль, коробка передач, педали газа, тормоза, механическая коробка передач, сцепление.

То есть квадри цикл - не что иное, как миниавтомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач, в снаряженном состоянии - не более 550 кг. Для управления им нужны права категории В.

Выходит, что Андрей является счастливым обладателемквадро цикла, или, как его еще называют, мотовездеходом, для управления которым не требуется водительское удостоверение.

А вот стоило ли ГАИ вводить понятия, звучащие практически одинаково, для обозначения в корне разных видов транспорта - вопрос, которым сейчас задаются владельцы квадро циклов и квадри циклов, сообщает корреспондент телекомпании .

Станислав Соловей:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а пользоваться ими только на закрытых площадках.

Телефоны горячей линии телеканала СТВ: городской ( Минск ) 290-66-00 и мобильный ( Velcom ) 8-029-1-600-700.

Вот что нашла на просторах Интернета.
Вопросы по квадроцикламКвадроцикл, пожалуй, самое специфичное транспортное средство. И владение этим транспортом имеет некоторые особенности.
Наиболее часто возникающий вопрос, это нужны ли права для вождения квадроцикла? Этот вопрос самый популярный, и самый «туманный». «Квад» - новый для наших широт вид транспорта, и ПДД он никак не описывается. Квадроцикл не попадает ни под одну водительскую категорию, и единственная группа к которой его можно отнести, это «самоходные машины». По идее, вы должны получить свидетельство о том, что вы имеете право управлять этой «самоходной машиной», но так как выдать такое свидетельство в нашей стране некому, то единственный документ, который должен быть при вас, это документ, доказывающий, что квадроцикл принадлежит вам. Правда, по ПДД выезд на «самоходной машине» на дорогу общего пользования осуществляется только по специальному разрешению, поэтому на дорогу общего пользования на квадроцикле лучше не выезжать.

Что касается технического обслуживания и эксплуатации квадроцикла, то здесь никаких сложностей. Квадроцикл – не космический шатл, это почти мотоцикл, только с четырьмя колесами. Ухаживать за ним сможет любой, а как ухаживать – четко прописано в руководству по эксплуатации. И то, что там написано, необходимо соблюдать, а то пропущенная мелочь может позже обратиться дорогостоящим ремонтом. При эксплуатации квадроцикла очень внимательно нужно отнестись к экипировке. Экстрим экстримом, а вот безопасность – превыше всего.

Если вы вдруг переоценили возможности своего «квада»: брод оказался слишком глубоким, прыжок слишком затяжным, а приземление слишком жестким, вашему квадроциклу может потребоваться ремонт. Чаще всего страдает ходовая часть и подвеска, ведь она воспринимает основную нагрузку. Благодаря уже достаточно широкому распространению квадроциклов, достать запчасти для них не очень сложно, а произвести ремонт квадроцикла легче, чем легкового автомобиля, ведь все узлы, как на ладони.

Если само наличие квадроцикла не кажется вам уникальным и вы хотите сделать его производительнее или привлекательнее - не вопрос. Разнообразие деталей для доработки «квадов» так же широко, как и для легковых автомобилей. Доработать можно и внешний вид, и почти любую деталь. Нужна эффектная внешность? Да пожалуйста, вот вам пластиковые обтекатели, вот вам виниловые наклейки, красивые колесные диски. Не хватает музыки? И это легко исправить. А если хотите сделать свой квадроцикл производительнее, то в вашем распоряжении еще больший перечень запчастей: разнообразные покрышки, детали подвески, защитные экраны и кенгурятники, дополнительная оптика, лебедки, навигационные системы, подогрев сидений и руля и многое другое.

Короче говоря – квадроцикл, это устройство, обслуживание и эксплуатация которого не вызовет у вас никаких проблем. Если учесть то, что в основном квадроцикл это не транспортное средство на каждый день, то при соблюдении всех правил использования, естественный износ наступит не скоро и ваш «квад» будет приносить ни с чем не сравнимое удовольствие очень долго.

Для того чтобы ответить на данный вопрос, для начала лучше определиться с понятиями. Есть 4-х-колесные транспортные средства с элементами управления (педали, коробка передач и пр.), как у автомобиля, и снаряженной массой до 550 кг. Такие транспортные средства называются «квадрициклами». А есть «квадроциклы» — также 4-х-колесные транспортные средства, но привод у них построен по мотоциклетному типу, и такие транспортные средства приравниваются к мотовездеходам, служат для перевозки только водителя.

Нужны ли права?

В данном случае в отношении описанных выше транспортных средств ситуация складывается по-разному. До недавнего времени ситуация была следующей.

Квадрициклы:

  • ➡ Приравниваются к автомобилям;
  • ➡ Могут ездить по автодорогам;
  • ➡ Требуют обязательной регистрации;
  • ➡ Для управления квадрициклом нужны права категории В .

Квадроциклы:

  • ➡ Не приравниваются к автомобилям;
  • ➡ Не имеют права ездить по автомобильным дорогам;
  • ➡ Не требуют обязательной регистрации;
  • ➡ Не требуют прав любой из категорий.

Однако в текущем году в отношении квадроциклов и снегоходов некоторые пункты были пересмотрены, готовятся изменения и дополнения в «Закон о дорожном движении». Планируются следующие новшества:

  • ➡ Введение категории «I» — мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой;
  • ➡ Управление квадроциклам будет разрешено лицам, имеющим любую действущую категорию прав, кроме АМ и А 1.
  • ➡ Квадроциклы нужно будет регистрировать в инспекциях Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Таким образом, получать права на квадроцикл в Беларуси на данный момент не нужно, но нужно быть готовым к тому, что в ближайшем будущем ситуация изменится и затронет, в первую очередь, тех, кто не имеет водительского удостоверения какой-либо категории.

Что будет в случае нарушения установленных правил передвижения на квадроциклах?

Выходит, что квадроцикл можно использовать для езды по бездорожью вне автомобильных дорог. На автодороге квадроцикл можно лишь перевозить в прицепе. При езде по полям, лугам, бездорожью тоже нужно быть внимательным и аккуратным. В противном случае можно заплатить штраф за «порчу сельскохозяйственных культур, насаждений или урожая». Рисковать, ездя на квадроцикле по автодорогам тоже не стоит - за это дают штрафы.

В минувшую субботу такой инцидент случился прямо на АЗС в Фаниполе.

Владельцы задержанных «коней» сняли видео процесса, в нем их вопросы ГАИ оставляет без ответа. Фото и видео опубликовал портал atv-minsk.by .

"Так расскажите, за что вы забираете? - обращается к ГАИ один из мужчин. - Выехал на доп (дорогу общего пользования) - выписали протокол, а дальше что? Мы согласны, на допах, да, нарушил человек. Но почему вы забираете квадроцикл, почему?

Представитель ГАИ, однако, продолжил составлять документы, не комментируя происходящее.

"Если есть подозрение, составьте протокол, запишите номера, сфотографируйте это все, адрес владельца этого квадроцикла, потом приедет эксперт к человеку на дом или в гараж, - говорит другой мужчина. - По требованию можно предоставить, зачем забирать?.. Я понимаю, приказ начальства, но обоснуйте хоть это..."

На сайт ABW.by очевидцы прислали фото из другого района - Минского. В Боровлянском РОВД площадка занята сплошь задержанными квадроциклами. "Фото сделано вчера", - сообщил читатель, приславший фото.

Между тем, квадроциклы не являются запрещенным в Беларуси транспортным средством. Что происходит?

Напомним, что массовые задержания квадроциклов в Беларуси начались после 13 февраля, когда, выступая на заседании Совета безопасности, Александр Лукашенко потребовал жесткого наказания для любителей кататься на квадроциклах и снегоходах по сельхозугодьям. Лукашенко потребовал у министра внутренних дел наказать и забрать транспортные средства у "крутяков".

"Вот и все решение вопроса, - сказал он. - Я хочу, чтобы это мое заявление общество услышало".

Тогда все удивились – где и кто переехал дорогу Лукашенко, чтобы он на фоне множества других проблем вообще задумался о существовании квадроциклов в стране и устроил из этого целую кампанию принудительного хапуна.

Однако не президенту переехали дорогу. Отдых сорвали некому сотруднику КГБ. Вот цитата из интервью председателя КГБ Валерия Вакульчика газете «Советская Белоруссия», в котором он совершил «чистосердечное признание» на сей счет.

«Не так давно произошел случай на Минском море, когда пьяный хулиган на квадроцикле раскатывал по пляжу на высокой скорости, представляя нешуточную угрозу для окружающих. Наш сотрудник, который находился среди отдыхающих в свой выходной день, пресек его действия и задержал буквально на ходу. Хотя это было не просто: правонарушитель переехал его квадроциклом, сломал ногу...» – сообщил Вакульчик.

Интервью Вакульчика вышло в конце декабря. Через месяц Лукашенко дал поручение конфисковывать квадроциклы. Хотя в рассказе о произошедшем обращает на себя внимание фраза «не так давно» применительно к декабрю. Она, скорее всего, указывает на то, что инцидент касался отдыхающих темными осенне-зимними вечерами в местных кафе, а не женщин и детишек, загоравших на пляже. В любом случае, месть за сломанную ногу оказалась масштабной.