Вариатор на "Ниссан Х-Трейл": отзывы владельцев об эксплуатации. Ресурс и срок службы вариатора Nissan X-Trail Есть ли ниссан х трейл автоматом

Автоматическая коробка передач обеспечивает переключение передач без участия водителя в зависимости от скорости автомобиля, от частоты вращения коленчатого вала и от нагрузки. Водителю остается только выбрать режим работы АКП, переведя селектор режима работы автоматической коробки передач в соответствующее положение. При этом на автомобиле с двигателем QR25DE имеется возможность управлять переключением передач вручную.

Автоматическая коробка передач

На автомобили Ниссан Х-Трейл устанавливают автоматические коробки передач двух типов. На автомобилях с бензиновыми двигателями используют бесступенчатую автоматическую коробку передач - клиноременный вариатор (CVT).

Автомобиль с дизельным двигателем может быть укомплектован только гидромеханической автоматической коробкой передач (АКП). Вариатор совместно с дизелем не используется.

Рычаг селектора связан с коробкой передач тросом в защитной оболочке.

Управляет всеми механизмами автоматической коробки передач электронный блок. При этом он контролирует состояние всех своих электрических компонентов. При появлении неисправности на щитке приборов загорится контрольная лампа AT CHECK. Коды обнаруженных неисправностей хранятся в памяти электронного блок управления. Для считывания кодов неисправности к диагностическому разъему необходимо подключить внешнее диагностическое устройство - сканер.

Конструкция АКП «классической» конструкции включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы. Гидротрансформатор выполняет функции сцепления. В процессе работы он наполнен рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передает крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трех колес: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя. Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач. По достижении определенной скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жесткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией. Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.

Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи. Планетарный механизм (передача) состоит из четырех основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни. Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счет блокировки или

разблокировки двух элементов из трех (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.

Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счет давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана. Клапаны открываются в определенной последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости и положения педали газа, от частоты вращения коленчатого вала и др.

Поскольку при работе автоматической коробки передач рабочая жидкость нагревается, для ее охлаждения на коробку установлен теплообменник.

Предупреждение!_

Автоматическая коробка передач - надежный агрегат автомобиля с большим сроком службы, но при условии регулярного технического обслуживания. Причинами сокращения срока службы и выхода ее из строя могут быть:

Попадание во внутренние полости АКП песчинок или других посторонних частиц;

Эксплуатация с нарушенным уровнем рабочей жидкости (как низким, так и высоким);

Применение нерекомендованной рабочей жидкости.
Бесступенчатая автоматическая коробка передач не имеет набора шестерней для изменения передаточных чисел, и представляет клиноременный вариатор (CVT). Вместо шестерен в ней на первичном и вторичном валах установлены шкивы. Каждый шкив состоит из пары подвижных конусов. Специальный механизм позволяет перемещать конусы на валу, сближая или отдаляя их. При этом как бы изменяется диаметр шкива. Конструкция привода подвижных конусов такова, что при уменьшении диаметра одного шкива, увеличивается диаметр второго на такую же величину, и наоборот.

Крутящий момент передается от одного шкива к другому, специальным клиновым ремнем, собранным из металлических пластин. Поскольку диаметры шкивов изменяются синхронно, натяжение ремня не меняется.

Так как диапазон передаточных чисел в такой передаче оказывается симметричным относительно среднего значения (то есть относительно передаточного числа, равного единице), в коробку добавлена дополнительная понижающая передача, чтобы сместить диапазон передаточных отношений вариатора в сторону больших чисел. Передаточное отношение понижающей передачи подобрано таким образом, чтобы трансмиссия была максимально адаптирована к техническим параметрам двигателя (то есть конечные значения передаточных отношений близки к гидромеханической АКП).

Привод конусов - гидравлический, а вместо сцепления используется гидротрансформатор, как и в АКП. Для работы гидравлической системы в коробке установлен насос с цепным приводом.

Несмотря на то, что вариатор подобной конструкции был придуман и запатентован еще в позапрошлом веке, на автомобилях его стали применять сравнительно недавно. Главным образом внедрению новшества мешало отсутствие прочного ремня, способного передавать большой крутящий момент и в тоже время гибкого и износостойкого. При проскальзывании ремня на шкивах происходил интенсивный износ всех рабочих поверхностей привода. Причем, по мере износа деталей разрушительный процесс возрастает. Поэтому долгое время конструкцию коробки использовали только на двухколесном транспорте и на маломощных легковых автомобилях. Применение современных технологий и материалов позволило превратить вариатор в надежный агрегат. Однако вариатор не любит знакопеременные нагрузки. Поэтому, забуксовав на бездорожье в автомобиле с вариатором, самостоятельно выбираться «в раскачку» - не самый подходящий способ.

В процессе эксплуатации автомобиля не реже чем при каждой замене моторного масла в двигателе необходимо убедиться в отсутствии течи рабочей жидкости из коробки передач. При обнаружении течи необходимо устранить неисправность в кратчайший срок. Заменять рабочую жидкость следует в соответствии с планом технического обслуживания.

Автоматическая коробка передач является технически сложным узлом, обслуживать и ремонтировать который целесообразно только на специализированной станции технического обслуживания.

Проверка технического состояния автоматической коробки передач

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Работу выполняем в следующем порядке:

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.

2. Проверяем уровень и состояние рабочей жидкости (см. ниже). Осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек рабочей жидкости:

а) наличие потеков рабочей жидкости в нижней части стыка 1 картера коробки передач и блока цилиндров двигателя свидетельствует о необходимости замены сальника гидротрансформатора.

Замечание

Следует учитывать, что такие же потеки вызовет износ заднего сальника коленчатого вала.

Пониженный (или повышенный) уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач, и даже стать причиной выхода ее из строя. Поэтому в случае обнаружения негерметич-ности коробки передач следует устранить неисправность в кратчайший срок, а в случае необходимости продолжать эксплуатировать автомобиль, следует регулярно проверять уровень рабочей жидкости в коробкепередач.

Б) наличие потеков рабочей жидкости по периметру поддона 2 свидетельствует о необходимости замены прокладки;

В) наличие потеков рабочей жидкости в местах соединения коробки передач с приводами передних колес 3 свидетельствует о необходимости замены сальников приводов.

3. Убеждаемся в исправности и правильной регулировке троса селектора, а также в исправности самого селектора режимов работы автоматической коробки передач. Селектор должен четко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответствовать включаемым режимам. Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения. При обнаружении неисправности необходимо ее устранить.

4. Запускаем двигатель. Переключаем рычаг селектора по очереди во все положения, убеждаясь в работоспособности привода управления коробкой передач. Устанавливаем рычаг селектора в положение N («нейтраль»). Отпускаем педаль тормоза, при этом автомобиль не должен начать движение.

Замечание
Небольшие толчки, возникающие при переключении режимов, не являются неисправностью. Затруднения при переключении режимов работы коробки передач могут быть вызваны неправильной регулировкой привода селектора, большим люфтом в приводе, неисправностью селектора. Если необходимо, отрегулируйте привод, замените неисправный трос привода. Если привод переключения передач исправен, вероятно, неисправна сама коробка передач, и ее необходимо отремонтировать.

5. Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, на автомобиле с дизельным двигателем M9R двигаемся сначала с разгоном, а затем с замедлением при включенном режиме D. Убеждаемся в плавном переключении передач (как в сторону повышения, так и в сторону понижения), в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков при работе коробки, а также самопроизвольного выключения передач при изменении нагрузки. При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков. Проверяем правильность и своевременность переключения передач при движении в различных режимах. Коробка должна работать на всех режимах без сбоев. Повторяем проверку, переведя рычаг селектора в положение М и переключая передачи в ручном режиме.

Замечание_

Рывки при переключении передач во время движения автомобиля, включение передач с ударом, задержки при переключении передач, запах гари от рабочей жидкости, повышенный шум во время работы коробки передач может свидетельствовать об износе подшипников или шестерён фрикционов и о других неисправностях коробки передач. Устранение таких неисправностей связано с необходимостью снятия и разборки коробки передач. Поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

На автомобилях с бензиновыми двигателями

Двигаемся сначала с разгоном, а затем с замедлением при включенном режиме D. При движении не должно быть рывков и различных посторонних звуков. Ускорение должно быть плавным, без провалов. Коробка должна работать на всех передачах без сбоев.

На автомобиле с двигателем QR25DE повторяем проверку, переведя рычаг селектора в положение М и переключая передачи в ручном режиме. Коробка должна работать без сбоев.

На автомобиле с двигателем MR20DE повторяем проверку, включив режим SPORT нажатием на соответствующую кнопку на рычаге селектора режимов автоматической коробки передач. Коробка должна работать без сбоев.

Замечание

Провалы при ускорении автомобиля, запах гари от рабочей жидкости, повышенный шум во время работы коробки передач могут свидетельствовать об износе подшипников или шестерён фрикционов и о других неисправностях коробки передач. Устранение таких неисправностей связано с необходимостью снятия и разборки коробки передач. Поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

6. Включаем передачу заднего хода, переведя рычаг селектора в положение R, и убеждаемся в работоспособности данного режима.

7. При обнаружении неисправности ремонтируем коробку передач на специализированной станции технического обслуживания или заменяем ее в сборе.

Проверка уровня рабочей жидкости

Проверку уровня жидкости в автоматической коробке передач следует выполнять в соответствии с планом технического обслуживания.

Для проверки уровня рабочей жидкости в картере коробки передач выполнен указатель, аналогично тому, как это сделано в двигателе. Но при этом процедура проверки уровня в АКП имеет несколько специфических особенностей. Проверка уровня рабочей жидкости производится на ровной площадке при работающем двигателе и положении селектора в режиме Р или N. Температура рабочей жидкости при этом должна быть около 50-80 *С. Для этого при температуре окружающего воздуха 20 *С необходимо проехать на автомобиле не менее 10 минут в интенсивном режиме, имитирующем движение в городском потоке. Дополнительно перед извлечением указателя уровня необходимо плавно перевести селектор из Р во все положения и обратно.

Проверяем уровень рабочей жидкости в следующем порядке.

1. После прогрева рабочей жидкости в автоматической коробке передач подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, установив его на ровную площадку.

2. Последовательно переводим рычаг селектора через все диапазоны и оставляем его в положении Р или N.

3. Освобождаем фиксатор на ручке указателя уровня рабочей жидкости и извлекаем указатель из направляющей трубки.

4. Визуально и по запаху определяем состояние рабочей жидкости. Затем протираем указатель чи-

стой ветошью, не оставляющей ворса, или специальной бумагой.

Замечание
Во время проверки уровня следует обратить внимание на состояние рабочей жидкости. Отложение липкой пленки на указателе может быть вызвано ухудшением свойств рабочей жидкости из-за перегрева. Такую жидкость необходимо заменить. Потемнение жидкости, появление запаха горелого масла могут предупредить о возникновении неисправности в коробке передач. Металлические частички свидетельствуют об износе трущихся деталей. Во всех случаях необходимо как можно быстрее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

5. Устанавливаем указатель до упора в направляющую трубку так, чтобы выступ на ее ручке был расположен с противоположной стороны от фиксатора на трубке.

6. Повторно извлекаем указатель и определяем уровень рабочей жидкости, который должен быть между метками.

Рекомендация
При необходимости доведите уровень жидкости до нормы через трубку указателя уровня. Доливайте жидкость небольшими порциями по 50-100 мл, проверяя уровень после каждой заливки. Используйте только жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем.

7. По окончании проверки устанавливаем указатель в коробку передач, так чтобы он надежно удерживался фиксатором.

Замена рабочей жидкости

Работу выполняем в соответствии с планом технического обслуживания. Необходимость в замене рабочей жидкости в автоматической коробке передач может потребоваться при ухудшении ее свойства (см. выше) на автомобилях с большим пробегом.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, широкая емкость вместимостью не менее 8 литров, для отработанной жидкости, новая уплотнительная прокладка под пробку сливного отверстия, мерная емкость.

Работу выполняем в следующем порядке.

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту, устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

2. Снимаем защиту картера двигателя (в случае если защита установлена).

3. Устанавливаем емкость под сливное отверстие в поддоне картера коробки передач.

4. Ключом на 19 мм ослабляем затяжку пробки сливного отверстия, отворачиваем пробку и сливаем отработанную жидкость в емкость.
5. Когда жидкость перестанет вытекать, заворачиваем пробку в отверстие с новой прокладкой и определяем количество слитой жидкости.

6. Заливаем в коробку передач такое же количество новой рабочей жидкости через направляющую трубку указателя уровня.

7. Проверяем уровень рабочей жидкости, при необходимости доводим его до нормы (см. выше).

Не будет секретом, если сказать, что одним из наиболее популярных кроссоверов у нас в стране является . Данный автомобиль сочетает в себе массу полезных для владельца качеств, к которым можно отнести комфорт, удобство, универсальность и неплохую для городского автомобиля проходимость, а также надежность.

Немалую роль в обеспечении этих качеств играет автоматическая трансмиссия. Далее мы попытаемся разобраться какими автоматическими трансмиссиями комплектовался этот автомобиль, а также какие особенности устройства, эксплуатации и ремонта они имеют.

Год выпуска Тип трансмиссии Двигатель Модель АКПП
2000-07 4 SP FWD/AWD L4 2.0L RE4F04B
2000-11 4 SP FWD/AWD L4 2.0L 2.5L RL4F04A
2001-14 4 SP FWD/AWD L4 2.0L 2.5L RL4F04A/RE4F04A/B
2002-15 CVT FWD/AWD L4 2.0L 2.5L JF011E
2007-15 6 SP AWD L4 2.0L JF613E
2013-14 CVT FWD L4 2.0L 2.5L JF016E
2014 6 SP FWD L4 1.6L MPS6i(6DCT451)
2014-16 CVT FWD L4 1.6L JF017E
2014-16 6 SP FWD L4 1.6L PS250 (6DCT250)

Первые поколения Nissan X-trail вплоть до 2014 года комплектовались надежными и проверенными гидромеханическими АКПП RE4F04B . Данная АКПП RE4F04A разработана компанией Jatco в 1993-м году для 3-х литровой Максимы на основе использования опыта создания коробки JF403E, которую сделали в 1990-м для Исудзу.

Позже этот агрегат стали ставить на другие популярные авто Ниссан и Инфинити с двигателями до 3-х литров, включая Nissan X-trail. Данная серия автоматических коробок переключения передач имеет следующую кодификацию параметров в своем обозначении:

L — гидравлическое управление переключением передач. Е — (RЕ 4F04 B) — электрическое, с помощью соленоидов.

4 — количество скоростей.

F — передний привод,

04 — класс по передаваемому крутящему моменту.

B — под-модификации, адаптированные под разные машины, разные требования, поздние варианты.

Это семейство 4-х ступенчатых АКПП используется на переднеприводных машинах с двигателями от 2-х до 3-х литров, включая Nissan X-trail. В обиходе мастера данный агрегат называют его «04-й Ниссан». По праву это одна из лучших коробок Jatco по сочетанию: надежность/цена. Аналогичные агрегаты конкурентов существенно уступают по многим параметрам коробке от Jatco.

С 2000 по 2003 гг. было переиздано несколько модификаций с литерой «B» — RE4F04B, под более мощные двигатели (Инфинити, Мурано до 3.5 л), а потом и «V»- RE4F04V. Однако, 4-х ступенчатые коробки не смогли конкурировать в этом классе машин по комфортности с вариаторами и 5-ти ступками. Поэтому с 2006-го эту семью коробок перестали выпускать.

Данные коробки комплектуются типично джатковскими металлическими фильтрами с открытой сеткой, которые не требуют замены долгие годы, конечно если не допускать критического перегрева масла. До 2003 года они имели заборник 10 мм, а после 2003 появился вариант с глубоким поддоном и заборником 34 мм. На этой АКПП фильтр, как правило, меняют редко, чаще промывают, несмотря на то, что Джатко рекомендует менять его из-за утраты маслом эксплуатационных качеств.

Для переборки заказывают универсальный рем. комплект прокладок и сальников (Оверол Кит), они для RE4F04B и RE4F04A могут различаться, в зависимости от года выпуска. Разница всегда указана в наименовании рем. комплекта.

Эксплуатация АКПП с перегретым маслом приводит к замене фрикционов всем комплектом. Фрикционные комплекты тоже различны для коробок до и после 2000 года по диаметру фрикционов пакета Реверс (139мм или 147мм).

Набирая большие пробеги данная коробка приобретает характерные неисправности. В частности, данная АКПП, работая с мощными двигателями, на больших пробегах требует замены фрикционной накладки гидротрансформатора. Ее повышенный износ приводит к засорению клеевым составом гидроблока, а также провоцирует сильные вибрации на валу насоса, нарушая целостность его сальника. Затем выходит из строя и сам насос. Если вы обнаружили текущий сальник гидротрансформатора, то проблемы очевидны.

Если машина пришла в ремонт с горелым маслом, то заменяются все фрикционы комплектом. Редко, когда заказывают комплект стальных дисков. Для ремонта этой трансмиссии подходят многие детали от АКПП JF506E .

Типичный проблемный узел этого автомата — задний планетарный ряд (Rear Planet), в котором срезаются шлицы. Встречается на больших пробегах на машинах с двигателями, реализующих максимальный крутящий момент.

При больших пробегах рекомендуется устанавливать внешний фильтр тонкой очистки. Такой фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ пар трения. Это рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку. Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов также удерживает продукты износа клеевой основы фрикционной накладки гидротрансформатора.

Это защищает соленоиды и клапаны гидроблока от зависания и износа. Благодаря магниту, установленному в фильтр, удерживается металлическая пыль от износа шестерней планетарного редуктора, а также предупреждается срабатывание перепускного клапана, причиной которого является сильное загрязнение. Наружный фильтр значительно облегчает эксплуатацию АКПП и обеспечивает приемлемый уровень очистки масла при его регулярной замене/очистке. Если долго ездить с изношенным гидротрансформатором и подтекающим сальником насоса, то вырабатывается втулка крышки насоса. Впоследствии вибрация разбивает по цепочке остальные втулки. Меняют весь комплект из 10 втулок. Если игнорировать неисправность дальше, то потребуется новый (восстановленный) масляный насос.

Еще одной проблемой могут стать соленоиды, которые меняют комплектом. Срок жизни соленоидов Джатко не слишком высок и к 200 тыс. км доживают не все. При этом соленоиды нагружены неравномерно. Первыми вырабатывают свой ресурс пара самых нагруженных. Однако, меняются они всем комплектом. В 2000-м году выпустили блок соленоидов новой конструкции.

Пакет фрикционов High Clutch гораздо интенсивней изнашивает расходники и чаще требует их замены, нежели Forward Clutch. Стальной диск High является лидером по заменам и сгорает вместе с упорным диском. Горелое масло является верным признаком замены этих дисков. При горелом масле от перегретых дисков пакета High рекомендуется менять полный комплект фрикционов.

Если проблему запустить, то приходится менять и барабан High. В ряде случаев для экономии, чтобы лишний раз в последствии не разбирать агрегат, меняют еще пару фрикционов пакета Реверс. У остальных пакетов чуть больший ресурс. Гораздо реже в замене нуждается барабан (Реверс), на котором срывает шлицы, особенно в модификациях RE4F04B с 2000-го года.

Масляное голодание, возникающее из-за подтеканий масла через сальники, приводит к серьезным поломкам. Поэтому целесообразно заказывать полный ремкомплект прокладок и сальников, дабы избежать утечек масла. При этом обязательно меняют сальники насоса и полуоси, особенно при обращении на капремонт повторно с аналогичной проблемой.

Очень редко под замену идет гидроблок, так как чаще всего его просто ремонтируют и очищают. Также крайне редко меняется сепаратор обгонной муфты. Все это достаточно надежные узлы, а вырабатывают они свой ресурс зачастую с помощью крайне «забывчивых владельцев».

В целом, оценивая данную коробку, можно смело утверждать, что это один из наиболее удачных и долгоживущих агрегатов, который убивает только откровенно вредительская эксплуатация. Как правило, на ремонт с этими коробками приезжают на больших пробегах, либо с поддоном полным металлической стружки и обломков деталей, либо со сгоревшим маслом, но даже в этом случае данная АКПП вполне ремонтопригодна.

Продолжение следует…

ЦЕНЫ

ПРИМЕРЫ ПОСЛЕДНИХ РАБОТ

КАК ПРОИСХОДИТ РЕМОНТ В AKPP-SERVICES

Разбирая CVT, в первую очередь снимается гидроблок. В 90% случаях обнаруживается полный поддон стружки + на магнитах ежики. Визуально видно что конуса в задирах, 100% следствие того что в масляном насосе заклинен редукционный клапан.

Снимается передняя часть вариатора – колокол. Мы видим муфту переднего хода и фрикционы заднего хода. Фрикционы муфты переднего хода имеют явные следы пробуксовки (сгоревший фрикционный материал). Дальнейшая разборка подтверждает наши выводы, что конуса имеют повреждения (надраны) и ремень имеет явные следы износа.

Достаем из коробки сборку конусов с ремнем, аккуратно снимаем ремень. При прокручивании ремня ленты на которых он собран издают щелчки, что говорит об их растянутости.

Снимаем масляный насос, с трудом достаем редукционный клапан, заклинивший в промежуточным положении, что является типичной неисправностью этих вариаторов.
Разбираем ведущий конус и видим, что в металлических направляющих шариков имеют явные следы износа и разрушения. В этом случае приходится менять конус, так как каналы в которых они работают, появились раковины. Если с этим проблем нет, тогда ограничиваемся шлифовкой рабочей поверхности. Осматриваем подшипники конусов, даже если они не имеют явных следов износа беговых дорожек – они все равно меняются, так как невозможно предсказать, когда они выйдут из строя.

Этапы ремонта:
— отмываются все детали (в том числе корпуса) и подготавливаются к установке.
— Меняем алюминевую вилку следящего механизма (chain follower) если она имеет износ рабочей полки
— Замена приводной цепи масляного насоса, если она растянута
— ремонт корпуса (при необходимости)
— замена приводных шестерен CounterShaft MainShaft (при необходимости)
— замена центральной ступицы Stator (в случае разрушения подшипника центральной ступицы)
— замена входного вала Input shaft (при необходимости)
— замена задней крышки End cover (при необходимости)
— в первую очередь меняется прокладочный ремкомплект
— ведущий конус (Primary Pulley) – меняется, в случае если невозможно восстановить родной (имеет критический износ рабочей поверхности).
— масляный насос – восстановление до рабочих характеристик (ресурс от нового составляет 80%) или замена на новый масляный насос
— ставится комплект новых подшипников
— ставится новый ремень (belt)
— ставится комплект новых фрикционов и стальных дисков
— сборка вариатора происходит в обратной последовательности
— ремонт гидротрансформатора (собственный цех Translock — никуда не возим на сторону!)

Последний и один из самых главных этапов – ремонт гидравлического блока управления. Подразумевает под собой восстановление отверстий под плунжера (клапаны) изношенных от попадания стружки и металлической пыли. Герметичность клапанов в гидроблоке проверяется на вакуумном стенде. Электромагнитные клапана регуляторы давления A и B (соленоиды) подвергаются ультразвуковой очистки и, при необходимости, производится их замена, либо сразу меняется комплект соленоидов. Работоспособность шагового электромотора (степ мотора) проверяется в каждом случае индивидуально, потому что когда появляются ошибки по степмотору – это необязательно указывает на его неисправность. После ремонта гидроблок устанавливается на вариатор.
ставятся новые фильтра, поддон.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В случае капитального ремонта коробка передач демонтируется с автомобиля. На этом этапе механик тщательно осматривает состояние всех систем, обслуживающих коробку передач, опор крепления силового блока и т.д.

После демонтажа с автомобиля АКПП поступает на участок капитального ремонта. Следует отметить, что на этом участке, так же как и на всех предыдущих, работают опытные мастера, которые имеют высшее техническое образование (инженерно-физическое). Здесь происходит ремонт вариатора Ниссан Х-Трейл, и после промывки и просушки всех деталей проводится их дефектация, т.е. определяется возможность дальнейшего использования каждой детали или необходимость её замены.

При желании любой заказчик может присутствовать как при разборке коробки передач, так и во время дефектации её деталей. По окончании этой процедуры составляется ведомость заменяемых деталей, которая затем в обязательном порядке согласовывается с заказчиком. Следует особо отметить, что во время капитального ремонта необходимо, независимо от состояния АКПП, заменить все уплотнения и прокладки. Использование оригинальных запасных деталей только фирм-производителей коробок передач увеличивает срок службы отремонтированной АКПП Nissan X-Trail, но приводит к значительному увеличению стоимости запасных частей. Добиться наиболее оптимального сочетания соотношения “цена-качество” позволяет использование деталей «aftermarket», т.е. компаний, специализирующихся на производстве запасных частей к автоматическим коробкам передач.

Установка производится с учетом всех технических требований. На этом этапе происходит замена вышедших из строя элементов крепления и вспомогательных систем обслуживания коробки передач. Кроме того, во время установки выполняются предварительные регулировки элементов внешней части системы управления.

Выходная диагностика и обкатка автомобиля. Они проводятся по тем же самым методикам, что и входная диагностика. Кроме того, из памяти блока управления стираются все ранее появившиеся коды неисправностей.

В автомобильном сообществе сложилось стойкое предубеждение против вариаторных коробок передач: считается, что коробки недолговечны, быстро ломаются, требовательны к условиям эксплуатации и непригодны для установки в автомобили с мощным двигателем. Компания Nissan постаралась развеять это предубеждение, поставив коробку CVT в достаточно мощный вседорожник Икс-Трейл.

Интересно: согласно техническому паспорту, вариатор до первого «серьёзного» технического обслуживания должен проработать без поломок до 100 тыс. км. пробега. А при своевременной замене трансмиссионного масла и проведении прочих сервисных процедур у Ниссан Х Трейл ресурс вариатора, теоретически, неограничен.

Если эксплуатировать коробку правильно, шкивы подвержены минимальному истиранию, цепь коробки подлежит замене с периодичностью около раза в год, а диагностику машины, в том числе и коробки передач, следует проводить раз в полгода.

Причины мнений о «ненадежности» коробок

Существует две основных причины, по которым то или иное автотехническое решение приобретает репутацию ненадежного:

  • неправильная эксплуатация;
  • допущенные разработчиком конструктивные недочеты, в результате которых детали испытывают повышенный износ, или водитель получает возможность эксплуатировать узлы в нестандартных режимах, вредя коробке и двигателю.

На практике на «ненадежность» вариатора жалуются водители, не ознакомившиеся с правилами эксплуатации коробки. Особенно это касается любителей быстрой, резкой езды, и уличных гонок: среди последних «ненадежность вариатора» стала притчей во языцех.

Причина этого очевидна. При резком старте с пробуксовкой и ревом мотора, когда коробка эксплуатируется в экстремальном режиме, входящий в ее конструкцию, стальной ремень проскальзывает на шкивах, повреждая и царапая металл. Далее, в ходе быстрой езды, образовавшаяся металлическая стружка попадает в масло, не успевая осесть в фильтре коробки, проникает в каналы и механизмы коробки, выводя ее из строя полностью. Так можно «убить» даже еще почти новую коробку, с не до конца выработанным ресурсом.

Больше везет с вариаторами автомобилистам-новичкам, которые, как правило, тщательно изучают инструкцию к автомобилю и правила эксплуатации коробки такового. У них коробка может «ходить» десятилетиями, проходя периодические плановые ТО.

Обзор вариатора Nissan X-Trail

История

Бесступенчатая передача – идея отнюдь не новая, и была известна еще в средневековье. В частности, ее отражал в своих чертежах Леонардо да Винчи. И коробка CVT воплощает эти идеи в современном, высокотехнологичном исполнении.

Вариатор Jatco на Ниссан Х Трейл начали ставить около 10 лет назад, и с тех пор производителем, автосервисами и автомобилистами уже накоплен солидный опыт по эксплуатации этих коробок, ремонту и устранению различных проблем.

Устройство коробки

В основе вариатора Ниссан лежит принцип клиноременной передачи: в коробке имеются состоящие из двух конусов шкивы, соединенные специальным ремнем, который и отвечает за передачу . Передаточное число коробки меняется за счет изменения расстояния между ведущим и ведомым шкивами, чем занимается специальный шаговый мотор коробки. Кроме того, в состав коробки CVT входят планетарные шестерни, отвечающие ща включение задней передачи.

В корпусе коробки CVT от Jatco скрыто несколько основных элементов:

  • вариаторные шкивы;
  • соединяющий их стальной ремень;
  • клапаны и соленоиды коробки ;
  • планетарные шестерни;
  • пакеты муфт для заднего хода и режима Drive коробки;
  • помпа высокого давления;
  • контрольный блок коробки.

Крайне упрощенно вариатор можно сравнить с цепным велосипедным приводом, где есть ведущая и ведомая звездочки, соединенные цепью, только вместо звездочек – шкивы, а вместо цепи – ремень коробки.

Входной шкив коробки имеет соединение с двигателем в виде муфты, всегда работающей в режиме D. Вторичный вал коробки при работе толкается первичным за счет передаваемого специальным ремнем усилия.

Ремень коробки состоит из множества соединенных друг с другом плотной стальной лентой стальных же сегментов.

Важно: ремень коробки – толкающий. Это значит, что передаваемое им от первичного шкива усилие толкает вторичный, а не тянет его за собой.

Предполагается, что ремень коробки мало подвержен износу, поскольку сталь очень прочная и не сжимается. Весь ременной элемент коробки работает как одно стальное тело, передающее крутящий момент.

Если нужно изменить передаточное число, модуль контроля трансмиссии (TCM) изменяет расстояние между шкивами коробки, в результате чего:

  • первичный шкив коробки вращается медленнее – передача понижается;
  • быстрее – повышается.

Если нужно переключиться на задний ход, задействуется планетарная передача коробки (в обычном режиме движения она пассивна). При этом возможность смены передаточного коэффициента коробкой заблокирована в целях безопасности – чтобы избежать случайного разгона при движении задним ходом.

Крайне важно создать в коробке высокое давление, чтобы избежать проскальзывания ремня и повреждения металлических поверхностей. Для этих целей используются специальные технологические приемы и особые трансмиссионные жидкости.

Номинальное давление, развиваемое масляной помпой коробки – 55 бар, а максимально возможное – до 60. В коробке CVT применяется несколько регуляторов, обеспечивающих показатели:

  • максимум 4 бар – для смазочно-охладительной системы коробки;
  • до 10 бар – для блока гидротрансформатора ;
  • до 15 бар – для сцеплений коробки.

Типичные неполадки

Для вариаторов на Икс-Трейл характерен ряд типичных неисправностей, часть из которых – сугубо «возрастная» или связана с плохим обслуживанием коробки.

Шум из недр коробки

Это происходит из-за износа и разрушения подшипников коробки. Когда такое происходит, водитель слышит издаваемый коробкой гул. Обычно это случается при пробеге около 50 тыс. км., и устраняется только заменой поврежденных элементов.

Подшипники коробки способны прийти в негодность, если в систему попали продукты износа (металлическая стружка и прочие посторонние примеси). Поэтому желательно .

Важно: вместе с подшипниками коробки желательно и заменить ремень, в профилактических целях.

Последствия разрушения подшипников коробки:

Для полной замены понадобится 2 четырехлитровых канистры – с небольшим запасом.

Когда нужно менять масло в вариаторе X-Trail
В среднем, замена масла в вариаторе Ниссан Икс Трейл Т31 рекомендуется через 50-60 тыс. км. пробега. Некоторые водители пытаются предотвратить возможные неисправности коробки, меняя жидкость уже через 40-50 тыс. км, но эта мера видится излишней.

  • На следующем этапе демонтируется поддон и сливается остаток жидкости.

Его нужно очистить от металлических отходов и пыли, скапливающихся на намагниченном специально для улавливания посторонних частиц дне поддона коробки.

  • Меняется старая прокладка.
  • Далее удаляется старый масляный фильтр коробки и ставится новый.
  • После установки фильтра проводится обратная сборка.


Вариатор Ниссан Х Трейл представляет собой конструктивно сложный агрегат, состоящий из множества деталей и механизмов. В отличие от классического автомата, трансмиссии CVT более чувствительны к ошибкам, допускающимся при эксплуатации. В этой статье вы можете узнать о неисправностях, минусах, а также правилах, которые необходимо учитывать при использовании коробки передач.

[ Скрыть ]

Устройство и принцип работы

Для начала разберем устройство и принцип действия вариаторной коробки передач. Если вы не знаете, как выглядит КПП CVT и как отличить его от АКПП, то второй тип трансмиссии ставится только на внедорожники, оборудованные дизельными двигателями. Кроме того, вариаторный тип коробок передач оснащается дополнительными ручками для переключения и понижения передач. Других визуальных отличий нет.

На автомобили Nissan X Trail 2007, 2008, 2010, 2011 и других годов выпуска ставятся вариаторные трансмиссии двух типов. Это может быть модель RE0F06A либо RE0F10A, который разработчики стали ставить на более новые авто. Второй вариант отличается оснащением более легких по массе шкивов и использованием однопоршневого вала.

При производстве конструкторы увеличили уровень давления в контуре ведущего шкива до 60 кг/см. Также была улучшена внешняя частота обработки, что способствует предотвращению адгезии рабочей смазки. В вариаторах Ниссан Х Трейл 141, 144, 169 л. с. применяется более расширенный диапазон передаточных чисел, при этом разработчики полностью модернизировали систему гидравлического управления.

Об особенностях работы вариаторных коробок передач во внедорожниках Х Трейл узнайте из видео, снятого каналом NenaRockOff.

По своему устройству в целом вариаторные КПП Х Трейл в кузове T31 и T32 2012, 2014, 2015 и других годов выпуска можно упрощенно сопоставить с конструкцией цепного привода велосипеда. В CVT используется металлический ремень, перемещающийся по поверхности двух валов. Чтобы изменить величину передаточного числа, меняется диаметр этих элементов. Первичный вал трансмиссии соединяется посредством муфты, подключенной в положение D. Входной шкив воздействует на вторичный, толкая его с помощью ремешка, который конструктивно состоит из множества стальных сегментов.

В соответствии с режимом управления транспортным средством, поверхности между шкивами меняются под воздействием управляющего модуля. Благодаря его правильной работе ремень может вращаться на первичном валу медленнее, если имитируется пониженная скорость, либо быстрее — если повышенная. Посредством изменения положения вала управляющий модуль может добиться любого коэффициента.

Срок службы

Теперь разберем, сколько в среднем составляет срок службы новой вариаторной КПП в авто 2016, 2019 года выпуска с объемом двигателя 2 литра. В официальном руководстве указывается, что CVT этих машин в среднем служат не менее 100 тысяч км до первого планового ремонта. Такой ресурс возможен при правильной эксплуатации коробки передач и своевременной замене трансмиссионной жидкости, которую производитель рекомендует выполнять каждые 6 месяцев.

Если обслуживание будет выполняться вовремя, то надежный вариатор Х Трейла прослужит значительно дольше. Необходимо только периодически проверять его работоспособность и хотя бы один раз в год выполнять диагностику состояния цепи.

Распространенные проблемы и их устранение

Вышедший из строя конус вариатора

Прежде чем проверить и отремонтировать вариатор, ознакомьтесь с признаками его поломки:

  • при езде по ровному покрытию машина пробуксовывает;
  • на контрольном щитке авто в салоне появился индикатор активации аварийного режима функционирования;
  • транспортное средство сбрасывает обороты двигателя, при этом из трансмиссии доносится гул;
  • возникли проблемы при переключении передач, рычаг вовсе не переключается либо переключается, но с трудом;
  • снижается мощность машины, водитель жмет на педаль газа, а мотор авто не набирает обороты, а только громче гудит;
  • в районе селектора коробки передач появилась вибрация, она может присутствовать постоянно или периодически;
  • появляются рывки, когда водитель переключает селектор КПП в другое положение.

Неправильная эксплуатация и обслуживание приводит к появлению проблем в работе машин и необходимости выполнения ремонта. В своих отзывах владельцы Х Трейлов часто делятся тем, что после замены трансмиссионного масла коробка передач гудит, а автомобиль дергается или вовсе не едет. Разберем неисправности, характерные для КПП японских внедорожников.

Шум

Одной из самых распространенных проблем вариаторных коробок передач Х Трейл t31 либо в другом кузове является поломка подшипниковых деталей. Когда ресурс эксплуатации устройств подходит к концу, из трансмиссии начинает доноситься шум. На практике это обычно происходит через 50 тысяч километров пробега. Выход из строя подшипников обычно связан с конструктивными особенностями вариаторных коробок.

В результате быстрого изнашивания, если у водителя не получается правильно использовать CVT, продукты износа забивают масляные каналы агрегата. Два фильтрующих устройства с магнитами не смогут притянуть к себе всю металлическую пыль. Стружка в итоге оседает в каналах трансмиссии и забивает их, что приводит к необходимости замены подшипниковых деталей.

Если снизить интервал замены трансмиссионной жидкости до 30 тысяч км пробега, как советуют некоторые автолюбители, это не решит проблему и не поможет увеличить ресурс эксплуатации подшипников.

Подшипник вариаторной трансмиссии Ниссан

Потеря мощности

С проблемой снижения мощности автовладельцы обычно сталкиваются, когда своевременно не меняют трансмиссионную жидкость. Скорей всего, причина кроется в засорении масляных каналов, что приводит к необходимости выполнения не только смены расходного материала, но и промывки агрегата. Выполнять проверку работы коробки передач надо после того, как вы убедитесь в работоспособности двигателя и основных узлов, влияющих на падение мощности. Речь идет о топливном фильтре и всевозможных датчиках. При замене масла в коробке передач надо максимально удалить все продукты износа и загрязнения из КПП, в противном случае машина в дальнейшем продолжит терять «тягу».

Езда рывками

Наличие ощутимых рывков во время движения может свидетельствовать об использовании некачественного трансмиссионного масла или его недостатке в агрегате.

Если уровень в норме, а качество жидкости хорошее или удовлетворительное, рекомендуем выполнить диагностику гидравлического клапана. При его поломке автомобиль будет дергаться 1-2 раза на один пройденный километр при включенном круиз-контроле. Доверить проверку лучше специалистам, имеющим необходимое оборудование.

Замена вариатора

При желании автовладелец может произвести замену вариаторной трансмиссии на механику. Механические коробки передач в силу своих технических характеристик и конструктивных особенностей более надежны, в отличие от CVT. Но замену коробки необходимо выполнять только на специализированном сервисе у квалифицированных мастеров. При смене агрегата потребуется перепрошить и адаптировать управляющий модуль под работу с механикой. В противном случае блок управления будет постоянно выдавать ошибку, а сама вариаторная трансмиссия станет работать нестабильно. Будут проявляться рывки, толчки и вибрации. Если замена будет выполнена некорректно, то завести двигатель не получится.

Подробнее о ремонте CVT узнайте из ролика, снятого каналом DDK Motor.

Инструкция по эксплуатации

Ниже разберем инструкцию, которая позволит правильно пользоваться и ездить на автомобиле с вариаторной коробкой передач.

Необходимо помнить о следующих мерах предосторожности:

  1. Когда силовой агрегат функционирует на холостом ходу, переключать режимы КПП надо плавно. При переключении металлический ремень коробки передач автоматически переводится на необходимую шестеренку. Если переход будет слишком резкий, ремень изнашивается быстрее. Это приводит к быстрой выработке ресурса трансмиссии и снижению ее срока эксплуатации.
  2. Не начинайте движение с места нажатием педали газа до упора. Это подвергает конструкцию коробки передач высоким нагрузкам, из-за чего возможно повреждение деталей.
  3. Чтобы не допустить появления неисправностей, лучше избегать постоянной езды на повышенных оборотах.
  4. Не буксируйте другие автомобили или прицепы.
  5. Не включайте и не отключайте заднюю передачу до полной остановки машины.
  6. Исключите пробуксовку колес. Часто автомобили буксуют, когда застревают в грязи или в сугробах. Нельзя пытаться выехать из препятствия враскачку, поочередно включая режимы R и D. Лучше включить нейтральную передачу и попросить кого-то вытянуть машину из препятствия.

Запуск двигателя зимой

Эксплуатировать CVT в холодное время года необходимо с особой внимательностью. При низких отрицательных температурах двигателя транспортного средства прогревается на холостом ходу, но эффективно нагреть таким образом трансмиссию не удастся. Коробка передач оптимально прогревается во время езды. Но ехать сразу же после запуска двигателя на повышенных оборотах не следует. Запустив мотор, водителю необходимо нажать на педаль тормоза, после чего переключить селектор коробки передач в положение R либо D. Это позволит быстрее прогреть агрегат, но первые 10-15 минут после запуска ДВС рекомендуем двигаться медленно.

В жару или при нагрузке

При эксплуатации автомобиля в жаркое время года водителю необходимо регулярно проверять уровень масла и его состояние в коробке передач. При работе в условиях высоких температур смазочное вещество быстрее теряет свои свойства. Для охлаждения агрегата используется специальное радиаторное устройство. Автовладелец должен периодически выполнять его диагностику и следить за тем, чтобы узел работал в чистоте. В противном случае возможен перегрев агрегата, который приведет к его поломке.

Как не допустить проблем в работе вариаторной трансмиссии, узнайте из ролика, снятого каналом AnTiNooB Stream / Live.

Обслуживание

Вкратце о нюансах, которые надо учесть при обслуживании модели Икс Трейл с CVT.

Диагностика

Для выявления неисправностей в работе вариаторной трансмиссии желательно воспользоваться компьютерной диагностикой с помощью ноутбука и специального ПО. Коды ошибок, полученные в результате проверки, надо расшифровать и определить поломку.

Необходимо произвести более детальную диагностику вариаторной трансмиссии, если масло в нем слишком темное или от него доносится запах гари. В результате ремонта потребуется также промывка агрегата. Если диагностика показала наличие продуктов износа в коробке передач, то потребуется замена радиаторного устройства и промывка его магистралей.

Канал «Сервис, ремонт, диагностика Ниссан» в своем видео показал процесс диагностики и ремонта вариаторной трансмиссии в Х Трейле.

Замена масла и фильтра

Какие нюансы следует учесть при замене смазки:

  1. Если выполняете процедуру замены трансмиссионного масла в гаражных условиях, то для залива используйте только оригинальный продукт CVTF+4. По данным производителя, применение других смазочных веществ может привести к неисправностям в работе трансмиссии. Специалисты рекомендуют выполнять и замену фильтрующего устройства при смене смазки.
  2. Будьте осторожны при заливе жидкости, чтобы не перелить ее. Если уровень смазки будет выше нормы, это приведет к увеличению давления в коробке передач. В итоге автовладелец столкнется с проблемой выдавливания пробки и отверстия, что станет причиной утечки расходного материала. При такой проблеме могут возникнуть скрипы в работе трансмиссии, однако из-за хорошей шумоизоляции салона транспортного средства водитель их не услышит.
  3. Всегда следите за уровнем смазки в системе. Если коробка передач функционирует без смазочного вещества из-за утечки, то она выйдет из строя уже через полчаса при работе на «сухую». Восстановление агрегата будет невозможным.

Канал АКПП Технология Ремонта в своем ролике показал, как самостоятельно можно восстановить работоспособность вариаторной трансмиссии в ниссан Х Трейл.

Преимущества и недостатки

Разберем все плюсы и минусы, характерные для вариаторных трансмиссий Х Трейл.

Преимущества:

  1. В этой модели авто используется более простая по конструкции коробка передач, чем у предшественников. Модель вариатора RE0F10A характеризуется упрощенным устройством, что позволяет автовладельцам самостоятельно выполнять диагностику и обслуживание агрегата.
  2. Конструкторы сделали упрощенный доступ к коробке передач. При замене масла автовладелец сможет самостоятельно демонтировать фильтрующее устройство грубой очистки и выполнить его промывку.
  3. CVT Ниссанов оснащаются магнитами, установленными в поддоне, наличие которых позволяет притянуть к себе продукты износа в виде металлической стружки.
  4. В новых моделях Ниссан Х Трейл необязательно прогревать жидкость при запуске двигателя. Конструктивно коробка передач включает в себя дополнительный подогреватель смазки, который автоматически активируется при пуске силового агрегата.
  5. Благодаря использованию в вариаторных трансмиссиях RE0F10A однопоршневого вала, уменьшается вес шкивов значительно, что снижает их изнашиваемость.
  6. Наличие воздушного радиатора в конструкции. Это позволяет снизить адгезию, вспенивание трансмиссионной жидкости, а также снизить температуру работы вариатора, чтобы не допустить его перегрева.
  7. Надежность устройства.
  8. О расходе топлива есть много отзывов. Если сравнивать с механической трансмиссией, то машины с вариаторами потребляют больше горючего. Но если сравнить с традиционным автоматом, то автомобили с вариаторами «кушают» меньше топлива. Это обусловлено отсутствием ступеней в CVT.
  9. Машина с вариаторной КПП разгоняется плавно. Причем сам разгон на таких авто происходит более быстро благодаря отсутствию передач.
  10. Простота управления.
  11. CVT относится к категории самых экологичных коробок передач. По сравнению с традиционными автоматами и механическими коробками передач машины с вариаторами выбрасывают в атмосферу меньше вредных веществ.
  • чувствительность к неправильной эксплуатации;
  • дороговизна ремонта и обслуживания;
  • поломка одного из датчиков в конструкции вариаторной трансмиссии приведет к неработоспособности агрегата в целом.

Стоимость вариатора

Средняя цена вариатора Ниссан Х Трейл RE0F10A на сегодня составляет около 80 тысяч рублей. Подержанную трансмиссию можно приобрести дешевле.