Рассказывание по картине «Строим дом. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».docx - Конспект занятия в логопедической группе на тему: Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

Цель:
- учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, совершенствовать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- воспитывать уважение профессии строителя;
- показать возможность создания образа с помощью веревки, развивать воображение и творчество.
Демонстрационный материал : картина «Строим дом» (серия «Мы играем» автор Е. Г. Батурина) и рисунки образцы…
Раздаточный материал: фланелеграф но количеству детей, веревочки разного цвета.
Предварительная работа: на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате.
Игры детей со строительным материалом.
Словарная работа: везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.

Ход занятия

1. Рассматриваем картину «Строим дом».
Вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют. строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал: разгружает машину: помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
А по-другому как можно сказать? (Везет машину с кукольной мебелью: играет вместе с мальчиками.)
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для рассказа интересный конец, что дети будут делать дальше. Если дети затрудняются придумать концовку, я предлагаю образец: «Дети построили дом и поселили в нем кукол. Хорошо куклам в новом и уютном доме!»
Физкультминутка «Пильщики»
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
2. Дети, поселили кукол в новый дом. А чтобы куклам в просторном доме жилось уютно и весело, давайте мы с вами нарисуем для них разные картины с веревочками.
3. Предлагаю детям рассмотреть рисунки-образцы нарисовать веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем перенести изображение на фланелеграф. Дети выполняют работу. По окончании работы рассматриваем, отмечаем наиболее выразительные, творческие, самостоятельные.

Тема.

Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели.

Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели.

Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование.

Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа.

Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

СТРОИМ ДОМ
1
Строим дом - ом, ом,
Впятером - ом, ом.
Вот окошко, крыша вот.
От-от-от, от-от-от.
Припев
Кубик красный, кубик синий
Подвозите на машине.
Подвозите на машине
Кубик красный, кубик синий.
2
Дом растет - от, от,
Видит кот - от, от.
Крыша вот, а вот труба.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Припев

2. Предварительная работа.

Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал? (Он желтый.)
Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)
Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)
А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.
- Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.
- Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.
- Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые.) Сколько их? (Тоже два.)
Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.
- Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)
Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дом.)
Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)
Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.
Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)
Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.
Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)
Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.
А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)
Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне - нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом».
Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим, Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить мишутка в нем. Приседают.

5. Рассказ педагога по картине.

Формирование целостного представления об изображенном на картине.

МЫ СТРОИМ ДОМ
Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.
У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.
Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже¬вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Положительно оценить деятельность ребенка, Можно выяснить, ребёнку особенно понравилось на занятии и на картине.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал. Картина«Строим дом» (Серия«Мы играем» автор Е.Г.Батурина); медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж; счетные палочки.

Ход занятия

На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

Что делают дети? (Играют, строят дом.)

Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.) Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.) А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.) А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец - что будут делать дети дальше.

Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».

Физкультминутка

Занятие продолжается. Воспитатель:

Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.

Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. Дети повторяют их по одному.

Раздается рычание медведя. «Что это за странный звук? - спрашивает воспитатель. - Давайте посмотрим, кто это».

Здравствуйте, ребята, - говорит медведь. - А в моем имени какой звук вы слышите - ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Я хочу вам что-то рассказать, - продолжает медведь. - Слова можно делить на части. В моем имени Миша - две части: Мииц - шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовал два квадратика.

У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа - паа. Первая часть... ла, вторая часть... па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа... пааа.

А вот еще какое слово есть - лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы - жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?

Если остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кокоринская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное образовательное учреждение «Солоны»

Интегрированное НОД по теме:

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ИЗ ОПЫТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»

воспитатель

Чичинова Эркелей Станиславовна

2015

Дата: 12.10.2015г

Группа: старшая
Тема: «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ИЗ ОПЫТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.

Целевые ориентиры дошкольного образования : знает различные виды жилья человека, домашние обязанности членов семьи; оригинально и последовательно рассказывает о своей дружной семье; проявляет устойчивый интерес к музыкальной игре «Найди свой листочек».

Материалы и оборудование : иллюстрации, на которых изображены члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат, младшая сестра), дом, угощенье, семейные фотографии; разные дома.

Музыкальное сопровождение : латвийская народная мелодия, обр. Г. Фрида.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Послушайте стихотворение:

Медведь живёт в берлоге,

Лиса, барсук – в норе,

Бобёр построил хатку,

Белка живёт в дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

Ответы детей.

Мы с вами живем в домах (квартирах). Где живет собака? (В будке.) Где живет петух? (В курятнике.) Где живет корова? (В сарае, коровнике.) Где живет человек?

2. Беседа о домах.

Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков.) Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Дом состоит из 1 этажа, многоэтажный – значит, состоит из 2 и более этажей.) В каких домах живете вы? Чем различаются кирпичные и деревянные дома?

3. Рассказ воспитателя «Этот удивительный мир».

В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве! Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы, не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют и продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

А теперь вернемся к нашему дому. Для чего нужен дом, мы выяснили. Чтобы жить. А что есть еще в доме? (Шкаф, кровать, столы, стулья, газовая плита и т. д.)

Представляем, что открывается дверь, мы входим в дом – и все это мы сразу видим или нет? (Все это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах.)

Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша.

(Кухня.)

Для чего нужна кухня? Что там делают?

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки

Просто умываемся.

(Ванная комната.)

Для чего нужна ванная комната?

Сладкий сон

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будит иногда.

(Спальня.)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

(Зал.)

Эта комната встречает

Всех, кто к нам приходит в дом.

(Прихожая.)

В каком доме живете вы? Опишите его. Из чего он построен? Сколько в нем этажей? Сколько в нем комнат?

4. Музыкальная игра «Найди свой листочек» (латвийская народная мелодия, обр. Г. Фрида).

5. Рассматривание фотографий.

Дети рассматривают фотографии и рассказывают, кто изображен.

Предлагаю подойти к фотографии своей мамы или папы и сказать им ласковые слова. (Дети подходят, берут в руки фотографию и говорят все, что хотят.)

Итак, в семье есть дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра. Как у всех в семье, у них есть свои обязанности. И об этом мы поговорим.

У кого есть старший брат?

Что старший брат делает?

Как он помогает папе?

Ваши отношения со старшим братом.

Кто хочет рассказать о младшей сестре?

Что она умеет делать?

Как ты помогаешь своей сестре?

Старшие всегда помогают не только маме с папой, но и младшим, заботятся о них, учат их, играют с ними. И поэтому младшие должны уважать старших и тоже заботиться о них.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в домике живет?».

Воспитатель показывает в открытом окошке домика картинки, а дети узнают, кто это.

Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей.

6.Национально –региональный компонент

Показ слайд – презентации на тему «Домики»

7. НРК Алтайский национальный аил и их разновидности. Домашний очаг и его почитание.

8.Рефлексия.

Что нового вы узнали о домах?

Какие бывают дома?

Какие комнаты есть в доме?

Чьи фотографии мы рассматривали?


Занятие по картине «Мы строим дом»

в младшей группе

I период обучения (октябрь)

Тема. Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Картина «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа. Разучивание песенки «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

· Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие и предлагает спеть знакомую песенку «Строим дом». Если есть возможность, аккомпанирует музыкальный руководитель. Если такой возможности нет, включается запись аккомпанемента .

СТРОИМ ДОМ

Строим дом - ом, ом,

Впятером - ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.

Припев Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Дом растет - от, от,

Видит кот - от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

2. Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

· Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал. (Он желтый.)

Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)

Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)

А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков

· Педагог организует конструкторскую игру. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.

Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.

· Дети ставят в ряд три красных кубика.

Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.

· Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы в работе принимали участие все дети, чтобы они уступали друг другу.

Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые. ) Сколько их? (Тоже два.)

Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.

· Дети выполняют задание. Педагог напоминает, чтобы они выполняли задание аккуратно и не сломали дом.

Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

· Дети завершают работу.

Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)

Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».

А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дам.)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)

Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)

Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.

А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)

Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне - нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом». Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!».

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.

Будем строить и играть.

Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим,

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Окна ставим, крышу кроем,

Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом!

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Будет жить мишутка в нем.

Приседают.

5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

· Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.

МЫ СТРОИМ ДОМ

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.

Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже­вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

· Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, детям особенно понравилось на занятии и на картине.

Занятие по картине «В песочнице» в младшей группе

III период обучения (май)

Тема . Рассматривание картины «В песочнице».

Образовательные цели. Формирование первичных естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Формиро­вание, расширение и уточнение словаря (ведерко, формочка, совочек, машина-погрузчик, куличик, дом, окно, дверь, одуванчик, солнышко; красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький; больше, меньше; насыпать, строить, делать, возить; тепло). Обеспече­ние целостного восприятия картины «В песочнице».

Развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование уме­ния отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного воспри­ятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспи­тание длительного плавного выдоха.

Воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания , доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование . Гофман «В песочнице», большая игрушечная машина-погрузчик, разноцветные пластмассовые ведерки, совочки и фор­мочки, емкость с сырым песком, стол для работ с песком.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями, происшедшими в природе в связи с приближением лета. Разучивание упражнения «Одуванчик». Игры с песком на улице и в центре экспериментирования, изготовление куличиков из сухого и сырого песка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

· Педагог предлагает детям подойти к нему и приготовиться к занятию.

Сегодня мы с вами поговорим о лете, которое скоро наступит, поиграем с песком. Я хочу узнать, умеете ли вы делать куличики из песка, умеете ли играть дружно. А еще мы рассмотрим картину, на кото­рой нарисовано лето и дети тоже играют с песком.

2. Работа в центре экспериментирования. Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование коммуникативных навыков.

· Педагог приглашает детей в центр экспериментирова­ния, где приготовлены емкость с сырым песком, раз­ноцветные пластиковые ведерки, совочки и формочки, большая игрушечная машина-погрузчик.

Посмотрите-ка, что я приготовила для вас. Что вы видите? (Ведерки, совочки, формочки.) Какие ведерки? Расскажите, какого они размера и цвета. (Это красное большое ведерко. Это зеленое ведерко поменьше.) Для чего вам нужны ведерки? (Носить песок, водичку. Делать куличики.)

Теперь давайте рассмотрим совочки. (Этот совочек желтый. А этот совочек голубой. А этот совочек красный.) Для чего вам нужны совочки? (Сыпать песок. Строить дом. Рыть ямку.)

А вот это формочки. Какие они? (Желтая формочка-цветочек. Синяя формочка-рыбка. Зеленая формочка-листок.) Для чего нужны формочке? (Делать куличики.)

А вот и машина-погрузчик. На нее можно нагрузить ведерко с песком. Какая это машина? (Ма­шина большая, красная. У нее черные колеса.)

Давайте насыплем в ведерко песок и погрузим его в машину. Берите совочки и насыпайте носок в зеленое ведерко. Видите, песок сырой. Из него получатся хорошие куличики. Давайте будем рабо­тать дружно, по очереди, чтобы не мешать друг другу.

· Дети насыпают песок в ведерко, передавая друг другу совочки. Педагог помогает детям поднять ведерко и выгрузить его на машину.

Давайте отвезем ведерко к столу и сделаем большой куличик.

· Дет перевозят ведерко к столу. Педагог помогает им поднять, перевернуть ведерко, постучать по нему, чтобы куличик получился красивым.

Вот какой большой и красивый куличик мы сделали все вместе. Молодцы! А теперь вернемся к нашей «песочнице» и сделаем много маленьких куличиков с помощью формочек.

· Педагог организует игру в зоне экспериментирования, после чего предлагает детям вымыть и вытереть руки, а затем пройти к мольберту.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Раз­витие зрительного восприятия. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте кар­тина «В песочнице». Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой идет речь, направляя таким образом внимание детей.

А теперь давайте рассмотрим картину «В пе­сочнице». Кого вы видите на ней? Начните со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? (Они игра­ют в песочнице.) Они построили дом из песка. Какой дом у них получился? Расскажите о нем. (Дам большой, красивый. Высокий, похожий на замок. Он с дверью и окошками. У него есть крыша.)

Вот какой красивый дом! Дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим детей. Сначала посмотрите на девочку в разноцветном платье и розовой панамке. Что она делает? (Она и смотрит на нас.) Что у нее в руке? (Она в руке красный совочек.)

Как вы думаете, какое у нее настроение? Нравится ей играть в песочнице? Посмотрите на ее лицо. (Она улыбается. Ей весело. Ей нравится играть в песочнице.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали о девочке. А теперь давайте расскажем о мальчике с желтым совочком. Что он делает? Какое у него лицо?

(- Мальчик сидит в песочнице и смотрит на домик

- У него веселое лицо.

- Ему нравится домик.

- Ему интересно строить из песка дом.)

Хорошо! А что вы можете рассказать о девочке в полосатой футболке? Где она сидит? Что делает? Что говорит? Как вы думаете?

(- Девочка стоит на травке за песочницей.

- Она наклонилась к домику.

- Она говорит: «Давайте сделаем еще одно окошко!»

- Ей тоже интересно и весело играть с друзьями.)

О ком мы еще не рассказали? (О мальчике в синих шортах.)

Что он делает? Какие игрушки у него есть? Что он собирается делать? Расскажите.

(- Мальчик стоит около песочницы.

- Он поправляет панамку на голове и смотрит та друзей.

- У него в руке голубой совочек.

- Он привез машину с зеленым ведерком. Будет нагружать в ведерко песок.)

Вот какие вы молодцы! Очень хорошо рассказали о детях. А что вы видите вокруг детей, около песоч­ницы? (Около песочницы зеленая травка и цветочки.)

Какие это цветочки? (Это одуванчики.)

А что вы видите наверху, в углу картины, над мальчиком в синих шортах? (Это ветка с зелеными листьями.)

Правильно. Рядом с песочницей растет дерево. На дереве зеленые листья. А как вы думаете, какая погода на улице? (На улице тепло. Светит солнышко.)

Почему вы так решили? (У детей легкая одежда. Они в панамках.)

Обратите внимание на то, какие дети нарядные. У них яркая красивая одежда, разноцветные панам­ки, на ногах летние туфельки и сандалии. Какое время года на картине? (Это лето.)

Правильно! Вы ответили на все мои вопросы, рассказали о том, что видите на картине. А теперь можно и отдохнуть.

4. Упражнение «Одуванчик». Координация речи с движением. Закрепление умений подниматься на носки, выполнять наклоны туловища влево-вправо. Формирование направленной воздушной струи.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, пройти на ковер и выполнить упражнение.

На картине возле песочницы много одуван­чиков. Давайте вспомним упражнение «Одуванчик». Помните, что «дуть на одуванчик» нужно, не раз­дувая щек, вытянув губы «трубочкой».

Предварительная работа. Экскурсия в магазин «Овощи-фрукты», разучивание пальчиковой гимнастики «Магазин», проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины. Сообщение темы занятия. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Профессии».

· Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч. - Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч и называть профессию, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии.

Учитель. (Учит.)

Строитель. (Строит.)

Врач. (Лечит.)

Продавец. (Продает.)

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о профессии продавца, вспомним все, что вы знаете об этой профессии, о том, как мы играли в магазин. А еще мы рассмотрим картину «Мы играем в магазин» и составим рассказ по ней.

2. Рассматривание картины «Мы играем в магазин» и беседа по ней. Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.

· Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, помещает на мольберт картину «Мы играем в магазин» и беседует с детьми.

Это картина «Мы играем в магазин». Кого изобразил художник на этой картине? Что они делают? (На картине нарисованы дети. Они играют в магазин.)

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого изображает девочка? Расскажите о том, как она одета, чем занимается.

(- Девочка за прилавком - это продавец.

- Ни ней передник и косынка, как у настоящего продавца.

- Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нари­суете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

· Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им догово­риться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы по­местим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

5. Музыкальная пауза. Релаксация.

· Педагог вновь приглашает детей на ковер и включает запись спокойной инструментальной музыки.

Сейчас вы немного отдохнете. Ложитесь на ковер так, чтобы не мешать друг другу. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Ваши ноги ста­новятся легкими, как облако. Ваше тело становится легким, как облако. Ваши руки становятся легкими, как облако. Ваша голова становится легкой и невесомой. Представьте, что вы превратились в облако и летите по небу.

· Звучит музыка. Дети лежат на ковре расслабившись.

Медленно откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Уроните руки. Выдохните. Проходите к стульчикам.

6. Составление плана рассказа по картине.

· Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором вновь стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем составлять рассказ по картине, и составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как дети готовились к рисованию. сказала им перед выходными, что в понедельник они будут рисовать натюрморт «Цветы и фрукты», и попросила тех, кто поедет на дачу, привезти цветы и фрукты. Что и в каком порядке вы будете описывать дальше?

(- Мы расскажем о том, какая у детей изостудия, как они готовились к рисованию.

- Потом мы расскажем о каждом из детей, о том, как они одеты, что они делают, какие у них лица.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете рассказывать.

7. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

8. Творческий рассказ по картине.

Маша начнет рассказ, напомнит нам о том, что сказала детям Анна Сергеевна, что привезли дети с дачи. Сережа расскажет, как дети готовились к ри­сованию, какая у них изостудия. Антоша расскажет о мальчиках, изображенных на картине, а Марина рас­скажет о девочках и закончит рассказ. Не забудь, Марина, рассказать о том, в каких тонах написана кар­тина, что помогает передать настроение детей.

(- Перед выходными воспитатель Анна Сергеевна сказала ребятам: «В понедельник мы будем рисовать натюрморт „Цветы и фрукты". Я прошу тех ребят, кто поедет на дачу, привезти георгины, яблоки, груши». В понедельник ребята пришли в детский сад с цветами и фруктами. Маша принесла подсолнухи, а Арина - красные георгины. Сережа привез с дачи красивые красные яблоки и румяные груши.

- Анна Сергеевна поблагодарила ребят и пригласила их в изостудию. Изостудия была большой и светлой. На стенах висели рисунки. За окном был виден парк. Ребята поставили посреди студии круглый столик, покрыли его белой скатертью. Девочки поставили на стол вазу с цветами, а мальчики разложили фрукты. Дети сели к мольбертам и стали рисовать.

- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что еще можно добавить в рисунок. Анна Сергеевна предложила ему сделать желтый фон. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подо­шел, чтобы посмотреть на работу товарища.

- В центре, у окна, сидит перед мольбертом де­вочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубаш­ке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой - кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты. Детям нравится рисовать. Они рисуют с удовольствием. Не зря все они улыбаются. У них счастливые лица. Кар­тина написана в теплых тонах. Это помогает передать хорошее настроение детей.)

Отлично! Вы сегодня порадовали меня. И натюрморт, и рассказ получились замечательными! После тихого часа мы с вами вернемся к рассматриванию этой картины, и я попрошу одного из вас повторить рассказ целиком.

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

· Педагог убирает картину с мольберта, предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Обязательно оценивается работа каждого ребенка. Это может сделать педагог. Можно предложить детям оценить работу друг друга При этом педагог должен показать детям, что следует быть объективными и справедливыми.

Занятие по картине «Играем в театр» в подготовительной к школе группе

III период обучения (март)

Тема. Составление творческого рассказа по картине «Играем в театр». Подготовка к театрализован­ной игре по русской народной сказке «Царевна-лягушка». Закрепление знания содержания сказки «Царевна-лягушка».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (сказка, царь, царевич, царевна, дворец, трон, мантия, корона, кокошник, ширма, декорации, лягушка, болото, колчан, стрелы, лук; читать, играть, учить, показывать, изображать; русский, народный, интересный, царский). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, твор­ческого воображения, координации речи с движе­нием, общей моторики. Формирование интереса к театрализованной деятельности.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно. Воспитание активности, ини­циативности, самостоятельности.

Оборудование. Картина «Играем в театр», сказка «Царевна-лягушка», аудиокассета с записью звуков природы.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка», разыгрывание фрагментов сказки в настольном театре, разучивание подвижной игры «Лягушки».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона для восприятия картины. Развитие слухового внимания. Объявление темы занятия.

· Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом, включает магнитофон и предоставляет детям возможность прослушать запись.

Расскажите, какие звуки вы сейчас слышали. (Мы слышали, как шелестят листья деревьев, журчит вода в ручейке, поют птицы, квакают лягушки.)

Эти звуки помогут нам с вами перенестись в сказку, которую мы читали и так хорошо знаем, что даже показывали ее в настольном театре. Что это за сказка, как вы думаете? (Это русская народная сказка «Царевна-лягушка».) Правильно. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Играем в театр», которую нарисовала для вас художник Ольга Рафаиловна Гофман, и подготовимся к игре по этой сказке.

2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

· Педагог помещает на мольберт картину и дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Они находятся в группе и готовятся показывать спектакль по сказке «Царевна-лягушка».)

Что и кого вы видите в центре картины?

(- В центре картины стоит ширма. Это декорации для спектакля.

- Перед ширмой на красном стуле-троне сидит мальчик в костюме царя.

- У него царская мантия, большая корона и белая борода.

- Из-за занавеса выглядывают две девочки. Они уже надели костюмы. Одна девочка в кокошнике, у другой на голове широкая лента.

- На переднем плане мы видим озеро и кувшинки. Наверное, дети сами сделали эти декорации.)

Кого и что изобразил художник в левой части картины?

(- Слева воспитательница помогает девочке привести в порядок костюм Царевны-лягушки.

- Она помогает девочке надеть корону.

- Девочка держит в руках книгу «Царевна-лягушка» и повторяет свои слова.

Дети выполняют прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени; двигаются по кругу друг за другом.

Стадо целое лягушек

Отдыхает на опушке.

Меняют направление движения.

«Раз, два. Раз, два.

Кваки-кваки-кваки-ква.

Мы лягушки-попрыгушки,

Молодые и старушки,

Вновь прыгают по кругу на корточках.

Громко квакаем в болоте.

Где таких певиц найдете?

Опять меняют направление движения.

Раз, два. Раз, два.

Кваки-кваки-кваки-ква».

Встают, поворачиваются лицом в круг, выполняют прыжки вприсядку.

4. Подготовка к театрализованной игре по сказке «Царевна-лягушка». Закрепление знания содержания сказки. Формирование интереса к театрализованной деятельности.

· Педагог приглашает детей в центр «Играем в театр».

Я уже говорила вам, что мы, как и ребята на картине, тоже будем показывать спектакль по сказке. Давайте распределим роли и выберем костюмы для исполнителей.

· Педагог помогает детям распределить роли, выбрать костюмы и атрибуты для игры.

Мы с вами подобрали все, что нужно нам для спектакля. К нему мы будем готовиться после тихого часа, а сейчас давайте вернемся к картине и составим план рассказа по ней.

5. Составление плана рассказа по картине. Развитие диалогической речи, мышления.

· Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем со­ставлять рассказ по картине, составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как называ­ется картина, что на ней изображено. О чем вы будете рассказывать дальше?

(- Мы подробно расскажем о каждом человеке на картине, о том, какой он, чем занят.

- И сказать, какими красками написана кар­тина.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете расска­зывать.

6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

7. Творческий рассказ по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению творческого рассказа. Развитие связной речи.

· Педагог вызывает четверых детей и напоминает им план рассказа.

Катя начнет рассказ с того, что напомнит нам, как называется картина, кого изобразил на ней художник. Илюша расскажет о том, кто изображен в центре картины. Кирилл расскажет о тех, кого художник изобразил в левой части картины, а Маша - том, кто изображен на картине справа.

Инна закончит рассказ и не забудет рассказать о том, в каких тонах написана картина, что помогает передать настроение детей.

(- Эта картина называется «Играем в театр». Художник изобразил на ней детей, которые готовятся показывать спектакль по сказке «Царевна-ля­гушка».

- В центре картины стоит ширма. Это деко­рации для спектакля. Перед ширмой на красном стуле-троне сидит мальчик в костюме царя. У него цар­ская мантия, большая корона и белая борода. Из-за занавеса выглядывают две девочки. Они уже надели костюмы. Одна девочка в кокошнике, у другой на голове широкая лента. На переднем плане мы видим озеро и кувшинки. Наверное, дети сами сделали их.

- Слева воспитательница помогает девочке при­вести в порядок костюм Царевны-лягушки. Она по­могает девочке надеть корону. Девочка держит в ру­ках книгу «Царевна-лягушка» и повторяет свои слова. За ними стоит вешалка с костюмами.

- Справа стоит мальчик в костюме Ивана-ца­ревича. В одной руке он держит стрелу, а в другой - лук.

- У детей веселые лица. Видно, что им интерес­но готовиться к спектаклю. Наверное, к ним в гости придут ребята из другой группы. Картина написана яркими красками. Она светлая и радостная. И группа у детей светлая. За большим окном видны еще голые деревья.)

Молодцы! У вас получился очень интересный рассказ.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

· Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занима­лись на занятии, и оценить работу друг друга.

Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой. Ноты песенки опубликованы в ж. «Дошкольная педагогика», 2005, № 3.

Нищева 1 для старшей логопедической группы детского сада.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005