Неисправности двигателя мотоблока: решаем проблему своими силами. Ремонт мотоблока: особенности работы

Двигатель для мотоблока — важный и неотъемлемый агрегат сельскохозяйственного оборудования. Техническими характеристиками мотора определяются функциональные возможности, удобство эксплуатации, надежность, совместимость с навесным инвентарем и способность устройства выполнять поставленные задачи. Силовой агрегат должен обладать требуемой производительностью, хорошим моторесурсом и необходимым запасом мощности. Устройство, оснащенное качественным силовым агрегатом, облегчает жизнь дачникам, огородникам и фермерам.

Виды двигателей

Для установки на садово-огородную технику и тяжелое сельскохозяйственное оборудование используются бензиновые и дизельные моторы. Первые отличаются высокой производительностью и способностью работать в сложных эксплуатационных условиях, вторые — универсальны и экономичны. Двигатель мотоблока, работающий на дизтопливе, поддерживает большое число видов навесных приспособлений. Наилучший производственный эффект достигается при функционировании на малых скоростях.

Такие агрегаты обладают хорошим моторесурсом и высокой устойчивостью к негативным погодно-климатическим факторам. Самые востребованные — двухцилиндровые модели. Они стоят относительно недорого и хорошо переносят повышенные температуры. При использовании такого мотора в летний зной хватит простейшей системы воздушного охлаждения. Бензиновые модификации требуют больших операционных расходов на содержание, обслуживание и эксплуатацию. Их преимущества — долговечность и надежность.

Четырехтактный мотор такого типа обладает высокой производительностью и способностью работать на тяжелых почвах. Агрегат, оборудованный вертикальным валом, экономит время, поскольку может стабильно функционировать на больших скоростях. Силовые агрегаты, совместимые с мотоблоками, подразделяются по способу запуска:

  • на электрические;
  • на ручные;
  • на комбинированные.


Ручной привод встречается в самых бюджетных и устаревших моделях. Более распространены агрегаты с электрозапуском, обеспечивающим легкий и быстрый старт техники. Они экономичны, просты в эксплуатации и надежны. Использование электродвигателя для мотоблока уместно на даче или в собственном саду. Комбинированная модификация — удобный вариант. На такой функциональной схеме базируются 4-тактные моторы, предназначенные для обработки больших площадей пахотных земель и сельскохозяйственных угодий.

Они существенно облегчают задачу оператора, т. к. позволяют выбрать удобный для себя тип запуска. И бензиновые, и дизельные модели оснащаются автоматическим регулятором скорости вращения. Еще один классификационный признак — показатель мощности. На легкие мотоблоки (меньше 70 кг) устанавливают движки до 4 л. с. На средних (71-100 кг) используются моторы до 7 л. с. Для совместной работы с тяжеловесным (свыше 100 кг) оборудованием применяют силовые агрегаты от 8 л. с. Предельный показатель мощности установлен на отметке 16 л. с.

В легких и средних мотоблоках используются двухтактные бензиновые либо дизельные моторы с системой воздушного охлаждения. Они хорошо подходят для хозяйственных работ в частном доме. Среди фермеров наибольшее распространение получили тяжелые мотоблоки, оснащенные 4-тактным мотором с механизмом принудительного жидкостного охлаждения. В зависимости от модификации двигатель комплектуется редуктором шестеренчатого, цепного или червячного типа. Последний может иметь клиноременную либо коническую передачу.

Популярные модели

В рыночном ассортименте имеется большое количество двигателей китайских, японских, американских и европейских производителей. Это и компактные устройства, предназначенные для использования в дачном хозяйстве, и габаритные тяжелые агрегаты, ориентированные на полевые работы. Самые распространенные среди отечественных потребителей модели выпускают:

  1. Honda.
  2. Subaru.
  3. Lifan.
  4. Briggs & Stratton.


Высоко ценится и американский Гринфилд, обладающий оптимальным соотношением цены и качества. Хорошие моторы изготавливают отечественные производители. Такие агрегаты надежны, сравнительно дешевы, функциональны и универсальны. Например, малолитражный двигатель УД-2 подходит для садовых минитракторов и автономных электрогенераторов. Модификации, предназначенные для установки на легкие и средние мотоблоки, оснащаются системой воздушного охлаждения и пылевым фильтром, препятствующим засорению деталей твердыми частицами.

Еще один пример отечественных машиностроительных технологий — двигатель Садко. Нестандартное конструктивное решение при его изготовлении — использование в качестве материала корпуса легкого алюминиевого сплава. Такие моторы считаются оптимальным вариантом для садово-огородной техники. Устройство не создает большой нагрузки на руки оператора и обладает компактными размерами.

Ребра жесткости, расположенные по периметру корпуса, способствуют устойчивости мотоблока и обеспечивают хорошую сопротивляемость внутреннему давлению, которое возникает при сгорании топливной смеси. Несмотря на свой малый вес, моторы Садк» выдерживают большие нагрузки и могут работать при неблагоприятных погодных условиях. Многие отечественные потребители отдают предпочтение японским двигателям. Преимущества таких механизмов:

  1. Соответствие мировым стандартам.
  2. Продуманная конструкция.
  3. Высокая производительность.
  4. Использование передовых технологий и материалов исключительного качества.
  5. Совместимость с большим количеством навесного оборудования.


Типичный показатель мощности японских моторов — 7 л. с. Они подходят для установки как на мотоблоки, так и на помпы, генераторы, газонокосилки, другую садово-огородную технику. Бензиновые двигатели торговой марки Магнум — оптимальный выбор для обработки больших участков земли. Рекомендуемая площадь составляет 5000 м². Такие моторы агрегатируются с плугом, окучником, картофелесажалкой, мотопомпой, прицепом, очистителем высокого давления и другими видами навесного оборудования.

Какой двигатель выбрать для мотоблока

При выборе мотора к мотоблоку необходимо учитывать:

  • предполагаемые условия эксплуатации;
  • монтажную универсальность;
  • конструктивную совместимость с имеющейся моделью сельхозтехники;
  • задекларированный производителем ресурс двигателя.

Этот важный узел должен соответствовать ходовой части и трансмиссии оборудования, хорошо соотноситься с габаритами. Следует обратить внимание на наличие катушки освещения, что позволит подключать фары для использования агрегата в темное время.

Технические характеристики и функциональные параметры, которые следует принимать в расчет:

  1. Вылет вала. Оптимальная и самая распространенная модификация — под 19- или 20-миллиметровую шпонку. Немного уступают в востребованности агрегаты с выходом шлицевого типа. Реже встречаются модели конической конструкции.
  2. Наличие датчика контроля уровня масла, которым оснащаются все моторы, кроме ультрабюджетных. Такой индикатор — гарантия долговечности мотора.
  3. Универсальное крепление, призванное обеспечить удобство установки двигателя.
  4. Воздушный фильтр двойной очистки или с масляной ванной. Второй вариант проще обслуживать. Он совместим с мотоблоками, имеющими низкий клиренс. Хорошо защищает механизм от проникновения почвенной пыли и твердых частиц.
  5. Моторесурс. Желательно выбирать двигатель с показателем не менее 3000 м/ч.


Многие модели имеют встроенный регулятор оборотов. При изменении нагрузки механизм самостоятельно определяет вращательный момент, что увеличивает производственную эффективность и позволяет экономить топливо. Желательно выбирать бензодвигатель или дизельный агрегат, оснащенный таким устройством. Большим спросом пользуются мотоблоки ТАТА с производительной силовой установкой и автоматическим сцеплением. Они изготавливаются из первосортных износостойких материалов, способных длительное время противостоять перегреву и атмосферным осадкам.

Такое оборудование рекомендуется выбирать для работы на больших площадях земли, тяжелых почвах и в сложных условиях эксплуатации. Для обработки частных сельскохозяйственных угодий, собственного сада и придомовой территории подойдет двигатель из Китая, например, производства компании Лифан. Это компактные и функциональные агрегаты, которые можно задействовать в разных хозяйственных операциях. Благодаря сравнительно невысокой стоимости такие силовые установки доступны широкому кругу покупателей.

Подобный двигатель оснащается двухклапанным приводом. В моторах Лифан используется исключительно воздушное охлаждение, что обусловлено сферой применения агрегатов. Хорошим отечественным аналогом для применения в домашнем хозяйстве или на небольшой ферме являются , производимые на заводе Калужский двигатель. Для управления этим компактным устройством оператору не потребуется прикладывать большие физические усилия. Оборудование комплектуется мощной, но экономичной силовой установкой.

Мотоблоки Ока оснащаются регулируемой рулевой колонкой, отличаются узким корпусом, приемлемой ценой и тросовым управлением. Если необходима утяжеленная модель для пахотных работ, можно выбрать недорогое, но качественное белорусское оборудование, например МДЗ-12. Этот мотоблок поставляется с мощным бензиновым 12-сильным двигателем. Конструктивно он устроен на одной оси, что обеспечивает оптимальную балансировку и маневренность агрегата.

Ремонт двигателя мотоблока

Подобно любой технике, мотоблок нуждается в своевременном обслуживании: замене масла, чистке, регулировке двигателя и пр. Силовая установка, которая является самым сложным узлом сельскохозяйственного оборудования, склонна к выходу из строя. Часто отремонтировать агрегат можно своими руками. Потребуется соответствующий набор инструментов и знание базовых основ устройства двигателя мотоблока. К оборудованию прилагается инструкция, где описан порядок разборки и сборки узла.


Это несколько облегчает задачу. Если двигатель работает с перебоями, то для начала нужно проверить уровень топливной смеси в баке. Дизельные и бензиновые моторы обладают разным эксплуатационным ресурсом. Для первых типичный показатель — 4000 м/ч, а вторые способны наработать вдвое меньше. Причин их выхода из строя существует больше из-за повышенной мощности, что приводит к быстрому износу деталей и функциональных элементов конструкции. Нередко встречается неполадки выключателя электростартера.

Распространенные неисправности

Все неполадки двигателя для сельскохозяйственного оборудования подразделяются на две обширные категории:

  1. Проблемы запуска.
  2. Функциональные сбои.

Распространены и неполадки вариатора — механизма, передающего крутящий момент и способного плавно менять передаточное отношение в диапазоне предусмотренного регулирования. Ремонт обязательно должен предваряться тщательной диагностикой. Мелкие неисправности могут быть выявлены при плановом техническом обслуживании.

Регулировка клапанов — важная и необходимая процедура, призванная обеспечить надежную работу механизма и увеличить его эксплуатационный ресурс. Поэтому она должна проводиться с установленной производителем периодичностью. Необходимы следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • крестообразная и плоская отвертки;
  • тонкий щуп.


Некоторые модели могут потребовать и других ручных приспособлений. Смысл процесса регулировки заключается в том, чтобы установить зазоры клапанов двигателя мотоблока на нужную величину, которая указывается в руководстве пользователя. Пренебрежение этой операцией — частая причина преждевременного выхода мотора из строя. В наиболее распространенных моделях зазор впускных клапанов составляет 0,15 мм, выпускных — 0,2. Он устанавливается поворотом фиксирующей гайки. Если щуп свободно помещается, зазор отрегулирован верно.

Распространенные неисправности — проблемы с подачей топливной смеси. Если двигатель дымит или не запускается, необходимо проверить свечи зажигания. Неполадки в системе подачи топлива могут являться ответом на вопрос о том, почему стреляет мотор или не развивает обороты. Если при проверке выявляется, что свечи сухие, причину неполадок следует искать в системе подачи топлива в цилиндры. Для решения проблемы требуется выполнить следующие действия:

  1. Заправить бак свежим бензином или дизелем.
  2. Отвинтить топливный кран.
  3. Вычистить дренажное отверстие в пробке резервуара.
  4. Отсоединить топливопроводный шланг от входного штуцера в месте крепления к карбюратору.
  5. Продуть жиклеры.

Если же топливо поступает в карбюратор, но не доходит до цилиндров, при попытке запуска мотора будет ощущаться повышенная вибрация. Проблема решается разборкой и чисткой узла. Необходимо продуть карбюратор насосом. Бывает, что двигатель не заводится от переизбытка топлива. Признаком такой неполадки служит мокрая свеча. Исправляется чисткой цилиндров и прокачкой мотора. Предварительно нужно отключить подачу топлива.


Если на свече обнаружен налет, необходимо очистить ее и проверить зазор между электродами. Он должен составлять 0,8 мм. Нужно проверить и наличие искры. Ее отсутствие говорит о возможной неисправности в электрической цепи. Распространенная неполадка — большой зазор между обмоткой катушки и магнитопроводом. Если двигатель приводится в действие электростартером, причиной отсутствия запуска могут являться:

  • разрядка аккумулятора;
  • неисправный стартер;
  • перегорание предохранителя.

Если двигатель заводится, но не развивает обороты, глохнет или работает с перебоями, причинами могут быть следующие неполадки:

  1. Засор воздушного фильтра.
  2. Отложение в глушители продуктов сгорания топливной смеси.
  3. Неправильная настройка карбюратора.
  4. Износ деталей цилиндропоршневой группы.

Компрессия должна составлять 8 атм. Проверяется этот показатель путем подсоединения к свечному отверстию специального измерительного инструмента — компрессометра. Процедура диагностики заключается в проворачивании вала стартером. Если мотор не глушится, следует проверить работоспособность выключателя. В случае потребности зачищаются контакты или меняется сбойный элемент.

Как снять двигатель с мотоблока

Для демонтажа силовой установки мотоблок размещают на ровной поверхности и очищают от загрязнений. Снимается защитный щиток, трос акселератора отсоединяется от пластины карбюратора. Затем отпускаются болты, которыми крепится кронштейн для установки навесного оборудования, ослабляются ограничительные штифты ремня привода. Отвинчиваются 4 винта, фиксирующие двигатель. Мотор поворачивается влево.

Со шкива коленвала снимается ремень. После этого силовая установка считается отсоединенной от ходовой части. Если есть необходимость, можно заменить крепежные элементы. В некоторых моделях для облегчения доступа к болтам, фиксирующим мотор на сельскохозяйственном оборудовании, предварительно снимаются крылья.

Установка двигателя

Устанавливая двигатель на мотоблок, нужно соблюдать осторожность и придерживаться последовательности действий. Ошибки приведут к снижению эксплуатационного ресурса агрегата, быстрому износу деталей и станут причиной неполадок. Необходимо соблюсти следующие условия:

  • правильно передать вращательный момент от силовой установки к трансмиссии;
  • точно присоединить мотор к коробке передач или раме мотоблока;

Существуют специальные установочные комплекты, которые помогают избежать ошибок при сборке оборудования. Такие наборы состоят из следующих деталей.

Сегодня наблюдать плоды технического прогресса можно не только в промышленной, но и в сельскохозяйственной сфере. Большое число техники применяется для самых разных целей: это и обработка почвы, и посев культур, и просто уход за растительностью на участке. Среди разнообразия сельскохозяйственного транспорта следует выделить такой аппарат, как мотоблок, который просто незаменим в быту.

Это устройство представляет собой конструкцию с одним или двумя колесами, расположенными на одной оси. Зачастую такой механизм используется для обработки почвы, когда оператор управляет им при помощи ручек со всеми необходимыми приборами управления, но иногда его применяют и в качестве элементарного средства передвижения.

О том, из чего состоит этот транспорт, а также об особенностях такой процедуры, как ремонт далее и пойдет речь. Чтобы разобраться во всех тонкостях эксплуатации этого аппарата, следует более подробно рассмотреть, что входит в его конструкцию.

Из чего состоит мотоблок?

Основной движущей частью этого механизма является двигатель, работающий как на бензине, так и на дизельном топливе. Этот элемент мотоблока может быть двухтактным или четырехтактным. Особенностью таких моторов является то, что в них встроены специальные регуляторы частоты вращения, упрощающие процесс работы. Мощность двигателей варьируется от 5 до 10 л.с. Стоит отметить, что наибольшую трудность вызывает ремонт мотоблока именно в этой его части.

Еще один элемент конструкции - трансмиссия, которая имеет несколько разновидностей:

Зубчатая;

Зубчато-червячная;

Ременно-зубчато-цепная;

Гидрообъемная.

Важной частью мотоблока также выступает система агрегатирования, которая отвечает за возможность присоединения к аппарату дополнительных сельскохозяйственных приспособлений.

Управление этим устройством может быть выведено либо на его ручки, либо на рулевые штанги. Именно здесь контролируется и газ. Некоторые тяжелые образцы иногда могут быть оснащены тормозом.

Принцип работы

Функционирование этого аппарата осуществляется благодаря усилию двигателя, за счет чего мотоблок движется и передает энергию установленным на нем дополнительным элементам. Его главная структурная деталь - почвофреза, основная роль которой заключается в удалении сорняков, вспашке и оснащении земли удобрением. Очень часто ремонт мотоблока осуществляется именно в этой его части, поскольку на нее оказывается большие нагрузки.

Тяжелые механизмы иногда могут иметь в своей основе и навесное оборудование, благодаря чему функционал устройства значительно расширяется.

Кроме почвофрезы в конструкцию мотоблока также могут входить такие детали, как культиватор, плуг, косилка, окучник и др.

Разновидности мотоблоков

В зависимости от веса можно выделить 3 основных типа этих сельскохозяйственных аппаратов. Важно отметить, что любой ремонт мотоблоков своими руками должен проходить строго в соответствии с техническими особенностями того или иного образца. Виды такого оборудования бывают следующими:

  1. Легкий тип. Его вес находится в пределах от 10 до 50 кг. Благодаря своей мобильности скорость его работы значительно выше, чем у других устройств, однако в связи с малой мощностью с его помощью можно обрабатывать лишь небольшие участки почвы.
  2. Средний тип мотоблоков представлен изделиями с весом от 60 до 100 кг. Такие аппараты применяются в самых разных целях.
  3. Более профессиональная разновидность этой сельскохозяйственной техники - тяжелые профессиональные устройства. В связи с тем, что их вес превышает показатель в 100 кг, они не способны работать очень быстро, однако с их помощью можно обработать большой участок земли благодаря высокой мощности этих образцов.

Далее следует более подробно рассмотреть то, какие неисправности могут возникнуть в процессе эксплуатации подобных аппаратов и, как следствие, то, от чего будет зависеть выполнение такой процедуры, как ремонт мотоблока.

Основные причины неисправности бензинового двигателя

Как правило, все поломки этого рода можно разделить на 2 категории:

  1. Проблемы с запуском двигателя.
  2. Неполадки в работе.

При возникновении подобных проблем не стоит немедленно отдавать аппарат в руки работников станции технического обслуживания. Вполне возможно, что мотоблока, работающего на бензине, вполне можно выполнить и собственноручно. Причинами неисправности мотора могут быть следующие:

Зажигание не включено;

В топливном баке нет горючего;

Кран, подающий топливо, перекрыт;

Карбюраторная заслонка располагается неправильно. При запуске двигателя она должна быть закрыта.

Внешние показатели нестабильной работы мотоблока - низкие обороты, самостоятельное отключение, ослабление мощности. Вызвано это может быть рядом причин:

Воздушный фильтр засорился (причина - нехватка воздуха в карбюраторе);

Горючее низкого качества;

Неисправности механизма зажигания;

Засор глушителя;

Неправильно выполненная регулировка системы карбюратора;

Элементы цилиндров и поршней подверглись износу.

Неисправности и ремонт дизельного двигателя мотоблока

Зачастую диагностировать и ликвидировать проблемы работы оборудования можно и самостоятельно. Далее будут описаны некоторые наиболее популярные ситуации поломок и способы их решения. Ремонт мотоблоков своими руками должен выполняться следующим образом:

  1. Если в дизельном устройстве то рекомендуется проверить механизм на предмет изношенности дисков и пружин. Причиной также может стать проблема с натяжением функциональных частей системы передачи.
  2. Иногда сцепление выключается не полностью. Чтобы исправить это, выполняя ремонт мотоблока, можно проверить, насколько прочно натянут тросик управления.
  3. При возникновении посторонних шумов в коробке передач нужно удостовериться в том, что масло в редукторе имеется в нужном количестве. Возможно, проблема заключается в изношенности подшипников или шестерен (в таком случае их придется заменить).
  4. Если скорости переключаются плохо, то стоит также убедиться, насколько хорошо работают все функциональные элементы коробки передач. Очень часто повысить срок их службы можно, просто выполнив чистку и шлифовку.

Стоит сказать, что сегодня существует большое разнообразие мотоблоков, и каждый из образцов требует определенного подхода. Исправлять те или иные поломки можно, лишь тщательно изучив все технические характеристики аппарата. Это может быть иностранное оборудование или, например, популярный дизельный Ремонт и той и другой модели следует выполнять лишь после подробного анализа их конструкции и принципа работы. Но не стоит забывать, что должный уход за любой техникой однозначно повысит срок ее службы и позволит существенно сократить расходы на ее эксплуатацию.

Возможен ли ремонт мотокультиватора своими руками в домашних условиях? Многие владельцы подобной мототехники сталкиваются с тем, что внезапно глохнет двигатель, плохо работают системы, возникают сбои в работе.

Что же стоит делать, доверить дело мастеру или заняться разборкой устройства самостоятельно?

Гарантия агрегата или ремонт своими силами?

Первым делом при возникновении поломки нужно проверить гарантию.

Если остался гарантийный талон на товар, обязательно нужно связаться с продавцом и сообщить о поломке.

В случае если она подходит по условиям гарантии, вам бесплатно произведут починку систем.

Случаи, которые не подходят для гарантийного обслуживания:

  1. Устройство вышло из строя после постороннего вмешательства: разборки или повреждений от посторонних предметов.
  2. Поломка агрегата произошла вследствие неправильной эксплуатации.
  3. Каркас или мотор культиватора разбирался, отсутствует гарантийная наклейка.

Если вы правильно использовали свой мотокультиватор, а он внезапно вышел из строя, то проверяйте срок гарантии.

В случае, когда агрегат отнюдь не новый, а срок гарантии уже давно истек, ремонт мотокультиваторов можно провести и самому, но только если поломка незначительная. Замена двигателя и других основных функциональных узлов для пользователя без специальных навыков является очень трудным делом. В таком случае придется искать сервисный центр, который специализируется на садовой технике.

Большинство мелких поломок можно решить заменой некоторых деталей, очисткой внутренних систем и заменой жидкостей, но профессиональный ремонт культиваторов лучше оставить мастерам.

Варианты решения проблемы

  1. Двигатель не заводится. Причин этому может быть несколько: отказ системы подачи топлива, засор топливной жидкости или фильтра. Еще одним вариантом может стать проблема в заряде искры на свечах. Решение: нужно поменять топливо, почистить бак, фильтр, проверить зажигание и заменить свечи, если одна из них вышла из строя.
  2. Плохая работа агрегата, мотор культиватора плохо работает, иногда глохнет. Возможна проблема с зажиганием, нужно проверить свечи.
  3. Двигатель мотокультиватора работает со стуком. Повреждена одна из внутренних деталей движка: поршень, цилиндр или подшипник на коленвале, возможно, слетело кольцо с поршня. Ремонт двигателя проводится посредством замены поврежденных деталей.
  4. Мотор для культиватора издает гул, близкий к стуку, — перегрев движка или некачественное топливо. Меньше работать на максимальной мощности, использовать более качественную марку топлива.
  5. Не работают лапы культиватора (фрезы, рабочие органы). Первый вариант — что-то застряло между ними и мешает движению. Если ничего не застряло, нужно проверить такие элементы: крепление, ремень привода, шкив и положение промежуточной шестеренки. Если с ремнем все в порядке, крепежные пальцы на месте, а шкив выглядит налаженным, то агрегат придется отнести в сервис, поскольку его нужно осмотреть полностью, а в случае необходимости заменить шкив самостоятельно не получится.

Требующие внимания моменты

Возможные неисправности агрегата можно объяснить тем, что какие-то его детали просто сильно засорились. Из-за загрязнения чаще всего страдает именно движок. Поскольку агрегаты работают в полевых условиях с наличием огромного количества пыли, песка и земли, двигатели для мотокультиватора быстро загрязняются.

Стоит регулярно проводить следующие процедуры:

  • проверку свечей и их состояния;
  • проверку, очистку и замену фильтров;
  • замену топлива и масла после длительного простоя агрегата;
  • очистку глушителя;
  • очистку карбюратора.

Конечно, это не ремонт культиваторов, но помогает во многих случаях.

Чтобы не приходилось выполнять ремонт культиватора своими руками, необходимо правильно обращаться с техникой.

В отличие от мотоблока, культиватор более подвержен различным поломкам, если его использовать не по назначению.

Вот несколько небольших правил работы с такой техникой:

  1. Нельзя забывать менять масло. Даже если оно очень качественное, со временем его свойства пропадут, и не важно, что его много.
  2. Не стоит работать на максимальной мощности длительное время, это очень вредно для двигателя. Мототехника не имеет хорошей системы охлаждения, поэтому перегрев оказывает на нее очень разрушительное действие.
  3. Лапы культиватора нужно чистить, смазывать и время от времени снимать. Если что-то застрянет в рабочих элементах, то может произойти серьезная поломка.
  4. Подготовка культиватора к работе проводится в обязательном порядке после его длительного застоя без работы. Нужно проверить согласно инструкции пользователя все узлы и залить новую жидкость.

Заключение по теме

Простой ремонт мотокультиваторов и мотоблоков можно провести самому. В основном понадобятся несложные манипуляции с заменой деталей и жидкостей, очисткой внутренних деталей и тому подобное. Но если не удается самостоятельно решить проблему, единственным способом станет путь в сервис центр.

При возникновении неполадок необходимо заглянуть в инструкцию к агрегату, а если там нет раздела на русском языке, то воспользуйтесь предоставленными рекомендациями.

Мотоблоки способны существенно облегчить работы на приусадебном участке. Это компактная сельскохозяйственная техника, которая обладает высокой функциональностью и универсальностью. С ее помощью можно не только рыхлить грунт, но и проводить основные мероприятия по уходу за растениями и сбору урожая.

Как и любая другая техника, мотоблоки иногда выходят из строя. К счастью, они обладают сравнительно простой конструкцией, и несложный ремонт можно провести даже своими руками. Для этого нужно научиться определять, какая именно часть мотоблока вышла из строя, и что нужно сделать, чтобы восстановить работу оборудования. В этом вам поможет наша статья, в которой не только описан принцип работы мотоблока, но и основные причины неисправности техники и способы их устранения.

Ремонт мотоблоков своими руками

Большинство моделей состоят из одних и тех же деталей, поэтому и ремонт основных компонентов можно осуществить своими руками.


Рисунок 1. Стандартный чертеж мотоблока

Каждый мотоблок состоит из рамы-основания, бензинового или дизельного двигателя, топливного бака, ротора для крепления фрез, колес и кронштейна для фиксации навесного оборудования. Самой важной составляющей является, конечно, двигатель, от успешной работы которого будет зависеть эксплуатация оборудования (рисунок 1). Кроме того, у современных моделей есть системы подачи топлива, охлаждения, зажигания и распределения газов, а возникновение неисправностей в них также может привести к остановке работы агрегата.

Принцип работы

Основной функцией мотоблока является рыхление почвы с помощью специальных фрез, которые крепятся на раму устройства.

Примечание: В отличие от обычного плуга, фреза не переворачивает грунт и предотвращает образование эрозии почвы.

Кроме того, технику можно использовать для рыхления междурядий в процессе выращивания аграрных культур, а специальные насадки пригодятся для сбора урожая. Простые модели (культиваторы) состоят из нескольких колес и ручек, которые используются для управления техникой. На ручках располагаются необходимые для управления кнопки. Более мощные и современные модели представляют собой мини-тракторы без кабины. В данном случае управление осуществляется кнопками и педалями, расположенными на приборной панели.

Разновидности мотоблоков

Несмотря на то, что мотоблоки выпускают самыми разнообразными производителями, всю подобную технику принято делить на виды в зависимости от веса и мощности (рисунок 2).

По данному критерию мотоблоки бывают:

  • Сверхлегкими - весом до 15 кг;
  • Легкими (около 40 кг);
  • Средними - от 45 до 60 кг;
  • Тяжелыми (более 60 кг).

Рисунок 2. Основные виды техники и навесного оборудования

Как правило, все виды техники снабжают двигателем внутреннего сгорания мощностью от 1,5 до 10 лошадиных сил. Это необходимо для того, чтобы даже сверхлегкая модель успешно справлялась с рыхлением грунта на участках с тяжелыми и плотными почвами.

Основные причины неисправности мотоблока

Поскольку основной деталью любой техники является двигатель, основное число поломок связано именно с ним (рисунок 3). В некоторых случаях плохая работа мотора может быть связана с некачественным топливом или загрязненностью воздушного фильтра. Также бывают случаи, что двигатель работает неправильно из-за недостаточного прогрева, сбоев в работе системы зажигания, карбюратора или поршней.


Рисунок 3. Основные части двигателя

Постараемся разобраться в основных видах поломки мотоблока, которые можно устранить своими руками. Однако, если вы не уверены в собственных силах или опасаетесь, что устранить неисправность собственными силами невозможно, лучше обратиться к специалисту.

Проблемы с подачей топлива

Если при попытке запуска двигатель не начинает работать, возможно, существуют проблемы с самим мотором или системой его запуска.

Чтобы устранить неисправности с подачей топлива, нужно сделать следующее:

  1. Проверить свечи зажигания: если они сухие, значит, в цилиндры двигателя не поступает топливо. Такая неисправность может возникнуть при образовании засоров в крышке бензобака, попадании мусора в систему подачи топлива, при закрытом кране подаче или банальном отсутствии бензина.
  2. Заправить бак горючим и повторить попытку запуска двигателя.
  3. Проверить топливный кран: если он закрыт, необходимо изменить его положение для открытия.
  4. Провести очистку дренажного отверстия топливного бака.
  5. Слить бензин из бака, снят топливный кран и промыть его чистым бензином.
  6. Снять соединительный шланг возле карбюратора и продуть его (вместе с жиклерами).

Если все эти манипуляции не помогли, и топливо поступает в карбюратор, но не попадает в цилиндр, значит, неисправность находится в карбюраторе и эту деталь нужно внимательно осмотреть.

Ремонт карбюратора

Частой причиной неисправности карбюратора является наличие засоров. В данном случае достаточно разобрать деталь, убрать источник загрязнения и собрать повторно. В этом вам поможет инструкция, которая обязательно предоставляется производителем (рисунок 4).


Рисунок 4. Схема карбюратора

Основная цель всех манипуляций с карбюратором - отрегулировать погружение поплавка, который крепится кронштейном к поршневой системе. Часто бывает, что кронштейн деформировался, поплавок погружается некорректно и карбюратор функционирует неправильно. Регулировку кронштейна проводят обычной отверткой, как при открытом, так и при закрытом игольчатом клапане.

Ремонт редуктора

Часто бывает, что в процессе эксплуатации мотоблока в его редукторе появляются посторонние шумы. Как правило, это связано с недостаточным количеством масла в нем, и для устранения неисправности достаточно просто долить жидкость в редуктор (рисунок 5).

Однако, если масла в редукторе достаточно, а шум не исчез, возможно, марка и чистота масла не подходит для вашей модели. В данном случае масло нужно полностью слить, систему промыть и повторно залить новое, более подходящее масло.


Рисунок 5. Схема редуктора

Кроме того, посторонние шумы могут быть связаны с недостаточно фиксацией элементов трансмиссии. Их нужно обязательно осмотреть и, при необходимости, затянуть плотнее. Также следует учитывать, что элементы редуктора нужно своевременно осматривать и заменять при обнаружении первых признаков износа. Так вы сможете избежать более серьезного ремонта в будущем.

Неисправности двигателя

Сбои в работе двигателя могут возникать как при запуске, так и в процессе эксплуатации. В данном случае нужно обязательно проверить свечи зажигания. Если они сухие - существует проблема с подачей топлива, а если влажные - неисправность находится в самом двигателе.

Одной из самых распространенных проблем при запуске считается отказ системы зажигания. Чтобы устранить такую неисправность, в первую очередь нужно осмотреть электроды свечей, и удалить наждаком нагар, который мог на них образоваться. После этого свечи промывают бензином и высушивают. Проблемы с запуском также могут быть связаны с неправильным расстоянием между электродами. В этом случае их нужно просто аккуратно подогнуть до указанного производителем расстояния.

Кроме того, проблемы с зажиганием могут быть связаны с повреждением электропроводки или изоляторами свечей. Эти элементы подлежат замене. Также отсутствие запуска двигателя может быть связано с дефектами статора. К сожалению, починить эту деталь своими силами невозможно и ее придется просто заменить.

Гораздо чаще двигатель показывает признаки неисправности непосредственно в процессе работы. Это связано с тем, что небольшая сельскохозяйственная техника подвергается большим нагрузкам и требует регулярного осмотра и профилактики.

Примечание: Если мотоблок стал двигаться рывками или издавать посторонние шумы, нужно обязательно выключить его, дать двигателю остыть и только после этого приступить к осмотру.

Распространенными проблемами в работе двигателя считаются:

  1. Самостоятельным набор оборотов двигателем свидетельствует о том, что рычаги регулятора и тяги ослабли и их нужно отрегулировать повторно.
  2. При нажатии на рычаг газа, двигатель не набирает обороты, а наоборот - теряет мощность. Это свидетельствует о перегреве мотора, поэтому технику нужно выключить и подождать, пока он полностью остынет.
  3. Перебои в работе двигателя могут быть связаны с засором воздушного фильтра или глушителя. Технику нужно выключить, остудить и осмотреть детали для очистки и устранения засоров.

Кроме того, сбои в работе мотора могут быть связаны со сбоями в работе карбюратора или недостаточном количестве масла в нем. В данном случае деталь нужно разобрать, осмотреть и залить новое масло.

Ремонт дизельного двигателя мотоблока своими руками

Мотоблок с дизельным двигателем отремонтировать своими руками сложнее, чем бензиновый, так как подобный мотор отличается более сложной конструкцией. Как правило, возможные неисправности и способы их самостоятельного устранения изложены в инструкции, поэтому мы остановимся только на самых распространенных.

Сбои в работе дизельного двигателя могут быть связаны с такими проблемами :

  1. Засор форсунки: деталь нужно снять, прочистить и установить на место.
  2. Слабое давление впрыска топлива также можно отрегулировать самостоятельно, воспользовавшись инструкцией к технике.
  3. Двигатель слишком легко проворачивается стартером: это свидетельствует о недостаточной компрессии в цилиндре. Для устранения неисправности нужно поочередно затянуть все гайки на цилиндре и заменить прокладку на его головке. Также необходимо осмотреть поршневые кольца, и промыть или заменить их при необходимости.

Ремонт стартера своими руками

Сбои в работе стартера также могут быть причиной нарушения работы двигателя. Чаще всего встречаются ситуации, когда винты крепления корпуса стартера к корпусу двигателя ослаблены. В данном случае шнур запуска не будет возвращаться в исходное положение. Для устранения проблемы нужно ослабить винты и отрегулировать положение шнура так, чтобы он легко возвращался в исходное положение (рисунок 6).


Рисунок 6. Схема для ремонта стартера

Кроме того, сбои в работе могут быть связаны с износом стартерной пружины. Отремонтировать ее невозможно, поэтому износившуюся деталь нужно просто заменить.

Ремонт мотоблоков своими руками: видео

Если вы хотите освоить практические навыки ремонта своими руками, рекомендуем просмотреть видео, в котором описаны основные причины неисправности техники и способы их устранения.

Как и любая другая техника, мотоблок нуждается в своевременном ремонте и техническом обслуживании. Естественно, лучше всего доверить это дело профессионалам, у которых есть опыт и все необходимое оборудование под рукой. Однако, Вы и сами можете справиться с большинством ремонтных работ двигателя. И тем более сможете оказать первую помощь мотору, чтобы доделать сельскохозяйственную работу, и уже после капитально отремонтировать устройство.

Основные неисправности мотоблоков

Первое, на что нужно обратить внимание - моторесурс дизельных двигателей отличается от моторесурса бензиновых двигателей. сможет обеспечить аж 4000 моточасов. Бензиновые двигатели могут выдавать 1500 моточасов. Именно по такой причине цены на дизельные мотоблоки значительно выше, чем стоимость бензиновых моделей.

Неисправности систем двигателя при запуске

Если же, проверив свечи, Вы обнаружили, что они все-таки влажные - значит, проблемы с подачей топлива отсутствуют. Однако мотор до сих пор не заводится. Нужен ремонт мотоблока и возможно, причина поломки состоит в отказе системы зажигания.

Неисправности системы зажигания

1. На электродах свечей зажигания есть нагар (в этом случае следует тщательно очистить свечи с помощью наждачной бумаги, а после их необходимо промыть бензином и просушить).

2. Зазор между электродами не соответствует величине, которая указана заводом-производителем в инструкции по эксплуатации мотора (тогда Вам нужно отрегулировать зазор, подгибая боковой электрод до необходимого размера).

3. Повреждения изоляторов свечи зажигания или высоковольтной проводки (ремонтировать их невозможно, свечи или проводку обязательно нужно заменить).

4. Кнопка «СТОП» оказалась замкнутой на массу (для того, чтобы запустить двигатель в нормальных условиях, это замыкание нужно устранить).

5. Нарушение контактов в угольниках свечей (необходимо устранить неисправности).

6. Несоответствие зазора между стартером и магнитным башмаком нормальным показателям (нужно отрегулировать зазор).

7. Дефекты на статоре системы зажигания (в этом случае нужно заменить статор).

Подсос воздуха через уплотнения карбюратора, свечей зажигания, головок свечей и цилиндров, а также соединений карбюратора и цилиндров двигателя

Если Вы обнаружили разгерметизацию соединений, просмотрите крепежные болты, затяните их и свечи, а также проверьте, целы ли прокладки между головками свечей и цилиндрами.

Не полностью закрывается заслонка карбюратора

Для того, чтобы решить эту проблему, следует обеспечить легкий ход заслонки и проверить правильность работы привода. Если имеют место заедания - их необходимо устранить.

Нарушение компрессии и неисправности карбюратора

Случается, что двигатель запускается, но его запуск сопровождается значительными затруднениями и отнимает много сил. Мотор функционирует достаточно плохо, не способен нарастить оптимальную мощность. В таком случае необходимо ремонт мотоблока, а одна из возможных причин такой неисправности - потеря компрессии. Ее можно определить по таким признакам:

1. На рабочей поверхности клапанов и на седлах блоков цилиндров видна копоть.

2. Впускной клапан повреждён или потерял изначальную форму.

3. определенно изношены.

Для того, чтобы восстановить компрессию принимают следующие меры:

Проводят проверку состояния механизма газораспределения мотора.

Тщательно прочищают запачканные нагаром детали или же полностью заменяют в случае обнаружения дефектов.

Оценивают состояние поршневых колец и заменяют сломанные элементы.

Если во время работы мотора из глушителя идет густой черный дым, а электроды свечей покрылись копотью, или же на них слишком много масла, - это может стать сигналом таких отклонений:

1. Карбюратор получает слишком насыщенную топливную смесь.

2. Разгерметизирован его топливный клапан.

3. Произошел износ маслосъёмного поршневого кольца.

4. Необходимо провести очистку воздушного фильтра из-за его засорения.

Чтобы исправить эти неполадки стоит выполнить такие действия:

Отрегулировать карбюратор

Сменить изношенный клапан

Поставить новые поршневые кольца

Прочистить или заменить воздушный фильтр.

Если же дым, который выходит из глушителя во время работы двигателя, светлого цвета, а на электродах свечей заметен белый налет - это сигнал попадания в карбюратор топливной смеси плохой концентрации. Такие проблемы решаются с помощью настроек работы карбюратора.

Проблемы с двигателем во время работы мотоблока

Достаточно большой и тяжелой нагрузке поддаются узлы и детали двигателей, которые установлены на аграрную мототехнику. Это приводит к тому, что из-за перегрузки они могут внезапно сломаться прямо в процессе выполнения той или иной задачи. По истечении достаточно короткого времени, это приведет к значительным сбоям.

Если при работе с мотоблоком Вы начали слышать подозрительные шумы, совсем нехарактерные для Вашего железного помощника; если он начал работать рывками, или же Вы заметили сбой в работе каких-либо его систем, - сразу отключайте мотор. Это означает,ч то необходим ремонт мотоблока. Двигателю нужно дать немного времени, чтобы остыть. Только в таком случае Вы можете приступать к работе над устранением неполадок.

Если во время работы двигатель стал автоматически набирать обороты, идя вразнос,- это может означать, что стоит обратить внимание на крепление рычагов регулятора и тяги. Вполне вероятно, что оно ослабло. В такой ситуации владелец мотоблока будет вынужден заняться регулировкой привода управления мотором.

Бывает, что дроссель полностью открыт, а при нажатии на ручку газа мотор начинает терять мощность. Может даже произойти полная остановка двигателя. Это не что иное, как явный признак перегрева аппарата. В такой ситуации нужно завершить работу мотора и подождать некоторое время, чтобы его узлы остыли. Далее нужно проконтролировать уровень масла в картере и проверить, не загрязнены ли ребристые поверхности головок и блоков цилиндра.

Чрезмерная нагрузка на мотор приводит к тому, что его может заклинить прямо во время работы. Существуют несколько причин таких неисправностей:

1. В картере мотора слишком мало масла.

2. На нижней головке шатуна образовался надир.

3. Сломался или маслообрызгиватель.

В случае, если двигатель мотоблока заклинило, необходимо его разобрать и оценить все его основные узды и детали. Все сломанные, деформированные, расплавленные детали нуждаются в замене.

Другие проблемы, которые возникают при запуске мотора

Что же нужно делать, если двигатель мотоблока работает со сбоями и не может развить оптимальную мощность?

Существует несколько причин подобного поведения мотора:

1. Загрязнение воздушного фильтра. Засоры не дают воздуху попасть в карбюратор, что приводит к плохому сгоранию топлива. Из-за этого Вам придется частенько менять и чистить фильтр.

2. Засорение глушителя. Остаток горючего вместе с продуктами его горения создают на внутренних стенках глушителя достаточно толстый слой налета. Для успешного устранения неполадки необходимо снять этот налет.

3. Загрязнение карбюратора. Если Вы обнаружили эту проблему, как можно быстрее снимите узел и тщательно прочистите все его компоненты. После выполнения этой операции нужно собрать карбюратор и провести его регулировку.

4. Износилась цилиндропоршневая группа. Это происходит из-за температурного влияния и слишком высоких нагрузок, которые не всегда выдержит даже наиболее прочный и качественный металл. Детали могут износиться или изменить свою форму. Такие компоненты следует немедленно заменить, так как это может привести к необратимым поломкам двигателя.

5. Поломка корпуса храповой муфты или храповика. Обнаружить такую неисправность Вы сможете, понаблюдав за коленвалом при запуске мотора. Если коленвал не движется, нужно заменить храповик и корпус муфты. Для этого нужно полностью разбирать пусковой блок.

6. Слабая затяжка винтов крепления корпуса стартера к корпуса мотора. Такого рода неполадки можно заметить при запуске мотора. Если шнур запуска не возвращается в свое изначальное положение - Вам нужно провести регулировку стартера. Для этого ослабьте винты и установите расположение узла таким образом, чтобы шнур мог нормально возвращаться.

7. Обрыв пружины стартера. Одна из наиболее частых и распространенных причин, по которой стартерный шнур не возвращается в исходное положение, - это поломка пружины стартера. Для нормализации работы стартера необходимо заменить данную деталь.

Правильное, своевременное и качественное техническое обслуживание основных узлов и деталей двигателя мотоблока - гарантия того, что Ваша техника сможет выдержать продолжительный эксплуатационный срок. Также немаловажно как можно быстрее сменить изношенные запчасти на новые. Поэтому, если Вы заметили малейшие неполадки или сбои в работе двигателя мотоблока - немедленно займитесь ремонтом мотоблока. Ведь если Вы будете медлить - это может перерасти в очень серьезные повреждения, что повлечет за собой поломку и простой мотоблока.