Как управлять гусеничным экскаватором. Взаимодействие с машинистами карьерной техники

Проверьте машину, на которой собираетесь работать. Есть две очевидных причины для этого: первая – так вы знакомитесь с машиной, вторая – убедиться, что она подходит для данной работы.

  • Посмотрите на расположение органов управления, учитывая, что машина управляется из передней и задней части.
    • Лицом вперед вы можете видеть руль, рычаг переключения, передний рычаг управления погрузчиком, педаль тормоза (левый и правый независимые тормоза), педаль газа и контроллер переключения для аксессуаров типа фар, аварийных мигалок, сигнала, экстренного торможения привода, замка зажигания, датчики и другие элементы. С этой позиции экскаватор очень похож на другие тракторы.
    • Лицом назад (повернувшись на 180 градусов), вы должны увидеть элементы управления стрелой. Есть две различные конфигурации управления стрелой: три рычага, которые включают рычаг контроля ковша, и управление джойстиком – это пара джойстиков, которые управляют всем экскаватором. Кроме того, там будет два вспомогательных управления, либо установленная пара со стороны сиденья, или перед контроллером стрелы, чтобы поднимать и опускать стабилизаторы.
  • Посмотрите на оборудование для обеспечения безопасности. Опытные операторы экскаваторов проверяют оборудование для безопасности в начале каждой смены, чтобы убедиться, что они находятся в хорошем состоянии. Это требует некоторых знаний, о том, как работает это оборудование, но даже новички должны иметь возможность проверить такие вещи как состояние ремня безопасности, заправленный огнетушитель, и быть в состоянии увидеть очевидные повреждения, такие как трещины элементов "системы защиты от опрокидывания" и отсутствие защиты.
  • Посмотрите на общее состояние машины. Проверьте шины, чтобы убедиться, что они должным образом накачаны, просмотрите на предмет утечки масла, повреждения гидравлических шлангов и других явных признаков злоупотребления опасными моментами.
  • Посмотрите на размер машины. Экскаватор-погрузчики могут быть от небольших дополнений к садовому трактору до машин весом более 12000 фунтов (5,5 т.) с турбированными дизельными двигателями. Вам нужно решить, какого объема машина вам требуется для выполнения запланированного проекта.
  • Посмотрите на другие особенности аппарата, который будет использоваться, типа кондиционера, полноприводности, удлинения стрелы, различный спецприспособлений, доступных на этой машине.

Прочтите инструкцию по эксплуатации машины, на которой вы будете работать. Бывают существенные различия в экскаваторах, от расположения органов управления до фактической процедуры вращения и расположения секций управления. Очевидно, что эта статья носит обобщенный характер и не охватывает все марки и модели экскаваторов, каждый экскаватор имеет свои особенности, с которыми вам следует ознакомиться.

Заберитесь в выбранную машину. Сядьте на сиденье, закрепите ремни безопасности, сделайте неторопливый обзор вокруг, чтобы увидеть зазоры различных частей машины, а также расположение элементов управления. Избегайте использования управления "на сухую", т.к. многие части могут двигаться, когда рычаги смещены, даже если двигатель не запущен.

Запустите двигатель, чтобы дать ему прогреться в течение нескольких минут, перед началом использования передач или других элементов управления. Этот разогрев будет гарантией того, что гидравлическая жидкость начнет циркулировать и нагреваться.

Проверьте, чтобы все модули располагались на земле, в т. ч. стабилизаторы, передний ковш и стрела экскаватора. Если вам нужно поднять их для начала эксплуатации машины, используйте элементы управления аккуратно, пока вы еще к ним не привыкли. Это особенно правильно в отношении задней стрелы, т.к. подъем или размахивание ею без стабилизаторов может сильно расшатать трактор.

Отпустите стояночный тормоз и переключите переднюю передачу, затем ведите потихоньку, пока не привыкните к рулевому управлению машины и торможению. Начинайте на первой или второй передаче, пока учитесь управлять машиной – это хорошая идея. Даже опытные операторы используют третью или выше передачу только на гладких, ровных поверхностях, т.к. уравновешивание машины затрудняет управление на повышенных скоростях.

Поднимите и опустите переднюю часть фронтального ковша (если укомплектован), чтобы привыкнуть к нему. Рычаг для него расположен слева от оператора, если сидеть лицом вперед. Если тянуть назад, ковш поднимется, если вперед – опуститься, тяните рычаг к центру машины, ковш загребает, толкая наружу, ковш отваливает.

Припаркуйте машину в месте, подходящим для обучения копанию задним ковшом. Убедитесь, что ваш клиренс достаточный с двух сторон, т.к. стрела охватывает 180 градусов и могут достигать 18 футов (5,4 метра).

Установите дроссельную заслонку, чтобы сохранять 850 оборотов двигателя в минуту (не слишком быстро, пока не привыкли).

Опустите стабилизаторы, пока не приподнимется задняя часть трактора, чтоб колеса оторвались от земли, затем опустите переднюю часть ковша до предела, также поднимая передние колеса. Вы можете обнаружить, что вам нужно опустить один стабилизатор дальше, чем другой, чтобы выставить машину по уровню, это зависит от склона поверхности или разности плотности грунта с разных сторон.

Откройте задний ковш. Сделайте это, потянув вперед (по направлению к вам и в переднюю часть трактора) левый рычаг управления, затем, нажимайте его от себя, когда он замирает в крайней точке, пока держите рычаг блокиратора (обычно справа на полу) вашей ногой.

Нажмите левый рычаг дальше наружу, после того как раскрыли главную стрелу или ближайшую секцию к задней части стрелы. Нажмите от себя на правый рычаг, чтобы раздвинуть нижнюю стрелу (внешняя часть с ковшом) от себя (на самом деле это поднимет вторую стрелу) таким образом, чтобы ковш открывался наружу.

Вам только предстоит впервые сесть за "штурвал" карьерного экскаватора или бульдозера? Конечно, опыт приходит со временем, но ведь можно и ускорить данный процесс, воспользовавшись знаниями более опытных машинистов

Пользователи Форума Экскаватор Ру дали несколько советов тем, кто только начинает постигать премудрости горного дела.

Работа экскаватора в карьере:

  1. В случае риска наткнуться на монолит или мерзлоту, при набирании грунта ковш ведите под малым углом к горизонту (как будто строгаете грунт) - тогда нежелательный контакт произойдет не со всей площадью ковша, а только с острием коронок.
  2. Держите удобную высоту забоя и не меняйте ее значительно в процессе работы.
  3. Следите за "висяками". Не забывайте, что камни могут покатиться сверху и побить фонари самосвалу.
  4. Следите за подъездом, чтобы самосвал не напоролся на камни. Если это возможно, лучше работать большую часть времени без помощи бульдозера.
  5. Большие камни в кузов надо грузить очень аккуратно, особенно первый ковш. Если у самосвала есть задний борт, то подумай, не застрянут ли такие камни при выгрузке.

Работать лучше медленно, но верно!

В любой работе важны хорошие отношения с коллегами. А если ваши трудовые функции связаны со строгим соблюдением техники безопасности - то это важно вдвойне. Итак, как лучше корректировать действия водителей самосвалов (порой весьма своенравных)?

Взаимодействие с машинистами карьерной техники:

  1. Выставьте несколько больших камней по бокам границ заезда - водитель самосвала подъедет именно так, как нужно вам для удобной работы.
  2. Чтобы самосвалы близко не приближались к экскаватору, надо вовремя нажать на кнопку звукового сигнала. Если водитель все равно не соблюдает дистанцию - сделайте барьер из нескольких небольших камней, положив их под колею.
  3. Еще один вариант - засыпать зону подъезда мелочью. И колеса у самосвала не проткнутся, и водитель догадается, что хватит ехать.
  4. Сделайте для дробилки "приямок" и ведите работы вокруг нее. Главное при этом - иметь в своем распоряжении длинную стрелу и рукоять.


Об удобстве в работе вы можете позаботиться сами!

Полагайся на "сервисника", но и сам не плошай. Несколько советов, как держать ходовую часть гусеничной техники в чистоте.

Как почистить ходовую часть:

  1. К трубе небольшого диаметра (15 или 20 мм) можно приварить кусок рессоры, заточенной на наждачном круге - таким приспособлением чистить "ходовку" намного легче, чем лопатой.
  2. Паром под давлением - но для этого вам придется обзавестись специальным оборудованием.

И еще несколько советов.

Проверка натяжения гусениц:

  1. Поверните платформу на 90 градусов (поперек гусениц) и "отожмитесь", чтобы гусеница провисла (но слишком высоко при этом отжиматься не следует). Ковш поставьте следующим образом: зубья ковша расположите параллельно земле, а шток гидроцилиндра рукояти при этом должен быть выдвинут наполовину. После совершения всех озвученных манипуляций замерьте провисание гусеничной ленты (как расстояние от расположенных на середине гусеничной тележки опорных катков до ленты). К слову, стандарт - 10-15 см.
  2. Второй вариант. "Слабину" на одной из гусениц протяните вперед, затем поставьте брусок на ленивец и поддерживающий каток. Расстояние от наибольшего провисания до бруска должо быть 10-30 мм. Затем повторите действия для другой гусеницы. Эту работу следует выполнять на ровной твердой поверхности.

Советы давали: HITACHIST , zemlekop-54 , Нафис , дядя костя , naufal , techrep , КОТЯРА1967 , naufal .

Управление экскаватором

Машинист экскаватора должен хорошо знать расположение и назначение рычагов и педалей управления. Перед машинистом находятся рычаги и педали управления основными механизмами, которые переключаются часто (в каждом цикле), например рычаги и педали, обеспечивающие движение рабочего оборудования, механизма поворота и др. Рычаги управления другими механизмами, включаемыми реже, размещаются либо также перед машинистом, либо сбоку от него.

На 235-238 показано расположение рычагов и педалей на пультах управления наиболее распространенных моделей экскаваторов. В табл. 9-12 пояснены функции этих рычагов. Если на экскаваторе установлено другое оборудование, назначение некоторых рычагов изменяется.

Ознакомившись с расположением рычагов и педалей на пульте управления экскаватора, машинист должен усвоить последовательность их включения при работе с различным видом оборудования. Начинать работу - включать главную муфту (двигателя) следует лишь после прогрева двигателя, убедившись в нормальной работе двигателя и компрессора, а также в том, что рычаги пневматического управления находятся в выключенном положении.

Включать главную муфту в начале смены и особенно в первый раз после сборки следует осторожно. В случае неисправности в трансмиссионной передаче главная муфта должна быть моментально выключена. Главная муфта при пуске экскаватора должна включаться прежде всех других муфт и оставаться включенной в течение всего времени работы. Фрикционные муфты главной лебедки и механизма реверса должны быть включены только после включения главной муфты двигателя, а не наоборот, во избежание интенсивного износа главной муфты.

Поскольку рабочий цикл экскаватора с любым видом оборудования включает в себя операцию поворота, в начале работы необходимо рычаг 9 (см. 235) поставить в верхнее положение, включив механизм поворота, а рычаг 4 перевести на себя, выключив тормоз механизма поворота.

Поворотное движение при всех видах оборудования экскаватора, кроме кранового, производится на второй скорости, для чего рычаг 8 ставят в нижнее положение (при крановом оборудовании - в верхнее).

При включении кулачковых муфт хода и поворота (рычаг 9) и переключении скоростей (рычаг8) рекомендуется пользоваться кратковременными неполными включениями фрикционных муфт механизма реверса (рычаг 2 «вправо» и «влево»). Поворотом рычага 6 установить необходимую частоту вращения двигателя. Установить стрелу (при всех видах оборудования, кроме обратной лопаты) в необходимое положение в пределах паспортной характеристики.

На этом подготовительные операции к производству работы заканчиваются. Экскаватор Э-652Б с прямой лопатой. Чтобы правильно установить ковш, его вначале приподнимают, а затем уже устанавливают в требуемое положение. Для этого, подтянув на себя рычаг 2, включают фрикцион правого барабана главной лебедки. При этом педаль 11 должна быть в верхнем положении, соответствующем выключенному тормозу правого барабана главной лебедки.

Вылет ковша по мере его подъема регулируют рычагом 2 (напор-возврат). При нейтральном положении рычага 2 педаль 12 должна быть отжата от себя вниз.

Когда ковш достигнет требуемой высоты, включают педаль 11, а рычаг 1 одновременно выключают. После этого, постепенно ослабляя нажатие на педали 11 и 12, опускают ковш, наблюдая, чтобы он не ударился о гусеницы.

Непосредственно при посадке на грунт ковш плавно затормаживают. Это торможение способствует захлопыванию днища ковша на засов. Приведя ковш в рабочее положение, начинают цикл копания.

Переводя рычаг 1 от себя и одновременно отпуская педаль 11, производят подъем ковша. Как только ковш заполнится, его отводят от забоя движением рычага 2 на себя, одновременно освобождая педаль 12. При этом подъем ковша до необходимой высоты разгрузки не прекращается.

После достижения необходимой высоты подъема ковша рычаг / выключают и одновременно включают педаль 11. Затем начинают поворот платформы в сторону выгрузки грунта. Для этого рычаг 2 переводят влево, если следует повернуть платформу влево, и вправо, если следует повернуть вправо. Не следует рычагом 2 резко включать реверсивные фрикционные муфты во избежание рывков при повороте. В конце поворота, еще до подхода к месту выгрузки, рычаг 2 выключают с таким расчетом, чтобы ковш дошел до места выгрузки по инерции.

Для точной установки ковша над местом выгрузки пользуются рычагом 2 напора и педалью 12 (последнюю выключают при нейтральном положении рычага 2). В момент установки над местом выгрузки ковш разгружают, переводя рычаг 1 влево. Высыпать грунт с большой высоты при разгрузке не следует, чтобы не повредить платформы или автомашины. При погрузке скалистых грунтов ковш предварительно почти опускают на платформу, а затем, открыв днище, поднимают его.

Машинист, обладающий соответствующими навыками, включает поворот на погрузку, как только заполненный ковш отведен от забоя. Причем во время поворота ковш поднимают на необходимую для разгрузки высоту. Точно так же во время поворота в забой перемещают ковш в его исходное рабочее положение.

Если на машине имеется комбинированный напорный механизм, напор при копании осуществляется автоматически, так как натяжение подъемного каната, закрепленного на напорном барабане, стремится выдвинуть рукоять и прижать ковш к грунту. Если при копании все же необходимо увеличить толщину стружки, слегка включают фрикцион левого барабана главной лебедки. Пользоваться фрикционом рекомендуется лишь в том случае, если без этого ковш не заполняется. Если нужно уменьшить величину напора, можно пользоваться тормозом левого барабана лебедки. Необходимость в этом появляется только при работе на легких грунтах. Возврат рукояти производится фрикционом реверса главной лебедки.

Для стряхивания налипшего на козырек ковша грунта включают рычагом 2 фрикцион реверса главной лебедки и, выключив его, резко нажимают на левую педаль 12, Экскаватор ЭО-3322А (см. 236 и табл. 10), Для передвижения экскаватора своим ходом на первой (рабочей) скорости застопоривают поворотную платформу рычагом 16. Если стопор не включается (т. е. не опускается вниз), кратковременно поворачивают платфориу, пользуясь рычагом 2 или 3.

Движение экскаватора начинают, включая рычаг 10 вперед (от себя) или назад (на себя), что соответствует направлению движения. Скорость регулируется автоматически в пределах 1,85-3,58 км/ч в зависимости от сопротивления при передвижении. Для перехода к движению с повышенной скоростью (на второй скорости) рычаг 8 переводят вверх. Движение экскаватора начинают, включая рычаг 10 вперед (от себя) или назад (на себя), что соответствует направлению движения. Скорость регулируется автоматически в пределах 10,2-19,68 км/ч в зависимости от сопротивления при передвижении.

"Управление обратной лопатой r\pv\ копанш начинают с аыкг,к>чений стопора поворотной платформы. Для этого поднимают рычаг 16 вверх, включают тормоза колес поворотом рычага 11 от себя. Копание производят включением рычагов 4 и 5. Направление движения рукояти ковша и стрелы соответствует направлению движения рычагов. Поворот с груженым ковшом производят включением рычага 2 или 3. При этом для поворота вправо рычаг 3 включают от себя, а для поворота влево рычаг 2 - от себя. Поворот платформы для выгрузки ковша или при возвращении в забой тормозят, переводя рычаг 2 или 3 в нейтральное положение. Выгрузку производят при окончании поворота. При этом ковш перемещают на выгрузку, передвигая рычаг 4 от себя. Для повышения производительности экскаватора машинист может выполнять несколько рабочих движений одновременно.

Управление прямой попетой при копании начинают с выключения стопора поворотной платформы. Для этого поднимают рычаг 16 управления стопором, включают тормоза колес поворотом рычага 11 от себя.

Копание производят включением рычагов 7 \л 5, управляющих гидроцилиндрами стрелы и рукояти. Поворот с груженым ковшом осуществляют включением рычага 2 или 3.

Для поворота вправо рычаг 3 включают от себя, а для поворота влево рычаг 2 - от себя.

Для выгрузки ковша или возвращения его в забой платформу тормозят переводом рычага 2 или 3 в нейтральное положение. Выгружают ковш по окончании поворота, для этого включают рычаг 4, управляющий поворотом ковша.

Грейфером управляют в такой последовательности. Набирают грунт закрытием челюстей ковша грейфера, опущенного в раскрытом виде на грунт, перемещая рычаг 4 на себя. Заполненный грейфер поднимают включением рычага 7 на себя и рычага 5 от себя, что соответствует движению стрелы и рукояти вверх. Затем включают рычаг 20 от себя для поворота грейфера вправо или рычаг 20 на себя для поворота грейфера влево. После этого поворачивают платформу включением рычага 2 или 3 и начинают разгрузку грейфера включением рычага 4 от себя. Передвижение экскаватора с заполненным ковшом грейфера запрещается.

Больше информации

Оглавление 1. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации экскаватора ЕК-8 2. Краткие технические данные - экскаватор ЕК-8 3. Эксплуатация экскаватора - 1. Органы управления экскаватором 4. Эксплуатация экскаватора - 2. Указания мер безопасности 5. Эксплуатация экскаватора - 3. Подготовка к работе. Обкатка 6. Эксплуатация экскаватора - 4. Порядок работы 7. Эксплуатация экскаватора - 5. Замена рабочего оборудования 8. Эксплуатация экскаватора - 6. Транспортирование экскаватора 9. Эксплуатация экскаватора - 7. Консервация и хранение экскаватора 10. Техническое обслуживание - 1. Основные регулировочные характеристики 11. Техническое обслуживание - 2. Перечень работ, выполняемых при периодическом техническом обслуживании 12. Техническое обслуживание - 3. Техническое обслуживание отдельных систем и механизмов экскаватора 13. Техническое обслуживание - 4. Указания по смазке 14. Состав изделия 15. Устройство и работа составных частей экскаватора - 1. Пневмоколесное ходовое устройство 16. Устройство и работа составных частей экскаватора - 2. Устpойства смонтиpованные на пов. платформе 17. Устройство и работа составных частей экскаватора - 3. Рабочее оборудование 18. Гидравлическая система 19. Гидравлическая система - Функционирование гидросистемы экскаватора 20. Гидравлическая система - Гидропривод хода экскаватора 21. Гидравлическая система - Гидропривод поворота платформы 22. Гидравлическая система - Гидропривод опоры-отвала 23. Гидравлическая система - Гидропривод рукояти 24. Гидравлическая система - Гидропривод стрелы 25. Гидравлическая система - Гидропривод ковша 26. Гидравлическая система - Гидропривод складывания стрелы 27. Гидравлическая система - Гидропривод вентилятора маслоохладителя и гидроуправления 28. Гидравлическая система - Гидропривод рулевого управления 29. Гидравлическая система - Гидропривод поворота рабочего оборудования в плане 30. Гидравлическая система - Наименование и обозначение составных частей гидросистемы экскаватора ЕК-8 31. Гидрооборудование 32. Гидрооборудование - 1. Насосный Агрегат 33. Гидрооборудование - 2. Гидромотор поворота 34. Гидрооборудование - 3. Гидромотор хода 35. Гидрооборудование - 4. Гидрораспределитель 8SX14 36. Гидрооборудование - 5. Пневмогидравлический клапан 37. Гидрооборудование - 6. Гидроцилиндры 38. Гидрооборудование - 7. Гидравлический рулевой механизм 39. Гидрооборудование - 8. Центральный коллектор 40. Гидрооборудование - 9. Пневмогидроаккумулятор 41. Гидрооборудование - 10. Блоки управления 42. Гидрооборудование - 11. Гидрозамки 43. Гидрооборудование - 12. Охладительный блок 44. Гидрооборудование - 13. Гидравлический бак и фильтры 45. Гидрооборудование - 19. Напорный фильтр 46. Пневматическая система 47. Пневмооборудование - 1. Регулятор давления 48. Пневмооборудование - 2. Дифференциальный золотник управления тормозами колес 49. Пневмооборудование - 3. Пневмокомпрессор 130-3509009-11 50. Пневмооборудование - 4. Клапан быстрого оттормаживания 100-3518110 51. Пневмооборудование - 5. Клапан электромагнитный 52. Пневмооборудование - 6. Предохранитель от замерзания 53. Электрооборудование 54. Поставка экскаватора 55. Приложение 1 - Классификация грунтов 56. Приложение 2 - Возможные неисправности и методы их устранения 57. Приложение 3 - Места установки пломб на экскаваторе в течение гарантийного периода 58. Приложение 4 - Определение степени разряженности аккумуляторной батареи

Строительные машины представляют собой сложные механизмы, управлять которыми не так легко. Поэтому перед тем, как работать с подобной техникой, нужно получить соответствующие разрешения.

Сегодня все чаще для упрощения эксплуатации этих конструкций используют промышленные джойстики российского производства . Данные механизмы упрощают работу со всеми элементами устройства в несколько раз.

Начальный этап

Экскаватор относят к специальной технике, которая оснащена ковшом. Применяют его на карьерах или стройке для погрузки или выравнивания почв. Начинать работу с подобным механизмом следует с выполнения нескольких последовательных шагов:

  • Изначально водителю нужно ознакомиться с основным принципом работы всей системы. Важно определить, какой рычаг за что отвечает. Старайтесь не пропустить любых деталей.
  • Перед тем, как садиться в машину, нужно проверить ее состояние. Обязательно осмотрите экскаватор снаружи, чтобы выявить любые повреждения или дефекты.
  • Завершается подготовительный этап изучением инструкции. Это позволит вам понять алгоритм работы всей системы. Старайтесь сразу запоминать, какой рычаг за что отвечает.

Начинаем движение

Управление экскаватором это сложная процедура, поэтому научиться ездить не получиться сразу. Чтобы добиться качественных показателей, следует руководствоваться такими правилами:

  1. Если вы впервые работаете на экскаваторе, сначала нужно сесть за руль и научиться запускать двигатель. Эти операции производятся только при опущенных на землю рабочих органах.
  2. После получения предыдущих навыков, можно приступать к езде. Процесс управления зависит от типа экскаватора. Так, к примеру, гусеничные механизмы управляются системой рычагов, отвечающих за движение и повороты.
  3. На следующем этапе можно приступать к работе с внешними органами. Начинается процедура с поднятия ковша, а также перемещения его в пространстве. Управление этим механизмом в современных системах производиться с помощью джойстика. Старые же модели оснащаются несколькими рычагами, которые и нужно тщательно изучить, чтобы работать с этой системой.
  4. Завершающим этапом обучения является работа с почвой. Для выполнения подобных операций экскаватор устанавливается на специальные опоры. Хотя в некоторых моделях это не обязательно.

Чтобы научиться неплохо управлять экскаватором, следует потратить много времени. Оптимальным вариантом будет посещение специальных курсов, что позволит вам получить и права на эту технику.