Как вернуть переплаченные взносы в фсс. Как вернуть (зачесть) переплату по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование

Плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

При обнаружении факта излишней уплаты страховых взносов территориальный орган ПФР сообщает об этом плательщику в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.

При обнаружении факта возможной переплаты, территориальный орган ПФР вправе провести с плательщиком совместную сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть:

  • зачтена в счет предстоящих платежей плательщика;
  • зачтена в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения;
  • возвращена плательщику страховых взносов.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Это не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Соответствующее решение территориальный орган ПФР принимает в течение 10 дней со дня обнаружения им факта переплаты, или со дня получения заявления от плательщика страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если такая сверка проводилась).

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам территориальные органы ПФР осуществляют самостоятельно. В этом случае решение принимается в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов или со дня вступления в силу решения суда. Однако плательщик может и сам подать заявление, чтобы излишне уплаченную им сумму зачли в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение также принимается в течение 10 дней.

С 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа

Таким образом, переплату по взносам на обязательное медицинское страхование можно зачесть в счет уплаты пенсионных взносов и наоборот. А вот переплату по этим взносам направить в счет погашения задолженности по взносам в фонд социального страхования нельзя, так как контроль за правильностью их уплаты возложен на ФСС.

Чтобы вернуть излишне уплаченные страховые взносы, плательщик должен подать заявление, и тогда сумма будет возвращена в течение месяца после получения такого заявления. Если у плательщика имеется задолженность по пеням и штрафам, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Пенсионный фонд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата). Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или другим способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

ВАЖНО! Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

  • Форма 22-ПФР - заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, приложение № 2 к постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 №511п
  • Форма 23-ПФР - заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, приложение № 3 к постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п

Работодатели - плательщики страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Таковые определяются в виде разницы, при этом:

Уменьшаемое представляет собой произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов;
- вычитаемое - сумму страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Их необходимо перечислить в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 1, 3 ст. 431 НК РФ, п. 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Понятие переплаты

Порой плательщик перечисляет в казначейство суммы несколько большие, чем полагалось. Причины могут быть разными:
- банальная невнимательность при заполнении соответствующей платежки;
- неучет существующих предельных величин баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страхование на случай ВНиМ);
- начисление страховых взносов на суммы, с которых исчисление взносов не производится, и др.
У ПБОЮЛов на общей системе налогообложения, уплачивающих взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, доходы которых в 2014 и 2015 годах превысили 300 000 руб., переплата "пенсионных" страховых взносов за данные годы образовалась после выхода постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 N 27-П. КС РФ счел, что указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
ПФР с подачи Минтруда (письма от 16.11.2016 N 17-4/ООГ-1563, от 09.07.2014 N 17-3/В-313) рекомендовал предпринимателям исчислять "пенсионные" страховые взносы из суммы фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, не учитывая при этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ.
Письмо Минтруда России N 17-3/В-313 пенсионщики отправили и в ФНС, поскольку на налоговиков возложена обязанность по представлению в ПФР сведений о доходах от деятельности индивидуальных предпринимателей за расчетный период (п. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Переплата страховых взносов может возникнуть также, если судом будут признаны неправомерными действия контролирующего органа по взысканным суммам страховых взносов (пеней, штрафов).
Вводя в НК РФ главу 34 "Страховые взносы", законодатель не расшифровал понятие "излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы". Понятия "излишне уплаченный (взысканный) налог" в НК РФ также нет. Зато Кодексом регламентированы порядки зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа (ст. 78, 79 НК РФ).
Президиум ВАС РФ счел, что излишняя уплата налога имеет место тогда, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине (в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения) ошибается в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).
Иными словами, сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет государственного внебюджетного фонда как страховые взносы, может считаться излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами только тогда, когда денежные средства фактически поступили в соответствующий бюджет. Причем излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами становятся поступившие в соответствующий бюджет суммы независимо от времени их зачисления - до 1 января 2017 года или после.

Как известно, 0 часов 1 января 2017 года для страховых взносов - рубеж:
- до того порядок исчисления определялся упомянутым Законом N 212-ФЗ и администрировали их ПФР и ФСС России (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ);
- после порядок исчисления страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ, а функции контроля перешли к ФНС России (подп. 3 - 5 п. 1 ст. 23, п. 2.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК РФ).
С 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов РФ разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части:
- контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов;
- проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам;
- взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также
- принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
ПФР и ФСС России контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ). Эти функции осуществляются в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Налоговики вправе взыскивать:
- недоимки по страховым взносам, соответствующие пени и штрафы в государственные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2017 года;
- страховые взносы, пени и штрафы, доначисленные органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)).
Взыскания налоговики производят в порядке и в сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России.
Обосновать образование излишне уплаченной суммы страховых взносов плательщик может, подав уточненный расчет по страховым взносам.
Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (форма РСВ-1 ПФР, форма 4 - ФСС), необходимо представлять в территориальные отделения ПФР или ФСС России в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
Страховые взносы, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных НК РФ, но они не являются предметом регулирования НК РФ. Поэтому суммы излишне уплаченных либо взысканных страховых взносов, образовавшиеся в период по 31 декабря 2016 года включительно, не могут быть зачтены в счет страховых взносов, исчисляемых с начала текущего года. Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Поэтому с уточненным расчетом желательно подать соответствующее заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Формы "пенсионных" заявлений о возврате (23-ПФР, 24-ПФР) приведены в приложениях 3 и 4 к Постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 N 511п, формы "соцстраховских" заявлений (23-ФСС РФ, 24-ФСС РФ) - в приложениях 3 и 4 к Приказу ФСС России от 17.02.2015 N 49.
В уже упомянутом письме Минфина России N 03-02-07/2/11564 указано, что Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не определены полномочия органов ПФР, органов ФСС России и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения:

- сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС России по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных упомянутой статьей 20 Закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Если у плательщика имеются недоимка по страховым взносам, задолженность по уплате соответствующих пеней, штрафов во внебюджетные фонды, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то и недоимка, и задолженность уплачиваются этим плательщиком или взыскиваются налоговым органом (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).
До уплаты указанных недоимки и задолженности (либо их взыскания в установленном порядке) у территориального отделения ПФР (территориального отделения ФСС России) отсутствуют основания для возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, при наличии:
- недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 года, а также
- доначислений сумм страховых взносов, пеней и штрафов по результатам контрольных мероприятий, -
плательщику, у которого имеются суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, вначале необходимо погасить указанные недоимки, задолженности и доначисления. И только после этого территориальные отделения ПФР (ФСС) смогут принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, соответствующие органы ПФР (ФСС) должны принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате.
Если плательщиком страховых взносов представлялся уточненный расчет по страховым взносам, то 10 дней исчисляются со дня завершения территориальным отделением ПФР (ФСС) камеральной проверки указанного расчета.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальное отделение страховщика должно направить его в соответствующий налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона N 243-ФЗ). Возврат страховых взносов осуществляется ИФНС, в которой зарегистрирован плательщик страховых взносов.

С 2017 года введенный пункт 1.1 статьи 78 НК РФ, которой устанавливались нормы по зачету или возврату сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и штрафа, позволяет осуществить зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет:
- предстоящих платежей плательщика по этому взносу;
- задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения, -
или же возвратить их в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Следовательно, излишне уплаченные суммы страховых взносов за периоды начиная с текущего года можно зачесть только по видам взносов:
- по пенсионному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОПС;
- по медицинскому страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОМС;
- по социальному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ВНиМ.
Зачет сумм страховых взносов по одному из видов обязательного страхования в счет страховых взносов по другому виду невозможен.
Для зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо обращаться в свою ИФНС. Зачет осуществляется в том же порядке, который был установлен для зачета по налогам (с учетом особенностей пункта 1.1 статьи 78 НК РФ).
Факт излишней уплаты страховых взносов может быть обнаружен как самим их плательщиком, так и налоговиками. Выявив переплату, налоговый орган обязан известить об этом страхователя в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Используется им при этом форма сообщения о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложение 2 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).
В приложениях к этому Приказу ФНС России приведен также ряд форм, которые могут быть использованы при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. Например, формы заявления о возврате (о зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложения 8, 9).
Налоговиками же могут быть использованы формы о зачете (приложение 1), возврате (приложение 3), принятом решении о зачете (возврате), об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение 4).
При обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате страховых взносов, не исключена возможность проведения совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Предложение о проведении такой сверки может исходить как от плательщика страховых взносов, так и от налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам оформляются соответствующим актом (форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам приведена в приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@). Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам вручается плательщику в течение следующего дня после дня его составления. Акт в тот же срок может быть направлен по почте заказным письмом или передан плательщику в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (подп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@, далее - Методические рекомендации) предписывают налоговым органам перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных НК РФ, в частности:
- фактическое зачисление суммы излишне уплаченных страховых взносов на счет по учету доходов бюджета соответствующего внебюджетного фонда;
- отсутствие задолженности по пеням и штрафам соответствующего вида страховых взносов - при возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществляется только на основании заявления плательщика. Такое заявление может подаваться в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей налоговики должны принять в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта такой излишней уплаты, или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Плательщик может представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам. В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов. Указанное заявление может быть направлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представлено через личный кабинет.
Излишне уплаченные страховые взносы могут быть возвращены только по заявлению плательщика (поданному в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет). Возврат должен быть осуществлен в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов при наличии задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов могут быть поданы в течение трех лет со дня уплаты суммы взносов.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении (о зачете (возврате) или об отказе) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение передается лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Проценты

Налоговики обязаны вернуть излишне уплаченную сумму налога в течение месяца со дня получения заявления от их плательщика, причем в случае нарушения срока возврата налога фискалы должны начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок (п. 10 ст. 78 НК РФ). Проценты уплачиваются за каждый календарный день нарушения срока возврата, и их сумма определяется исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Для расчета суммы процентов, подлежащих уплате, используется следующее выражение (п. 3.2.7 Методических рекомендаций):

П = СВ: 365 (366) x СР x ДПР: 100%,

где П - сумма процентов, подлежащих начислению; СВ - сумма, которая подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика; СР - ставка Банка России, действовавшая в дни задержки перечисления; ДПР - количество дней просрочки.
Если до окончания месяца налоговиками была возвращена часть излишне уплаченного налога, то проценты начисляются на сумму остатка.
При изменении ставки Банка России в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки.
С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У). Размер ключевой ставки в 2017 году составляет:
- с 1 января по 26 марта - 10%;
- с 27 марта по 1 мая - 9,75%;
- с 2 мая - 9,25%.
Правила, установленные статьей 78 НК РФ, согласно пункту 14 этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов. И логично полагать, что при задержке налоговиками возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов ими должны быть начислены проценты.
Норма о начислении процентов в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществлялся с нарушением установленного 30-дневного срока, существовала и в Законе N 212-ФЗ (п. 17 ст. 26). 30-дневный срок при этом отсчитывался с момента подачи заявления (п. 11 ст. 26). И, казалось бы, при перечислении сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налоговики также должны начислять проценты за дни задержки. Однако Минфин России в письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 указал, что Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Налоговики, скорее всего, будут следовать рекомендациям финансистов.

Особенности возврата взносов на ОПС

Примечание. Руководство ФНС России в письме от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 предложило следующий алгоритм действий нижестоящим налоговым органам в случае передачи фискалам некорректных сумм задолженности в составе сальдо расчетов по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года:
- при обращении плательщика в налоговый орган лично либо по телефону следует рекомендовать ему обращаться в соответствующий орган ПФР или ФСС России;
- в случае поступления официального обращения плательщика указанное обращение следует направить в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда по принадлежности.

Пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ установлены ограничения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Не допускается возврат в случае, если, по сообщению территориального органа управления ПФР, сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Аналогичная норма была установлена и пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
В указанных нормах Закона N 212-ФЗ и НК РФ при этом говорится о суммах излишне уплаченных страховых взносов, которые были указаны в сведениях, представленных плательщиком страховых взносов в ПФР в составе отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Страхователи-работодатели отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету представляли в расчете РСВ-1 ПФР. И за последний квартал 2016 года такой расчет добросовестные плательщики представили в середине февраля 2017 года.
Органы ПФР обязаны, в частности, обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведения, представленные налоговыми органами и страхователями, а также надежное хранение этих сведений (ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования"). А вот срок перенесения этих сведений в лицевые счета законом не установлен.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены случаи, когда осуществляется перерасчет размера страховой пенсии. Среди таковых значится увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования значения индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Следовательно, к этому дню в лицевом счете застрахованного лица должны быть учтены сведения, представленные страхователями по индивидуальному (персонифицированному) учету. Маловероятно, что к началу второго полугодия не будет сообщения территориального органа управления ПФР о том, что сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлый год, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. А это означает, что возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, окончившиеся до 1 января 2017 года, плательщикам ждать не следует.
ПБОЮЛы не представляют отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету за себя в ПФР.
Пункт 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предписывал налоговым органам направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности самозанятых физических лиц - плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Это позволяло пенсионщикам определить сумму страховых взносов, которую должен был уплатить ПБОЮЛ за прошлый год. Уплаченную предпринимателем сумму страховых взносов на ОПС, которую следовало перенести в его индивидуальную карточку, они могли определить в первой половине апреля по поступившим платежным документам: срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период являлись основанием для направления требования об уплате недоимки, а также для проведения ее взыскания (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Все это сводит к нулю вероятность возможности возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы ПБОЮЛами, находящимися на общей системе налогообложения, чьи доходы в эти налоговые периоды превысили 300 000 руб.

Страхователям, переплачивающим страховые взносы, необходимо обратить внимание на новые формы документов для возврата или зачета этих сумм, принятые Пенсионным фондом РФ. Это формы актов совместной сверки расчетов по взносам, пеням и штрафам; заявлений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) взносов, пеней и штрафов; решений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов. Изучая нюансы новых форм документов, уместно вспомнить особенности процедур зачетов и возвратов переплат во внебюджетные фонды.

Новые формы утверждены постановлениями Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов» (далее - постановление ПФР № 511п) и № 512п «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение» (далее - постановление ПФР № 512п). Оба постановления зарегистрированы в Минюсте России 25.01.2016 за номерами 40739 и 40738 соответственно.

Новые формы для возврата и зачета излишне уплаченных взносов

Пенсионный фонд РФ изменил вид документов, применяемых для возврата излишне уплаченных страховых взносов.

С 8 февраля 2016 г. плательщики, имеющие переплату в ПФР или ФФОМС, пользуются следующими обновленными формами:

Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (форма 21-ПФР);

Заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 22-ПФР);

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 23-ПФР);

Заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 24-ПФР).

Формы решений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов также утверждены в новых редакциях (форма 25-ПФР, форма 26-ПФР, форма 27-ПФР). Соответствующие формы утверждены постановлением № 511п. Одновременно были признаны утратившими силу формы документов, утвержденные приказами Минтруда России от 04.12.2013 № 712н и от 17.02.2015 № 95н 1 .

Возврат переплаченных сумм в пользу членов летных экипажей

Также обновились документы для возврата или зачета переплаченных сумм на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности. Вместо приказа Минтруда России от 21.11.2013 № 692н действует постановление правления ПФР от 22.12.2015 № 512п.

С февраля по-новому выглядят формы следующих документов:

Акт совместной сверки расчетов по взносам на дополнительное социальное обеспечение, пеням и штрафам (форма 21 дсо-ПФР);

Заявление о зачете сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 22 дсо-ПФР);

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 23 дсо-ПФР);

Заявление о возврате сумм излишне взысканных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 24 дсо-ПФР);

Решение о зачете сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 25 дсо-ПФР);

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 26 дсо-ПФР);

Решение о зачете сумм излишне взысканных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 27 дсо-ПФР).

Обратите внимание!

Ознакомиться с новыми формами документов, применяемых при осуществлении ПФР зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а также взносов на дополнительное социальное обеспечение, можно на официальном сайте ПФР в разделе «Страхователи».

Напомним, что формы документов, применяемых при осуществлении зачетов и возвратов переплат по фонду социального страхования, были обновлены в 2015 г. приказом ФСС России от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее - приказ ФСС России № 49). Последние по времени изменения внесены в этот документ 20 июля 2015 г.

Переплата: причины образования, виды зачета и другие вопросы

Переплата по страховым взносам может образоваться по разным причинам. Довольно часто это является следствием того, что в платежном поручении был указан неправильный КБК или неверно определена облагаемая база. В некоторых случаях суммы могут быть безосновательно взысканы с плательщика органом контроля.

В зависимости от причины, по которой у плательщика образовалась переплата, закон устанавливает две различные процедуры:

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм;

Возврат излишне взысканных сумм.

Зачету и возврату переплаты по страховым взносам в ПФР, ФСС России и ФФОМС посвящена ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Куда обращаться для зачета переплаты по страховым взносам?

Уплату трех видов страховых взносов контролируют два ведомства - ПФР и ФСС России (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

В зависимости от того, по какому виду взносов произошла переплата, необходимо обращаться в территориальный орган того или иного ведомства (см. таблицу).

Таблица. Куда обращаться для зачета переплаты по страховым взносам

Для осуществления зачета переплаты по страховым взносам организация или ИП должны подать специальное заявление. Заявление должно быть подано по установленной форме. Несоблюдение формы заявления является основанием для вынесения решения об отказе в зачете (возврате).

Так, при обращении в Пенсионный фонд РФ необходимо использовать заявление по форме, утвержденной постановлением ПФР № 511п, при обращении в Фонд соцстраха - приказом ФСС России № 49.

Виды зачета переплаты

Порядок проведения зачета установлен в ст. 26 Закона № 212-ФЗ. В этой статье установлены следующие виды зачета переплаты:

В счет будущих платежей;

В счет погашения задолженности по страховым взносам, пеням или штрафам.

Применение каждого вида зависит от некоторых нюансов. В частности, от состояния расчетов с внебюджетными фондами по всем страховым взносам, а именно наличия задолженности по пеням и штрафам.

Зачет у одного администратора

Напомним, что раньше осуществить зачет можно было только в рамках одного внебюджетного фонда (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Это означало, что если у плательщика переплата в бюджет ПФР, то зачесть ее он сможет в счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в бюджет ПФР или в счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ПФР. Зачесть переплату в счет погашения задолженности перед ФФОМС было нельзя.

С 1 января 2015 г. плательщики получили возможность учитывать переплаченные суммы страховых взносов между разными видами взносов, администрируемых одним фондом. Согласно Закону № 212-ФЗ излишне уплаченную сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей либо использовать для погашения задолженности, пеней и штрафов.

Срок для подачи заявления

Организация (предприниматель) вправе подать в фонд заявление о зачете переплаты по страховым взносам в течение трех лет со дня внесения излишней суммы. Об этом сказано в ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ. Необходимо отталкиваться от даты, когда фактически были заплачены лишние взносы.

Механизм зачета переплаты

Обратите внимание, механизм зачета переплаты по взносам зависит от того, кто обнаружил переплату:

Сам плательщик;

Специалисты ПФР или ФСС России.

Страхователь может обнаружить переплату, проведя проверку данных бухгалтерского учета. Она отражается в виде конечного сальдо по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по соответствующему субсчету.

Компания может либо зачесть переплату в счет будущих платежей, либо пустить ее на погашение задолженности по страховым взносам. Определиться с тем, как лучше поступить, поможет сверка расчетов с соответствующим фондом (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Сверка даст объективную картину состояния расчетов.

Если плательщик не предложит провести сверку, а сразу напишет заявление о зачете страховых взносов, скорее всего, проведение сверки инициируют специалисты фонда (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), чтобы убедиться в обоснованности требований. Если сверка расчетов подтвердила наличие переплаты, специалисты фонда вправе самостоятельно (без заявления плательщика) осуществить зачет (ч. 6 и 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ) в счет:

Будущих платежей;

Погашения задолженности по страховым взносам, пеням или штрафам.

Вместе с тем плательщик может выбрать вид зачета и именно его указать в своем заявлении (ч. 6 и 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), не полагаясь на фонды. Это дает возможность самостоятельно контролировать процесс.

Если переплату обнаружат сотрудники ПФР или ФСС России, то в течение десяти рабочих дней они должны письменно известить об этом плательщика (ч. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Если специалисты фонда планируют провести совместную сверку расчетов, они укажут это в извещении о переплате. После этого может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Ее результаты оформляют актом. Если компания сверяется с Пенсионным фондом, будет оформлен акт по форме 21-ПФР, если с соцстрахом - форма 21-ФСС РФ.

От даты подписания акта сверки зависит исчисление сроков зачета взносов.

Однако сверку могут и не проводить. Как правило, так поступают, если страхователь не имеет задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. В этом случае срок принятия решения о зачете исчисляют со дня обнаружения факта излишней уплаты (или со дня получения заявления о зачете взносов).

Осуществить зачет специалисты фонда могут самостоятельно (ч. 6 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). При этом если у компании есть задолженность по данному виду страховых взносов (например, числится переплата по взносам в ФФОМС, но есть недоимка по пеням в тот же фонд), сначала переплату направят в счет ее погашения (ч. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Оставшаяся сумма будет зачтена в счет предстоящих платежей. Однако, и в этом случае для подстраховки организация может написать соответствующее заявление.

Зачет переплаты по страховым взносам не отражают в бухгалтерском учете дополнительными проводками. Ее учитывают при последующей уплате страховых взносов.

Вне зависимости от того, кто обнаружил переплату, решение о ее зачете принимает руководитель территориального органа фонда либо его заместитель. Решение о зачете переплаты в счет будущих платежей должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня (ч. 6 ст. 4 и ч. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ):

Обнаружения факта излишней уплаты;

Получения заявления от страхователя о зачете переплаты;

Подписания акта сверки, если она проводилась.

Формы решений № 25-ПФР и 25-ФСС РФ (в зависимости от ведомства, осуществляющего зачет) утверждены соответственно постановлением Правления ПФР № 511 и приказом ФСС России № 49.

Решение о зачете переплаты в счет погашения задолженности по пеням или штрафам работники фондов принимают в такой же срок. Так сказано в ч. 9 и 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ.

О зачете либо об отказе в зачете сотрудники фондов должны сообщить плательщику в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения (ч. 6 ст. 4 и ч.16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Уведомление вручается представителю компании под расписку либо направляется по почте заказным письмом. В последнем случае будет считаться, что документ получен спустя шесть рабочих дней после отправки (ч. 16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Важно!

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Возврат переплаты

Чтобы вернуть излишне уплаченные деньги на расчетный счет, плательщику необходимо подать заявление. Срок подачи заявления о возврате такой же, что и при зачете (три года).

Судебная практика

По общему правилу срок подачи заявления о возврате начинает исчисляться именно от даты уплаты взносов.

В то же время, еще в 2006 г. Высший арбитражный суд РФ, рассматривая дело по заявлению налогоплательщика по применению ст. 79 НК РФ, аналогично определяющей срок подачи заявления о возврате налога, сформулировал следующую правовую позицию. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06).

Именно с учетом данной правовой позиции рассматриваются судами заявления плательщиков при обжаловании решений об отказе в возврате из-за пропуска трехлетнего срока. Решаются такие дела в большинстве своем в пользу плательщиков.

Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 отмечено, что момент, когда плательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В частности, суды должны рассмотреть и оценить причины, по которым плательщик допустил переплату, наличие у него возможности для правильного исчисления по данным первоначальной декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода. В ходе рассмотрения судебного дела могут быть установлены и другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.

Например, если переплата за 2012 г. возникла после представления уточненного расчета за указанный период в 2014 г., трехгодичный срок необходимо исчислять не с даты фактической уплаты, а с даты возникновения и выявления переплаты (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2014 № Ф08-178/14, Московского округа от 28.01.2014 № Ф05-16441/13, Волго-Вятского округа от 22.01.2014 № Ф01-12909/13).

Если переплата выявлена по результатам выездной проверки, проведенной фондом, в этом случае суды также признают незаконным отказ в возврате излишне взысканной суммы в связи с пропуском трехлетнего срока с момента уплаты.

Например, Верховный суд РФ указал: удовлетворяя требования общества, суд должен исходить из того, что о факте излишней уплаты страховых взносов обществу стало известно при получении акта выездной налоговой проверки. Следовательно, трехлетний срок подлежит исчислению именно с этой даты, а не со дня фактической уплаты указанной суммы (Определение ВС РФ от 01.02.2016 № 310-КГ15-18672).

В некоторых случаях суды признают, что моментом, с которого плательщик узнал о наличии переплаты, является дата вступления в законную силу решения суда (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2014 по делу № А26-5861/201, Московского округа от 11.07.2014 № Ф05-7022/2014).

Рассматривая заявление о возврате излишне уплаченных сумм, как и в случае с зачетом, фонд обязательно проверит, есть ли задолженность по пеням и штрафам. Если да, переплату в первую очередь направят на погашение таких долгов. А вернут все, что останется.

Необходимо отметить, что на практике органы пенсионного фонда могут отказать в возврате переплаты по одному фонду (например, пенсионному) при наличии задолженности в другой фонд (ФФОМС). Такая ситуация стала предметом судебного разбирательства. Суды, признавая правоту плательщика, указали, что «для возврата плательщику излишне уплаченных сумм страховых взносов в конкретный фонд необходимо наличие излишне уплаченной суммы страховых взносов, отсутствие задолженности по пени, штрафам, причитающейся именно тому же фонду, наличие заявления плательщика страховых взносов о возврате согласно установленной форме и соблюдение срока его подачи. Наличие задолженности по страховым взносам, подлежащим уплате в ПФР, не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку переплата образовалась по другому фонду» (постановление АС Уральского округа от 22.04.2015 № Ф09-2190/15).

Проведение сверки при рассмотрении фондом заявления о возврате также возможно, хотя она не является обязательной.

Принятие решения о возврате переплаты

Решение о возврате принимают в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления либо подписания акта сверки (если она была). По аналогии с зачетом, о принятом решении фонд должен сообщить в течение пяти рабочих дней.

Для возврата переплаты установлен жесткий срок. Он составляет один месяц с даты получения заявления (подписания акта сверки). Если деньги не будут возвращены в установленный законом срок, плательщику положены проценты. Их считают за каждый календарный день просрочки. Чтобы рассчитать проценты, надо умножить сумму переплаты на 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России. Это будут проценты за один день. Далее полученное число умножают на количество дней просрочки. Проценты исчисляются и уплачиваются по день фактического возврата денежных средств плательщику. С этой целью казначейство, фактически зачисляющее деньги на счет плательщика, должно уведомить фонд о дате и сумме возврата. При необходимости фонд должен направить в Казначейство поручение на доплату недостающей суммы процентов. Сделать это специалисты фонда должны в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о возврате.

Возврат излишне взысканных сумм

Нельзя не упомянуть и про излишне взысканные взносы.

Как правило, излишне взысканные - это незаконно взысканные деньги плательщика. Поэтому в этом случае Закон № 212-ФЗ устанавливает принципиально другие правила. Незаконно взысканные суммы подлежат возврату. Причем за весь период нахождения денег в бюджете фонда плательщику положены проценты со дня взыскания по день фактического возврата.

Реализовывать свое право на возврат излишне взысканных сумм необходимо активно. Для возврата инициативу должен проявить плательщик взносов, представив в орган контроля письменное заявление по установленной форме. При этом в заявлении обязательно нужно указывать на свое право получить проценты.

Судебная практика в этих случаях, безусловно, на стороне плательщиков (см., например, определения ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19788, ВАС РФ от 13.02.2014 № ВАС-287/14). При этом при расчете процентов суды указывают, что за день зачисления денежных средств на счет плательщика последнему также положены проценты (постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13).

Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в территориальный орган внебюджетного фонда в течение месяца со дня, когда узнали об излишнем взыскании. Формы заявлений есть в постановлении ПФР № 511п.

В случае пропуска месячного срока вернуть излишне взысканные взносы удастся только через суд. Подать иск фирма может в течение трех лет. Причем в этом случае трехлетний срок исчисляется с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. Этот момент не всегда совпадает с днем фактической уплаты.

Принять решение о возврате фонд должен в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления.

1 См. приказ Минтруда России от 22.12.2015 № 1109н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

У некоторых страхователей уже образовалась переплата по страховым взносам в 2017 году, а у кого-то ещё висит старая. Что можно предпринять? Рассказываем о правилах, которые действуют в 2017 году после передачи администрирования страховых взносов ведомству налоговиков.

Куда обращаться

Чтобы сделать возврат переплаты страховых взносов, в 2017 году надо обращаться не в Пенсионный фонд или Фонд соцстраха, а в налоговые инспекции (ст. 78 НК РФ).

В то же время, если рассчитываете на возврат переплаты по страховым взносам в ФСС в 2017 году (на травматизм), то надо по-прежнему обращаться в отделение этого фонда. Алгоритм возврата и зачета переплаты по этому виду взносов описан в статье 26.12 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Необходимо обращаться в ПФР и ФСС, если осталась переплата по страховым взносам за периоды до 01.01.2017. Её можно только вернуть. Это не касается взносов по травмам, за возвратом или зачётом которых надо по-прежнему обращаться в ФСС.

Не нужно задаваться вопросом, можно ли зачесть переплату по страховым взносам на травматизм. ФСС сделает это сам.

Порядок

Вопрос о том, как вернуть переплату по страховым взносам, сложностей вызывать не должен: алгоритм возврата такой же, как и для налогов.

Однако имейте в виду, что возврат переплаты по страховым взносам ПФР сделать не получится, если поступившие суммы Пенсионный фонд уже разнес по лицевым счетам застрахованных лиц в системе ОПС (новый п. 6.1 ст. 78 НК РФ).


Как и прежде, по общему правилу зачет переплаты страховых взносов в 2017 году происходит по соответствующему бюджету фонда в счет будущих отчислений данного взноса, а также долгов по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Многие интересуются, как зачесть переплату по страховым взносам одного вида в счёт других. А никак. Закон не позволяет делать этого. Поэтому строго по видам: пенсионные – к пенсионным, медицинские – к взносам на ОМС и так далее.

Также законодательством не предусмотрено, как зачесть переплату по страховым взносам в 2017 году, которая образовалась до 01.01.2017. Такого механизма нет. Её можно только вернуть.

Новые формы заявлений

Чтобы вернуть деньги, необходимо отправить в инспекцию заявительное письмо на возврат переплаты по страховым взносам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Это можно сделать:

  • в бумажном варианте;
  • электронно по ТКС с усиленной квалифицированной подписью;
  • через личный кабинет на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Чтобы исполнить заявление на возврат переплаты по взносам, закон даёт налоговикам ровно 1 месяц с момента его получения.

Кстати, с 31 марта 2017 года действует совершенно новый бланк заявления на возврат переплаты по страховым взносам. Он утвержден приказом Налоговой службы России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182.


Заметим, что для зачета переплаты по страховым взносам необходимо тоже использовать новый бланк, который утверждён тем же приказом ФНС:


Отметим, что по сравнению с прежними, внешне новые формы заявлений о зачёте и возврате теперь напоминают машиночитаемую налоговую декларацию. Так, похоже оформлены поля, а вверху страниц есть штрихкоды. Число страниц увеличено с одной до трёх.

Старые долги

Пенсионный фонд позаботился о тех, у кого была переплата страховых взносов в ПФР за периоды до 2017 года. Он советует подать заявление по следующей форме:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .